2.1. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 1 - 8
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
2.1. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 1 - 8
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnye_razrabotki_pnsh_literaturnoe_chtenie_2_klass_1_-_8.rar | 99.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1
ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ УЧЕНОГО КОТА.
ВСТУПЛЕНИЕ К ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Цели: рассмотреть названия и авторов литературных произведений; учить ориентироваться по содержанию учебника, работать с дополнительной литературой; повторить имена русских классиков; ввести понятие «иллюстрация»; дать представление о вступлении как первой части в большом стихотворении (поэме).
Ход урока
I. Речевая разминка.
– Прочитайте скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, постепенно наращивая темп чтения:
Три скороговорки прокатились с горки.
II. Изучение нового материала.
Учитель читает текст учебника (внешняя интрига), делая акценты на местах, которые понадобятся для обсуждения.
– Рассмотрите картинку с обложками книг. Что общего в книгах, которые рассматривают Маша и Миша? (Это сказки.) Маша взяла с полок сборники народных сказок, а Миша – сказки, у которых есть авторы.
Текст учебника читает учитель.
– Найдите страницу с содержанием. Уточните название сказки
А. С. Пушкина о рыбаке и рыбке. Какие сказки поэта знаете?
– Рассмотрите картинку художника Васильева. К какой сказке она нарисована? Объясните значение слова «иллюстрация».
Учитель читает стихотворение «У лукоморья…».
– На иллюстрации действительно изображен дуб? Создана ли атмосфера сказочного леса (густого, заросшего, непроходимого)? Найдите фигуру кота, который лежит на цепи и читает сказки. Видите ли вы филина, птицу Сирин на ветке, Бабу Ягу с метлой, избушку на курьих ножках, изображение Пушкина, который сидит с русалкой на дереве? Появилось ли у вас ощущение, что сучья деревьев, словно руки, могут схватить путника в свои объятия и не выпустить?
Повторное чтение текста.
– Действительно ли Пушкин знал много русских сказок? Сумеете это доказать? (Читает 2-ю часть «Вступления» «Там чудеса…». Учащиеся называют сказочные сюжеты с действием избушки на курьих ножках, Бабы Яги, Василисы Прекрасной и Серого Волка, Кощея Бессмертного.) А другие сюжеты «сказки», которые упоминает Пушкин, знаете? Кто в сказках говорит: «Чу, русским духом пахнет»? (Баба Яга.) Как они звучат в стихотворении? Найдите эти строки и прочитайте. Существует ли на самом деле лукоморье или это «сказочная территория»?
– Рассказ в произведении может вестись от любого лица – девочки, мальчика, кошки, собачки. Иногда поэтесса пишет от лица мальчика, а поэт – от лица девочки. Кто говорит эти слова – сам Пушкин или его герой, который ведет рассказ? Авторская сказка невозможна без народной. Встречались ли вам в сказках слова, похожие на эти: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»? Почему в рот не попало? Рассказчик побывал в чудесном, волшебном, сказочном мире, он попал туда из обыкновенного земного измерения и не может там стать своим: не может пить сказочные напитки, есть сказочную еду – он может быть только наблюдателем.
Учитель может это объяснить, используя образ зеркала.
– Волшебный мир – изнаночный мир – это то же, что зазеркалье. В зеркале каждый может видеть все, что стоит на столе, но можно ли, протянув руку, что-то взять там, в зазеркалье, выпить там, в зазеркалье? Нет! Можно только наблюдать.
– Кот ученый умеет только сказки рассказывать? Найдите ответ в тексте. (Читают 5-ю и 6-ю строки.) А герою Пушкина кто рассказывает сказки или поет песни? Найдите ответ в тексте. (Читают последнюю строку.) Заметили, куда идет кот, когда он «песнь заводит»? А куда идет кот, когда «сказки говорит»? Прочтите плакат Летучей Мыши. (Обнаруживаем завораживающий таинственный ритм поэтического текста, в который вплетается «там-там».)
Учитель читает действие интриги.
– Почему вы любите праздники? Что, по-вашему, является в жизни самым важным и ценным?
– Кого еще из мира природы люди с древних времен считали своими предками? В древности люди считали своими прародителями сначала животных (в те самые далекие времена, когда они добывали себе пищу охотой), а немного позже – и деревья, и растения. Славяне (а также кельты, германцы) своим первопредком считали медведя. Народы Севера – оленя. Некоторые народы Африки – крокодила и кита. Народы Древнего Египта – орла и змею. Индейцы древней Мексики – орла, волка (койота), черепаху. Народы Китая – зайца. И так далее.
Таких животных и растений-прародителей в научном мире называют тотемами. Тотем – слово из языка индейцев, которое означает «его род», то есть родич, прародитель. На Руси тотемными деревьями, кроме дуба, считались все деревья, которые участвовали в свадебной или похоронной обрядовой практике. Это береза, рябина. Дурным тотемом считалась осина (осиновый кол – для борьбы с оборотнями). Поскольку новогодняя елка (сосна) в европейских странах и в России участвует в праздновании Нового года, ее тоже можно считать более поздним вариантом такого тотемного дерева (просто елка стала участвовать в обрядовой практике в те времена, когда люди уже вышли из состояния первобытной древности, стали цивилизованными). Естественно, что у других народов свои тотемные деревья. В Древней Греции это кипарис, сосна, лавр. У японцев – дикая вишня – сакура и клен. Где-то это баобаб и т. д.
III. Итог урока.
– С каким произведением познакомились? Кто автор? Что вам понравилось? Что больше всего запомнили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. УМК Перспективная начальная школа. ФГОС.
Поурочные разработки по литературному чтению в 1 классе. УМК Перспективная начальная школа. ФГОС, Система уроков по учебнику Н.А. Чураковой....
Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс УМК "Перспектива"
Помощь учителю на уроках литературного чтения в 3 классе...
2.9.6. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 130 - 136
2.9.6. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 130 - 136...
2.9.5. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 120 - 129
2.9.5. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 120 - 129...
2.9.4. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 112 - 119
2.9.4. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 112 - 119...
2.9.3. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 103 - 111
2.9.3. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 103 - 111...
2.9.2. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 96 - 102
2.9.2. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 96 - 102...