рабочие программы 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования. Программа составлена по учебно - методическому комплекту:
1. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. – М.: Просвещение, 2011г
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение 1 -4 класс. Учебники. – М.: Просвещение, 2011
3. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3kl_rab_prog_chtenie_fgos.docx | 80.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования. Программа составлена по учебно - методическому комплекту:
1. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. – М.: Просвещение, 2011г
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение 1 -4 класс. Учебники. – М.: Просвещение, 2011
3. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач :
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными типами текстов;
—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Литературное чтение» в 3 классе рассчитан на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Формы контроля: проверочные тесты, проектная деятельность.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических ии интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений. Определение вида чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение . Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Работа с различными видами текста. Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера). Нормы письменной речи: соответствия содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнения), в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения и опыт читательской деятельности. Круг чтения. Произведения устного народного творчества разных народов России
Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема - (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:
- осознавать место и роль литературного чтенияв познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека, формирования личностных качеств и социальных ценностей;
- понимать значение литературы как средства ознокомления с общечеловеческими ценностями;
- работать с литературным текстом;
- применять анализ, сравнение, характеристика героя, пересказывать текст;
- осуществлять поиск необходимой информации;
- работать со справочно - энциклопедическими изданиями.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов | Всего часов | Формы контроля | Примечание |
Проверочные тесты; проекты | ||||
1 | Самое великое чудо на свете | 5 | ||
2 | Устное народное творчество | 14 | Тест№1 | |
3 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | Творческий Проект - 1 | |
4 | Великие русские писатели | 24 | Тест №2 | |
5 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | ||
5 | Литературные сказки | 8 | ||
6 | Были - небылицы | 10 | Тест№3 | |
7 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | ||
7 | Люби живое | 16 | ||
8 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | Тест№4; Творческий проект - 1 | |
8 | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 12 | Тест №5 | |
9 | По страницам детских журналов | 8 | ||
10 | Зарубежная литература | 8 | ||
ИТОГО : | 136 | Проверочных тестов - 4; проектов - 2 |
СОДЕРЖАНИЕ
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Самое великое чудо на свете (5 ч.)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество ( 14 ч.)
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк»).
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч.)
Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».
Проект №2«Как научиться читать стихи.» (на основе научно-популярной статьи Я Смоленского).
Ф.И. Тютчев: “Листья”. Сочинение-миниатюра №1«О чем расскажут осенние листья»
Великие русские писатели (24 ч.)
А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.)
Н.А.Некрасов. («Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»).
Литературные сказки ( 8 ч.)
Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).
Были-небылицы ( 10 ч.)
М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч.)
С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).
Люби живое (16 ч.)
М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».
М. Пришвин. «Моя Родина».Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение миниатюра №2 на основе художественного текста.
Поэтическая тетрадь 2 ( 8 ч.)
С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч.)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).
По страницам детских журналов ( 8 ч.)
«Мурзилка» и «Веселые картинки». Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Р. Сеф («Веселые стихи»).
