Нравственные уроки в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Педлагается конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Нравственные уроки в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_3_klasse.doc | 76 КБ |
skazka_o_mertvoy.ppt | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе
Нравственные уроки в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.
Цели урока.
Образовательные:
- определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”
- учиться элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
- учиться характеризовать героев прочитанного произведения, выражать свое отношение к ним
Развивающие:
- развивать речевые умения и творческие способности;
- формировать осознанное чтение целыми словами;
Воспитательные:
- формировать прочные нравственные позиции на определение истинной красоты;
- воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.
- воспитывать любовь к сказкам
Оборудование:
- Слайды мультимедиа.
- Рабочие тетради.
- Учебники.
- Работы учащихся по теме урока.
Эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность детей и учителя | ИКТ |
1. Оргмомент. Сообщение цели урока | - Сегодня утром мы подвезли пожилую женщину, которая опаздывала на автобус. Выходя из машины, она сказала : «Спасибо. Мир не без добрых людей». - Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. _Ребята, а вы любите сказки? За что? (В сказке нет непоправимых бед и несчастий, сказки окрыляют человека, делают его сильным. Добро всегда побеждает зло.) Значит, цель любой сказки не просто развлечь, а дать какой-то нравственный урок. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах на примере «Сказки …», поговорим о добре и зле, о любви и зависти, о наказании и прощении. | Слайд 1 Слайд 2 |
Повторение пройденного материала | Знаете ли вы, от кого поначалу маленький Саша Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать? (от своей удивительной няни – Арины Родионовны – «мамушки», как ласково называл ее сам поэт. …с усердием перекрестив меня, И сказки русские рассказывать мне станет… | Слайд 3 Слайд 4 |
На прошлом уроке мы говорили о положительных и отрицательных героях. Назовите их. | ||
Кому из героев вы сочувствовали, а кто вызвал ваше возмущение? Почему? | ||
Не все то золото, что блестит. Дерево смотри в плодах, а человека в делах. Добрый человек придет, словно света принесет. Злой человек как уголь: если не жжет, то чернеет. К кому из героев можно отнести каждую из них? | Слайд 5 | |
Так что же такое добро и зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать их в тетрадь. Молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных слов. «Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека. Зло- худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный» (Словарь живого русского языка В. Даля) | Слайд 6 | |
Как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? Добро или зло принесли царевне зеркальце, Чернавка, богатыри? Всегда ли легко отличить добро от зла? (Зеркальце – направило и зависть мачехи на ни в чем неповинную царевну, затем сообщила, что она жива и живет в лесу, в тереме у богатырей – девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Чернава – «в душе ее любя» отпустила царевну. Но затем призналась во всем царице Богатыри – приютили беглянку, полюбили, но от беды не уберегли) | Слайд 7 Слайд 8 | |
Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика добра и зла (Царица и царевна) - Как вы думаете, случайно ли рождение дочери приходится на вечер накануне Рождества, даже скорее на исход Сочельника – начало Рождества? ( Люди, рожденные в такой большой праздник, благословенны. Царевна – дитя любви, поэтому появляется на свет в такой знаменательный день) - А когда возвращается царь-отец? (Ранним утром, прямо ко дню рождения дочери? Рано утром гость желанный… - И возвращение окрашено огромной радостью от встречи с женой и дочерью и безутешной печалью от потери жены. - Почему умерла царица? На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула… (Она была счастлива тем, что дождалась мужа, сердце ее не выдержало полноты чувств. Столь велики были ее любовь и радость) | ||
