Нравственные уроки в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Наталья Кремнёва

Педлагается конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Нравственные уроки в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе

Нравственные уроки в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Цели урока.

Образовательные:

  • определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”
  • учиться  элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
  • учиться характеризовать героев прочитанного произведения, выражать свое отношение  к  ним

 

Развивающие:

  • развивать речевые умения и творческие способности;
  • формировать осознанное чтение целыми словами;

Воспитательные:

  • формировать прочные нравственные позиции на определение истинной                красоты;
  • воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.
  • воспитывать  любовь  к  сказкам

Оборудование:

 

  1. Слайды мультимедиа.
  2. Рабочие тетради.
  3. Учебники.
  4. Работы учащихся по теме урока.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.

                    Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность детей и учителя

ИКТ

1. Оргмомент. Сообщение цели урока

- Сегодня утром мы подвезли пожилую женщину, которая опаздывала на автобус. Выходя из машины, она сказала : «Спасибо. Мир не без добрых людей».

 - Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. _Ребята, а вы любите сказки? За что? (В сказке нет непоправимых бед и несчастий, сказки окрыляют человека, делают его сильным. Добро всегда побеждает зло.)

Значит, цель любой сказки не просто развлечь, а дать какой-то нравственный урок.

Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах на примере «Сказки …», поговорим о добре и зле, о любви и зависти, о наказании и прощении.

Слайд 1

Слайд 2

Повторение пройденного материала

Знаете ли вы, от кого поначалу маленький Саша Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать? (от своей удивительной няни – Арины Родионовны – «мамушки», как ласково называл ее сам поэт.

…с усердием перекрестив меня,

И сказки русские рассказывать мне станет…

Слайд 3

Слайд 4

На прошлом уроке мы говорили о положительных  и отрицательных героях. Назовите их.

Кому из героев вы сочувствовали, а кто вызвал ваше возмущение? Почему?

Не  все то золото, что блестит.

Дерево смотри в плодах, а человека в делах.

Добрый человек придет, словно света принесет.

Злой человек как уголь: если не жжет, то чернеет.

К кому из героев можно отнести каждую из них?

Слайд 5

Так что же такое добро и зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать их в тетрадь.

Молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных слов.

«Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Зло- худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный» (Словарь живого русского языка В. Даля)

Слайд 6

Как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Добро или зло принесли царевне зеркальце, Чернавка, богатыри? Всегда ли легко отличить добро от зла?

(Зеркальце – направило и зависть мачехи  на ни в чем неповинную царевну, затем сообщила, что она жива и живет в лесу, в тереме у богатырей – девушка оказалась беззащитной перед силой зла.

Чернава – «в душе ее любя» отпустила царевну. Но затем призналась во всем царице

Богатыри – приютили беглянку, полюбили, но от беды не уберегли)

Слайд 7

Слайд 8

Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика добра и зла (Царица и царевна)

- Как вы думаете, случайно ли рождение дочери приходится на вечер  накануне Рождества, даже скорее на исход Сочельника – начало Рождества? ( Люди, рожденные в такой большой праздник, благословенны. Царевна – дитя любви, поэтому появляется на свет в такой знаменательный день)

- А когда возвращается царь-отец? (Ранним утром, прямо ко дню рождения дочери?

Рано утром гость желанный…

- И возвращение окрашено огромной радостью от встречи с женой и дочерью и безутешной печалью от потери жены.

- Почему умерла царица?

На него она взглянула,

Тяжелешенько вздохнула… (Она была счастлива тем, что дождалась мужа, сердце ее не выдержало полноты чувств. Столь велики были ее любовь и радость)

- Но ведь «долго царь был неутешен», но ведь через год «царь женился на другой»

- Посмотрите, кого же он взял в жены?

Правду молвить, молодица

Та и прям была царица…

-Как вы думаете, как он выбирал себе жену? (Наверное, по красоте. Может быть, он думал, что красота – это залог прекрасной души, любви, ведь так было с первой женой)

- Вызывает ли она ваше восхищение?

- Попробуйте объяснить, что значит

 «…горда, ломлива

 Своенравна и ревнива…»

- Значит, красота какая-то неполноценная, ущербная.

