Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Данный материал содержит конспект урока с применением различных технологий работы на уроке.На уроке используется идея конвергенции традиционных и инновационных методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu_vo_2_klasse_2015.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов филиала МБОУ Устьинской СОШ начальной школы-детского сада: Трегубова Надежда Николаевна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Учебно-методический комплекс: «Перспектива»
Тема «Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»
Цель: анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится.
Задачи : формирование у детей навыков осознанного чтения;
формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов, расширение лексических знаний о слове;
расширить знания об окружающем мире; воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.
Решаемые проблемы: - раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;
- учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);
- воспитывать любовь к родной природе.
Понятия: «Лирический герой», «образ», настроение, тема произведения, средства художественной выразительности, рифма.
Формируемые УУД: Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.
Планируемый результаты: Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Строить монологическое высказывание, используя математические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Определять взаимосвязь между действиями умножения и деления и обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Ресурсы: Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (авторы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А.);проектор, ноутбук, презентация; листы с заданиями для учащихся, пеналы.
Ход урока
Орг. момент
I. Самоопределение к деятельности
Задача: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений, активизирующих мыслительную деятельность.
(3 минуты)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Улыбнемся гостям.
- Вспомним девиз наших уроков.
(вывешивается на доску: «Хотим всё знать!») СЛАЙД 1
- Молодцы! Теперь у вас всё обязательно получится! Тихонько садитесь!
- Для того, чтобы настроиться на работу, выполним упражнения, которые помогут нам лучше думать. («Точечный массаж», «Вертикальный и горизонтальный массажи ушей)
Дыхание.
Речевая разминка.
Чистоговорки
На – на – на – к нам идёт весна.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Ка – ка – ка – разлилась наша река.
Ель – ель – ель – с крыши капает капель.
Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи.
II. Актуализация знаний
Задача: повторение изученного материала.
(3 минут)
-Скажите, пожалуйста, произведения какого раздела мы начали изучать на прошлых уроках? («Весна! Весна! И всё ей радо!»)
- А какие именно произведения мы изучаем в этом разделе?
- Скажите, а как стихотворения называются ещё? (поэзия)
-А как называются люди, которые пишут стихотворения? (поэты)
- Подумайте, а для чего нам нужны стихотворения?
- А как нужно читать стихотворения? (вдумчиво)
-Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. Поэзия – это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре С.И.Ожегова даётся два значения этого слова. (Учитель предлагает найти значения в словаре.Читают дети). Первое: «Поэзия – это стихи, произведения, написанные стихами», и второе: «Поэзия – это красота и прелесть чего – либо».
- Какие изменения, происходящие в природе, вы заметили?
- Мы заметили, что появились сосульки, стало теплее, солнце светит ярче. День становится длиннее, а ночь – короче.
-О чем это говорит?
-Это говорит о том, что наступила весна.
-Какое домашнее задание вы должны были выполнить ?
- Прочитайте тексты на тему весны, которые вы сочинили дома. (Дети читают свои тексты)
III. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока.
Задача: формулирование учащимися темы и цели урока.
(5 минут)
- А вот для того, чтобы определит, о чем будет стихотворение, которое мы будем читать сегодня, я вам предлагаю отгадать загадки.
1. Кто, угадай-ка, седая хозяйка:
Тряхнёт перинки - над миром пушинки? СЛАЙД 2
2. Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт. СЛАЙД 3
-О чем же стихотворение?(О весне и зиме)
-А сейчас я предлагаю вам прослушать два небольших музыкальных произведения П.И. Чайковского «Март» и «Апрель». Закройте глаза.
(Звучит запись произведений П. И. Чайковского «Март» и «Апрель».)
-Какие картины возникли в вашем воображении при прослушивании первого произведения?
-При прослушивании первого произведения – «Март» - грустные,
печальные.
-Почему грустные?
-Потому что в марте ещё лежит снег, и бывают морозы.
-А какие картины возникли при прослушивании второго произведения?
-При прослушивании второго – «Апрель» - радостные, светлые.
-А почему теперь радостные?
-Потому что в апреле уже растаял снег, птицы прилетели. И у людей радостное настроение.
-При помощи чего композитору удалось передать настроение природы?
-Композитору удалось передать настроение через музыкальные звуки.
-Совершенно верно.
-Вспомните, как передаёт художник настроение природы.
-Художник передаёт настроение при помощи кисти и красок.
-Для того, что бы передать настроение, художник использует целую палитру красок. Посмотрите, какими красками изобразил начало весны художник И.Левитан.
(Учитель демонстрирует ученикам репродукцию И.Левитана «Март») СЛАЙД 4
-Весну любили не только композиторы и художники, но и кто, как вы думаете?
-Весну любили и поэты.
-Любил весну и замечательный поэт Ф. И. Тютчев. (учитель демонстрирует ученикам портрет поэта)
IVЗнакомство с биографией писателя.