Зарубежная литература ( 8 ч.)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема | Кол – во час. | Виды учебной деятельности | |||||||||||
план | факт | ||||||||||||||
Самое великое чудо на свете. (5ч) | |||||||||||||||
1. | 2. 09 | Знакомство с книгой. Введение | 1 | Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | |||||||||||
2 | 4. 09 | Рукописные книги Древней Руси | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. | |||||||||||
3 | 5. 09 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | ||||||||||||
4 | 8. 09 | Урок-путешествие в прошлое | 1 | ||||||||||||
5 | 9. 09 | Закрепление. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | ||||||||||||
Устное народное творчество. (14 час.) | |||||||||||||||
6 | 11. 09 | Русские народные песни, небылицы | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества, воспроизводить наизусть текст русских народных песен, принимать участие в коллективном сочинении сказок, ускорять или замедлять темп чтения, сравнивать содержание сказок, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев сказок, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.. | |||||||||||
7 | 12. 09 | Докучные сказки. Техника чтения | 1 | ||||||||||||
8 | 15. 09 | Произведения прикладного искусства | 1 | ||||||||||||
9 | 16. 09 | Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" | 1 | ||||||||||||
10- 11 | 18. 09 19. 09 | Русская народная сказка ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. | 2 | ||||||||||||
12- 13 | 22. 09 23. 09 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | 3 | ||||||||||||
14 | 25. 09 | Закрепление изученного | |||||||||||||
15- 16 | 26. 09 29. 09 | Составление плана сказки "Иван Царевич и Серый Волк" | 2 | ||||||||||||
17 | 30. 09 | Русская народная сказка. “Сивка - Бурка”. | 1 | ||||||||||||
18 | 2. 10 | Составление плана сказки "Сивка - Бурка" | 1 | ||||||||||||
19 | 3. 10 | . Обобщение по теме «Устное народное творчество.» | 1 | ||||||||||||
Поэтическая тетрадь 1. (11 часов) | |||||||||||||||
20 | 6. 10 | Как научится читать стихи. Проект | 1 | ||||||||||||
21 | 7. 10 | Ф.И. Тютчев:”Весенняя гроза | 1 | Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, самостоятельно оценивать свои результаты. | |||||||||||
22 | 9. 10 | Ф.И. Тютчев: “Листья”. Сочинение-миниатюра №1«О чем расскажут осенние листья» | 1 | ||||||||||||
23 | 10. 10 | А.А. Фет “Глянь – ка, мама, из окошка”, “Зреет рожь над жаркой нивой | 1 | ||||||||||||
24 | 13. 10 | И.С. Никитин”Полно, степь моя”. | 1 | ||||||||||||
25 | 14. 10 | И С. Никитин”Встреча зимы”. | 1 | ||||||||||||
26 | 16. 10 | И.З. Суриков “Детство”. | 1 | ||||||||||||
27 | 17. 10 | И.З. Суриков “Детство”. | 1 | ||||||||||||
28 | 20. 10 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1.» | 1 | ||||||||||||
29 | 21. 10 | Оценка достижений. Техника чтения | 1 | ||||||||||||
30 | 23. 10 | Закрепление изученного | 1 | ||||||||||||
Великие русские писатели. (24 часа) | |||||||||||||||
31 | 24. 10 | Знакомство с названием раздела. Техника чтения | 1 | ||||||||||||
32 | 27. 10 | А.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» | 1 | Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику героев, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения. | |||||||||||
33 | 28. 10 | А.Пушкин. Лирические стихотворения | 1 | ||||||||||||
34 | 30. 10 | А.С.Пушкин “Зимнее утро”. | 1 | ||||||||||||
35 | 31. 10 | А. С. Пушкин. “Зимний вечер”. | 1 | ||||||||||||
36-39 | 10. 11; 11. 11; 13. 11; 14. 11 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане..... | 4 | ||||||||||||
40 | 17. 11 | Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с текстом | 1 | ||||||||||||
41 | 18. 11 | И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове | 1 | ||||||||||||
42 | 20. 11 | И. А. Крылов. «Мартышка и очки». | 1 | ||||||||||||
43 | 21. 11 | И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна». | 1 | ||||||||||||
44 | 24. 11 | И.А. Крылов. «Ворона и лисица»». | 1 | ||||||||||||
45 | 25. 11 | М.Ю. Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения. | 1 | ||||||||||||
46 | 27. 11 | М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 1 | ||||||||||||
47 | 28. 11 | М. Ю. Лермонтов. «Утёс».,«Осень». | 1 | ||||||||||||
