Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа XXIвека".
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.docx | 68.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе (образовательная область «Филология») составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10.2009 № 373, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Июсская СОШ», учебного плана начальных классов МБОУ «Июсская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год и с авторской программой по литературному чтению для начальной школы, разработанной Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (Литература: программа: 1-4 классы / Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., испр. –Вентана – Граф, 2011.), программой «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова), имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденному федеральным перечнем учебников на 2014 – 2015 учебный год (приказ № 253 от 31. 03. 2014).
Цели и задачи обучения по литературе в 4 классе
Цель литературного чтения – помочь ребенку стать читателем
Задачи:
- подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;
- обогатить читательский опыт.
Место литературного чтения в учебном плане
Согласно учебному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение литературного в 4 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель в каждом классе).
Компонент образовательного учреждения распределен в 4 классе -1 час в неделю для расширения читательского кругозора и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности и совершенствования всех видов речевой деятельности, успешного прохождения программы. Общий объем данного варианта учебного плана при пятидневной учебной неделе соответствует гигиеническим требованиям к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки (п.10.5 СанПиН 2.4.2. 2821-10).
На изучение литературного чтения отводится в 4 классе по 3 часа еженедельно.
Данная программа обеспечена следующим комплектом: Учебник Литературное чтение 4 класс (в 2-х частях); Автор Л.А. Ефросинина
Учебно – тематический план 4 класс
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Произведения фольклора | 10 ч |
2 | Басни. Русские баснописцы | 6 ч |
3 | Произведения В. А. Жуковского | 6 ч |
4 | Произведения А. С. Пушкина | 5 ч |
5 | Произведения М. Ю. Лермонтова | 5 ч |
6 | Произведения П. П. Ершова | 4 ч |
7 | Произведения В. М. Гаршина | 4 ч |
8 | Произведения русских писателей о детях | 6 ч |
9 | Произведения зарубежных писателей | 11 ч |
10 | В мире книг | 7 ч |
11 | Произведения Л. Н. Толстого | 10 ч |
12 | Стихи К. Д. Бальмонта | 7 ч |
13 | Произведения А. И. Куприна | 6 ч |
14 | Стихи И. А. Бунина | 4 ч |
15 | Произведения С. Я. Маршака | 10 ч |
16 | Стихи Н. А. Заболоцкого | 3 ч |
17 | Произведения о детях войны | 5 ч |
18 | Стихи Н. М. Рубцова | 4 ч |
19 | Произведения С. В. Михалкова | 3 ч |
20 | Юмористические произведения | 3 ч |
21 | Очерки | 6 ч |
22 | Путешествие. Приключения. Фантастика | 8 ч |
23 | Стихи А. А. Блока | 3 ч |
Итого | 105 ч |
Содержание программы
4 класс 105 часа
Круг чтения
Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из библии.
Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей- классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях.
Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей- сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве.
Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.
Восприятие литературного произведения.
Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения - что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении - реальных и фантастических.
Жанрово- тематическое разнообразие.
Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки
(народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно- художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения ( «день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра - земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно- популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально- образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя.
Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.
Научно - художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк- повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями в жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях.
Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге.
Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрация, аннотация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников.
Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх – драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Навык чтения:
-осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя;
-выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него;
-использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика);
-использование сведений об авторе книги, об эпохе ее создания;
-чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе - не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом:
- установление смысловых связей между частями текста;
- определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков;
- сопоставление поступков героев;
- понимание и различие значений слов в тексте;
- нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы;
- выделение в тексте эпитетов, сравнений;
- составление простого плана к рассказу, сказке;
- подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану;
- составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины);
- выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения (работа с произведением и книгой):
- обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
- самостоятельный выбор книги на определенную тему;
- чтение детской периодики;
- использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).