- Но ведь «долго царь был неутешен», но ведь через год «царь женился на другой» - Посмотрите, кого же он взял в жены? Правду молвить, молодица Та и прям была царица… -Как вы думаете, как он выбирал себе жену? (Наверное, по красоте. Может быть, он думал, что красота – это залог прекрасной души, любви, ведь так было с первой женой) - Вызывает ли она ваше восхищение? - Попробуйте объяснить, что значит «…горда, ломлива Своенравна и ревнива…» - Значит, красота какая-то неполноценная, ущербная. - Чего же не хватает этой красоте? (Добра и любви) _ Но разве царица совсем никого и ничего не любит? (любит саму себя и поэтому постоянно смотрится в зеркальце) - Как вы думаете, почему « ей в приданое дано было зеркальце одно», ведь за молодую царевну отец приготовил «семь торговых городов да сто сорок теремов»? (Сама царица считает, что ее главное богатство – красота, поэтому ничего ей больше не нужно, кроме зеркальца) - Пушкин нам говорит, что «только с зеркальцем она была добродушна, весела» Какой же она была с другими? (зеркальце – «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее…» Чернавка – и царица налетела на Чернавку… - обратите внимание «налетела», «угрожая», «злая». Да и зеркальце свое чуть не разбила. - Вспомните, на что любила смотреть царица-мать? (В окно, на дорогу, т.е. в большой мир, потому что любила мужа и ждала его возвращения) - А царица-мачеха? (В зеркальце, потому что любила только себя.) - Как же царица отреагировала на сообщение, что молодая царевна красивее ее? Ах ты, мерзкое стекло… - Что же стало результатом этого гнева? (царица решила погубить падчерицу) - Что толкнуло ее на преступление? (черная зависть и гордыня) - Вспомните, как называет Пушкин царицу на протяжении сказки и как в этом отражается отношение к ней? (Царица – молодица-баба гневная- царица злая – злая мачеха) Авторская оценка звучит уже в этих определениях – эпитетах. Поэт осуждает гордыню и злобу царицы – мачехи. -Каков же конец этой героини? В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла. - Почему она умерла? - Сравните ее кончину с кончиной царицы-матери. (Царица-мать умирает с любовью, восхищением, а царица –мачеха от тоски и злости, что не удалось погубить царевну и стать красивее) | Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 | |
- А с чем пришла в мир молодая царевна (с любовью, кротостью, добротой) - Похожа царевна на свою родную мать? (приветлива, доброжелательна, вежлива, отзывчива) - Как Пушкин описывает ее красоту? Но царевна молодая Тихомолком расцветая… - Почему поэт сравнивает ее с цветком? - А с каким цветком: полевым или садовым вы ее сравните? - И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из них мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? - В каких эпизодах сказки лучше всего раскрывается характер царевны? - Как повела себя царевна в незнакомом доме? А при встрече с богатырями? Как ее это характеризует? (Во всем поведении чувствуется добрый нрав и скромность Дом царевна обошла, Все порядком убрала… ( Она трудолюбивая, хозяйственная, почтительная, помнит о Боге и старается сделать что-то хорошее для них) - А когда пришли богатыри? …царевна к ним сошла… - Обратите внимание, царица ведет себя по всем правилам этикета ( в пояс низко поклонилась, просит прощения за нежданный визит, из вежливости принимает угощение, отказывается от вина) - За что полюбили богатыри царевну (кротость, нежность, трудолюбие) А хозяюшкой она В терему меж тем одна… - Почему царевна отказывает богатырям, когда те пришли свататься? Как это характеризует ее? Коли лгу, пусть Бог велит… (Любит своего жениха Елисея и верна ему. Еще раз с такой верностью вы встретитесь у Пушкина, когда Татьяна Ларину будет отвечать Евгению Онегину …но я другому отдана, И буду век ему верна… - А богатыри обиделись на нее? Любовь – это главное содержание жизни царевны. Это подтверждает и эпизод с черницей. -царевна и здесь следует заповедям добра: «просящему у тебя дай, и не оскудеет рука дающего» - О чем нам рассказывает поведение пса Соколко в этом эпизоде? Как вы думаете. Почему он так предан царевне? - Как вы думаете, зачем Пушкин ввел этот эпизод в сказку? Что ему важно показать, подчеркнуть? (Любит царевну, чует беду, хочет предупредить молодую хозяйку, жертвует жизнью ради нее) - Вот в руках у царевны опасное яблоко. Красивое оно? Аппетитное? Хочется его съесть? Конечно, ведь оно…. Продолжите дальше так, чтобы нам всем захотелось этого яблока. - Да. Яблоко очень соблазнительное и ароматное. А на самом деле что оно несет? (Смерть) - О ком напоминает это яблоко? (О красивой царице-мачехе, душа которой была черной.) - С каким чувством Пушкин говорит о смерти царевны? (С болью и печалью рассказывает о ее смерти, ведь он любит ее) | Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 | |