48 | 1. 12 | Детство Л. Н. Толстого. (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения | 1 | ||||||||||||
49 | 2. 12 | Л. Н. Толстой. «Акула». | 1 | ||||||||||||
50 | 4. 12 | Л. Н. Толстой. «Прыжок». | 1 | ||||||||||||
51 | 5. 12 | Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». | 1 | ||||||||||||
52 | 8. 12 | Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». | 1 | ||||||||||||
53 | 9. 12 | Оценка достижений | 1 | ||||||||||||
54 | 11. 12 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». | 1 | ||||||||||||
Поэтическая тетрадь 2. (6час.) | |||||||||||||||
55 | 12. 12 | Н.А.Некрасов . Биография. Техника чтения | 1 | ||||||||||||
56 | 15. 12 | Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». | 1 | Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | |||||||||||
57 | 16. 12 | Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | ||||||||||||
58 | 18. 12 | К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». | 1 | ||||||||||||
59 | 19. 12 | И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…». | 1 | ||||||||||||
60 | 20. 12 | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»). | 1 | ||||||||||||
Литературные сказки. (8 час.) | |||||||||||||||
61 | 22. 12 | Знакомство с названием раздела. Докучные сказки | 1 | ||||||||||||
62 | 23. 12 | Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». (присказка) | 1 | Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения.. | |||||||||||
63 | 25. 12 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | ||||||||||||
64- 65 | 26. 12 12. 01 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». | 2 | ||||||||||||
66- 67 | 13. 01 15. 01 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». | 1 | ||||||||||||
68 | 16. 01 | Обобщающий урок по первой части учебника Техника чтения. | 1 | ||||||||||||
Были- небылицы. (10 часов.) | |||||||||||||||
69 | 19. 01 | Знакомство с названием раздела. М. Горький. Биография | 1 | ||||||||||||
70- 71 | 20. 01 22. 01 | М. Горький. «Случай с Евсейкой». | 2 | Прогнозировать содержание раздела, определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст, рассказывать о прочитанных книгах, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям. | |||||||||||
72- 74 | 23. 01 26. 01 27. 01 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». | 3 | ||||||||||||
75-77 | 29. 01 30. 01 2. 02 | А. Куприн. «Слон». | 3 | ||||||||||||
78 | 3. 02 | Закрепление изученного | 1 | ||||||||||||
Поэтическая тетрадь 1 . (6час.) | |||||||||||||||
79 | 5. 02 | Знакомство с названием раздела. Техника чтения | 1 | Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно, отражая настроение, находить в стихотворении яркие образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||||||
80 | 6. 02 | С. Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..» «Воробей», «Слон». | 1 | ||||||||||||
81 | 9. 02 | А. Блок. «Ветхая избушка». | 1 | ||||||||||||
82 | 10. 02 | А. Блок. «Сны», «Ворона». | 1 | ||||||||||||
83 | 12. 02 | С. Есенин. «Черёмуха». | 1 | ||||||||||||
84 | 13. 02 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений . | 1 | ||||||||||||
Люби живое. (16 часов.) | |||||||||||||||
85 | 16. 02 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | ||||||||||||
86 | 17. 02 | М. Пришвин. «Моя Родина».. | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, используя условные знаки, читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, составлять план, рассказывать о герое, используя текст, определять основную мысль текста, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||||||
87-88 | 19. 02 20. 02 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | 2 | ||||||||||||
89 | 24. 02 | В. И. Белов. «Малька провинилась», | 1 | ||||||||||||
90 | 26. 02 | В. И. Белов. «Ещё раз про Мальку». | 1 | ||||||||||||
91-92 | 27. 02 2. 03 | В. Бианки. «Мышонок Пик». | 2 | ||||||||||||
93-95 | 3. 03 5. 03 6. 03 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». | 3 | ||||||||||||
96 | 10. 03 | В.Дуров «Наша Жучка» | 1 | ||||||||||||
97 | 12. 03 | В. П. Астафьев. «Капалуха». | 1 | ||||||||||||
98 | 13. 03 | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». | 1 | ||||||||||||
99 | 16. 03 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». | 1 | ||||||||||||
100 | 17. 03 | Оценка достижений . | 1 | ||||||||||||