(5 минут)
Задача: знакомство с биографией писателя.
Ф. И. Тютчев СЛАЙД 5 был современником А. С. Пушкина. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.
- Прочитайте название стихотворения Тютчева. (с.51) Можно по названию определить о чём это стихотворение?
- Да. Можно по названию определить. Это стихотворение о зиме.
или
-Мы не можем по названию определить смысл стихотворения.
Учитель фиксирует затруднение. Мнения разные.
-Поставьте цель? Назовите тему. СЛАЙД 6
-Познакомиться с произведением Тютчева, научиться выразительно читать..
V. Работа со стихотворением.
Задача: анализ лирического произведения
(25 минут)
- Перед тем, как приступить к прочтению нового стихотворения, я предлагаю вам посмотреть на доску и ознакомиться с теми вопросами, на которые мы с вами должны ответить в конце урока. СЛАЙД 7
Я прочитал стихотворение ____________________ .
В этом стихотворении автор показал ____________.
Поэт сумел передать______________ настроение.
Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что __________________________ .
Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________.
– Замечательный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев в одном из стихотворений писал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык...
– Послушайте другое стихотворение этого поэта, в котором он удивительно ярко нарисовал картину прихода весны. - А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Но вот беда – пока я печатала – значения слов поменялись местами. Ваша задача – соединить слово и его значение в паре. Начали.
СЛАЙД 8 Карточка №1.
хлопочет звон церковных колоколов в
особых торжественных случаях
взбесилась вопреки
наперекор очень сильно разозлилась
трезвон еще больше
пуще заниматься чем-то очень усердно
Проверим. СЛАЙД 9
Кто из вас без ошибок сделал это задание? Какое слово вызвало затруднение?
- А вот теперь закрыли глазки, и представляем то, о чём говориться в стихотворении.
Первичное чтение стихотворения учителем.
-О чём в своём стихотворении рассказал нам автор?
-Автор рассказал нам о борьбе Зимы с Весной.
-В этом произведении два образа – два настроения. Скажите, на чьей стороне автор? Что ему больше нравиться?
-Поэту больше нравится Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.
-Какие картины представили?
-В стихотворении поэт рисует первое пробуждение природы. Перелом от зимы к весне, происходит столкновение времён года, мы видим картину наступления весны.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
1)Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.
Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.
Медведь в берлоге.
Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
Повторное чтение и анализ (стр. 51 учебника)
- Прочитаем еще раз стихотворение, понаблюдаем за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов и подготовимся к выразительному чтению.
(Дети сначала читают стихотворение, затем делят его на части.)
-На сколько частей можно разделить это стихотворение?
-Это стихотворение можно разделить на пять частей.
Самостоятельная работа. Чтение-разведка. В группах.
1 в. Найдите слова, характеризующие зиму.
2 в. Найдите слова, характеризующие весну .
|
-Что вы заметили? ( Какие слова ласковые или недоброжелательные, автор использует при описании действий Весны, Зимы).
-С какой буквы написаны слова зима и весна?
-В образе кого предстают перед нами зима и весна?
-Человека. Поэт оживил времена года перенес свойства и признаки живых существ на неодушевленные предметы.
-Какое средство выразительности применил Тютчев?
-Олицетворение
-Согласны вы с тем, что действия зимы и весны противопоставляются друг-другу?
Анализ текста. 1 часть.
Учитель. Прочитайте выразительно первую часть стихотворения и ответьте,
почему злится Зима.
Дети. Зима злится, потому что прошла её пора.
Учитель. Каким другим словом можно заменить слово «недаром»?
Дети. Можно заменить словами «не зря», «не напрасно».
Учитель. Как вы понимаете две последние строчки этой части?
Дети. Это значит, что весна уже близко, скоро наступит.
Учитель. Какие слова по – вашему, являются главными в этой части?
2 часть.
Учитель. Теперь прочитайте вторую часть и ответьте, о каких
признаках весенней природы можно сказать словами автора.
Дети. Всё засуетилось, жаворонки в небе…
Учитель. А как вы понимаете смысл слов «всё засуетилось»?
Дети. Это значит, что всё оживает, движется, тает.
Учитель. Значит, каким должен быть темп чтения этой части?
Дети. Быстрый, передающий движение.
Учитель. Какие слова здесь главные?
Учитель. Теперь прочитайте выразительно вслух вторую часть, обратите
внимание на темп чтения.
3 часть.
Учитель. Прочитайте самостоятельно третью часть и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.
Дети. Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит.
Учитель. Какие слова здесь главные?
Дети. Эти слова и являются здесь главными.
Учитель. А как шумит Весна?
Дети. Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком.
Учитель. А как понять слово «пуще»?
Дети. Пуще, значит, сильнее.