Повторение. Произведения фольклора
Малые формы фольклора.Русская народная сказка «Марья Моревна» Былина: «Волх Всеславович», «Вольга Святославович»
Героическая песня, легенда, библейское предание
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский». Песня-слава«Русская земля»,героическая песня «Суворов приказывает армии перейти море»Библейское предание «Блудный сын»Легенды«Легенда о граде Хитиже»,«Легенда о покорении Сибири Ермаком»Слушание и работа с детскими книгами. Шотландская легенда «Рыцарь Эльф», библейская легенда «Суд Соломона»
Басни. Русские баснописцы
И.А. Крылов«Стрекоза и муравей», И.И. Хемнищер «Стрекоза»,Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравей» И.И. Хемнищер «Друзья». Слушание и работа с книгами и басен. И.А. Крылов «Крестьянин в беде» Е.А. Измайлов «Кукушка», И.А. Крылов «Осел и соловей» И.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет», «Слово о Крылове» Слушание и работа с детскими книгами И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок»
Произведения В.А. Жуковского
Баллада В.А.Жуковского «Светлана» Стихи Жуковского В.А. «Вечер», «Там небеса и воды ясны», «Загадки»
Волшебные сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»
Слушание и работа с книгами В.А. Жуковского. В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи царевны, кощеевой дочери»
Произведения А.С. Пушкина
Повторение изученных произведений А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «Осень»,Г.Н. Волков«Удивительный А.С. Пушкин» (в сокращении)
А.С. Пушкин «И.И. Пущину», И.И. Пущин «Заметки о Пушкине»,А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
Слушание и работа с детскими книгами А.С.Пушкин «Песнь и вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине»
А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» из воспоминаний В.И. Даля По страницам детских журналов
Произведения М.Ю. Лермонтова
Стихи М.Ю.Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын», «Парус» Стихи о природе М.Ю. Лермонтов «Горные вершины»,«Утес» М.Ю. Лермонтов «Амик-Кериб», восточная сказка Слушание и работа с книгами М.Ю. Лермонтова М.Ю. Лермонтов«Три пальмы»(восточное сказание), «Казачья колыбельная песня»
Произведения П.П. Ершова
Волшебные сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» П.П. Ершов «Кто он?»
Произведения В.М. Гаршина
В.М. Гаршин «Сказание о гордом Апее», пересказ старинной легенды В.М. Гаршин «Лягушка -путешественница» Слушание и работа с книгами, В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»,«Пленница» В.Гаршин «Attalea Princeps»
Произведения Н.Г. Гарина –Михалковского
Н.Г. Гарин-Михалковский «Старый колодец» (глава из повести «Детство Темы») Слушание и работа с книгами К.М. Станюкович«Максимка», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертеп»
Произведения зарубежных писателей
В.Гюго «Козетта» (отдельные главы) М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы)
Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. В.Гюго «Осенние листья», М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гека Финна»
Сказка Х.К.Андерсена «Самое невероятное» Стихотворение Х.К. Андерсена «Дети года»
Слушание и работа с книгами Х.К. Андерсена «Девочка со спичками». К.Г.Паустовский «Великий сказочник»
Произведения Л.Н. Толстого
Повторение произведений Л.Н. Толстого. Воспоминание Л.Н. Толстого. Быль Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Слушание и работа с книгами Л.Н. Толстого Рассказ «Акула» Повторение произведений А.П. Чехова. Куприн «Воспоминания о Чехове»
Рассказы о животных А.П. Чехов «Каштанка»
Слушание и работа с книгами о животных. Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В. Песков «В гостях у Сетона-Томпсона»
Стихи А.А.Блока
Стихи о Родине. А.А. Блок «Россия», «Рождество» Слушание и работа с книгами стихов русских поэтов А.А. Блок «На поле Куликовом»
Произведения А.М. Горького
А.М. Горький «В людях» (отрывок) А.М. Горький «О сказках», Творческая работа «Дорогами сказок»
Слушание и работа с детскими книгами. А.М.Горький «Пепе» («Сказки об Италии»). Детские газеты и журналы
Стихи К.Д.Бальмонта
Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши» Сказочные стихи. К.Д. Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи» Слушание и работа с детскими книгами. К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»
Произведения В.В. Вересаева
В.В. Вересаев «Легенда». Повторение изученных легенд В.В. Вересаев «Звезда». Восточная сказка
Произведения Куприна
Слушание и работа с детской книгой. Легенда А.И. Куприна «Четверо нищих». Детские газеты и журналы
Стихи И.А.Бунина
И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия», «Детство», «Листопад»
Слушание и работа с книгами стихов русских поэтов. Н.А. Некрасов «Саша», «Генерал Топтыгин», К.И.Чуковский, Н.А.Некрасов
Произведения С. Я. Маршака
С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава» С. Я. Маршак – переводчик.
