Словарь литературоведческих терминов
учебно-методическое пособие по чтению на тему
Словарик содержит литературоведческие термины, изучаемые в начальной школе на уроках литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarik.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарь
литературоведческих
терминов
для учащихся
начальной школы
Автобиография – описание автором собственной жизни.
Биография – описание кем-либо жизни другого человека.
АЛЛЕГОРИЯ– ( в переводе с греческого – иной и говорю ) иносказание, конкретный образ - намек на раскрытие отвлеченной идеи. Примеры: аллегория в баснях и сказках. Ворона аллегорически изображает глупость, любовь к лести, Лиса – хитрость и коварство.
Аннотация – (греч. Аппоtatio- примечание, пометка) – краткая информация о содержании книги, статьи и пр. Она располагается чаще всего в самой книге ( начале или в конце), в библиографических материалах, в печатной рекламе).
Афоризм – четкое, лаконичное (краткое) изречение, выражающее оригинальную мысль.
Примеры: А. С. Пушкин «За морем житье не худо».
И. А. Крылов. «Вперед чужой беде не смейся, голубок».
ДИАЛОГ – разговор двух людей.
ЖАНР – вид литературы, та или иная форма, которая помогает писателю лучше, точнее передать содержание. У каждого жанра есть свои общие особенности (отношение автора к героям, событиям, окружающему миру; как строится произведение; как выражаются чувства и мысли автора и героев), которые помогают отличить произведения одно от другого.
ЗАПИСИ-МИНИАТЮРЫ – небольшие заметки.
ИРОНИЯ – (в переводе с греч. Притворство)- слова применяются в противоположном смысле для достижения комического (смешного) эффекта: философ в осьмнадцать лет.
ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, отражающий жанр при помощи слова».
РЕДАКТОР: Коновалова Е.В.
Литература:
В. И. Глазунов «Экзамен по литературе». М., 1998 г.
(Серия «Лицейский класс». Автор филолог, психолог, журналист, на протяжении многих лет принимал экзамены в гуманит. Вузы Москвы).
Тимофеев Л. И., Тураев С. В. «Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся школы. «Просвещение». 1978 г.
МОНОЛОГ – речь одного человека, размышления вслух..
НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ (Статья) – такой рассказ, в котором автор не передает свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию)
ОЧЕРК – произведение, в котором отражены действительные события, взгляды автора, происшествия из реальной жизни. В нем нет вымысла. Его тематика – нравоописание.
ОЧЕРКИСТ – автор очерков.
ПЕЙЗАЖ –описание картины природы. Изображая пейзаж, писатель передает свои чувства к тому, что он видит.
ПИСАТЕЛЬ – конкретный человек с его мыслями, чувствами, судьбой. Он пишет о том, что его волнует, прозой.
ПОЭТ – человек, который передает свои чувства, мысли, настроение в стихотворной форме.
ПСЕВДОНИМ – литературное, вымышленное имя писателя или поэта.
СИМВОЛ – (условный знак – с греч.) предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Солнце – символ счастья, разума, знания). Лермонтов «Парус
САРКАЗМ – едкая, язвительная насмешка.
ЮМОР – добродушно-насмешливое отношение к поступкам, поведению героев или речевой прием, при помощи которого о веселых, безобидных вещах говорится с усмешкой. Цель юмора – повеселить, а не выставить на посмешище.
ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ произведения – такие, в которых герои и их поступки описываются с доброй насмешкой.
ЯЗЫК произведения – слова и обороты речи, которые использует писатель при создании произведения
ЛЕТОПИСИ- произведения, в которых описываются главные события из жизни страны, записанные по летам (годам), когда они происходили.
ЛЕТОПИСЕЦ – человек, который писал летописи.(В Древней Руси они писались от руки. Искусные переписчики летописей назывались КАЛЛИГРАФАМИ.
БУКВИЦА – заглавная буква в летописи, или «красная», красивая.
ЛЕТОПИСНЫЕ ЖАНРЫ – житие, похвала и поучение.
ЖИТИЕ – жизнеописание необыкновенного человека, причисленного русской церковью к лику святых.(Князь Владимир- «Красно Солнышко»- боролся с печенегами, ввел христианство на Руси.)
ПОХВАЛА – хвалебная, прославляющая что-то или кого-то речь.(Похвала книгам. О Ярославе – любил книги, читал их днем и ночью, сам писал книги, создавал церкви, заставлял попов учить людей. Прозвали его «Мудрый». Младший сын Владимира.)
