Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование на35 учебных недель - 140 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc416.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новохопёрского муниципального района Воронежской области

«Новохопёрская гимназия № 1»

«Рассмотрено на заседании МО»     «Согласовано»                                     «Утверждаю»     Протокол №___ от «__» _201__г.      Заместитель директора по УВР        Директор________

руководитель                                                                                                                      _______________________              «____» ____________201__ г.    Приказ № _от  «_»201_г.

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

по предмету «Литературное чтение»

3 класс

 (УМК “Планета знаний” под общей редакцией

И.А. Петровой)

                

Учебники УМК внесены в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательный учреждениях на 2015-2016 учебный год.

Разработал:         учитель начальных классов IКК  

                                 Боковая Н.А.,

                              учитель начальных классов IКК  

                                Павлина И.В.

Срок реализации:         1 год

                   

                                                                                           

                               

Новохопёрск, 2015

1.Пояснительная записка

            Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • ФГОС начального общего образования, приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009г.
  •  Примерных программ начального общего образования. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2009г.
  • Авторской программы Э.Э. Кац.

 

        Рабочая программа конкретизирует содержание начального общего образования по предмету «Литературное  чтение» в соответствии с выбранным УМК, дает распределение учебных часов по разделам и темам, уточняет последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

               В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные сти-хотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

                На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Место учебного предмета в учебном плане.

          Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение  литературного чтения в 3-м классе отводится 4 часа в неделю. Курс рассчитан на изучение в течение одного учебного года и составляет 140 часов в год (35 учебных недель).  

          Программа предполагает проведения систематического контроля. Текущий контроль проводится в форме проверки устных и письменных домашних, индивидуальных творческих, тестовых заданий  и проверки техники  чтения (проверка осознанного чтения – 3 раза в год)

Текущая и итоговая оценка результатов деятельности младших школьников осуществляется по традиционной четырёхбальной системе.

Занятия по литературному чтению проводятся в форме уроков по утверждённому расписанию. Для определения уровня сформированности УУД в апреле проводится комплексная работа на межпредметной основе.

Занятия по литературному чтению проводятся в форме уроков по утверждённому расписанию. Неурочная деятельность по литературному чтению составляет 10%, выделена в тематическом планировании курсивом.

Описание материально  технического обеспечения находится в разделе «Методическое обеспечение».

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

      Источники ИКТ  в учебно-воспитательном процессе по литературному чтению:

1) обучающие компьютерные программы « Уроки Кирилла м Мефодия» (3 класс);

2) Оборудование кабинета (интерактивная доска, ПК, мультимедийный проектор, мультимедийные образовательные ресурсы (соответствующие ФГОС).

3)Интернет.

В результате изучения курса 3 класса  будут сформированы следующие умения:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
  • умение оценивать свое отношение к учебе;
  • уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление об общих нравственных категориях у разных народов;
  • нравственное чувство и чувственное сознание;
  • умение анализировать свои переживания и поступки;
  • способность к самооценке;
  • эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
  • бережное отношение к живой природе;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
  • пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
  • рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
  • привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
  • определять и оценивать позиции литературных героев;
  • выявлять тему и главную мысль произведения;
  • сопоставлять героев, идеи разных произведений;
  • составлять план рассказа;
  • определять свое и авторское отношение к героям;
  • формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
  • делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • продолжать сюжет произведения, историю героя;
  • участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
  • выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Литературоведческая пропедевтика

        Учащиеся научатся:

  • различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
  • выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
  • находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
  • использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • соотносить свои действия с поставленной целью;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • планировать свои учебные действия;
  • анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
  • составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
  • планировать свою читательскую деятельность;
  • планировать свою  деятельность при реализации проекта.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сравнивать произведения и героев;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • свободно ориентироваться в аппарате учебника;
  • находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления;
  • выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
  • находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
  • сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;
  • ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);
  • находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
  • извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
  • знакомиться с детской периодической литературой.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
  • сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
  • овладевать диалогической формой речи;
  • формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

2.Учебно-тематический план

№п /п

Название темы

Кол-во часов

1

Уж небо осенью дышало…»

17ч

1-3

К. Г. Паустовский «Барсучий нос»

3

4

Работа с научно-популярными текстами «Барсук»

1.

5-6

И. А. Бунин «Листопад»

2

7

М. М. Пришвин  «Хрустальный день», «Капитан-паук»,

1

8

М. М. Пришвин  «Недосмотренные грибы»

1

9

Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки»

1

10-12

К. Г. Паустовский «Подарок»

3

13-14

Вн. чт.  Осень в произведениях русских писателей

2

15                    

Картинная галерея  И. И. Левитан «Лесное озеро»

1

16-17

Работа с научно-популярными текстами

2

Народные сказки

15ч

18-20

Народные сказки «Семь Симеонов» (русская народная сказка)

3

21-23

«Иван —  крестьянский сын и чудо-юдо» (рус. нар. сказка)

3

24-25

Вн. чт.  Русские народные сказки

2

26

Картинная галерея В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке»

1

27

«Жаба-королева» (литовская народная сказка)

1

28

«Птица Кахна» (таджикская  народная сказка)

1

29-30

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)

2

31-32

Вн.чт. Сказки народов мира

2

Поэтические страницы

33

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)

1

34

Ю. Мориц «Песенка про сказку»

1

35

«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)

1

36

Г. Сапгир «Сны»

1

О мужестве и любви

12ч

37-39

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

3

40

И. С. Тургенев «Воробей»

1

41-43

Н. Г. Гарин-Михайловский  «Тёма и Жучка»

3

44-45

Л. Н. Толстой «Прыжок»

2

46-47

Вн. чт. Сказки Е. Шварца, В. Каверина

2

48

Работа с научно-популярными текстами

1

«Зимы ждала, ждала природа…»

49

С. Есенин «Разгулялась вьюга...»