Учитель. Прочитайте выразительно вслух эту часть стихотворения.
4 часть.
Учитель. Прочитайте четвёртую часть и выберите из текста слова,
доказывающие, что Зима так просто не уходит.
Дети. Зима взбесилась.
Учитель. Слова «взбесилась», «пустила», «убегая» являются основными в
данной части. А как называет поэт Зиму?
Дети. Поэт называет Зиму «ведьмой злой».
Учитель. А как называет Весну?
Дети. А Весну называет – «прекрасное дитя».
Учитель. Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима.
Дети. Она посылает метель на землю. Зима воюет, дует холодом, сыплет
колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег, а потом опять голубое небо.
Учитель. Прочитайте выразительно вслух эту часть стихотворения, передайте отношение автора к Зиме и Весне.
5 часть.
Учитель. Прочитайте последнюю часть и ответьте на вопрос: как Весна
отреагировала на проказы Зимы?
Дети. Весна не переживает и не обращает внимания.
Учитель. В стихотворении есть слово «умылася» - это в данном случае
свойственно автору. А как бы сказали грамотно мы?
Дети. Надо говорить «умылась».
Учитель. Итак, при выразительном чтении этого стихотворения, какие слова
надо выделить голосом?
Дети. Нужно выделять голосом главные слова, те, которые мы подчеркнули.
Учитель. А как понять слово «наперекор»?
Дети. Наперекор, это значит, назло.
Учитель. Прочитайте вслух последнюю часть, изображая голосом, что Весна
не унывает.
(Дети выполняют задание.)
Учитель. А теперь, прочитайте выразительно всё стихотворение вслух. Каким тоном надо его читать?
Дети. Это стихотворение нужно читать бодро.
Учитель. Почему?
Дети. Потому что Весна побеждает.
Выразительное чтение стихотворения.
– Приготовьтесь к выразительному чтению в парах. Не забудьте голосом передать характер главных героев – Зимы и Весны.(Учащиеся читают стихотворение по четверостишью.)
7. Выразительное чтение от лица героев.
– А теперь отгадайте две загадки:
Зимой я сплю, | Слепили меня зимой, |
– Какое настроение весной у Снеговика? А у Ручейка?
– А теперь потренируйтесь в парах прочитать стихотворение И.Ф.Тютчева от имени Ручейка, Снеговика. Договоритесь, кто из вас будет Снеговиком, а кто ручейком. Затем поменяйтесь ролями.
- А теперь попробуем прочитать от лица Зимы и Весны.
Учитель. Скажите, похоже это стихотворение на сказку?
Дети. Да.
Учитель. Почему?
Дети. Потому что, Зима и Весна – как живые существа.
Рисование Зимы и Весны .
– Сейчас вы будете настоящими художниками и изобразите главных героев произведения (закончите рисунок), так, как представляете их себе.
-У каждого из вас сложилось свое представление о том, что должно быть изображено, а закончите вы эту работу дома.
-Какой вы представили Весну?
-Весна – это красивая девушка. Она румяная, весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы. Весна хохочет и зовёт с собой птиц, машет им руками.
-А какой вы представили Зиму?
-Зима - злая «ведьма», старая и некрасивая. Она летит по небу, её
Белое платье развевается. И там, где она пролетает, - снег, метель. Вот – вот налетит на Весну.
-Почему мы представляем весну в образе молодой девушки?
-Начинает пробуждаться от зимнего сна природа.
-А зиму – в образе старушки?
-Зима подходит к концу, жить ей осталось недолго.
-А как вы относитесь к зиме?
- Хорошо.
-Правильно, ведь и Зима была по – своему хороша. Вспомните, у
Пушкина: «Мороз и солнце! День чудесный!» Или: «…И вот сама идёт волшебница зима!»
«Всему своё время», - говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье.
Инсценирование .
-Ребята, в тексте стихотворения совсем нет слов , которые говорит Весна и Зима.Попробуем представить себе как произошла эта встреча.
VI. Рефлексия
Задача:
осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности.
- минуты)
-Наш урок подошёл к концу. Теперь давайте ответим на вопросы!
СЛАЙД 8
Я прочитал стихотворение ____________________ .
В этом стихотворении автор показал ____________.
Поэт сумел передать______________ настроение.
Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что __________________________ .
Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________.
СЛАЙД 9
- Скажите, кто доволен своей работой на уроке? Кто нет? Достигли мы своей цели? Почему?
Оцените свою работу на уроке. У каждого на столе лежит первый весенний листочек. Если на уроке вам было интересно и вы всё поняли, то раскрасьте листочек в зелёный цвет. Если на уроке было интересно, но у вас остались вопросы, то в жёлтый. Если было не интересно и вы ничего не поняли, то в красный.
VII. Оценивание. Запись домашнего задания.
Выучить стихотворение. Закончить рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....
Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....