Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами литературы (выступление на XV Городских этических чтениях).
статья по чтению (3 класс) по теме

Батеха Марина Владимировна

Статья посвящена методике формирования духовной культуры у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bateha_m.v.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами литературы

Батеха Марина Владимировна,

учитель начальных классов высшей категории

БОУ г. Омска «Средняя  общеобразовательная

школа № 135 им. Героя Советского

 Союза А.П.Дмитриева».

    В сегодняшних условиях духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общества, направленный на раскрытие национальных духовных и культурно-исторических традиций, формирование и развитие у российских школьников общей системы нравственных ценностей. Эти идеи были положены в основу Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Эти идеи прослеживаются и в тексте нового «Закона об образовании».

        Одной из главных задач учителя является задача формирования духовно-нравственной личности на основе духовных и культурных традиций многонационального народа. 

       Дети младшего школьного возраста способны осознавать свои мысли и чувства, вызванные произведениями искусства.                                                  «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело»,- говорил К.Д.Ушинский.
      Сегодняшний урок литературного чтения – это урок вхождения ребенка в культуру, цель которого – литературное и нравственное развитие, формирование читательских умений и навыков. Здесь ученик должен получить не только основы литературного образования, но и основы нравственного развития. Нравственное воспитание – это внутреннее принятие личностью нравственных норм и правил, а результат его –превращение этих норм в личные убеждения. Самым важным моментом этого процесса являются чувства, эмоции, которые заставляют человека подражать тому, что нравится, и не делать того, что не нравится. На уроке литературного чтения читаются и изучаются книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять содержащиеся в них эстетические и нравственные ценности, дети должны

- думать над прочитанным;

- осмысливать проблемы героев произведения;

- сопереживать героям;

- оценивать их поступки;

- соотносить со своей жизнью и со своим жизненным опытом;

         -стараться поступать в соответствии с принятыми нравственными нормами.                      

        Нравственные ценности «содержатся» в произведениях искусства,  и нужно извлечь их, перевести на «свой» язык , сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературного чтения организует учитель. Сущность этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений по двум приоритетным направлениям: нравственному и эстетическому, так как нравственное воспитание – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование–это средство решения этой цели. Следовательно,  надо так организовать учебный процесс, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе,  а потом и в жизни.

         Важно начинать эту работу  именно в начальных классах, поскольку,  от того, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его отношения  к  окружающему миру в будущем. Благодаря изучению культурно-исторических  ценностей,  дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать.

      «Ведущий должен знать, куда он ведёт», - гласит народная мудрость.  Этот далеко нелёгкий путь, который должен пройти учитель вместе со своими учениками, чтобы сформировать у них  важнейшие личностные качества. Именно герои детских книг заставляют юных читателей сопереживать, радоваться, тревожиться, негодовать, любить, испытывать страх и преодолевать его. Задача учителя - помочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями произведений литературы, но и поразмышлять над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели, если были бы на месте героев.  Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, мысли и поступки ребёнка. Слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.                                        

        Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость. Совместный анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в определённых ситуациях. Например, уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся уважать старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Например, при чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добро воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а кто нарушает заповеди,  тем приходит возмездие.

       Литературное произведение дает понять ученикам, что за мыслями всегда следуют дела. Мысли руководят нашими поступками. Важно, чтобы дети осознали, чем больше доброты ты отдашь, тем больше получишь обратно.                                                                                                                        Особое место в курсе  «Литературного чтения» занимают лирические произведения. В лирическом стихотворении авторские чувства не всегда выражаются напрямую. При анализе лирического произведения ученики не остаются равнодушными: рассуждают, фантазируют, ищут средства художественной выразительности, а самое главное, учатся сопереживать и понимать чувства автора, тему и идею произведения. На таких уроках у ребенка формируются такие нравственные качества,  как умение толковать поэтический текст, понимание слова поэта, любовь к поэзии. Стихи учат детей понимать человеческие чувства, вызывать определенное настроение. Они становятся основой поэтического взгляда на мир и образуют систему художественных воздействий, проникнутых любовью к родной природе, родной речи.
      Строя учебные диалоги,  я, как учитель,  стремлюсь к тому, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательными друг к другу, близким, ровесникам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь не только  человеку, но и всему живому, когда они в этом нуждаются.  Очень важно вызвать у детей нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жадности, пробудить в детях эмоции негодования и осуждения. И главное, чтобы младшие школьники поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. 
       Существуют разные формы уроков  литературного чтения, но их объединяет одно – они дают младшему школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их волнует и интересует. А  общение и совместная деятельность помогают сплочению детского коллектива.

        Таким образом уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию обучающихся в целом, а именно  

  • приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
  • помогают детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;
  • способствуют их укоренению в детском уме и сердце;
  • вырабатывают позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
  • дают детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
  • способствуют восприятию интереса к отечественной истории;
  • воспитывают любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку;
  • вводят детей в круг основных православных традиций, показывают их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
  • способствуют изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к полезному чтению;
  • создают почву для возникновения между детьми дружеских отношений.

       Духовность, нравственность нельзя «привить», чтобы они стали убеждением, их необходимо вырастить в условиях развивающего образования. Уроки литературного чтения помогают ощутить искренность чувств и правдивость мысли, без чего невозможно развитие самосознания ребенка, воспитание его духовности и нравственности. Чтение, по гениальному определению К.Д. Ушинского, «это упражнение в нравственном чувстве. Процесс чтения без чувствования, без радости и без печали, без улыбки и слезинки, сушит еще не расцветшую душу, делает слепой, глухой к окружающей жизни».

Зерно, посаженное в землю, дает свои всходы. Ребёнок – это бутон ещё нераспустившегося цветка. Будет ли этот цветок ярким и красочным, зависит и от нас с вами тоже.

Литература:

1. Агафонов Н. «Преодоление земного притяжения»

2. Материалы статей из журнала «Начальная школа»

3. «Путь к Богу» православный календарь, 2010 год

4. Детский православный календарь, 2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»

Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысле­ния истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.  Работа напра...

Праздник как средство эффективного взаимодействия семьи и школы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся

Выступление на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Десятые Чередовские чтения»....

Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся (воспитанников), их социализация и адаптация к жизни в современных условиях.

Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой ин...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....

Формирование духовно-нравственного поведения младших школьников средствами инсценирования православных праздников.

Правила воспитания были сформулированы на основе христианства как одном из основных источников воспитания нравственности. Все усилия православной педагогики были ориентированы на душу человека. О...

Мастер-класс «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы».

Тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проб...

Роль советника по воспитанию в формировании духовно- нравственных качеств у обучающихся

С 2023 во всех школах страны была введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.Главная цель советника директора по воспитанию и взаимодей...