Вспомните, как описаны богатыри? Как описывается их терем? И царевна очутилась В светлой горнице… - А как богатыри восприняли смерть царевны? Перед мертвою царевной… - Да, для них это беда, горе, они искренне оплакивают названную сестрицу, но оживить ее все-таки не могут. Ведь есть в сказках такие средства? Какие ? Так почему богатыри не могут оживить царевну? - Но братья не стали ничего искать, они смирились со смертью царевны? - | Слайд 23 Слайд 24 | |
- Как вы думаете, какое сердце не может смириться с потерей любимого человека? (Любящее.) - В чем преимущество Елисея перед богатырями? Как он реагирует на известие об исчезновении царевны? (Елисей любит ее как жених, а не как брат. И реакция его на беду не «горесть душевная», а прежде всего действие. Братья ничего лучшего не придумали, кроме как похоронить названную сестрицу, А Елисей не смирился с мыслью об утрате невесты.) Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу…. - Долго ли Елисей искал царевну? ( Все то время, пока она жила у богатырей, пока мачеха строила зловещие козни против нее). - Как проявляется его характер в странствиях? Какие препятствия ему приходится преодолеть? - Как относятся к беде Елисея солнце, месяц и ветер? (Сочувствуют ему, уважают его упорство) - Почему Елисею удалось совершить почти невозможное – оживить невесту даже без помощи волшебства? Что помогло ему? (Любовь и верность сильнее любого волшебства - Почему же Пушкин назвал свое произведение «Сказка о мертвой царевне…», а не «Сказка о спящей царевне и Елисее»? (царевна была мертвой для богатырей, но не для Елисея… В сказке не просто добро торжествует над злом, а любовь и верность – над смертью) - В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение) | Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 | |
Подведение итога | Давайте подведем итог. Каковы же главные нравственные идеи, которые были положены в это произведение? Любовь – главная сила в мире, она может победить все, даже смерть. Красота – не внешнее, а внутреннее свойство человека, его душа, красота души определяется добротой, трудолюбием и скромностью. Верность дружбе и любви спасает человека. | Слайд 28 |
В сказках добро всегда побеждает зло. Есть замечательная пословица « От доброго слова и лед тает». Я вам приготовила волшебную шляпу. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества, и у него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком надета эта шляпа. Давайте по очереди назовем хорошие слова о каждом из вас. | ||
Домашнее задание | - Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня хорошо поработали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что рыбка исполнит все ваши желания, а желания всегда будут добрыми. Дома я прошу ответить вас на вопрос: «С кем из героев сказки я хочу дружить» и написать мини-сочинение на одной стороне рыбки. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях
Арина Родионовна, няня поэта
Не всё то золото, что блестит. Дерево смотри в плодах, а человека в делах. Добрый человек придёт, словно света принесёт. Злой человек как уголь: если не жжёт, то чернеет.
Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека. Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный. ( Словарь живого русского языка В.Даля)
молодица царица баба гневная царица злая злая мачеха
«…просящему у тебя дай, и не оскудеет рука дающего»
Главные нравственные идеи сказки: Любовь-главная сила в мире, она может победить всё, даже смерть. Красота – не внешнее, а внутреннее свойство человека, его душа. Красота души определяется добротой, трудолюбием и скромностью. Верность в дружбе и любви спасает человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"
Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива....
Беседа о «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» и сказке « Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм.
В беседе производится разбор и сравнение сказки «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» и сказки « Белоснежка и семь гномов»в игровой форме.Цели: ...
Презентация к уроку литературного чтения "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Материал к уроку....
Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"...
Презентация. Литературное чтение. 4 класс. Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Урок №1
Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок №1...
Презентация. Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок № 2
Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок №2....
Презентация. Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок № 3
Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок № 3....