ПОУЧЕНИЕ (НАСТАВЛЕНИЕ) юношеству, как жить достойной жизнью. («Поучение Владимира Мономаха детям». «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.» Был внуком Ярослава Мудрого.
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ – свод –сборник летописей. Составлен в 12 веке монахом Нестором..
МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА:
ЗАГАДКИ – малый жанр фольклора, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или
БАСНЯ – внеродовой жанр. Это короткие иносказательные, нравоучительные рассказы в стихах или прозе. Главные персонажи басен - чаще всего животные, различные предметы, иногда люди. Они олицетворяют недостатки и пороки людей. Состоит из двух частей: основного содержания и морали (нравоучения - как надо правильно поступать) или вывода автора, его оценки событий.
Басня относится к сатирическому жанру, в основе ее лежит аллегория.
Цель басни: осмеяние человеческих пороков, дурных поступков, явлений.
БАСНОПИСЕЦ – создатель басен. Основатель жанра - древний грек, раб Эзоп. (Лафонтен, Хемницер, Дмитриев, Измайлов, Лев Толстой, Иван Андреевич Крылов)
Я звал тебя , но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла» (Блок)
ЭЛЛИПСИС – пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста: «Зверю – берлога, страннику – дорога.».
ЭПИФОРА – повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов «Деточка, все мы немножко лошади, ! Каждый из нас по-своему лошадь». (Маяковский)
ДРАМА- род литературы, в переводе с греческого «действие».Действие развертывается в пространстве и времени, через прямое слово персонажа (монологи и диалоги). События в драме разворачиваются в настоящем времени прямо на глазах у зрителей. Жанры драмы: комедия, трагедия, драма.
Комедия – жанр, в котором характеры и действие представлены в смешных формах, рассчитаны на создание комического эффекта. (Подвиды: водевиль, фарс).
Трагедия – жанр, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый, неразрешимый конфликт, таящий в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающийся гибелью героя или его жизненных ценностей.
Драма – это пьеса с острым конфликтом, который обращен к сфере частной жизни человека, потенциально разрешим и затрагивает прежде всего отношения человека со средой. (Подвид – мелодрама).
Малые жанры драмы: пьеса, сценка.
ПЬЕСА – литературное произведение, содержание (сюжет) которого раскрывается в меняющихся действиях (картинах, сценах).
ИНСЦЕНИРОВКА – переработка эпического произведения для театра, радио, телевидения с целью постановки на сцене.
действия. Виды загадок: описания свойств, признаков и действий предмета; загадки-противопоставления, вопросы, сравнения.
СЧИТАЛКИ- малый жанр фольклора, короткие, рифмованные стихотворения для игры.
ПРИБАУТКИ (потешки) – малый жанр фольклора, веселые стихотворения для детей.
НЕБЫЛИЦА – малый жанр фольклора, веселое стихотворение о том, чего не было и быть не может.
ПОСЛОВИЦА – малый жанр фольклора, в котором коротко выражена народная мудрость Это законченное высказывание, в ней всегда содержится какой-то вывод. Пословица учит, осуждает, одобряет, заставляет задуматься. .
ПОГОВОРКА – малый жанр фольклора. Она не поучает, не наставляет. Ее цель – сделать речь ярче, помочь человеку выразить более метко свои чувства – радость, сочувствие неприязнь и т. д. : И нашим, и вашим. Шито- крыто.
СКОРОГОВОРКА –малый жанр фольклора, словесная забава, быстрая речь.
ЧАСТУШКА – малый жанр фольклора, рифмованные куплеты.
ПЕСНИ (колыбельные, свадебные, обрядовые)
БОЛЬШИЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
БЫЛИНА – (песня, сказание о богатырях и исторических событиях, в которых есть вымысел.) – произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Герои былин – богатыри – наделены необычной силой, волшебным оружием.
СКАЗКА – большой жанр фольклора; это устный рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом.
Главное в ней – вымысел, фантазия. Сказки бывают народные и авторские, или литературные. Виды сказок: волшебные, про животных, бытовые.
БЫТОВЫЕ сказки – рассказ о событиях и героях в обычных жизненных обстоятельствах, в «быту». Их цель – высмеять пороки людей: неряшливость, глупость, жадность и т. д.
Сказки про ЖИВОТНЫХ – рассказы, в которых главными героями являются животные, а подразумеваются люди. Эти сказки похожи на басни; но в баснях мораль явная, находится в начале или конце ее, а в сказках про животных мораль скрытая.
ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА – такая, в которой совершается волшебство: то, чего не бывает в жизни. Герои волшебной сказки бывают положительные и отрицательные, страдальцы и противники. Положительные герои нарушают «запреты», отправляются в странствия. Им помогают герои –помощники, дарители. Для волшебных сказок характерны: постоянные эпитеты, присказки, зачины, наличие сказочных формул (повторяющихся заклинаний, выражений), неоднократное повторение действий (три раза старик ходил к морю); наличие волшебных предметов (ковер-самолет, сапоги-скороходы и т.д.).
ПРИСКАЗКА – то, что происходило до начала сказки; интересное вступление или концовка сказки.
ЗАЧИН – начало сказки.
ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ – устойчивое, образное определение предмета, выраженное прилагательным:
АНАФОРА – единоначалие, повтор слова или группы в начале стихов, строф, фраз: «Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий….»
БЕССОЮЗИЕ – пропуск союзов, придает стремительность, динамичность речи: «Швед, русский – колет, рубит, режет..».
ГРАДАЦИЯ – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости: «Не жалею, не зову, не плачу ! Все пройдет…».
ИНВЕРСИЯ – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов: «Швейцара мимо он стрелой! Взлетел по мраморным ступеням..».
МНОГОСОЮЗИЕ – намеренный повтор союза, обычно в начале смежных строк: «Ох, лето красное, любил бы я тебя,! Когда б не зной да пыль, да комары, да мухи..»
ОКСЮМОРОН – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе: "«С кем мне поделиться ! той грустной радостью, что я остался жив?"»
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОС – оборот, в котором эмоции подчеркиваются вопросом, не требующим ответа: «Куда ты скачешь, гордый конь?»…
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – такое построение речи, при котором то или иное понятие утверждается в повышенно эмоциональной форме: «Да, так любить, как любит наша кровь, ! Никто из вас давно не любит! (Блок).
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение, носящее условный характер, сообщающее нужную интонацию: торжественную, ироническую и т.д.: «А вы, надменные потомки..»
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛЕЛИЗМ – тождественное или сходное построение смежных строк:
только помогают представить, услышать, увидеть, почувствовать написанное, но и передают настроение, состояние автора в тот момент, когда он писал стихотворение.
( Серебряный голос, чистая совесть, задумчивый край, туманы волнистые, дорога зимняя, скучная )
Виды эпитетов:
а). Эпитет может быть выражен именем существительным: утес-великан, ветер-бродяга, матушка-Волга.
Б) эпитеты, выраженные прилагательными: очи светлые, брови собольи, сыра земля, зелено вино.
В) эпитеты, выраженные наречиями: ты любишь горестно и трудно,
Г) ОКСИМОРОН – сочетание противоположных по смыслу слов: добродушная свирепость.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: тон, пауза, логическое ударение.
ТОН – изменение голоса, передающее чувства читающего, его отношение к тому, что он читает. Он м.б. ласковым, властным, строгим, спокойным, восхищенным, осуждающим, поощряющим.
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ – выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи.
золотой дворец, камни самоцветные, добры молодцы, красны девицы, терем высокий, горница светлая, поле чистое, леса темные, пески желтые, луга зеленые,
Постоянный эпитет определяет предмет как высшее качество или совершенство.
БЫЛЬ – рассказ о том, что было на самом деле.
ГЕРОИЧЕСКИЕ ПЕСНИ – прославляют подвиги настоящих, невымышленных людей и рассказывают о реальных событиях.
БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ – истории из Библии, пересказанные для детей. БИБЛИЯ - (Греческое слово, в переводе означает «книги»)- главная священная книга христиан, верующих в Богочеловека и Сына Божьего Христа. Она состоит из записей Заветов (откровений) Бога, переданных людям. Заветы изложены в виде ПРИТЧ - иносказаний с нравоучением. Притчи объясняют людям, как должен жить и вести себя человек.
ЛЕГЕНДА (СКАЗАНИЕ) - произведение фольклора, в котором повествуется о каком-либо историческом, религиозном или бытовом событии в форме сказки. Бывают народные и авторские. («Сказание о гордом Агее»- народная легенда, «Лев старца Герасима» - Н. Лескова (восточная легенда)- авторская.
МИФЫ – повествование о деяних богов, героев, демонов, духов и проч. Цель мифа – объяснить человеку его место в мире, его связь с высшими силами, показать священный характер мироздания, в этом его отличие от сказки, легенды.
РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ – эпос, лирика и драма.
ЭПОС – в переводе с греческого (слово) – повествование. Изображение событий в эпосе основано на воспроизведении хода событий из жизни персонажа, развертывающихся в пространстве и времени. Носитель речи сообщает о событиях как о прошедших, завершившихся к моменту рассказа о них.
Эпос имеет три формы: малая, средняя и большая.
РАССКАЗ – малая форма литературы, в котором дается изображение какого-либо одного или нескольких эпизодов из жизни героя. Ему присущи: кратковременность событий, малое число действующих лиц, острый сюжет, неожиданная концовка.
Синоним рассказа – новелла (название, более свойственное западно-европейцам). Отличается динамичным, стремительным и часто парадоксально развивающимся сюжетом. В центре сюжета новеллы – неординарная ситуация, игра случая, неожиданный поворот в судьбе героя.
ПОВЕСТЬ – средняя форма литературы. Она больше по объему. В повести изображается не одно, а ряд событий, описывается целый период жизни героя. Действующими лицами являются обычно несколько персонажей. В ней четко прослеживается композиция.
РОМАН – крупный повествовательный жанр. Он предполагает изображение многочисленных событий, большого количества персонажей, широкой картины объективного мира.
ЭПОПЕЯ – масштабное эпическое произведение, изображающее события, представляющие общенациональный исторический интерес.
МЕТОНИМИЯ – ( с греч. Переименовывать) – это выразительное средство языка, прием, при котором замена слов производится не на сходстве, как в метафоре, а на основе различных видов связи явлений.
Виды метонимии:
А) связь сосуда с его содержимым: выпил два стакана, съел тарелку супа.
Б) связь материала и вещи, сделанной из него – есть на золоте, фарфор на столе.
В)связь действий и обстоятельств с местом, где они происходят:
Ликует буйный Рим.
Г) Связь вещей с их свойством, назначением или характером:
«лукавый кинжал», «кровавый урок»
Д) Связь общих понятий с конкретными: смелость города берет
Е) Связь явлений душевного порядка с характерными формами их проявления:
Грустить, тосковать – вздыхать, подвергать себя из-за глупости своей опасности – точить на себя топор, рубить под собой сук.
СИНЕКДОХА – это перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т. д.: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий …»
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение: пир – на весь мир.
ЛИТОТА – художественное преуменьшение – мальчик-с-пальчик, мужичок с ноготок.
ЭПИТЕТ - художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Они не
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ЯЗЫКА или
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ – это способы, которые помогают писателю поразить наше воображение.
ТРОПЫ- (с греч. ОБОРОТ) употребление слова не в прямом, а в переносном, иносказательном смысле: хвост собаки – хвост кометы – хвост по зачетам. .
СРАВНЕНИЯ – сопоставление предметов по какому-либо сходству. Сравнения или прямо сказывают на сходство, или вводятся с помощью слов: «как», «точно», «будто», «словно», «вроде», «похоже».
(Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела).
МЕТАФОРА – (с греч. Перенос) скрытое сравнение, основанное на уподоблении одного предмета или явления по сходству или по контрасту.
ВИДЫ МЕТАФОР:
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенос свойств живых существ на неживые предметы и явления. (Солнце выглянуло, ветер завыл, листья шептались).Дышал сентябрь осенним хладом.
ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ – уподобление предмету – Гвозди бы делать из этих людей, Крепче бы не было в мире гвоздей.
Уподобление частям человеческого, животного или растительного организма:
Ручка двери, подошва горы, нос фрегата.
Развернутая метафора (осень – «очей очарованье», скворцы – «весны гонцы», одинокий парус» – одиночество, «столетний великан» - Кремль.
ФЭНТЭЗИ – жанр сказочно-фантастической прозы, предполагающий изображение воображаемого «параллельного» мира.
СОБЫТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЭПИЗОД – относительно законченная часть произведения, один момент действия, один поступок героя или это случай, происшествие, важный в судьбе героя момент.
ТЕМА- проблема, которую ставит автор в своем произведении.(То, о чем говорится в произведении).
ИДЕЯ – авторская позиция, точка зрения писателя на поставленную проблему. (Главная мысль произведения, то, чему оно учит).
КОМПОЗИЦИЯ – ПОСТРОЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СВЯЗЬ И РАСПОЛОЖЕНИЕ ЕГО ЧАСТЕЙ.