Поэтическая тетрадь 2. (8 часов.) | |||||||||||||||
101 | 19. 03 | Знакомство с названием раздела. Техника чтения | 1 | ||||||||||||
102 | 20. 03 | С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения, читать и воспринимать на слух лирические тексты, сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение, сочинять свои стихотворения, участвовать в творческих проектах, проверять чтение друг друга и оценивать. | |||||||||||
103 | 30. 03 | А. Барто. «Разлука» | 1 | ||||||||||||
104 | 31. 03 | А. Барто. «В театре». | 1 | ||||||||||||
105 | 2. 04 | С. В. Михалков. «Если», «Рисунок» | 1 | ||||||||||||
106 | 3. 04 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». | 1 | ||||||||||||
107 | 6. 04 | Проект " Времена года. Праздник поэзии " | 1 | ||||||||||||
108 | 7. 04 | Оценка достижений. Закрепление изученного. | 1 | ||||||||||||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (12 час.) | |||||||||||||||
109 | 9. 04 | Знакомство с названием раздела . Техника чтения | 1 | ||||||||||||
110 | 10. 04 | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».Особен ность заголовка произведения | 1 | Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и просебя, соотносить пословицу с содержанием, отвечать на вопросы, придумывать свои вопросы, наблюдать за особенностями речи героев, понимать особенности юмористических рассказов, определять отношение автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы, проверять и оценивать достижения. | |||||||||||
111- 112 | 13.04 14.04 | А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». | 2 | ||||||||||||
113- 114 | 16.04 17.04 | А. П. Платонов. «Ещё мама». | 2 | ||||||||||||
115 | 20.04 | М. Зощенко «Золотые слова», | 1 | ||||||||||||
116 | 21.04 | М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | ||||||||||||
117 | 23.04 | Н. Носов. «Федина задача». | 1 | ||||||||||||
118 | 24.04 | Н. Носов. «Телефон». | 1 | ||||||||||||
119 | 27.04 | В. Ю. Драгунский. «Друг детства». | 1 | ||||||||||||
120 | 28.04 | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
| 1 | ||||||||||||
По страницам детских журналов. (8час.) | |||||||||||||||
121 | 30.04 | Повторение изученного. Знакомство с названием раздела . | 1 | ||||||||||||
122 | 5. 05 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой2 | 1 | ||||||||||||
123 | 7. 05 | Ю. Ермолаев. «Проговорился», | 1 | Прогнозировать содержание раздела, выбирать для себя интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, сочинять по материалам текста свои произведения. | |||||||||||
124 | 8. 05 | Ю Ермолаев “Воспитатели”. | 1 | ||||||||||||
125 | 12. 05 | Г. Остер. «Вредные советы», | 1 | ||||||||||||
126 | 14.05 | Г. Остер. «Как получаются легенды». | 1 | ||||||||||||
127 | 15.05 | Р. Сеф. «Весёлые стихи». | 1 | ||||||||||||
128 | 18.05 | Обобщающий урок «По страницам детских журналов». | 1 | ||||||||||||
Зарубежная литература. (8 час.) | |||||||||||||||
129 | 19.05 | Повторение изученного. Знакомство с названием раздела.
| 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения, составлять рассказ о творчестве писателя( с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение, сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки, определять нравственный смысл сказки с помощью учителя, рассказывать о проитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения., учиться работать с дневником читателя. | |||||||||||
130- 131 | 21.05 22.05 | Мифы Древней Греции. | 2 | ||||||||||||
132- 133 | 25.05 26.05 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». | 2 | ||||||||||||
134 | 27.05 | Оценка достижений. Техника чтения | |||||||||||||
135 | 28.05 | Закрепление изученного. | 1 | ||||||||||||
136 | 29.05 | Закрепление изученного. | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Книгопечатная продукция:
Для учителя:
- Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 3 класс. Часть 1, 2. М.: Просвещение, 2013г
- Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс., М.:Просвещение 2014г
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс., 2012.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва "Просвещение" 2011г. Стандарты второго поколения.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В двух частях. Москва "Просвещение" 2011г. Стандарты второго поколения.
