К.Драгунская, «Лекарство от послушности», 4 кл.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Открытый урок чтения в 4 классе начальной школы. Ознакомление детей с идейным смыслом сказки К.Драгунской «Лекарство от послушности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ход урока27.95 КБ
Office presentation icon Презентация406.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №81 п.Юловский

Паспорт урока

Учитель: Пасецкая Валентина Ивановна

Образование: высшее, Таганрогский Государственный Педагогический Институт

Стаж: 29 лет, I квалификационная категория

Класс: 4 «А»

Урок: литературное чтение

Тема урока: К.Драгунская, «Лекарство от послушности»

Цели урока:

  • познакомить детей с идейным смыслом сказки К.Драгунская «Лекарство от послушности»; произвести анализ данного произведения.

Задачи урока:

  1. Образовательные: познакомить с творчеством К.Драгунской; продолжить работу над совершенствованием  навыков чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью, выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом.
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление; умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев.
  3. Воспитательные: воспитывать нравственность через анализ содержания произведения; интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, взаимовыручку.

Оборудование: О.В. Кубасова. Любимые страницы. Учебник для 4 класса, портрет писательницы, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Тип урока: изучение нового материала

Структура урока:

  1. Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа по теме урока.
  4. Подведение итога.
  5. Домашнее задание.

Характеристика класса:

В классе 17 человек, 6-девочек, 11-мальчиков.

Имеют результаты: «5»-  , «4»-  , «3»-  ,

УО -100 %, УК -  %.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Ты улыбкой, как солнышком брызни

Выходя по  утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь!

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу и всем гостям. Посмотрите на них, познакомьтесь и на некоторое время забудем о них, потому что у нас все - таки урок. А значит, мы должны работать, трудиться.

- А чем же мы занимаемся на уроках чтения? Какие задачи ставим перед собой?

-( Учимся выразительно, бегло читать, рассуждать, развиваем речь, определяем главную мысль изучаемого произведения)

- Вот и сегодня на уроке чтения мы продолжим заниматься тем же.

  1. Проверка  домашнего задания.

Слайд 1

  1. Ш_та       _ _та ,   _ _ та      д _ _ та!                (Шита рита, тита дрита!

Ши _ _ нда _ _  ,    _ _ ванда!                Шивандала, шиванда!

Мы     ро _ но _ _       А _ бо _ _ та                Мы родного Айболита

Не      по _ _ нем     _ _ ког _ _!                Не покинем никогда!)

- Что за странный текст получился?

(Это песня белой мышки)

- Правильно! Давайте проверим домашнее задание.

1.Вы должны были подобрать или придумать мелодию к этой песенке. Я тоже придумала 2 мелодии и они мне обе нравятся, послушайте.

 Вариант 1: грустная

 Вариант 2: веселая

- Помогите мне выбрать. Какая мелодия подходит?

- Найдите в тексте подтверждение

( Поют дети)

2. Игра « Догоняй-ка» (читают выразительно отрывки)

3.- Внимание на экран. Поработаем с пословицами.

Слайд 2

Задание на интерактивной доске. Соедини начало и конец пословиц.

  • Сказка ложь, да в ней намек…                                …да не скоро дело делается.
  • Скоро сказка складывается…                                …не сядешь да не поедешь.
  • Не всякая водица для питья годиться…                        …не всякая сказка- людям указка.
  • Сказки не салазки…                                                …добрым молодцам урок!

Слайд 3

  • Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!
  • Скоро сказка складывается , да не скоро делается.
  • Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка – людям указка.
  • Сказки не салазки, не сядешь, да не поедешь.
  1. Объяснить смысл 1  пословицы.
  2. Прочитать как скороговорку.

- Ребята, а почему я выбрала эти пословицы? (Мы изучаем раздел «Что за прелесть эти сказки»)

III.Работа по теме урока.

- Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой. Прочитайте название сказки в учебнике

(«Лекарство от послушности»)

- Предположите, о чем эта сказка?

- Обратите внимание кто автор. Вас ничего не удивляет?

- автор В. Драгунский нам знаком. Какие его произведения вы читали?

Слайд 4

(Портрет К. Драгунской)

- А знаете ли вы, что в 1965 г у него родилась дочь Ксения. Именно Ксюша была первой слушательницей всех этих рассказов В.Драгунского. А когда выросла, тоже стала писательницей. Она пишет рассказы, сказки, пьесы, стихи, нелепицы о детях и для детей.

О необычности и забавности, которых говорят уже названия: «Вверх тормашками», «Огурцы и другие пирожные», «Все мальчишки дураки», «Целоваться запрещено» и др.

Эти рассказы о маленькой озорной девочке. И сейчас Дима и Лиза выступят в роли героев рассказа «Мальчик с ежами». А вы попробуйте отгадать характер самой писательницы.

- Каков характер К. Драгунской (озорная, веселая, с чувством юмора)

1.Словарная работа

- Прежде чем приступить к чтению новой сказки, давайте поработаем над трудными словами, которые нам встретятся в этом произведении.

Слайд 5  

  • Объясните значение слов

Сумерки –

Позапрошлый –

Ябедничать –

Выдумщик –

Слайд 6

Сумерки – полутьма

Позапрошлый – предшествующий прошлому

Ябедничать – наговаривать на кого то

Выдумщик – человек ловкий на выдумки, изобретательный

  • Читай внимательно (карточки). Работа в парах

Появляются – проявляются

Завести – занести

Набрал – надрал

Примерные – приметные

Превратился – прекратился

- Что заметили?

2.Чтение сказки  учителем и подготовленными учениками

- А теперь я и мои помощники прочитаем эту сказку, а вы внимательно слушайте и скажите, что в этой сказке правдиво, а что вымышлено?

