Урок литературного чтения по теме Н.А. Некрасов "Крестьянские дети"
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Нагорная Надежда Николаевна

Презентация к уроку литературного чтения по теме Н. Некрасов "Крестьянские дети" 4 класс УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov_krestyanskie_deti.rar1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» 2 часа


Цели урока: 

Обучающие: 
• учить школьников анализировать поэтическое произведение
 
• учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций
 
• формировать представление об историческом прошлом
 
• учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
 
• учить рассуждать
 
• обогащать словарный запас учащихся.
 

Развивающие:
 
• пробуждать интерес к истории своей Родины
 
• развивать познавательную активность детей
 
• развивать самостоятельность учащихся
 
• развивать устную речь учащихся
 
• формировать у детей навык самоконтроля ( оценить работу на уроке).
 

Воспитательные: 
• формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины 
• воспитывать патриотизм
 
• прививать интерес к книге, к чтению
 
• раскрыть нравственный смысл произведения
 
• воспитывать эстетические чувства
 
• прививать навыки умственного труда.

Ход урока: 1час

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

- Ребята, кто автор этих строк: «Старый Мазай разболтался в сарае: «В нашем болотистом, низменном крае впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями её не ловили, кабы силками её не давили….»

Сегодня мы начнём знакомство с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»

  1. Знакомство с автобиографическими данными поэта.

Слайд 1 -  детство и семья

Слайд 2 – творчество

  1. Словарная разминка:

Продолжите ряд слов: жить легко, радостно,…….

Выражение глаз – доброе, лукавое, ….

Игра – весёлая, жестокая,……..

Подбери антонимы к словам: внимательный, утомлённый, мгновенно.

Объясните значение слов: вирши, умиленье, мякина

  1. Первичное чтение учителем отрывка с 102-104
  2. Анализ восприятия прочитанного

- что привлекло детей в незнакомом человеке? Какие чувства испытывал автор к детям? Как это можно доказать?

-В начале стихотворения Н.А. Некрасов пишет:

Я детского глаза люблю выраженье, Его узнаю я всегда.

Я замер: коснулось души умиленье….

-понятно ли вам, почему поэт почувствовал умиленье?

С чем он сравнивает детские глаза?

-Что детей привлекло в этом взрослом человеке? Какой вопрос их интересовал?

Какой приговор «изрекли» ребята?

   -С каким чувством и интонацией нужно читать разговор детей? Почему?

       7. Работа над выразительным чтением по ролям.

        8. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание: с 102-104 выразительное чтение по ролям.

Ход урока: 2 час

1.Организационный  момент.

2.Повторение ранее изученного. Актуализация опорных знаний учащихся. 
- Давайте вспомним, с произведением какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? 
-Что запомнилось вам из его биографии?
-С какими произведениями этого писателя мы уже знакомы?
3.Постановка  цели  урока. 
-Как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня?(ответы детей) Но, прежде чем знакомиться с продолжением поэмы «Крестьянские дети», давайте проверим ваше домашнее задание.

4. Проверка домашнего задания: выразительное чтение по ролям разговора детей.

5.Изучение нового материала. Слайд 3

-Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку:   Играйте же, дети!Растите на воле!

 На то вам и красное детство дано…

 Как вы понимаете эти слова? 

 -В конце урока мы ещё раз вернемся к ним.

-Как вы думаете, почему, родившись в дворянской семье, Некрасов  пишет стихи о крестьянских детях? (ответы детей)

Ответом на этот вопрос послужит одно из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич. 
«…
За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

6. Первичное чтение учителем отрывка из поэмы «Крестьянские дети»- с 104-107 учебник

-Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукции картин. 
слайд 4,5.

- С каким чувством пишет Николай Алексеевич о детворе?

 (Счастливый народ!  Ни науки, ни неги, не ведают в детстве они…)

7. Словарная разминка:

В услышанном вами отрывке были некоторые слова и фразы,  значение которых может быть не понятным. Давайте разберем их: слайд 6 , упражнение 1  с 28  тетрадь

8. Повторное чтение учащимися.

При чтении постарайтесь представить себе картины, описываемые автором. Какие сюжеты возникнут в вашем воображении?

9. Анализ восприятия прочитанного:

-Что вы узнали о крестьянских детях? О их жизни?

-Что  вам понравилось? Что не понравилось? 
-Что заставило улыбнуться, а что –задуматься? 
- Какую иллюстрацию хотели бы вы нарисовать к  этому произведению, и какой строчкой из него подписать?

-Скажите, пожалуйста, можно ли условно разделить прочитанное нами стихотворение на части? На какие?

1. Шпионы

2. Детские забавы

3. Пора за работу.

10. Физминутка для глаз слайд 7
А теперь все тихо встали, 
Дружно руки вверх подняли! 
Руки в стороны, вперед. 
Потянулись и нагнулись, 
В исходное положение вернулись! 
Повернулись влево - вправо, вправо-влево! 
Тихо сели. Вновь за дело.

11. Работа в тетради: упр. 2 с 29

- чтение фрагмента стихотворения, выписывание слов, помогающих понять  отношение  Н. Некрасова к крестьянским детям

12. Работа над выразительным чтением отрывка «Однажды в студеную зимнюю пору». Разметка.

-Что поразило автора в этом мальчике? Слайд 9

13. Выделение темы и идеи произведения. Работа с эпиграфом.

- какова тема этого произведения?

- какова идея? (своими словами и словами Н.А.Некрасова) Слайд 10

14. Итог урока. Рефлексия. Оценивание работы.

15.Домашнее задание: отрывок с. 106 наизусть и упр.4 с .30 по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока литературного чтения по теме: Писатели о детях. Произведение К.М. Станюковича "Максимка"

В разработке приводится материал по работе над прочитанным материалом....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Б.Заходер. Товарищам детям".

Конспект урока по литературному чтениюТема: « Б. Заходер. Товарищам детям». Цели деятельности учителя: формирование читальской грамотности в процессе изучения творчества  Б....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер «Товарищам детям». (УМК "Школа России 2 класс")

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  стихотворением Б. Заходера «Товарищам детям»; совершенствование...

Презентация к конспекту урока литературного чтения на тему обобщение раздела "Писатели - детям"

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс поможет ученикам проверить свои знания по разделу "Писатели - детям"...