- Чего же не хватает этой красоте? (Добра и любви)

_ Но разве царица совсем никого и ничего не любит? (любит саму себя и поэтому постоянно смотрится в зеркальце)

- Как вы думаете, почему « ей в приданое дано было зеркальце одно», ведь за молодую царевну отец приготовил «семь торговых городов да сто сорок теремов»? (Сама царица считает, что ее главное богатство – красота, поэтому ничего ей больше не нужно, кроме зеркальца)

- Пушкин нам говорит, что «только с зеркальцем она  была добродушна, весела» Какой же она была с другими?

(зеркальце –

«Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее…»

Чернавка – и царица налетела на Чернавку…

- обратите внимание «налетела», «угрожая», «злая». Да и зеркальце свое чуть не разбила.

- Вспомните, на что любила смотреть царица-мать? (В окно, на дорогу, т.е. в большой мир, потому что любила мужа и ждала его возвращения)

- А царица-мачеха? (В зеркальце, потому что любила только себя.)

- Как же царица отреагировала на сообщение, что молодая царевна красивее ее?

Ах ты, мерзкое стекло…

- Что же стало результатом этого гнева? (царица решила погубить падчерицу)

- Что толкнуло ее на преступление?  (черная зависть и гордыня)

- Вспомните, как называет Пушкин царицу на протяжении сказки и как в этом отражается отношение к ней? (Царица – молодица-баба гневная- царица злая – злая мачеха)

Авторская оценка звучит уже в этих определениях – эпитетах. Поэт осуждает гордыню и злобу царицы – мачехи.

-Каков же конец этой героини?

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

- Почему  она умерла?

- Сравните ее кончину с кончиной царицы-матери. (Царица-мать  умирает с любовью, восхищением,  а царица –мачеха от тоски и злости, что не удалось погубить царевну и стать красивее)

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

- А с чем пришла в мир молодая царевна (с любовью, кротостью, добротой)

- Похожа царевна на свою родную мать? (приветлива, доброжелательна, вежлива, отзывчива)

- Как Пушкин описывает ее красоту?

Но царевна молодая

Тихомолком расцветая…

- Почему поэт сравнивает ее с цветком?

- А с каким цветком: полевым или садовым вы ее сравните?

- И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из них мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

- В каких эпизодах сказки лучше всего раскрывается характер царевны?

- Как повела себя царевна в незнакомом доме? А при встрече с богатырями? Как ее это характеризует?

(Во всем поведении чувствуется добрый нрав и скромность

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала… ( Она трудолюбивая, хозяйственная, почтительная, помнит о Боге и старается сделать что-то хорошее для них)

- А когда  пришли богатыри?

…царевна к ним сошла…

- Обратите внимание, царица ведет себя по всем правилам этикета ( в пояс низко поклонилась, просит прощения за нежданный визит, из вежливости принимает угощение, отказывается от вина)

- За что полюбили богатыри царевну (кротость, нежность, трудолюбие)

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна…

- Почему царевна отказывает богатырям, когда те пришли свататься? Как это характеризует ее?

Коли лгу, пусть Бог велит…

(Любит своего жениха Елисея и верна ему. Еще раз с такой верностью вы встретитесь у Пушкина, когда Татьяна Ларину будет отвечать Евгению Онегину

…но я другому отдана,

И буду век ему верна…

- А богатыри обиделись на нее?

Любовь – это главное содержание жизни царевны. Это подтверждает и эпизод с черницей.

-царевна и здесь следует заповедям добра: «просящему у тебя дай, и не оскудеет рука дающего»

- О чем нам рассказывает поведение пса Соколко в этом эпизоде? Как вы думаете. Почему он так предан царевне?

- Как вы думаете, зачем Пушкин ввел этот эпизод в сказку? Что ему важно показать, подчеркнуть? (Любит царевну, чует беду, хочет предупредить молодую хозяйку, жертвует жизнью ради нее)

-  Вот в руках у царевны опасное яблоко. Красивое оно? Аппетитное? Хочется его съесть?

Конечно, ведь оно…. Продолжите дальше так, чтобы нам всем захотелось этого яблока.