1

50-52

А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...» (отрывок), «Зимнее утро», «Зимняя дорога» (отрывок)

3

53

Ф. И. Тютчев«Чародейкою Зимою...»

1

54

Картинная галерея Н. Крылов «Зима»

1

55-56

Внеклассное чтение Зима в произведениях разных жанров

2

57

Работа с научно-популярными текстами

1

Авторские сказки

12ч

58-62

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

5

63-66

Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

4

67

Л. Н. Толстой«Царь и рубашка»

1

68-69

Вн. чт.  Х.-К. Андерсен «Сказки»

2

Басни

70

О. Мандельштам «Муха»

1

71

Эзоп «Мухи».

1

72

Эзоп «Кошка и мыши»

1

73

Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»

1

74

И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

3

75

И. А. Крылов «Слон и Моська»

76

И. А. Крылов «Две Бочки»

77-78

Пословицы

2

Братья наши меньшие

16ч

79-82

А. П. Чехов «Белолобый»

4

83-85

М. М. Пришвин «Лимон»

3

86-87

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

2

88-89

К. Г. Паустовский «Кот Ворюга»

2

90-91

Вн. чт. Книги о животных

2

92

Картинная галерея  Б. Мурильо «Мальчик с собакой»

1

93-94

Работа с научно-популярными текстами

2

О совести и долге

15ч

95-98

Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении)

4

99-101

А. Платонов «Разноцветная бабочка»

3

102

Работа с научно-популярными текстами «Бабочки рядом с человеком»

1

103

А. Кешоков «Мне больно, мальчики»

1

104-106

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»

3

107-108

Вн.чт. Сказки К. Г. ПаустовскогоЧитальный зал

2

109

Работа с научно-популярными текстами

2

Весна пришла

110

111

Р.н.п. «Жаворонушки…»

«Березонька» (народные песни)

2

112

А. А. Фет «Весенний дождь»

1

113

М. М. Пришвин «Лесная капель»

1

114

К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка»

1

115

А. А. Фет «Рыбка»

1

116

117

Внеклассное чтение

Народные песни

Читальный зал

2

118

Работа с научно-популярными текстами

1

И в шутку, и всерьёз

19ч

119

Шутки-прибаутки

1

120-121

«Болтливая баба» (русская народная сказка)

2

122-124

А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

3

125

С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»

1

126-127

С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»

2

128-131

М. Зощенко «Великие путешественники»

4

132

Картинная галерея З. Серебрякова «За обедом»

1

133-135

Вн. чт. А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги»

3

136-137

Детская периодическая литература

1

Итого : 140

                                  Количество проверочных и контрольных работ

1 четверть

Контрольное чтение

1

2 четверть

Контрольное чтение

1

4 четверть

Контрольное чтение

1

3. Содержание изучаемого курса  

3 класс

Круг чтения

«Уж небо осенью дышало…» (17 ч)

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»

Народные сказки (15 ч)

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы (4 ч)

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви (12 ч)

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа…» (9 ч)

С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки (12 ч)

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни (9 ч)

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие (16 ч)

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге (15 ч)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла (9 ч)

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьёз (19 ч)

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».


4.  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного материала  на 2013 – 2014 учебный год

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Кол-во часов в неделю: 4 ч

Кол-во часов за год: 140 ч

Планирование составлено на основе   программы  Э.Э. Кац

                                                                                 

УМК: «Планета знаний»

Дополнительная литература   Кац Э.Э. Обучение в 3 классе по учебнику    «Литературное чтение». Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование. АСТ «Астрель», 2010г.

                 

Административная проверка техники чтения  - 3


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основное содержание

Требования к уровню подготовки  учащихся

Виды деятельности

УУД

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-е полугодие

УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО … (17 ч)

1-3

К. Г. Паустовский

«Барсучий нос»

Часть 1

С. 3—9

Т.с.3-5

3

Комби-нирован-ный

Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения.

Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному; озаглавливать части рассказа; выполнять пересказ; анализировать темп чтения; объяснять значение новых слов; рассказывать, каким представляешь лесное озеро

Знать литературные приемы: сравнение и рифму.

Уметь рассказывать о золотой осени; подбирать синонимы к данным словам; анализировать  эмоциональную окрашенность лирического произведения;  пользоваться различными приемами для выразительного чтения;  вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные

Фронтальная работа, работа с текстом

Выразительно читать, передавать нужную интонацию.

Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей.

Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи.

Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.

Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.

Определять и оценивать позиции литературных героев.

Выявлять главную мысль произведения.

Находить сравнения в тексте произведения.

Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме.

Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.

Различать сказку и рассказ. 

✶✶✶

Составлять план рассказа.

Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником.

Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему

4

Работа с научно-популярными текстами «Барсук»

С.118-119

Т.с.5

1

5-6

И. А. Бунин

«Листопад»

С. 10—12

Т.с.5-7

2

Комби-нирован-ный

Конкурс на лучшее прочтение стихотворения

Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные

Уметь придумывать вопросы по прочитанному произведению; записывать рассказ об осеннем дереве; объяснять значения слов «недосмотренный», «трепетать», «терем», «багряный»

Индивидуальная работа.

Выразитель

ное чтение

7

М. М. Пришвин

«Хрустальный день»,

«Капитан-паук».

1

Комбинированный

Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту

Знать понятие «метафора».

Уметь подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям;  пересказывать произведения близко к тексту, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях

Уметь пересказывать произведения о природе; находить в тексте сравнения; подбирать синонимы к данным словам; объяснять значения слов и выражений «хрусталь», «хрустальная тишина», «вышли из своего оцепенения», «панталоны»; сравнивать произведения Бунина «Листопад» и Пришвина «Недосмотренные грибы»-

Фронтальная работа, работа с текстом.

Индивидуальная работа.

Работа в парах

8

М. М. Пришвин

«Недосмотренные грибы»

С. 13—15

Т.с.8-9

1

9

Н. Рубцов

«У сгнившей лесной избушки»

С. 16—17

Т.с.9-10

1

Комбинированный

Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях

Уметь  выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях; анализировать чувства автора; сравнивать стихотворения Бунина «Листопад» и Рубцова «У сгнившей лесной избушки…»

Выразительное чтение

10-12

К. Г. Паустовский

«Подарок»

С. 18—23

Т.с. 11-13

3

Комбинированный

Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства

Уметь  передавать и оценивать позиции литературных героев; определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа;  передавать впечатления от произведений изобразительного искусства

Уметь объяснять значение выражений «резкий голос», «резкий ветер»; пересказывать произведение по плану; рассказывать историю березки от лица Вани Малявина; определять главную мысль произведения; составлять план рассказа; объяснять значение слов «кошелка», «рогожа», «гарь», «мгла», «облететь», «пурпур», «бересклет», «чваниться», «товарка», «не заводись»

Проверка техники чтения

13-14

Внеклассное чтение

Осень в произведениях русских писателей

С. 26—27

2

Комбинированный

Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств

Уметь пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Фронтальная работа, работа с текстом

15                    

Картинная галерея

И. И. Левитан

«Лесное озеро»

С. 24—25

1

 Заочнаяэкскурсия  в музей

Развитие интереса к творчеству конкретного художника

Знать особенности языка и композиции народных сказок.

Уметь пересказывать фрагменты произведений близко к тексту;  выявлять особенности литературных героев и сравнивать их; определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений; самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт; использовать коммуникативные возможности

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

16

17

Работа с научно-популярными текстами «О живописи»

С.120-121

Т.с.13-14

2

Практическая работа.

Цели: познакомить с жанром научно-популярной литературы, учить работать с такими видами текста.

Уметь: передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров.

Научно-популярные произведения для детей.

Фронтальная работа

Комп.р.№9

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (15 ч)

18-20

Народные сказки

«Семь Симеонов» (русская народная сказка)

С. 28—36

Т.с.14-17

3

Урок изучения нового

Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений

Уметь читать произведение по ролям; пересказывать близко к тексту; составлять план пересказа; называть основные качества воеводы; объяснять смысл пословиц; читать зачин, концовку сказки; выделять сходства  с другими русскими народными сказками

Работа в парах

Фронтальная работа, работа с текстом

Выразительно читать.

Читать по ролям.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Определять главную мысль произведения.

Сопоставлять героев, идеи разных произведений.

Продолжать сюжет произведения.

✶✶✶

Составлять план рассказа.

Находить нужные книги в библиотеке.

Ориентироваться в сборниках произведений.

Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках.

Уважать культуру разных народов.

Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану.

Подбирать репродукции картин на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли

21-23

«Иван —  крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)

С. 37—45

Т.с.17-18

3

Комбинированный

Уметь подбирать синонимы к данным словам; объяснять значение слов и словосочетаний «котомка», «добрые люди», «доброе дело», «ракитов куст»,  «прах»;  проводить сравнение характеров главных героев сказки

Уметь рассказывать о бое с двенадцатиголовым чудом-юдом; составлять план пересказа; определять главную мысль сказки; придумывать продолжение сказки о трех братьях

Фронтальная работа, работа с текстом

24

25

Внеклассное чтение

Русские народные сказки

С. 46

Т.с.18-19

2

Комбинированный

Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении

Уметь пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Самостоятельная работа.

