ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
статья по чтению на тему
ФГОС НОО ориентирует современную начальную школу на такое приоритетное направление как формирование универсальных учебных действий, важнейшим из которых является смысловое чтение, проявляющееся в работе с литературным и информационным текстом. На уроке литературного чтения формируются умения работать с текстовой информацией в режиме текстовой деятельности, т.е. учебно-познавательной деятельности по восприятию, пониманию, воспроизведению и интерпретации текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie._rabota_s_tekstom.docx | 38.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТЕНИЕ. РАБОТА СТЕКСТОМ.
ФГОС НОО ориентирует современную начальную школу на такое приоритетное направление как формирование универсальных учебных действий, важнейшим из которых является смысловое чтение, проявляющееся в работе с литературным и информационным текстом. На уроке литературного чтения формируются умения работать с текстовой информацией в режиме текстовой деятельности, т.е. учебно-познавательной деятельности по восприятию, пониманию, воспроизведению и интерпретации текста.
Этапы работы с текстом художественного произведения отражают этапы развертывания читательской деятельности.
1. Стадия непосредственного восприятия – подготовка к чтению художественного произведения, первичное чтение, проверка первичного восприятия
2. Стадия обдумывающего восприятия – анализ-перечитывание (изучающее чтение).
3. Стадия влияния художественного текста на личность читателя – вторичный синтез.
Подготовка к чтению помогает детям психологически настроиться на работу, уточнить и расширить необходимые сведения(например, о жизни и творчестве писателя, об особенностях исторического периода)
Методические приемы:
1. Рассказ учителя (краткий, эмоциональный, доступный интересный), в том числе в комплексе с беседой: а) об авторе; б) об истории написания художественного произведения; в) о событиях, изображенных в художественных произведениях.
2. Слушание музыки, «рисование» воображаемых картин, рассматривание репродукций, заочные экскурсии, обсуждение услышанного и увиденного.
3. Словарно-смысловая работа (подбор синонима, развернутое описание, раскрытие значения непонятных слов.)
4. Прогнозирование (по заголовку; по иллюстрации; по опорный словам; по фамилии автора),
5. Чтение вступительной статьи, диалогов сквозных персона» в учебнике.
6. Использование элементов занимательности и игры (кроссворд, викторина, загадки).
7. Письменная проверка домашнего чтения (если новый текста читался детьми дома).
2) Первичное восприятие (синтез) может быть организовано по-разному. Если текст первый раз читает учитель, то книги у детей должны быть закрыты: их внимание полностью направляется на слушание и сопереживание учителю-чтецу. Сам учитель пользуется при этом приемом «получтения-полурассказывания», стараясь больше смотреть на детей, а не в текст. Иногда для первичного восприятия может быть использована фонохрестоматия, однако следу ет помнить, что при этом не работает визуальный канал восприятия; дети не видят лица (самого яркого наглядного пособия), что может затруднить слушание. Кроме того считается, что совершенно незнакомый текст через аппаратуру воспринимать трудно.
Можно использовать и другие приемы: жужжащее чтение, чтение про себя, чтение заранее подготовленными детьми, чтение «цепочкой» (по абзацам, но не по предложениям), комбинированное чтение, когда самые трудные фрагменты читает учитель, остальные -дети, чтение дома, работа со сноской в учебнике.
3) Проверка первичного восприятия - это выяснение учителем эмоциональной реакции детей на художественное произведение и их понимания общего смысла, а также выяснение трудного, непонятного. Важно подчеркнуть, что это еще не анализ текста: здесь не должны ставиться аналитические вопросы. Важно прояснить и закрепить читательские впечатления, чтобы в дальнейшем опираться на них при анализе. Для этого используются следующие приемы: 2-3 вопроса типа: что понравилось, что показалось наиболее интересным, что взволновало (рассмешило, встревожило), постановка проблемного вопроса (см стр. 25-26) с целью мотивировать последующий анализ текста.
4) Анализ-перечитывание текста
На данном этапе формируется система умений анализировать художественное произведение на основе овладения детьми приемами анализа, усвоения литературоведческих представлений и опыта [ эмоционально-оценочной деятельности.
