Урок по литературному чтению.Русская народная сказка "Хаврошечка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Куприянова Марина Анатольевна

Открытый урок по литературному чтению (УМК «Начальная школа ХХI века», программа «Литературное чтение» 1-4 классы Л.А.Ефросининой) Русская народная сказка "Хаврошечка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_skazka_havroshechka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе

(УМК «Начальная школа ХХI века»,

программа «Литературное чтение» 1-4 классы Л.А.Ефросининой)

Тема урока: «Русская народная сказка. Хаврошечка.»

Автор: Куприянова Марина Анатольевна

Цели урока:

расширять читательский опыт детей через знакомство с русскими народными сказками;

формировать навыки осознанного чтения;

развивать речь учащихся;

формировать нравственные понятия о семье, о человеческих отношениях, о сути добра и зла;

воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку.

Оборудование:

Презентация Power Point, выставка книг, выставка поделок, рисунков, модели обложек к сказкам, DVD.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Подготовительный этап к изучению нового материала.

  -Ребята, у нас сегодня необычный и очень интересный урок.

  -А вот чему он будет посвящен, вы узнаете, когда прослушаете песню (звучит песня « В мире много сказок»).

-Догадались, чему посвящен наш урок? (сказкам)

-Сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки.

-Сказки бывают разные.

-Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки?(Авторские)

-А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются ....(Народными)

-Посмотрите на модели обложек к сказкам.

-Назовите, какие бывают сказки?

Таблица. (Приложение1, слайд)

                                                                        Сказки


                                                 Авторские
                 Народные

волшебные        бытовые        о животных

-Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной. А помогут мне в этом Ваши друзья (группа подготовленных детей читает загадки).

1 ученик

Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал ее кто-то.        

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался мигом красивой, пригожей.

(Царевна - лягушка. Народная сказка.)

 2 ученик

 Появилась девочка, чуть больше ноготка.

 И жила та девочка в чашечке цветка.      

 В ореховой скорлупке та девочка спала

 И маленькую ласточку от холода спасла.

                     (Г.Х.Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка)

3 ученик

Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

(Волк и семеро козлят. Народная сказка.)

-А эту сказку сможет отгадать тот, кто был внимательным на уроке.

-Прослушайте музыкальный фрагмент. (Звучит фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова

« Сказка о царе Салтане». Полет шмеля.)

 (А.Пушкин. Сказка о царе Салтане...Авторская сказка)

- Напомню вам, ребята, что музыку к этой сказке написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков.)

-Молодцы! Я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать.

-Много ли сказок на свете? Попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море. Вот сколько сказок на свете!

-Посмотрите на выставку книг. Прочитайте название сказок, назовите автора.

-Посмотрите на нашу выставку.

-Как она называется? (Поляна сказок)

 (Дети рассматривают выставку поделок и иллюстраций к сказкам).

-Эти иллюстрации выполнили вы.

-А вот посмотрите иллюстрации художников к сказкам.

-Скажите, каких художников-иллюстраторов вы  знаете? (дети рассматривают

иллюстрации И.Билибина, Ю.Васнецова, В.Васнецова.)

Физкультминутка.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

-А любите вы слушать сказку?

-Послушайте, какое замечательное стихотворение написал Овсей Дриз.

1        ученик
Жили-были

Старик и старуха.        .   .

Любишь ты сказки?

Так слушай, молчи.

Добрая сказка,

Теплая,

Только, что из печи..

  2  ученик

А что может быть  

Правдивее хлеба?

  Отрежь ломоть-

И сразу тепло.

В сказках, как в жизни,

Земля и небо,

Солнце и тучи,

Добро и зло.

Учитель

Добрую сказку

Помню я с детства

Хочу, чтобы сказку

Послушали Вы,

Чтобы подкралась

К самому сердцу

И заронила зерно доброты.

3. Изучение нового материала.

подготовка к восприятию

-И сегодня, ребята, мы познакомимся с интересной сказкой.

-Прочитайте, как, она называется.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА. ХАВРОШЕЧКА.

Начну читать сказку вам я. А вы внимательно слушайте и запоминайте:

-О ком говорится в сказке?

-Кто ее главные герои?

( Чтение 1 части сказки учителем) (Обратить внимание на начало сказки)

 - Вот это начало сказки. Как оно называется? (Зачин)

восприятие текста, проверка первичного восприятия текста

-Кто же главные герои сказки?

(Крошечка-Хаврошечка, Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка).

-Сейчас прочитаем вторую часть.

-А вы должны мне сказать, какая из сестер узнала тайну Хаврошечки.

(Чтение 2 части подготовленными учениками).

-Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? (Триглазка)

(Инсценирование 3 части сказки)

-Что же задумала злая мачеха? Вы узнаете, когда посмотрите  выступление ребят.

-Как же отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?

-Хотите узнать?

-Прочитаем окончание сказки по цепочке. Открыли стр.131, нашли 2 абзац.

  -Читаем четко,громко,выразительно.

анализ сказки

-Понравилась вам сказка?

-Как жилось Хаврошечке в чужой семье?

-Кто помогал девочке-сироте?

-Какую работу нужно было выполнять?

-Как об этом говорится в сказке? Прочитайте.

-Кто ее обижал?

-Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, сестрам?

Хаврошечка        трудолюбивая

ленивые
Сестры
        злые

  добрая

-Как различаются эти слова? (Эти слова противоположные по смыслу).

-Как называются слова противоположные по смыслу?

(Слова противоположные по смыслу называются антонимы.)

-Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните их значение.

 -Прочитаем последнее предложение.

  (В добре поживать, лиха не знать.)

-Это концовка сказки.

-Как вы понимаете смысл пословицы.

(Если человек делает добро, то и люди будут делать ему добро)

Давайте и мы с вами научимся жить в мире и согласии. Совершать только добрые поступки.

4.Итоги урока.

Выставление оценок.

5.Домашнее задание.

выразительное чтение сказки;

иллюстрация к сказке

      В статье представлен открытый урок по литературному чтению 2 класс, тема которого

«Русская народная сказка.Хаврошечка.»

Автор: Куприянова Марина Анатольевна.

Цель урока: расширять читательский опыт детей через знакомство с русскими народными сказками.

Задачи: формировать навыки осознанного чтения, развивать речь учащихся, формировать нравственные понятия о семье, о человеческих отношениях, о сути добра и зла, воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Снегурочка"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чуракова. (Л.В. Занков) Русская народная сказка "Снегурочка"....

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка"

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и пров...

Открытый урок по литературному чтению Русская народная сказка "Снегурочка"

В декабре во 2 классе был проведен открытый урок по литературному чтению на тему: Русская народная сказка "Снегурочклениям".Дети читали "про себя", "цепочкой", озаглавливали каждую часть, составили пл...

Конспект урока по литературному чтению Русская народная сказка "Снегурочка"

Конспект урока по литературному чтению Русская народная сказка "Снегурочка" во 2 классе...

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....