26

Картинная галерея

В. М. Васнецов

«Иван-царевич на сером волке»

С. 62—63

Т.с.25

1

Заочная экскурсия в музей

Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине

Фронтальная работа, работа с текстом

27

«Жаба-королева» (литовская народная сказка)

С. 47-49

Т.с.19-20

1

Комбинированный

Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур

Уметь пересказывать фрагмент сказки; сравнивать литовскую сказку «Жаба-королева» и русскую сказку «Царевна-лягушка»; объяснять значение слов «борзые кони», «перечить»

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

28

«Птица Кахна» (таджикская  народная сказка)

С. 50—53

Т.с.20-21

1

Комбинированный

Уметь подбирать синонимы к данным словам; объяснять значение слов и выражений «дрожать как осиновый лист», «оставить с носом», «держать язык за зубами», «глашатай», «падишах»; делить сказку на смысловые части; составлять план для пересказа сказки; определять главную мысль сказки

Выразительное чтение

29

30

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)

С. 54—61

Т.с.22-23

2

Комбинированный

Уметь подбирать антонимы и синонимы к данным словам; объяснять значение слов «паланкин», «оборотень», «пампушка», «ли»; выразительно читать произведение; отвечать на вопросы; задавать вопросы по прочитанному

Уметь пересказывать близко к тексту бой на острове; сравнивать героев Чжан Шуана с Иваном – крестьянским сыном из сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; объяснять поведение главных героев произведения

Работа в парах

31

32

Внеклассное чтение

Сказки народов мира

С. 64—79

Т.с.23-24

2

В гостях у библиотекаря

Уметь пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Фронтальная работа, работа с текстом

ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (4 ч)

33

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)

С. 82—83

Т.с.28-29

1

Урок изучения нового

Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного

Уметь  выразительно читать лирическое произведение; понимать авторскую позицию и выражать собственные впечатления от прочитанного; давать характеристику собственным переживаниям; объяснять значения слов «лукоморье», «леший», «дол», «видение», «витязь», «чахнуть»; аргументировать сделанные выводы

Фронтальная работа, работа с текстом

Выразительно читать лирическое произведение.

Привлекать читательский опыт.

Определять свое впечатление от прочитанного.

Выявлять авторскую позицию.

Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.

✶✶✶

Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам.

Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле)

34

Ю. Мориц

«Песенка про сказку»

С. 84—85

т.с.29-30

1

Комбинированный

Развитие интереса к другим родам искусства —  музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства

Уметь анализировать средства художественной выразительности, которые используются в музыке, живописи; подбирать синонимы к словам «обожать», «прелестный», «справедливый», «гурьбой»

Работа в парах

35

«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)

С. 86—87

Т.с.31-32

1

Комбинированный

Уметь объяснять значение словосочетаний «хлебнуть горя», «хлебнуть воды», «хлебнуть страху», «поднялся плач», «поднялся ветер», «поднялся со стула»; высказывать свои переживания; читать стихотворение по ролям

Фронтальная работа, работа с текстом.

36

Г. Сапгир

«Сны»

С. 88—89

Т.с.32-33

1

Комбинированный

Сходство и различие авторской и народной сказки.

Уметь объяснять значение слова «пенсне»; выразительно читать произведение; анализировать отношение автора к героям произведения

Выразительное чтение

О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (12 ч)

37

38

39

В. Белов

«Верный и Малька»

С.91-93

В. Белов

 «Малька провинилась».

С.93

В. Белов

 «Еще про Мальку»

С. 94—96

Т.с.34-36

3

Урок изучения нового

Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным

Уметь  давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев; находить нужные источники информации; рассказывать о Мальке по плану; определять отношение писателя к Мальке в первом и во втором случаях; высказывать свое отношение к герою произведения; придумывать и рассказывать новую историю про Мальку

Фронтальная работа, работа с текстом Работа в группах

Индивидуальный опрос.

Выразительно читать.

Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста  для подтверждения своей позиции.

Определять свое и авторское отношение к героям.

Рассказывать по плану, от лица персонажа.

Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему.

✶✶✶

Формировать представления о нравственных категориях.

Бережно относиться к животным.

Находить нужные источники информации.

Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр)

40

И. С. Тургенев

«Воробей»

С. 97—98

Т.с.36-37

1

Комбинированный

Уметь объяснять значение слов «благоговеть», «трепетал на ветру», «трепетал от ужаса»; рассказывать, что произошло в саду; передавать чувства героев рассказа; определять главную мысль произведения

Фронтальная работа, работа с текстом

41-43

Н. Г. Гарин-Михайловский

«Тёма и Жучка»

С. 99—108

Т.с.38-40

3

Комбинированный

Уметь подбирать синонимы к словам «невероятный», «неистовый»;  рассказывать кратко историю, которая произошла с Жучкой; делить текст на части; придумывать названия ко всем частям рассказа; выполнять выборочное чтение; объяснять поступки героев произведения

Уметь придумывать свои вопросы
к этому произведению; рассказывать истории из жизни о  том, как любовь и мужество животного спасали человека; давать характеристику героям произведения

.Работа в парах

44-45

Л. Н. Толстой

«Прыжок»

С. 109—112

Т.с.42-45

2

Комбинированный

Уметь объяснять значение словосочетаний «перенести вещи», «перенести болезнь», «перенести страх», «перенести обиду»; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение; анализировать переживания отца мальчика; сравнивать двух мальчиков: героя рассказа Толстого и Тёму из произведения Гарина-Михайловского; объяснять мотивы поведения героя

Фронтальная работа, работа с текстом

46

47

Внеклассное чтение

Сказки Е. Шварца, В. Каверина

С. 112-117

Т.с.45-46

2

Просмотр кф -ма

Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев

Уметь пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Фронтальная работа, работа с текстом

48

Работа с научно-популярными текстами «Больше, чем просто собака».