- Планируемые результаты начального общего образования. Москва "Просвещение" 2011г. Стандарты второго поколения.
- Сборник рабочих программ 1-4 кл «Школа России», М.: Просвещение. 2011. – 528с
- О. И. Крепенчук. 77 упражнений для увеличения скорости чтения. - СПб.: Издательский Дом "Литера", 2012. - 64с.
- Итоговые тесты по литературному чтению для 3 класса / Т.Л.Мишакина, С.А.Гладкова. - М.: Издательство "Ювента", 2013. - 32с
Для учащихся:
- Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 3 класс. Часть 1, 2. М.: Просвещение, 2013г
- Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс., М.:Просвещение 2014г
2. Печатные пособия:
- Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению
- Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей
3. Технические средства обучения
- Магнитная доска с набором магнитов для крепления карт и таблиц.
- Экран.; Персональный компьютер; Мультимедийный проектор.
- Телевизор
4. Оборудование класса
- Ученические столы с комплектом стульев.
- Стол учительский, стул.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
5. Интернет - ресурсы:
КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ТЕСТ № 2 ПО разделу «ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ»
1 ВАРИАНТ.
- Вспомни, что такое рифма. Подчеркни рифмующиеся строчки.
М.Ю.Лермонтов
Утёс.
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
- Определи где загадка, басня, скороговорка.
Курица и золотые яйца. У одного хозяина курица несла золотые яйца. Ему захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри её большой ком золота); а она была такая же, как и все курицы. |
ЗАГАДКА | |
Мостится мост без досок, Без топора, без клина. | СКОРОГОВОРКА | |
От топота копыт пыль по полю летит. | БАСНЯ |
- Соедини название произведения с фамилией автора.
Мартышка и очки. | А.С.Пушкин | |
Лев и собачка. | И.А.Крылов | |
Зимнее утро. | Л.Н.Толстой |
- Определи главную мысль в басне. Подчеркни.
Л.Н.Толстой
Муравей и голубка.
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она увидала – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. За добро добром платят.
2 ВАРИАНТ.
- Вспомни, что такое рифма. Подчеркни рифмующиеся строчки.
М.Ю.Лермонтов
Осень.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
- Определи где загадка, басня, пословица.
Лев, медведь и лисица. Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лиса увидала мясо, подхватила его и убежала. |
ЗАГАДКА | |
Хоть наряден он на вид И красив, но ядовит. | ПОСЛОВИЦА | |
Одна пчела не много мёду натаскает. | БАСНЯ |
- Соедини название произведения с фамилией автора.
Зеркало и Обезьяна. | А.С.Пушкин | |
Акула. | И.А.Крылов | |
Сказка о царе Салтане… | Л.Н.Толстой |
- Определи главную мысль в басне. Подчеркни.
Л.Н.Толстой
Лев и мышь.
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её. Она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю» Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь – бывает и от мыши добро».
Тест №1 по разделу «Устное народное творчество»
1. Что не относится к устному народному творчеству?
А) потешка;
Б) поговорка;
В) пестушка;
Г) роман.
2. Определи зачин.
А) «жили-были…»
Б) «стали они жить-поживать…»
В) «я там был…»
Г) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»
3. Определи концовку сказки.
А) «за тридевять земель…»
Б) «я там был мёд-пиво пил…»
В) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»
Г) «жили-были»
4. Определи, к какому виду сказок относится сказка «Сивка-Бурка».
А) волшебная;
Б) о животных;
В) бытовая.
5. Что не является волшебным предметом в русской народной сказке?
А) шапка-невидимка;
Б) игрушка-погремушка;
В) сапоги-скороходы;
Г) скатерть-самобранка.
6.Что такое пословица?
А) это рифмованное предложение;
Б) повествовательное предложение;
В) маленькое народное произведение;
Г) словосочетание.
7. Найди продолжение пословицы: «Была бы охота – …»
А) будет ладиться работа;
Б) гуляй смело;
В) сам себя губит.
