Аксаков "Аленький цветочек"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; закреплять умения работать над деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
4 класс УМК «Школа России»
Тема: С. Т. Аксаков
«Аленький цветочек»
Автор: Рожнова Лариса Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ№1 г.Крымска ,
Краснодарского края
Г.Крымск -2014г..
Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; закреплять умения работать над деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление, воображение.
Тип урока: закрепление
Задачи:
- Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
- Учить анализировать поступки героев;
- Развивать мышление, воображение;
- Учить видеть позицию автора.
Оборудование:
Учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка, Толковый словарь.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Здравствуйте.
- Урок начнем с улыбки! Подарите друг другу и мне улыбки. Улыбка так украшает нашу жизнь. (слайд № 1)
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока.
-На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз?
- Что это? (венец, зеркало)
- Чего не хватает?
- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)
- Как думаете, чем будем заниматься на уроке?
- Кто написал сказку? Для кого С.Аксаков написал сказку? (для внучки)
- Его внучка очень любила сказки. А вы любите сказки? Почему?(мудрые…)
- Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”» (слайд № 2)
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки.
Вопросы:
- Сколько дочерей было у купца?
- Куда собирался уезжать купец?
- Какие гостинцы просили привезти его дочери?
- Где увидел отец цветок?
- Как купец понял, что это именно тот цветок?
- Что случилось, когда он сорвал цветок?
- Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?
- Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей дочерью?
- Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сёстрами?
- Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?
- Чем закончилась сказка?
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.
3. Работа в парах.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
- Нашел купец подарки для старших сестер.
- Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
- Жил купец и было у него три дочери.
- Младшая дочь у зверя лесного.
- Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
- Купец встретился со зверем лесным.
- Превращение зверя в принца.
- Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.
Проверка по образцу. (слайд № 3)
- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?
- Молодцы.
4. Физминутка. (слайд № 4)
5. Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
-Повторим правила работы в группе! (слайд № 5)
- Распределите роли в группе.
- Внимательно прочитайте задание.
- При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4. Не перебивай говорящего.
1 группа. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
2. Вспомните пословицы о честности.
2 группа. Задание:
1. Чтение по ролям
(С. 202) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов (С.203) …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
- Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?
3 группа. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?
4 группа. Задание:
1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится это иллюстрация. (прочитайте)
2. Как вы считаете какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему? (Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает! Скромность всякому к лицу.)
6. Выступление групп (слайд № 6)
1 группа (на доске запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2 группа (слайд № 7)
(на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.
- А вы могли бы так поступить?
3 группа(слайд № 8)
(на доске запись - доброта)
- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.
4 группа (слайд № 9)
(на доске запись – любовь)
7. Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
- Давайте вспомним проблему
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
8. Просмотр видеоролика (5 мин) к сказке. (слайд №10)
9. Рефлексия. Итог урока.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?
Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.
У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.
- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.
- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
( Читаю надписи)
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.
Домашнее задание: пересказ сказки, по желанию нарисовать иллюстрации.
Спасибо за работу на уроке. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление снежинки ( цветочка)
В презентации показано пошаговое изготовление изделия....
Литературная викторина С. Аксаков "Аленький цветочек"
Литературная викторина....
Презентация С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"
Презентация может использоваться при изучении сказки Акксакова "Аленький цветочек"...
Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"
В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...
Кроссворд по произведению Аксакова С.Т. «Аленький цветочек»
Крссворд для внеклассного чтения 2 класс...
Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
1. Познакомить с творчеством С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...
Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
1. Познакомить с творчеством С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...