С.121-122

Т.с.40-42

1

Практическая работа

Цели: познакомить с жанром научно-популярной литературы, учить работать с такими видами текста.

Уметь: передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров.

Научно-популярные произведения для детей.

Фронтальная работа, работа с текстом.

ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА … (9 ч).

49

Часть 2

С. Есенин

«Разгулялась вьюга...»

С. 3-5

Т.с.3-4

1

Урок изучения нового

Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения, Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства.

Знать понятие «олицетворение».

Уметь анализировать значение слова в контексте литературного произведения;  подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений;  литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства; привлекать собственный жизненный опыт для решения поставленных задач;  находить нужные Уметь находить олицетворения
в третьем и четвертом четверостишиях; рассказывать про сосульку, которая таяла на солнце, чтобы стало ее жалко; использовать в рассказе олицетворение

книги в библиотеке

Фронтальная работа, работа с текстом

Выразительно читать.

Заучивать наизусть.

Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте.

Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт.

Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.

✶✶✶

Анализировать собственные переживания и находить их причины.

Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства.

Находить в библиотеке книги заданной тематики

50

51

А. С. Пушкин

«В тот год осенняя погода...» (отрывок).

С.6-7

Т.с.4-5

А. С. Пушкин

 «Зимнее утро».

С.8-9

Т.с.6

1

1

1

Комбинированный

Уметь отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения; выразительно читать стихотворения; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение Уметь находить в тексте ответы на вопросы; выразительно читать, соблюдать знаки препинания; анализировать чувства поэта; объяснять значения слов «ямщик», «версты полосаты»;

подбирать антонимы к данным словам

Работа в парах

Работа в группах

52

А. С. Пушкин

 «Зимняя дорога» (отрывок)

С. 10-11

Т.с.7-8

53

Ф. И. Тютчев

«Чародейкою Зимою...»

С.12-13

Т.с.9-11

1

Комбинированный

Уметь объяснять значения слов «ослепительная красота», «чудный», «мещет»; анализировать чувства автора; сравнивать переживания, выраженные Тютчевым и Пушкиным в стихотворениях «Чародейкою Зимою…» и «Зимнее утро»

Работа в группах

54

Картинная галерея

Н. Крылов

«Зима»

С. 14—15

1

Комбинированный

Обогащение знаний об особенностях народного быта

Фронтальная работа

55-56

Внеклассное чтение

Зима в произведениях

разных жанров

С. 16—18

2

Урок - путешествие

Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы

Уметь пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Самостоятельная работа. Устный опрос.

57

Работа с научно-популярными текстами «Ледяное дыхание Арктики»

С.118-119

Т.с.9

1

Практическая работа

Цели: познакомить с жанром научно-популярной литературы, учить работать с такими видами текста.

Уметь: передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров.

Научно-популярные произведения для детей.

Фронтальная работа, работа с текстом.

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (12 ч)

58

59

60

61-62

А. С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

С. 19-33

Т.с.12

А. С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

с.34-40

т.с.13№3

А. С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

с.40-44

т.с.13№4

А. С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

с.44-47

т.с.14

5

Комбинированный

Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь  объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором; оценивать иллюстрации к произведениям;  формулировать вопросы к изучаемому материалу; объяснять значение слов «инда», «сочельник», «обедня», «впрямь», «ломлива», «своенравна», «ревность»,  «персты», «нрав», «кроткий», «девичник», «сенная девушка», «кручиниться»,  «тужит», «подворье», «лежанка», «изразец»,  «полати», «тешить», «рогатка», «черница»; выполнять выборочное чтение; вспоминать народные сказки, в которых природа помогала герою; придумывать вопросы к сказке А. Пушкина; находить слова
и словосочетания из народных сказок; описывать внешний вид героев произведения; объяснять мотивы поведения героев

Работа в парах

Комп.№10

Составлять план рассказа по теме.

Определять тему и главную мысль произведения.

Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок.

Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам.

Читать по ролям.

Ставить вопросы к тексту произведения.

✶✶✶

Формировать нравственное чувство и нравственное сознание

2-е полугодие

Авторские сказки (6ч) (продолжение)

63

64

65

66

Х.-К. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

С. 48—49

Т.с.15

Х.-К. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

С.50-51

Х.-К. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

С.52-54

Х.-К. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

С.54-56 (со слов проснулся он оттого…)

Т.с.15-16

4

Комбинированный

Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.

Уметь  составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям; воспроизводить сюжет с позиции одного из героев;  рекомендовать понравившуюся книгу, привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения; логически мыслить; самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке и ориентироваться в ней

Уметь выразительно читать произведение; составлять план рассказа о путешествии оловянного солдатика в бумажной лодке и его возвращении домой; выполнять выборочное чтение

Уметь определять тему и главную мысль произведения; сочинять сказку о каком-нибудь неодушевленном предмете, в котором соединилось бы реальное и фантастическое (предмет мог бы думать, чувствовать, а может быть, и говорить)

Фронтальная работа, работа с текстом

Придумывать вопросы к произведению.

Характеризовать внутреннее состояние героев.

Определять отношение автора к персонажам.

Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.

✶✶✶

Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Находить нужную книгу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге.