8. К какому жанру устного народного творчества относятся эти строчки: «Солнышко, покажись, Красное, нарядись!...»
А) песенки-заклички;
Б) докучные сказки;
В) потешки;
Г) скороговорки.
9. Кто из перечисленных художников не является иллюстратором к русским народным сказкам?
А) В. Васнецов;
Б) И. Билибин;
В) И. Айвазовский
Тест № 5 по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
1 вариант.
- Соотнеси название произведения с фамилией автора, который его написал.
В.Ю.Драгунский | «Телефон» |
М.М.Зощенко | «Друг детства» |
Н.Н.Носов | «Золотые слова» |
- Из какого произведения эти слова: «Цветок этот – самый великий труженик, он из смерти работает жизнь».
А. А.П.Платонов «Цветок на земле»
Б. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
В. М.М.Зощенко «Золотые слова»
- Запиши название произведения, из которого мы узнали пословицу «Работа любит на молодца, а незалёжливого».
__________________________________________________________
- Рассказы какого автора из прочитанного раздела, можно назвать юмористическими?
А. Н.Н.Носова
Б. А.П.Платонова
В. Б.В.Шергина
- Выбери пословицу, которая, по своему содержанию соответствует содержанию рассказа М.М.Зощенко «Великие путешественники».
А. Не топор тешет, а плотник.
Б. Дурная голова ногам покоя не дает.
В. Куда ветер дует, туда его и несет.
- Подчеркни фамилию писателя, который написал рассказ «Телефон»?
А. В.Ю.Драгунский
Б. М.М.Зощенко
В. Н.Н.Носов
- * Определи название произведения, которое отражает главную мысль, выраженную в заглавии текста.
А. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
Б. М.М.Зощенко «Великие путешественники»
В. Н.Н.Носов «Федина задача».
2 вариант.
- Соотнеси название произведения с фамилией автора, который его написал.
Н.Н.Носов | «Цветок на земле» |
М.М.Зощенко | «Федина задача» |
А.П.Платонов | «Великие путешественники» |
- Из какого произведения эти слова: « Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки».
А. А.П.Платонов «Цветок на земле».
Б. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
В. М.М.Зощенко «Золотые слова».
- Запиши название произведения, в котором ребята собирались совершить кругосветное путешествие.
__________________________________________________________
- Какое из перечисленных произведений написал А.П.Платонов?
А. «Великие путешественники».
Б. «Федина задача».
В. «Ещё мама».
- Выбери пословицу, которая, по своему содержанию соответствует содержанию рассказа Б.В.Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».
А. Не топор тешет, а плотник.
Б. Дурная голова ногам покоя не дает.
В. Куда ветер дует, туда его и несет.
- Подчеркни фамилию писателя, который написал рассказ «Друг детства»?
А. М.М.Зощенко
Б. В.Ю.Драгунский
В. Н.Н.Носов
- * Определи название произведения, которое отражает главную мысль, выраженную в заглавии текста.
А. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
Б. В.Ю.Драгунский «Друг детства».
В. А.П.Платонов «Цветок на земле».
Тест №4 по разделу «Поэтическая тетрадь №1»
1. Кто автор строк:
«Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим».
А) Ф.И. Тютчев
Б) А. А. Фет
В) И. С. Никитин
Г) И. З. Суриков
2. Кто автор строк:
«Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда».
А) Ф.И. Тютчев
Б) А. А. Фет
В) И. С. Никитин
Г) И. З. Суриков
3. Кто автор строк:
«Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы».
А) Ф.И. Тютчев
Б) А. А. Фет
В) И. С. Никитин
Г) И. З. Суриков
4. Кто автор строк:
«Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
А) Ф.И. Тютчев
Б) А. А. Фет
В) И. С. Никитин
Г) И. З. Суриков
5. Укажи, чьё имя Иван Захарович.
А) Тютчев
Б) Фет
В) Никитин
Г) Суриков
6. Укажи, чьё имя Афанасий Афанасьевич.