Р. Бернс «В горах мое сердце…» Чтение и анализ нового произведения С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) С. Я. Маршак «Сказка про козла» Чтение «Ледяной остров»
Произведения А.П. Платонова
Сказка-быль А.П. Платонова «Неизвестный цветок» Слушание и работа с детскими книгами А.П.Платонов «Старый воробей»
Стихи Н.А.Заболоцкого
Н.А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке», «Детство» Библиотечный урок. Слушание и работа с детскими книгами
Произведения о детях войны
В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) Слушание и работа с детскими книгами о детях. Слушание стихов К.М. Симонова «Сын артиллериста»
Стихи Н.М.Рубцова
Стихи о родной природе Н.М.Рубцов «Береза», «Ласточка» Стихи о Родине Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина»
Юмористические рассказы о детях Юмористические произведения
и для детей. Н.Н. Носов «Федина задача»
Юмористические стихи А.Л. Барто Слушание и работа с юмористическими произведениями для детей. В.Драгунский «Тайное становится явным.
Произведения С.В. Михалкова
Стихи С.В.Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» Стихи С.В.Михалкова «Любитель книг», «Черная беда», «Зеркало»
Слушание и работа с детскими книгами С.В.Михалкова. Самостоятельное чтение сказки «Как старик корову продавал»
Очерки
Очерки о Родине. И.С.Соколов-Микитов «Родина», М.А.Шолохов «Любимая мать отчизна» Н. Шер «Картины– сказки», Ю.Яковлев «Право на жизнь»Слушание и работа с книгами. Слушание очерка о писателях: Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди»
Путешествия, приключения, фантастика
Джонатан Свифт «Гуливер в стране лилипутов»(отдельные главы) Слушание и работа с книгами о путешествиях и путешественниках. Очерк В. Рыбникова«О книге Дж.Свифта»Н.П. Вагнер«береза», «Фея Фантаста»
Слушание и работа с детскими книгами. Н.П.Вагнер «Сказки кота – Мурлыки». Слушание сказки Н.П. Вагнера«Сказка».Самостоятельное чтение сказки Вагнера А.П.«Руф и Руфина»
Проверь себя «Страничка книгочея».Библиотечный урок. «В мире книг», «Летнее чтение»
Повторение
Резерв
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в
- практической деятельности;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели
- чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой. Без использования терминологии.
Раздел «Творческая деятельность»
Выпускник научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания изложения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих
- понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства
- художественной выразительности (в том числе из текста).
Планируемые результаты
Метапредметные результаты обучения
Раздел «Личностные универсальные учебные действия»
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
- самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной, позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы. Критерии оценивания.
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе". В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
- умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
- При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: - в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложений, соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого;
- во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста, умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
- в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Контролирующая и оценочная деятельность
при обучении литературного чтения в начальной школе
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
- в 1 классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложений, соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого;
- во 2 классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста, умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- в 3 классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
- в 4 классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
– неправильная постановка ударений (более двух);
– чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
– непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
– неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
– неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
– нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
– нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
– монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
– не более двух неправильных ударений;
– отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
– осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
– неточности при формулировке основной мысли произведения;
– нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы – небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа “закончи предложение”, “найди правильный ответ”, “найди ошибку” и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово “средней” длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения “про себя” проводится фронтально или группами.
2-й класс.
Оценка “5″ ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами .
– читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
-верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую
знакам препинания в конце предложения;
– умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка “4″ ставится ученику, если он:
– понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
– допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
– правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
– знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.
Оценка “3″ ставится ученику, если он:
– осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
– читает отрывисто по слогам, темп чтения – не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
– читает медленно по слогам, темп чтения – не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
– допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
– пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
– знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка “2″ ставится ученику в том случае, если он:
– читает по буквам, темп чтения – менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
– при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются а тех редких случаях, когда ученик устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).
