2.5. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 28 - 41
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Волкова Наталья Евгеньевна

2.5. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение  2 класс 28 - 41

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 28
СЕКРЕТЫ ЧАЙНОГО ДОМИКА. ХОККУ

Цели: учить представлять картины природы; дать представление о «секрете любования».

Ход урока

I. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп чтения:

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

II. Изучение нового материала.

Учитель читает интригу (рассказывает близко к тексту).

– Что такое Чайный домик? Чайный домик в Японии как маленький индивидуальный храм: место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Он пустой. Хозяин и гости сидят на полу – на циновках из соломы – татами. Очаг установлен в центре. Украшением служит лишь ваза или свиток. В Чайном домике проводится чайная церемония – определенный ритуал, когда готовится зеленый чай (хозяин взбивает измельченный в порошок зеленый чай с кипятком специальным веничком, разливает по чашкам, раздает друзьям). Чашки, как правило, глиняные и у каждой своя форма, иногда с заливкой глазурью, иногда с росписью. Раньше специальные чашки для чайной церемонии изготавливались известными мастерами, и мастера чайной церемонии гордились тем, что у них есть какие-то особые, ценные, чашки. Но ценность чашки понималась не в современном смысле слова: важно было обнаружить природные свойства глины, рассмотреть естественный затек глазури, полюбоваться рукотворностью чашки – специально спланированной неправильностью ее формы и т. д. На чайной церемонии принято рассматривать свою чашку, пить чай крошечными глоточками, читать стихи, поддерживать неторопливую беседу, рассматривать вазу или свиток, которые помещаются в специальную нишу. Ваза часто бамбуковая или глиняная. В ней – веточка, или цветок, или прутик – для рассматривания. И вазу, и свиток хозяин тщательно подбирает для конкретной чайной церемонии – в зависимости от того, какой теме он решил ее посвятить. Разговором, который всегда носит философско-поэтический характер, руководит хозяин. Мастерство разговора состоит в том, чтобы все компоненты церемонии: чашки, свиток (или ваза), читаемые стихи, задаваемые вопросы, получаемые ответы – все складывалось в единую духовную ткань, проникнутую общим поэтическим смыслом. Кроме мастерства хозяина (а были и профессиональные мастера чайной церемонии), на чайной церемонии очень ценится мастерство гостя (его способность, рассматривая чашку, породить какое-нибудь точное и редкое сравнение; рассматривая свиток или росток бамбука в вазе, сделать какое-нибудь тонкое замечание, которое поддержит тему разговора и позволит открыть в ней новый аспект. (Конечно, все это знать школьнику не нужно, но учитель должен это представлять.)

Что касается уроков любования, которые являются обязательными для японских школьников, то они носят традиционный характер и связаны с общенациональными праздниками любования (весной – цветением дикой вишни – сакуры, осенью – кленами). Истоком этого является древнейшее поклонение тотемным деревьям, то есть тем деревьям, от которых, считается, произошел данный народ.

Мальвина перечисляет все то, чем реально любуются в Японии и что нашло отражение в классической японской поэзии. Поэтические японские сборники трехстиший (хокку, или хайку) часто строятся по сезонному принципу, а внутри сезона уже можно почитать стихи про пион или хризантему, про вишню или клены. Причем у каждого крупного мастера хокку обязательно есть стихи практически про все предметы любования (снег, пион, хризантему, вишню, клен и т. д.).

Учитель читает хокку. Беседа по вопросам после чтения.

– Представьте сначала уголок природы безлунной ночью.

– А теперь представьте этот же уголок, но ярко освещенный луной. (Задания направлены на создание такого контраста, который поможет понять, о каком празднике идет речь.)

– Луна одинаково щедро освещает и деревья, и кусты, и цветы, и травинки: никто не обделен ее вниманием и ее подарками – все принимают участие в ее световом празднике. Какое дерево оберегают в поселке Мирном? Значит, у народов мира – единый круг ценностей: в России так же любят и ценят природу, как в Японии. Чем пришлось любоваться вам? Есть ли у вас любимые животные?

III. Итог урока.

– Какие стихи в Японии называются хокку? Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. УМК Перспективная начальная школа. ФГОС.

Поурочные разработки по литературному чтению в 1 классе. УМК Перспективная начальная школа. ФГОС, Система уроков по учебнику Н.А. Чураковой....

Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс УМК "Перспектива"

Помощь учителю на уроках литературного чтения в 3 классе...

2.9.6. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 130 - 136

2.9.6. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение  2 класс 130 - 136...

2.9.5. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 120 - 129

2.9.5. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение  2 класс 120 - 129...

2.9.4. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 112 - 119

2.9.4. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение  2 класс 112 - 119...

2.9.3. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 103 - 111

2.9.3. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение  2 класс 103 - 111...

2.9.2. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 96 - 102

2.9.2. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение  2 класс 96 - 102...