Внимательно относиться к переживаниям других людей

67

Л. Н. Толстой

«Царь и рубашка»

С. 57—58

Т.с.18-19

1

Комбинированный

Уметь выразительно читать произведение; определять главную мысль произведения; отвечать на вопросы

Выразитель-ное чтение

68

69

Внеклассное чтение

Х.-К. Андерсен

«Сказки»

С.59-63

Т.С.17

2

Урок - сказка

Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу.

Уметь объяснять значение слов «сургуч», «чванство»; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Фронтальная работа, работа с текстом

БАСНИ (9 ч)

70

О. Мандельштам

«Муха»

С.66

1

Урок изучения нового

Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение  к персонажам  и  способы  его   выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом

Знать особенности басни как жанра.

Уметь  постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни;  делать обобщающие выводы, опираясь на собственный жизненный опыт наблюдений за поступками других людей

Уметь сравнивать произведения Мандельштама и Эзопа; описывать отношение автора к героям; рассказывать о том, что вызывает удовольствие; читать и объяснять мораль басни

Уметь сравнивать произведения Мандельштама и Эзопа; описывать отношение автора к героям; рассказывать о том, что вызывает удовольствие; читать и объяснять мораль басни; подбирать синонимы к словам; сравнивать животных, о которых говорится в произведениях Эзопа и Заболоцкого

Индивидуальная работа

Работа в парах

Работа в группах

Выразительно читать басню.

Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

Сопоставлять персонажей.

Определять главную мысль произведения.

Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт.

Различать басню и стихотворение.

Сочинять рассказы, произведения других жанров.

✶✶✶

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли

71

72

Эзоп

«Мухи».

С.67

Т.с.20-21

Эзоп

«Кошка и мыши»

С. 68

Т.с.21-22

1

1

73

Л. Н. Толстой

«Отец и сыновья», «Лгун»

С. 69-70

Т.с.23-25

1

Комбинированный

Знать произведения Л. Н. Толстого.

Уметь  связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом; перечитывать и объяснять мораль басни; объяснять значение выражений «согласиться с кем-то», «жить в согласии»

Уметь подбирать синонимы к словам «хитрить», «обманывать»; придумать и записать мораль к данной басни

Работа в группах

74

75

76

И. А. Крылов

«Лебедь, Щука и Рак»

С.71

Т.с.25-26

И. А. Крылов

«Слон и Моська»

С.72-73

Т.с.26-28

И. А. Крылов

«Две Бочки»

С. 74-75

Т.с.28-29

1

1

1

Комбинированный

Знать произведения И. А. Крылова.

Уметь объяснять мораль басни; придумывать историю, в которой можно использовать поговорку «А воз и ныне там»

Уметь рассказывать о событиях на городской улице, которые описал Крылов; выполнять выборочное чтение; анализировать отношение автора к Моське; читать басню по ролям; сравнивать Моську из басни Крылова с Малькой из рассказа Белова

Уметь объяснять значения слов «плестись», «нестись», «плести», «нести»; объяснять мораль басни своими словами; сравнивать героев басен Крылова «Слон и Моська» и «Две Бочки»; сочинять историю из жизни ребят, которая поможет понять смысл слов «Кто про

свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку»

Фронтальная работа

Индивид. работа

77

78

Пословицы

С. 33

2

Комбинированный

Формирование умений понимать смысл пословиц; использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц

Уметь  понимать смысл пословиц, использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни, сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц; выделять пословицы, близкие по смыслу

Индивидуальная работа

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (16 ч)

79-82

А. П. Чехов

«Белолобый»

С.80-87

Т.с.32-33

4

Урок изучения нового

Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека.

Уметь  объяснять свое отношение
к прочитанному, выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей, выявлять авторское отношение к ним, составлять план рассказа по предложенной теме, объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы

Уметь объяснять значения слов «слега», «яровая солома», «наст», «хлев», «зимовье», «ярка»; подбирать синонимы к словам; выразительно читать произведение

Уметь выполнять выборочное чтение; придумывать названия к частям произведения; анализировать чувства волчихи; составлять план рассказа о Белолобом; сочинить рассказ о том, что чувствует кошка или собака, когда ее обижают люди

Фронтальная работа

Выразительно читать.

Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста.

Определять идею и тему произведения.

Составлять план рассказа по теме.

Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Различать сказку о животных и рассказ.

✶✶✶

Находить в библиотеке книги заданной тематики.

Внимательно и бережно относиться к живой природе

83-85

М. М. Пришвин

«Лимон»

С. 88-93

Т.с.34-37

3

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения; обогащать словарь, определяющий внутреннее состояние человека

Уметь находить сравнения в описании наружности Лимона; находить в тексте пословицы и объяснять их смысл; анализировать поведение героя; оценивать поступок рассказчика, накрывшего Лимона шляпой; рассказывать о Лимоне от лица Елены Васильевны

Работа в группах

86-87

Л. Н. Толстой

«Лев и собачка»

С. 94-95

Т.с.38-39

2

Комбинированный

Знать произведения Л. Н. Толстого.

Уметь выполнять выборочное чтение; объяснять поведение героев; определять тему и главную мысль рассказа

Работа в парах

88-89

К. Г. Паустовский

«Кот Ворюга»

С. 96-101

Т.с.40-41

2

Комбинированный

Знать произведения К. Паустовского.