А) Тютчев
Б) Фет
В) Никитин
Г) Суриков
7. Укажи, чьё имя Фёдор Иванович.
А) Тютчев
Б) Фет
В) Никитин
Г) Суриков
8. Укажи, чьё имя Иван Саввич.
А) Тютчев
Б) Фет
В) Никитин
Г) Суриков
9. Как называются выразительные слова, которые помогают описать предмет, явление, людей, животных?
А) ритм
Б) рифма
В) сравнение
Г) эпитет
ТЕСТ № 3 ПО РАЗДЕЛУ «БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ»
- Кто не встретился Евсейке на морском дне?
а) голотурии в) рыба-меч
б) сепии г) сифонофоры
- Закончите предложение.
Глаза у рыб были круглые и скучные, как…
а) алгебра в) русский язык
б) математика г) география
- Вставьте пропущенное слово.
Как он может жить на свете
Без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
… хвосты свои!
а) намочить в) разделить
б) раздвоить г) обкромсать
- Кто написал рассказ «Случай с Евсейкой»?
а) М. Горький в) К. Паустовский
б) В. Бианки г) А. Куприн
- Чья настоящая фамилия -- Пешков?
а) А. Куприна в) М.Горького
б) К. Паустовского г) Л.Толстого
6. Как звали нянюшку из рассказа К.Паустовского?
а) Ивановна в) Петровна
б) Николаевна г) Степановна
- Чьё прозвище – Чичкин?
а) милиционера в) воробьишки
б) скворца г) старого воробья
- Что, по мнению мамы, делают люди от большой радости?
а) смеются в) прыгают и кричат
б) плачут г) рыдают и смеются
- Найдите лишнее в утверждении.
Особенно отличается самый большой слон, он…
а) становится на голову, ногами вверх
б) холит по стеклянным бутылкам
в) ходит по катящейся бочке
г) переворачивает хоботом страницы большой картонной книги
- С помощью какого лакомства слона завели в дом? Что это было?
а) круглый фисташковый торт
б) треугольный ананасовый
в) квадратный фисташковый торт
г) круглый банановый торт
11. Как звали кукол, с которыми Надя познакомила Томми?
а) Соня в) Маша
б) Наташа г) Матрёшка
ТЕСТ №3 ПО РАЗДЕЛУ «БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ»
(ответы)
- Кто не встретился Евсейке на морском дне?
а) голотурии в) рыба-меч
б) сепии г) сифонофоры
- Закончите предложение.
Глаза у рыб были круглые и скучные, как…
а) алгебра в) русский язык
б) математика г) география
- Вставьте пропущенное слово.
Как он может жить на свете
Без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
… хвосты свои!
а) намочить в) разделить
б) раздвоить г) обкромсать
- Кто написал рассказ «Случай с Евсейкой»?
а) М. Горький в) К. Паустовский
б) В. Бианки г) А. Куприн
- Чья настоящая фамилия -- Пешков?
а) А. Куприна в) М.Горького
б) К. Паустовского г) Л.Толстого
6. Как звали нянюшку из рассказа К.Паустовского?
а) Ивановна в) Петровна
б) Николаевна г) Степановна
- Чьё прозвище – Чичкин?
а) милиционера в) воробьишки
б) скворца г) старого воробья
- Что, по мнению мамы, делают люди от большой радости?
а) смеются в) прыгают и кричат
б) плачут г) рыдают и смеются
- Найдите лишнее в утверждении.
Особенно отличается самый большой слон, он…
а) становится на голову, ногами вверх
б) холит по стеклянным бутылкам
в) ходит по катящейся бочке
г) переворачивает хоботом страницы большой картонной книги
- С помощью какого лакомства слона завели в дом? Что это было?
а) круглый фисташковый торт
б) треугольный ананасовый
в) квадратный фисташковый торт
г) круглый банановый торт
11. Как звали кукол, с которыми Надя познакомила Томми?
а) Соня в) Маша б) Наташа г) Матрёшка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...