- Да. Яблоко очень соблазнительное и ароматное. А на самом деле что оно несет? (Смерть)

- О ком напоминает это яблоко? (О красивой царице-мачехе, душа которой была черной.)

- С каким чувством Пушкин говорит о смерти царевны? (С болью и печалью рассказывает о ее смерти, ведь он любит ее)

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Вспомните, как описаны богатыри? Как описывается их терем?

И царевна очутилась

В светлой горнице…

- А как богатыри восприняли смерть царевны?

Перед мертвою царевной…

- Да, для них это беда, горе, они искренне оплакивают названную сестрицу, но оживить ее все-таки не могут. Ведь есть в сказках такие средства? Какие ? Так почему богатыри не могут оживить царевну?

- Но братья не стали ничего искать, они смирились  со смертью царевны?

-

Слайд 23

Слайд 24

- Как вы думаете, какое сердце не может смириться с потерей любимого человека?  (Любящее.)

- В чем преимущество Елисея перед богатырями? Как он реагирует на известие об исчезновении царевны?

(Елисей любит ее как жених, а не как брат. И реакция его на беду не «горесть душевная», а прежде всего действие. Братья ничего лучшего не придумали, кроме как похоронить названную сестрицу, А Елисей не смирился с мыслью об утрате невесты.)

Королевич Елисей,

Помолясь усердно Богу….

- Долго ли Елисей искал царевну? ( Все то время, пока она жила у богатырей, пока мачеха строила зловещие козни против нее).

- Как проявляется его характер в странствиях? Какие препятствия ему приходится преодолеть?

- Как относятся к беде Елисея солнце, месяц и ветер? (Сочувствуют ему, уважают его упорство)

- Почему Елисею удалось совершить почти невозможное – оживить невесту даже без помощи волшебства? Что помогло ему? (Любовь и верность сильнее любого волшебства

- Почему же Пушкин назвал свое произведение «Сказка о мертвой царевне…», а не «Сказка о спящей царевне и Елисее»? (царевна была мертвой для богатырей, но не для Елисея… В сказке не просто добро  торжествует над злом, а любовь и верность – над смертью)

- В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение)

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Подведение итога

Давайте подведем итог. Каковы же главные нравственные идеи, которые были положены в это произведение?

Любовь – главная сила в мире, она может победить все, даже смерть.

Красота – не внешнее, а внутреннее свойство человека, его душа, красота души определяется добротой, трудолюбием и скромностью.

Верность дружбе и любви спасает человека.

Слайд 28

В сказках добро всегда побеждает зло. Есть замечательная пословица « От доброго слова и лед тает». Я вам приготовила волшебную шляпу. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества, и у него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком надета эта шляпа. Давайте по очереди назовем хорошие слова о каждом из вас.

Домашнее задание

 - Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня хорошо поработали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что рыбка исполнит все ваши желания, а желания всегда будут добрыми. Дома я прошу ответить вас на вопрос: «С кем из героев сказки я хочу дружить» и написать мини-сочинение на одной стороне рыбки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственные уроки в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

Слайд 2

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях

Слайд 3

Арина Родионовна, няня поэта

Слайд 5

Не всё то золото, что блестит. Дерево смотри в плодах, а человека в делах. Добрый человек придёт, словно света принесёт. Злой человек как уголь: если не жжёт, то чернеет.

Слайд 6

Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека. Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный. ( Словарь живого русского языка В.Даля)

Слайд 12

молодица царица баба гневная царица злая злая мачеха

Слайд 21

«…просящему у тебя дай, и не оскудеет рука дающего»

Слайд 28

Главные нравственные идеи сказки: Любовь-главная сила в мире, она может победить всё, даже смерть. Красота – не внешнее, а внутреннее свойство человека, его душа. Красота души определяется добротой, трудолюбием и скромностью. Верность в дружбе и любви спасает человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"

Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива....

Беседа о «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» и сказке « Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм.

В беседе производится разбор и сравнение сказки «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» и сказки « Белоснежка и семь гномов»в игровой форме.Цели:      ...

Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин  "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"...

Презентация. Литературное чтение. 4 класс. Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Урок №1

Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок №1...

Презентация. Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок № 2

Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок №2....

Презентация. Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок № 3

Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок № 3....