Уметь объяснять значение слов «кукан», «тесовая», «босяцкие», «голенастые»; рассказывать, как менялось поведение кота; анализировать чувства автора; определять приемы, которыми пользовался

Паустовский, рассказывая о коте; придумывать веселую историю из жизни знакомого животного

Уметь придумывать веселую историю из жизни знакомого животного

Индивидуальная работа

90-91

Внеклассное чтение

Книги о животных

С.102-107

Т.с.43

2

Работа с детскими презентациями

Развитие внимания и интереса к поведению и состоянию животных, чувства понимания и любви к живой природе

Уметь объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Фронтальная работа, работа с текстом

92

Картинная галерея

Б. Мурильо

«Мальчик с собакой»

С. 108-109

Т.с.44

1

Комбинированный

Обучение созданию рассказа о персонажах картины. Формирование умения характеризовать отношения между персонажами

Фронтальная работа

93-94

Работа с научно-популярными текстами «Кошка»

С.119-121

Т.с.42

2

Практическая работа

Цели: познакомить с жанром научно-популярной литературы, учить работать с такими видами текста.

Уметь: передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров.

Научно-популярные произведения для детей.

Фронтальная работа

О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (15 ч)

95-98

Ю. Яковлев

«Полосатая палка»

(в сокращении)

С. 110-117

Т.с.45-46

4

Урок изучения нового

Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся.  Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст

Цели: познакомить с жанром научно-популярной литературы, учить работать с такими видами текста.

Уметь: передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров.

Уметь анализировать  смысл слова в контексте литературного произведения; давать анализ нравственных качеств героев литературного произведения

Уметь объяснять значение слов «девиз», «шлагбаум», «штакетник», «булава»; придумывать название к каждой части; описывать характер главного героя; определять главную мысль рассказа

Уметь рассказывать от лица Миши, о чем он думал, что чувствовал и что делал, когда «на перекрестке не оказалось слепого»; придумывать продолжение истории о Мише

Самостоятельная работа

Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль.

Создавать письменные творческие работы.

Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста.

Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним.

Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему.

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Использовать разные источники информации.

Работать с аппаратом книги.

Участвовать в диалоге.

99-101

Часть3

А. Платонов

«Разноцветная бабочка»

С. 3-15

Т.с.3-6

3

Комбинированный

Уметь  составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей; выполнять письменно творческое задание;  заучивать наизусть прозаический текст;  слушать и слышать собеседника, пользоваться различными источниками информации

Уметь выполнять выборочное чтение;

озаглавливать все части рассказа; составлять план одной из частей; объяснять значение слов «черепица», «беседовать по душам», «привлечь внимание»

Уметь рассказывать историю Анисьи и Тимоши от лица Тимоши; придумывать продолжение этой легенды; выучить наизусть несколько предложений из этого произведения, которые особенно понравились

Чтение вслух

Фронтальная работа, работа с текстом

102

Работа с научно-популярными текстами «Бабочки рядом с человеком»

1

Практическая работа

Научно-популярные произведения для детей.

Фронтальная работа, работа с текстом

103

А. Кешоков

«Мне больно, мальчики»

С. 16

Т.с.8-9

1

Комбинированный

Уметь читать выразительно стихотворение; задавать вопросы по прочитанному

Чтение наизусть

104-

106

К. Г. Паустовский

«Теплый хлеб»

С.17-29

Т.с.9-12

3

Комбинированный

Знать произведения К. Паустовского.

Уметь объяснять значения слов «околица», «осокорь», «хомут», «осиновый яр», «пешня», «лоток», «квашня»;  рассказывать о коне, которого вылечил мельник Панкрат; объяснять поведение героев; отвечать на вопросы

Уметь рассказывать, как хозяйки пекли хлеб; придумывать названия к каждой части рассказа; задавать вопросы по тексту

Уметь придумывать историю о том, как твой сверстник осознал свою ответственность за другого человека

107

108

Внеклассное чтение

Сказки К. Г. Паустовского

Читальный зал

С. 29-34

Т.с.14

2

Комбинированный

Уметь выразительно читать произведение; объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Уметь читать наизусть стихотворение; объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Фронтальная работа, работа с текстом

109

Работа с научно-популярными текстами «Лошадь»

С.89-90

Т.с.13

1

Практическая работа

Цели: познакомить с жанром научно-популярной литературы, учить работать с такими видами текста.

Уметь: передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров.

Научно-популярные произведения для детей.

Фронтальная работа, работа с текстом

ВЕСНА ПРИШЛА (9 ч)

110

Р.н.п.

«Жаворонушки…»

С.35

Р.н.п.

1

Урок изучения нового

Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения

Знать жанры  устного народного творчества.

Уметь  привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения, выявлять переживания автора и передавать их при чтения; анализировать собственные мысли и переживания, понимать их истоки и оценивать

Работа в парах

Выразительно читать лирическое произведение.

Участвовать в инсценировании.

Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения.

Создавать устно и письменно произведения разных жанров.

✶✶✶

Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств.

Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках

111

 «Березонька»

(народные песни)

С. 36

Т.с.15

1

112

А. А. Фет

«Весенний дождь»

С. 37

т.с.16-17

1

Комбинированный

Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение»

Развитие устного и письменного творчества учащихся

Знать  понятия «сравнение», «метафора», «олицетворение»

Чтение наизусть

113

М. М. Пришвин

«Лесная капель»

С.38-39

Т.с.18-21

1

Комбинированный

Знать понятия «метафора», «сравнение», «олицетворение».