На уроке литературного чтения имеют место разные виды анализа художественного произведения: стилистический анализ, анализ развития действия, анализ художественных образов, проблемный анализ.
При стилистическом анализе формируется умение воспринимать изобразительно-
выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении
Приемы анализа:
выделение изобразительно-выразительных средств языка (нахождение, подчеркивание, объяснение);
• подбор синонимов с целью осознания авторского выбора;
• стилистический эксперимент;
• драматизация, чтение по ролям.
• словесное рисование по одному слову (выражению);
При анализе развития действия у обучающихся формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике
Приемы анализа
деление текста на части с опорой на элементы сюжета, составление плана (картинного, логического, вопросительного, назывного); 1 составление модели изложения «жучок» Для составления такой модели нужно выполнить следующие шаги:
1. записать основную мысль произведения и заключить её в овал(так образуется тело «жучка»
2. Продумать основную мысль первого абзаца и превести её в вопросительное предложение.
3. Выделить из абзаца опорные слова и выражения, помогающие ответить на вопрос(так образуются «ножки» и « башмачки».
- составление графического и словесного диафильма;
- пересказы: полный, выборочный, сжатый;
- сравнение исходного текста и его пересказа учителем;
- прием от противного, когда детям предлагается вариант неправильного пересказа(пересказ с фактическими ошибками или с пропусками важных частей
- выделение опорных слов при пересказе
- сравнение разных видов пересказа: один и тот же текст пересказывается дважды: подробно и кратко или подробно и выборочно.
• перечитывание по частям с выделением главной мысли каждой части;
- составление опорных вех, установление связей между ними (вычленение ключевых эпизодов): перед началом рассказа ребенок кратко формулирует, о чем он будет говорить вначале, потом, затем.
- Пресказ с книгой в руках, что создает ситуацию психологического комфорта для ребенка.
- составление плана собственного высказывания
При анализе художественных образов формируется умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем.
передавать свои жизненные впечатления с помощью словесного художественного образа
Приемы анализа
рассматривание готовых иллюстраций,
соотнесение текста« иллюстрации, подписывание строчками из текста;
анализ иллюстрации с целью: выявления позиции писателя» художника (сравнения средств, которыми они пользуются);
графическое, словесное, музыкальное иллюстрирование;
сравнение разных иллюстраций; к одному тексту;
цветопись (цветовые пятна) для! определения эмоциональной! тональности образа (картины); сочинение по наблюдению, по картине, сочинение-зарисовка
- выяснение мотивов, обстоятельств, последствий поступков героев (почему? как? зачем?);
- сопоставление размышлений (переживаний) героев с их поступками;
- расшифровка эмоциональных знаков в диалогах;
- моделирование с целью фиксации отношения героя к другим персонажам;
- вычленение в тексте ключевых слов для характеристики героя;
- драматизация;
- составление рассказа о герое, от лица героя, рассказ по аналогии (те же герои попадают в другую ситуацию и действуют в ней по аналогии с исходным текстом);
- деформация текста;
- проектирование судьбы героя
5) вторичный синтез (результат восприятия) – При проблемном анализе формируется умение видеть авторскую оценку, отношение, позицию во всех элементах произведения. Умение осваивать идею художественного произведения, подведение итогов анализа, формулирование главной мысли, целостное восприятие, организация литературно-творческой деятельности.