КОНФЛИКТ – противоборство, столкновение идей, характеров. Отсутствие конфликта делает произведение неинтересным, сюжет – вялотекущим.
СЮЖЕТ –ход событий в жизни персонажей, которые протекают в пространстве и времени в такой последовательности, в которой их излагает автор. Сюжет – это развитие событий, смена событий (эпизодов). Он делает произведение интересным, помогает разобраться в характерах героев, помогает понять мысль автора.
Отличие сюжета от композиции в том, что композиция – это то, как строится произведение, а сюжет – то, что описывается в нем. Композиция есть в каждом произведении, сюжет – нет (В лирике, например.)
ФАБУЛА - цепь событий, составляющих сюжет, в их хронологической последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ (персонаж) – главное действующее лицо рассказа; человек, которого писатель изобразил в своем произведении. Им может быть не только человек, но и животное, насекомое, предметы мебели и т.д. Персонажи бывают главные и второстепенные, положительные и отрицательные. Они необходимы для того, чтобы передать мысли, идеи писателя, научить нас разбираться в людях и себе, узнать историческую обстановку, нравы, чувства и мысли людей того времени.
ПОРТРЕТ- это описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды, жестов, мимики, походки, речи. Главная задача портрета – выявить через внешность содержание внутреннего мира человека.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА:
ЭКСПОЗИЦИЯ –рассказ о месте, времени, обстоятельствах, о том, что предшествует началу произведения (преддействие действия без самого действия). Это еще не сюжет.
ЗАВЯЗКА – начало действия, конфликта, который составляет основу сюжета произведения.
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – эпизоды, события, происходящие с героем, значительные и незначительные, усиление конфликта..
КУЛЬМИНАЦИЯ – самый напряженный момент в развитии действия, его вершина, пик конфликта.
РАЗВЯЗКА – исход сюжета, результат событий, разрешение конфликта.
ХОРЕЙ – двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге !_
ЯМБ – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге._!
ДАКТИЛЬ – 3-сложный размер с ударением на первом слоге !_ _
АМФИБРАХИЙ – 3-сложный размер с ударением на втором слоге : _!_
АНАПЕСТ –( отраженный назад) – 3-сложный размер с ударением на 3 слоге: _ _ !
ЗВУКОПИСЬ- повторение созвучных согласных для усиления выразительности художественной речи. Виды повтора: ассонанс и аллитерация.
АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение однородных согласных звуков (иногда в сочетании с соответствующими согласными), что придает художественной речи, особенно стихотворениям, особую выразительность – звуковую и интонационную. Пример:
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» повтор звуков л, н создает впечатление мягких и нежных, ласковых морских волн, а звук ш передает шум волн и шуршание песка на берегу во время прилива и отлива:
«Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна….» Легкий лист на липе млея,
Лунный лик в себя вобрал..(Бальмонт) л-л
АССОНАНС– повторение одинаковых гласных звуков в художественной речи. Это также один из видов звукописи. Пример: С. Маршак «Двенадцать месяцев» - долгий гласный звук У передает завывание ветра, вьюги:
Ветры, бури, ураганы, дуйте что есть мочи до слов Белою змеею.
Скороговорки: Около кола бьют в колокола.
РАЗМЕРЫ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОГО СТИХА
Стих (Строка)– это основная ритмическая единица.
СТИХОТВОРЕНИЕ состоит из строк (стихов). В нем отражаются чувства и мысли, поэта, его внутренний мир, настроение. Ему присуще наличие трех «р» – рифма, ритм, размер.
СТРОФА – сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных рифмой.
( В строфе различают: двустишие, трехстишие, четверостишие и т.д.)
РИФМА - одинаковые или созвучные строки.
РИТМ - чередование ударных и неударных слогов в каждой строчке стиха.
ВИДЫ РИФМ:
ПЕРЕКРЕСТНАЯ рифма – чередуются 1 и 3, 2 и 4 строки: абаб
ПАРНАЯ (ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ) – чередуются 1 и 2, 3 и 4 строки аабб
КОЛЬЦЕВАЯ (ОПОЯСЫВАЮЩАЯ , ОХВАТЫВАЮЩАЯ рифма) – 1 и 4, 2 и 3 строки: абба. Меняется ритм – меняется и рифма.
СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
СТОПА (РАЗМЕР) – (схема строения стихотворной строки), повторяющийся узор из одного ударного слога и одного или нескольких безударных. Стопы бывают двусложные и трехсложные.
