Аксаков "Аленький цветочек"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Рожнова Лариса Ивановна

 

Продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей;   закреплять умения работать над деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Урок литературного чтения

4 класс УМК «Школа России»

Тема: С. Т. Аксаков

 «Аленький цветочек»

Автор: Рожнова Лариса Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ№1 г.Крымска ,
Краснодарского края

Г.Крымск -2014г..

Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей;   закреплять умения работать над деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление, воображение.

Тип урока: закрепление

 Задачи:

  • Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
  • Учить анализировать поступки героев;
  • Развивать мышление, воображение;
  • Учить видеть позицию автора.

Оборудование:

 Учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова);  портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец,  аленький цветочек, шкатулка, Толковый словарь.

Ход урока:

1.   Организационный  момент. Психологический настрой учащихся. 

- Здравствуйте.

- Урок начнем с улыбки! Подарите  друг другу и мне улыбки. Улыбка так украшает нашу жизнь. (слайд № 1)

2.Актуализация знаний учащихся.  Сообщение темы, постановка целей урока.

-На урок я пришла не с пустыми руками.

- У меня сюрприз?

- Что это? (венец, зеркало)  

- Чего не хватает?  

- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)

- Как думаете, чем будем заниматься  на уроке?

- Кто написал сказку? Для кого С.Аксаков написал сказку? (для внучки)

- Его внучка очень любила сказки. А вы любите сказки? Почему?(мудрые…)

- Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям  С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”» (слайд № 2)

- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки.

Вопросы:

  • Сколько дочерей было у купца?
  • Куда собирался уезжать купец?
  • Какие гостинцы просили привезти его дочери?
  • Где увидел отец цветок?
  • Как купец понял, что это именно тот  цветок?
  • Что случилось, когда он сорвал цветок?
  •  Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?
  • Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей дочерью?
  • Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сёстрами?
  • Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?
  • Чем закончилась сказка?

- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.

3. Работа в парах.

-Нужно  восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

  • Нашел купец подарки для старших сестер.
  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  • Жил купец и было у него три дочери.
  • Младшая дочь у зверя лесного.
  • Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
  • Купец встретился со зверем лесным.
  • Превращение зверя в принца.
  • Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.

 Проверка по образцу. (слайд № 3)

- Поднимите руку,  кто выполнил так, как я?

- Молодцы.

4. Физминутка. (слайд № 4)

5. Работа в группах.

- Давайте  вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания,  сделает вывод:  Какой урок мудрости  преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.

 

-Повторим правила работы в группе! (слайд № 5)

  1. Распределите  роли в группе.
  2. Внимательно   прочитайте задание.
  3. При  обсуждении задания  выслушивайте   мнение  каждого.

     4.  Не перебивай говорящего.

1 группа. Задание:

1.  Назовите  главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.

2. Вспомните пословицы о честности.

2 группа. Задание:

1. Чтение по ролям

(С. 202)  Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец….      До слов (С.203)     …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

  1. Легко ли младшей дочери  было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?  

 

 3 группа. Задание:

1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка

2. Какими положительными  качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?  

   4 группа.  Задание:

  1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится это иллюстрация.   (прочитайте)

   2. Как вы считаете какая пословица подходит к этому  эпизоду сказки? Почему? (Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает!  Скромность  всякому к лицу.)

6. Выступление групп (слайд № 6)

1 группа (на доске запись - честность)

- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?

2 группа (слайд № 7)

 (на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.

- А вы могли бы так поступить?

3 группа(слайд № 8)

 (на доске запись - доброта)

- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.

4 группа (слайд № 9)

(на доске запись – любовь)

 7. Подведение итогов.

- Хорошо поработали в группах

- Давайте вспомним проблему

- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?

На доске запись

Какие уроки мудрости преподает читателям  С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”

Честность

Самопожертвование

 Доброта

Любовь

8. Просмотр видеоролика (5 мин) к сказке. (слайд №10)

9. Рефлексия.  Итог урока.

- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.

 Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?

 Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.

 У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них,  чему вас научила сказка.

-  Прикрепите   свои лепестки к стебельку на доске.

- Ой,  какой красивый аленький  цветочек  получился, да еще и мудрый!

( Читаю надписи)

       Аленький цветочек – символ настоящей любви.  Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

      Я желаю, чтобы   вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.

Домашнее задание: пересказ  сказки, по  желанию нарисовать иллюстрации.

Спасибо за  работу на уроке. Выставление оценок.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление снежинки ( цветочка)

В презентации показано пошаговое изготовление изделия....

Презентация С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"

Презентация может использоваться при изучении сказки Акксакова "Аленький цветочек"...

Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"

В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...

Кроссворд по произведению Аксакова С.Т. «Аленький цветочек»

Крссворд для внеклассного чтения  2 класс...

Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»

1. Познакомить с творчеством  С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...

Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»

1. Познакомить с творчеством  С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...