Приемы
- выявление авторского отношения, авторской позиции;
- сопоставление авторского отношения с собственным;
- сопоставление разных произведений одного автора;
- анализ заголовка, эксперименты с заголовками;
- озаглавливание собственных текстов;
- Формулирование основной мысли (ответ на проблемный вопрос);
- Подбор пословиц к тексту;
- Анализ кинофильмов, мультфильмов по изучаемым произведениям;
- Итоговое выразительное прочтение
- Сопоставление художественных произведений различных авторов
- Рисование обложки книги
- Создание сиквейна
Сиквейн, как наиболее частоупотребляемый прием технологии РКМЧП., может использоваться в различных учебных ситуациях :
1.Сиквейн как средство актуализации прежних знаний
Уместо того, чтобы начать урок с традиционных репродуктивных I вопросов «Что такое...?, «Как называется...?», «Давайте вспомним...», «Какие бывают...» и т. п., учитель предлагает детям составить синквейн с тем ключевым словом, которое актуализирует изученный ранее материал. Например, приступая к изучению басни в 3 кл., учитель предлагает составить синквейн со словом «басня», например:
Басня
Смешная, жизненная
Учит, привлекает, рассказывает
Высмеивает привычки разных людей
Искусство
В данной ситуации можно поступить по-другому и использовать
синквейн-загадку. Учитель предлагает свой синквейн без первой
строки, а дети отгадывают, определяя (прогнозируя) тем самым
тему урока:
Короткая, поучительная
Рассказывает, высмеивает, осуждает
В ней обычно действуют животные
Мораль
Синквейн-загадка, составленный учителем, может сыграть и роль приема прогнозирования. Например, на уроке чтения сказки Г. X. Андерсена «Ромашка» учитель предлагает отгадать, о каком цветке пойдет речь в тексте сказки:
Скромная, нежная
Радует, лечит, гадает
Я люблю этот цветок
Солнышко
Обсудив разные варианты (подснежник, одуванчик, подсолнух, мимоза), дети выходят на то, что этот цветок — ромашка. Дети могут задать вопросы учителю: Почему Вы написали «гадает»? За что Вы любите этот цветок?
2.Сиквейн как средство проверки первичного восприятия текста
3. Сиквейн как средство обобщения прочитанного
4.Сиквейн как средство характеристики литературных героев
«Составление кластера»
«Составление кластера» используется на разных этапах урока – «вызов или самоопределение к деятельности», «осмысления» - для структурирования учебного материала, на этапе «рефлексии» - как подведение итогов того, сто ученики изучили.
«Инсерт или пометки на полях» -интерактивная система записи для эффективного чтения и письма. Читая незнакомый текст, ученик ставит на полях карандашом пометки. Помечает он отдельные абзацы или предложения в тексте.
V- отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень достоверности её не имеют значения.
+ - отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом
- отмечается, то, что осталось непонятным ученику, он думал иначе и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
? вопрос, который бы хотел задать ученик для того, чтобы установить причинно-следственные связи и т.д.
«Чтение со стопом»
Этот приём развивает мышление, умение выдвигать гипотезы и воспитывает внимательного слушателя.
Учитель знакомит детей с новым текстом, выразительно читая, постоянно прерываясь в самый интересный момент, и спрашивает; «А что дальше?». Дети прогнозируют. Выдвигают свои гипотезы, затем учитель продолжает читать дальше, а дети внимательно слушая его, определяют, чей прогноз оправдался.
«Кукурузный пересказ» или пересказ наперебой.
Это один из приемов созидательного метода обучения. Можно использовать при изучении любого предмета, во время проверки понимания изучаемого материала.
Учитель ставит посреди класса 4 стула так, чтобы они образовали квадрат. Затем приглашаются четыре добровольца присесть на эти стулья. Вскоре один из четверых вскочил и произнес первое предложение из текста, который предстоит им пересказать. «Следующие» по очереди продолжают пересказ, аккуратно перебивая друг друга. Как только четвертый быстро договорил, учитель прерывает учеников, спрашивая остальную часть класса, насколько точным является услышанный ими пересказ. Получи-в подтверждение, учитель благодарит первую четверку и приглашает еще четверых добровольцев занять их место. Каждый следующий (не по кругу, а кто успел) вскакивает и без паузы излагает следующее по хронологии событие, и т.д. (ученики должны вскакивать и "лопаться" так же быстро и беспорядочно, как зерна жареной кукурузы).