Уметь объяснять значения слов; объяснять поведение героев; отвечать на вопросы

Чтение вслух

114

К. Д. Бальмонт

«Золотая рыбка»

С. 40—41

Т.с.23-26

1

Комбинированный

Знать понятия «метафора», «сравнение», «олицетворение».

Уметь объяснять значения слов; объяснять поведение героев; отвечать на вопросы.

Работа в группах

115

А. А. Фет

«Рыбка»

С. 42

Т.с.27-28

1

Комбинированный

Знать понятия «метафора», «сравнение», «олицетворение».

Уметь читать выразительно стихотворение; задавать вопросы по прочитанному.

Чтение наизусть

116

117

Внеклассное чтение

Народные песни

Читальный зал

С.43-45

2

Комбинированный урок

Уметь читать наизусть песни; объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Фронтальная работа, работа с текстом

118

Работа с научно-популярными текстами «Изменение погоды»

С.90-91

Т.с.22

1

Практическая работа

Цели: познакомить с жанром научно-популярной литературы, учить работать с такими видами текста.

Уметь: передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров.

Научно-популярные произведения для детей.

Фронтальная работа

И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (19 ч)

119

Шутки-прибаутки

С. 46-47

1

Урок изучения нового

Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица.

Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему

Уметь  определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица;  выбирать точные слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему; формулировать и задавать вопросы по конкретной теме; интересоваться детской периодической печатью

Работа в группах

Определять главную мысль произведения.

Пересказывать сжато от лица персонажа.

Задавать вопросы.

Составлять план по теме.

Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями.

✶✶✶

Работать со словарями и другими источниками информации.

Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства.

Знакомиться с детской периодической литературой

120-121

«Болтливая баба» (русская народная сказка)

С. 48-53

Т.с.29-31

2

Комбинированный

Индивидуальная работа

122

123

124

А. Линдгрен

«Как Эмиль угодил головой

в супницу»

С. 54-61

Т.с.31-33

3

комбинированный

Уметь формулировать и задавать вопросы по конкретной теме; определять главную мысль произведения, понимать внутренне состояние персонажа.

Чтение вслух

125

126

127

С. Маршак

«Про двух соседей»

С.62-63

Т.с.35-37

С. Маршак

«Старуха, дверь закрой!»

С.64-65

Т.с.37-40

3

Комбинированный

Уметь выбирать точные слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему.

Фронтальная работа, работа с текстом

Комп.№11

128-

131

М. Зощенко

«Великие путешественники»

С. 66-75

Т.с.40-43

4

Комбинированный

Уметь выполнять выборочное чтение; озаглавливать все части рассказа; составлять план одной из частей; объяснять значение слов.

Индивидуальная работа

132

Картинная галерея

З. Серебрякова

«За обедом»

С.76-77

Т.с.45

1

Комбинированный

Развитие интереса к творчеству конкретного художника

Фронтальная работа

133

134

135

136-137

Внеклассное чтение

А. Линдгрен

«Приключения Эмиля

из Лённеберги»

С.61, с.78

Т.с.34-35

Детская периодическая литература

С.84-86

Т.с.43-44,46

3

2

Комбинированный

Формирование умения работать с книгой.

Обучение самостоятельной работе с детской периодической литературой

Урок- путешествие

Устный опрос

                                    Резерв 3 часа, итого - 140 часов

  1. Методическое обеспечение программы:

1. Кац, Э. Э. Литературное чтение для 3 кл. четырехлетней нач. шк.: в 3 ч. Ч. 1, 2.  -М.: Астрель, 2013г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

2.  Э.Э. Кац. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2ч.  АСТ «Астрель»  2013г.

 3. Э.Э. Кац Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование. 2010г.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». 2010, 2011г.    Астрель», М.        

5. Э.Э. Кац, Н.А. Миронова «Проверочные и диагностические работы»    АСТ «Астрель»  2013г.

     

Материально – техническое обеспечение

6. Ноутбук  Eмаснines

7. Проектор  BenQMP575

8. Колонки Genius

6.Список использованной литературы

1. Кац, Э. Э. Литературное чтение для 3 кл. четырехлетней нач. шк.: в 3 ч. Ч. 1, 2.  -М.: Астрель, 2013г.

2. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 231 с. – (Стандарты второго поколения).

4. Программа развития школы в условиях изменений: структура и содержание. Методические рекомендации. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007. – 124 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (Утверждён приказом Министерства от 6 октября 2009 г. № 373)

6. Фундаментальное ядро общего образования / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс

Рабочая программа  по  литературному  чтению  содержит  в  себе  тип  урока, виды контроля, используемые технологии.   Программа  создана  на  основе  авторской   Э.Э. Кац...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" для 3 класса. Учебник Э.Э. Кац. Данная РП составлена с учётом всех требований ФГОС НОО на 2013-2014 уч.год. В РП имеются приложения(Крите...

рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Планета знаний" 3 класс

Рабочая программа: пояснительная записка, содержание программы, система оценивания, планируемые результаты....

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Планета знаний", 3 класс

Типовая базовая рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго покол...