Двусложные стопы (размеры): хорей и ямб.
Трехсложные стопы (размеры) – дактиль, амфибрахий и анапест.
КОНЦОВКА (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) произведения.
ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ – фрагмент (часть) повествования, в котором автор, отклоняясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или размышляет на темы, не связанные с основной линией повествования. Они открыто вводят в произведение субъективную позицию автора.
ПРОЛОГ – вступление, вводная часть, предваряющая начало действия и представляющая читателю его предысторию.
ЭПИГРАФ – короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.
ЭПИЛОГ – завершающая часть произведения, сообщающая о судьбах героев, о событиях их жизни, произошедших после завершения сюжетного действия.
ЛИРИКА – род литературы, название произошло от древнегреческого инструмента «лира» - поющий под звуки лиры. Ее цель – передача чувств, мыслей, настроения автора. В ней нет сложных сюжетов, композиционных форм.
ПОЭТ – конкретный человек с его мыслями, чувствами, судьбой. Ему присуще особое видение мира, которое он передает при помощи стихов.
ПОЭЗИЯ – особая музыкальная ритмическая и рифмованная речь.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – носитель авторской речи. Он передает отношение к жизни поэта.
ЛИРИК – человек, который чувствует красоту, поэзию.
ЖАНРЫ ЛИРИКИ:
Стихотворение.
БАЛЛАДА – стихотворение-рассказ, в котором повествуется о каком-либо историческом, фантастическом или таинственном (мистическом) случае. Герои встречаются с чудесами, совершают сверхъестественные подвиги.
ПОЭМА – (стихотворные повести) крупное сюжетное стихотворное (реже – прозаическое) произведение.
ОДЫ- героические стихотворные рассказы.
ПОСЛАНИЕ – лирическое произведение, написанное в форме письма к реальному или вымышленному лицу (группе лиц).
СТАНСЫ – элегическое стихотворение, написанное обычно четверостишиями, каждое из которых выражает законченную мысль и отделяется от следующего интонационно (паузой) и пунктуационно (точкой).
ЭЛЕГИЯ – лирические стихотворения медиативного характера, чаще всего – лирический монолог, содержанием которого является неспешное философское размышление, грустное раздумье, тоска по прошлому.
ЭПИГРАММА – небольшое сатирическое стихотворение, чаще всего обращенное против конкретного лица.
РУССКИЙ СТИХ
Силлабическое стихосложение – система, основанная на соизмеримости стихов по числу слогов. Существовала в России в 17-18 веках.
Тоническое стихосложение – система, основанная на одинаковом (или примерное одинаковом) количестве
ударных слогов в стихе при произвольном чередовании безударных. (У Маяковского, Цветаевой:
Имя твое – птица в руке,! имя твое – льдинка на языке, !одно-единственное движенье губ.!
Имя твое – пять букв. (Цветаева)
Силлабо-тоническое стихосложение – система, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Утвердилась в России со второй трети 18 века.
БЕЛЫЙ СТИХ – нерифмованный стих. Называется так потому, что те места, где должна быть рифма, остаются незавершенными, белыми: «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике».
ВЕРЛИБР (СВОБОДНЫЙ СТИХ) - вид стихосложения, стоящий на грани между поэзией и прозой Рифм нет, но есть строки. В конце каждой строки - сильная пауза, благодаря которой отчетливо ощущается наличие особенностей стихотворной речи.
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов….
СЛОВАРЬ
литературоведческих
терминов
СЛОВАРЬ
литературоведческих
терминов
СЛОВАРЬ
литературоведческих
терминов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарь педагогических терминов
Словарь педагогических терминов в помощь атестующимся и молодым специалистам....
В помощь учащимся начальных классов словарь музыкальных терминов
Музыкальный словарь поможет учащимся начальной школы разобраться в тех или иных понятиях. Словарик составлен по учебникам Е. Д. Критской в соответствии с учебным материалом....
Краткий словарь литературных терминов
Можно найти краткое описание литературных терминов....
Литературоведческие термины
Пользуясь данными терминами, обучающиеся расширят и углубят знания по теории литературы и научатся грамотно употреблять основные литературные понятия....
Словарь литературоведческих терминов
В помощь обучающимся и родителям....
Словарь литературоведческих терминов
Автобиография – описание автором собственной жизни.Биография – описание кем-либо жизни другого человека.АЛЛЕГОРИЯ– ( в переводе с греческого – иной и говорю ) иносказание, конк...