3-й класс.
Оценка “5″ ставится ученику, если он:
– понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
– читает целыми словами (2полугодие);
– читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
– самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
– понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка “4″ ставится ученику, если он:
– читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова – по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
– правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
– знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка “3″ ставится ученику, если он:
– читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
– переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок – замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
– последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка “2″ ставится ученику, если он:
– читает монотонно, по слогам (1полугодие);
– читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
– допускает более 6 ошибок;
– искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
– при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4-й класс.
Оценка “5″ ставится ученику, если он:
– читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности
(1 полугодие);
– читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию (2 полугодие);
– полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
– самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
– знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка “4″ ставится ученику, если он:
– читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1 полугодие);
– читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2 полугодие),
– делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
– самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
– читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка “3″ ставится ученику, если он:
– читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1 полугодие);
– читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок (2 полугодие);
– передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
– воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка “2″ ставится ученику, если он:
– читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное
( 1полугодие),
– не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);
– пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
– не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить
главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
– при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: в 1-м классе – 1/4 страницы, во 2-м классе -1/3 страницы, в 3-м классе -1/2 , в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
2 класс: обязательный уровень:
чтение наизусть - 10-12 стихотворений, 1-3 отрывка из прозы
возможный уровень:
чтение наизусть - 15-16 стихотворений, 4-5 отрывков из прозы.
3 класс: обязательный уровень:
чтение наизусть – 17 – 18 стихотворений, 5-6 отрывков из прозы.
возможный уровень:
чтение наизусть – 18 -20 стихотворения, 6-7 отрывков.
4 класс: обязательный уровень:
чтение наизусть - 18 -20 стихотворения, 7 отрывков.
Возможный уровень:
чтение наизусть - 20-23 стихотворений, 8 отрывков.
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
классы
| Обязательный уровень | Возможный уровень | ||||||
1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | 1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | |
1 класс | - | 10-15 | 15-20 | 20-30 | - | 20-25 | 25-30 | 30-35 |
2 класс | 40 | 50 | 55 | 60 | 55 | 60 | 65 | 70 |
3 класс | 65 | 70 | 75 | 80 | 75 | 80 | 85 | 90 |
4 класс | 85 | 90 | 95 | 100 | 95 | 100 | 105 | 1 10 |
Объём, оцениваемый при выразительном чтении:
2 класс- 1/4 стр.; 3 класс- 1/3 стр.; 4 класс- 1/2 стр.
Календарно-тематический план Приложение
Учебно – методические средства обучения.
1. Приказ об утверждении федерального перечня учебников от 31 марта 2014 № 253
2. Приказ об утверждении перечня учебников в МБОУ «Июсская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год от 29. 08. 2014 № 61
3.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.
4. Учебник Литературное чтение 4 класс ( в 2-х частях); Автор Л.А. Ефросинина
5. Оценка знаний 3 - 4 класс. Автор Л.А. Ефросинина
6. Комплект портретов 12 русских детских писателей
7. Комплект портретов 12 зарубежных детских писателей.
Интерактивное учебное пособие "Наглядная школа. Литературное чтение 4 класс.
1.Устное народное творчество, русские народные сказки, литературные сказки, поэтические страницы, рассказы для детей.
2. Устное народное творчество, былины, богатырские сказки, сказы.
3. Поэтические страницы, миниатюры, рассказы для детей.
4. Творчество народов мира, басни, поэтические страницы, повесть.
5. Сказки зарубежных писателей, повесть – сказка в творчестве русских писателей, повесть – сказка в творчестве зарубежных писателей, тема и идея произведения.
6. Книги Древней Руси, страницы старины седой, писатели и поэты 19 в. писатели и поэты 20 в., поэтические страницы, зарубежные писатели, справочники, энциклопедии.
Материально- технические средства для реализации программы «Литературное чтение»
1. Компьютер.
2. Принтер (цветной).
3. Музыкальный центр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...