2.1. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 1 - 8
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Волкова Наталья Евгеньевна

2.1. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 1 - 8

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1
ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ УЧЕНОГО КОТА.
ВСТУПЛЕНИЕ К ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Цели: рассмотреть названия и авторов литературных произведений; учить ориентироваться по содержанию учебника, работать с дополнительной литературой; повторить имена русских классиков; ввести понятие «иллюстрация»; дать представление о вступлении как первой части в большом стихотворении (поэме).

Ход урока

I. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, постепенно наращивая темп чтения:

Три скороговорки прокатились с горки.

II. Изучение нового материала.

Учитель читает текст учебника (внешняя интрига), делая акценты на местах, которые понадобятся для обсуждения.

– Рассмотрите картинку с обложками книг. Что общего в книгах, которые рассматривают Маша и Миша? (Это сказки.) Маша взяла с полок сборники  народных  сказок,  а  Миша – сказки,  у  которых  есть  авторы.

Текст учебника читает учитель.

– Найдите  страницу  с  содержанием.  Уточните  название  сказки
А. С. Пушкина о рыбаке и рыбке. Какие сказки поэта знаете?

– Рассмотрите картинку художника Васильева. К какой сказке она нарисована? Объясните значение слова «иллюстрация».

Учитель читает стихотворение «У лукоморья…».

– На иллюстрации действительно изображен дуб? Создана ли атмосфера сказочного леса (густого, заросшего, непроходимого)? Найдите фигуру кота, который лежит на цепи и читает сказки. Видите ли вы филина, птицу Сирин на ветке, Бабу Ягу с метлой, избушку на курьих ножках, изображение Пушкина, который сидит с русалкой на дереве? Появилось ли у вас ощущение, что сучья деревьев, словно руки, могут схватить путника в свои объятия и не выпустить?

Повторное чтение текста.

– Действительно ли Пушкин знал много русских сказок? Сумеете это доказать? (Читает 2-ю часть «Вступления» «Там чудеса…». Учащиеся называют сказочные сюжеты с действием избушки на курьих ножках, Бабы Яги, Василисы Прекрасной и Серого Волка, Кощея Бессмертного.) А другие сюжеты «сказки», которые упоминает Пушкин, знаете? Кто в сказках говорит: «Чу, русским духом пахнет»? (Баба Яга.) Как они звучат в стихотворении? Найдите эти строки и прочитайте. Существует ли на самом деле лукоморье или это «сказочная территория»?

– Рассказ в произведении может вестись от любого лица – девочки, мальчика, кошки, собачки. Иногда поэтесса пишет от лица мальчика, а поэт – от лица девочки. Кто говорит эти слова – сам Пушкин или его герой, который ведет рассказ? Авторская сказка невозможна без народной. Встречались ли вам в сказках слова, похожие на эти: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»? Почему в рот не попало? Рассказчик побывал в чудесном, волшебном, сказочном мире, он попал туда из обыкновенного земного измерения и не может там стать своим: не может пить сказочные напитки, есть сказочную еду – он может быть только наблюдателем.

Учитель может это объяснить, используя образ зеркала.

– Волшебный мир – изнаночный мир – это то же, что зазеркалье. В зеркале каждый может видеть все, что стоит на столе, но можно ли, протянув руку, что-то взять там, в зазеркалье, выпить там, в зазеркалье? Нет! Можно только наблюдать.

– Кот ученый умеет только сказки рассказывать? Найдите ответ в тексте. (Читают 5-ю и 6-ю строки.) А герою Пушкина кто рассказывает сказки или поет песни? Найдите ответ в тексте. (Читают последнюю строку.) Заметили, куда идет кот, когда он «песнь заводит»? А куда идет кот, когда «сказки говорит»? Прочтите плакат Летучей Мыши. (Обнаруживаем завораживающий таинственный ритм поэтического текста, в который вплетается «там-там».)

Учитель читает действие интриги.

– Почему вы любите праздники? Что, по-вашему, является в жизни самым важным и ценным?

– Кого  еще  из  мира  природы  люди  с  древних  времен считали своими предками? В древности люди считали своими прародителями сначала животных (в те самые далекие времена, когда они добывали себе пищу охотой), а немного позже – и деревья, и растения. Славяне (а также кельты, германцы) своим первопредком считали медведя. Народы Севера – оленя. Некоторые народы Африки – крокодила и кита. Народы Древнего Египта – орла и змею. Индейцы древней Мексики – орла, волка (койота), черепаху. Народы Китая – зайца. И так далее.

Таких животных и растений-прародителей в научном мире называют тотемами. Тотем – слово из языка индейцев, которое означает «его род», то есть родич, прародитель. На Руси тотемными деревьями, кроме дуба, считались все деревья, которые участвовали в свадебной или похоронной обрядовой практике. Это береза, рябина. Дурным тотемом считалась осина (осиновый кол – для борьбы с оборотнями). Поскольку новогодняя елка (сосна) в европейских странах и в России участвует в праздновании Нового года, ее тоже можно считать более поздним вариантом такого тотемного дерева (просто елка стала участвовать в обрядовой практике в те времена, когда люди уже вышли из состояния первобытной древности, стали цивилизованными). Естественно, что у других народов свои тотемные деревья. В Древней Греции это кипарис, сосна, лавр. У японцев – дикая вишня – сакура и клен. Где-то это баобаб и т. д.

III. Итог урока.

– С каким произведением познакомились? Кто автор? Что вам понравилось? Что больше всего запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. УМК Перспективная начальная школа. ФГОС.

Поурочные разработки по литературному чтению в 1 классе. УМК Перспективная начальная школа. ФГОС, Система уроков по учебнику Н.А. Чураковой....

Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс УМК "Перспектива"

Помощь учителю на уроках литературного чтения в 3 классе...

2.9.6. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 130 - 136

2.9.6. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение  2 класс 130 - 136...

2.9.5. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 120 - 129

2.9.5. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение  2 класс 120 - 129...

2.9.4. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 112 - 119

2.9.4. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение  2 класс 112 - 119...

2.9.3. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 103 - 111

2.9.3. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение  2 класс 103 - 111...

2.9.2. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 96 - 102

2.9.2. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение  2 класс 96 - 102...