3.Работа с текстом

а)Вопросы по содержанию сказки.

- Что же в этой сказки правдиво? А что вымышлено?

- О каком лекарстве говорится в сказке? Кто является лекарством?

-  По какому рецепту можно было получить гномика? Найдите в тексте и зачитайте этот рецепт.

- Почему Андрею Владимировичу не удалось завести гномика у себя дома?

( В домашних условиях лекарства готовить нельзя!) Где и люди какой профессии могут приготовить лекарства?

- Вернемся к сказке.

- Когда гномик появился на свет, какое у него было настроение?  

- Найди в тексте и прочти отношение  гномика к жизни. ( До чего же хорошо жить!)

- Расскажите, что происходило в санатории до появления гномика?

- Знал ли доктор Пяткин, как вылечить этих детей?

- О чем он мечтал?

- Что стало происходить в санатории после появления гномика?

                             б) Работа в парах ( карточки)

- Установите последовательность превращения гномика.

- Давайте проверим

Слайд 7

Гномик – котенок – мяч – художник- невидимка – гномик – дождь – еловая шишка

- Кто выполнил правильно? Кто ошибся?

                         в) Работа в группах.

                                     Слайд 8            

1 гр. Рассуждает над вопросом

- С какой целью гномик превратился в котёнка?

                       2 гр. – Почему превратился в мяч?

          3гр. –Что хотел привить гномик детям, превращаясь в художника?

 - Продолжаем работать с текстом.

 - Почему гномик превратил детей в лягушат?      

                                                     Физминутка.

                       На болоте 2 лягушки

                       2 зелёные подружки

                       Утром рано просыпались,  

                       Полотенцем растирались,

                       Вправо, влево наклонялись  

                       И обратно возвращались.

                       Вот здоровье в чем секрет,        

                       Всем друзьям физкульт -  привет!    

   

                   -  Продолжаем работать над текстом.

                   -  Вспомните какие были дети в начале сказки и давайте сравним какими они стали в конце всех событий.                                                                                                                                                                                                                                                            

        -значит удалось гномику вылечить детей?

        А вот интересно, каким вы представляете гнома?

        г) Проектная работа. Работа в группах.

        (Задание на карточках).

        - Задание у каждой группы своё, но цель одна: одеть гномика, подобрать вещи, предметы, которые подходят ему. Своё решение доказать.

        д)- Продолжаем работать в группах. Синквейн. « Гномик»

IV . Итог урока.

        -Если бы вдруг сегодня встретили К. Драгунскую, чтобы вы ей сказали?

        -Что помогла нам понять сказка?

        - Как вы понимаете слова гномика « До чего же жить хорошо!»?

        -Можно ли эти слова взять девизом жизни?

        - Чтобы не случилось, надо жить и радоваться каждому дню!

        Мне так хочется, чтобы в душе у вас всегда светило солнышко!!!!

        И эти солнышки я вам дарю! ( каждому на грудь прикрепить солнышко).

  1. Д/З стр.149-155, вопросы.  

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема. К. Драгунская «Лекарство от послушности»

Слайд 2

Расшифровать запись : Ш_та _ _та, _ _та др_та! Ши_ _нда_ _, _ _ванда! Мы ро_но_ _ А_бо_ _та! Не по_ _нем _ _когда!

Слайд 3

Шита рита, тита дрита! Шивандала, шиванда! Мы родного Айболита! Не покинем никогда!

Слайд 4

Соедини начало и конец пословицы: Сказка- ложь, да в ней намек… Скоро сказка складывается… Не всякая водица для питья годится,… Сказки- не салазки… да не скоро дело делается. не сядешь, да не поедешь. не всякая сказка людям- указка. добрым молодцам урок.

Слайд 5

Сказка- ложь, да в ней намек Добрым молодцам урок. Скоро сказка складывается Да не скоро дело делается. Не всякая водица для питья годится Не всякая сказка людям указка. Сказки- не салазки Не сядешь, да не поедешь.

Слайд 6

Ксения Драгунская

Слайд 7

Словарная работа Объясни значение слов: Сумерки- полутьма; Позапрошлый- предшествующий прошлому; Ябедничать- наговаривать на кого-то; Выдумщик- фантазер, изобретательный человек.

Слайд 8

невидимка

Слайд 9

Закончи предложение Гномик превратился в котёнка для того, чтобы… Гномик превратился в мяч для того, чтобы… Превращаясь в художника, гномик хотел привить детям… прививать детям любовь к животным и заботу о них. дети играли в подвижные игры, были здоровыми и крепкими. любовь к искусству.

Слайд 10

Слайд 11

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для учащихся начальных классов "Послушный пешеход".

Вопросы по ПДД для учащихся начальной школы....

Воспитание детей: превращение упрямца в послушного и диспиплинированного ребенка

Несколько советов, которые помогут родителям и ученикам в воспитании гиперактивных детей....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ «Послушные пальчики»

Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:Преемственность дошкольного и школьного образования.Цели:Необходимо выровнять возможности первоклассников.Задачи:• выявление и развитие у учени...

"Итоговое изложение по вопросам и опорным словам "Послушный дождик"

Конспект урока в цикле "Развития речи"  поможет продиагностировать умение писать изложение по вопросам и опорным словам....

" Послушный ли я ?"

В игровой форме. Можно использовать в любом классе начальной школы....

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Художественное творчество: послушная глина»

Программа внеурочной деятельностимладших школьниковпо общекультурному, художественно-эстетическому направлению,определенному Федеральным государственным образовательным стандартомначального общего обр...

Рекомендации для родителей "Как сделать ребенка послушным"

Как сделать ребенка послушнымВашему ребенку словно нравится постоянно вам перечить во всем? Он не хочет есть, делает вид, что не слышит, когда вы просите его убрать игрушки на место и, словно назло, н...