Поместив маленькую группу пересказчиков в центр класса, учитель без усилий удерживает всеобщее внимание, поскольку остальные учащиеся стараются не упустить малейшей детали пересказа—в поисках ошибки или нарушения логики повествования. Часто сменяя пересказчиков и слушателей, учитель добивается максимальной сосредоточенности и участия каждого. Такой пересказ одновременно и занимателен, и забавен, учащиеся ставят во главу угла подробность и аккуратность, и охотно исправляют, и дополняют друг друга. Данный прием используется на уроках литературного чтения и окружающего мира.
«Пирамидная история или как вызвать интерес к письму»
Обычно письменная работа не вызьгеает большой радости у учащихся. Поэтому нужно построить урок так, чтобы заинтересовать ребят процессом письма. Что же нужно делать?
Данная стратегия имеет 3 этапа:
- Заключается в коллективном заполнении пирамиды;
- В индивидуальном выражении учащихся идей;
- В коллективном обсуждении написанного. Например:
Тема: "Закрепление..." Цель урока:
- закрепить...
- научить определять проблему и находить ее решение, развивать навыки логического мышления...
Ход урока.
(до начала урока необходимо приготовить схему)
- Сегодня вы будете настоящими писателями, авторами своих собственных историй. А для того, чтобы написать такую историю вам нужно сообща заполнить предложенную схему.
- До начала этой работы необходимо установить правила, которые должны соблюдаться всеми участниками.
- Право поднятой руки (отвечает только тот, кто поднимает руку)
- На уроке нужно быть внимательными и активными.
- Необходимо быть терпеливыми к мнению друг друга.
- Не следует перебивать говорящего, нужно уметь слушать.
Далее идет заполнение пирамиды по следующим пунктам.
- Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет...).
- Два слова описывающих героя (внешность, возраст, черты ха-
рактера, качества).
3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность,
общественное место и т.д.).
4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, за-
блудиться, бедность, встретить любовь).
5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причи-
ной проблемы истории).
6. Шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с
героем и его окружение по ходу сюжета?).
7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимает-
ся для решения проблемы?).
8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.
После того, как таблица заполнена, предлагается сочинить свою историю по ключевым словам пирамиды. В процессе создания текста дети могут менять число, падеж, время и т.д.
ученики сочиняют 10-15 минут, после готовят презентацию своего рассказа. Выслушав историю, ученики анализируют каждую ситуацию, используя данный метод, закрепляется грамматический материал и развивается критическое мышление. Таким образом, получая информацию, ученики перерабатывали ее и связывали в текст.
Данная методика помогает преодолеть ряд трудностей, которые возникают во время уроков.
Каждый ученик задействован в уроке: для одного эта пирамида - опора, для другого - возможность выразить свои мысли.
Данная стратегия применима во всех дисциплинах (экономике, географии, социологии, истории, валеологии, литературе...)
«Обратная связь»
На уроке:
Я приобрел ...
Я научился ...
Я понял что ...
Было трудно ...
Было интересно ...
Хочу похвалить ...
Дети сами оценивают, как прошел урок. Прикрепляют на дерево либо яблоко, либо цветок, либо зеленый листик, либо желтый листик.)
Яблоко - урок прошел с пользой.
Цветок -урок прошел неплохо.
Желтый листик - урок прошел плохо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Метод проектов как средство работы над междисциплинарной программой "Чтение. Работа с текстом"".
Выступление на педагогическом совете по вопросам введения ФГОС в учебный процесс....
Диагностическая работа по литературному чтению(работа с текстом) 3 класс по Г.Цыферову
Диагностическая работа по литературному чтению(работа с текстом) 3 класс по Г.Цыферову...
Литературное чтение. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс
Литературное чтение В.Ю. Свиридова. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс...
Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.
Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним из сильнейших средств воздействия на личность, является книга, как средство сохранения и передачи нравственных ценн...
Проверочная работа по литературному чтению. Работа с текстом. 2 класс
Данная проверочная работа поможет учителю определить уровень умения работать с текстом у обучающихся...
Проверочная работа по литературному чтению. Работа с текстом. 2 класс
Данная проверочная работа поможет учителю определить уровень умения работать с текстом у обучающихся...
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»
Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...