Развитие интереса к чтению
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Яцина Светлана Николаевна

В статье рассказано о приемах работы, позволяющих развивать у учащихся интерес к чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интереса к чтению

     Человек, обитающий в социокультурном пространстве, не может существовать без книги. Литература оказывает огромное влияние на развитие личности ребёнка. Чтение и полноценное восприятие детьми художественных произведений русской классической и современной литературы играет ключевую роль в их духовно-нравственном развитии, поскольку через язык и литературу ребенок приобщается к культурным и нравственным ценностям своего народа и человечества в силу особенностей предмета. Литература, с одной стороны, является частью культуры, которая сохраняет и транслирует нравственные ценности, выработанные человечеством и народом, а с другой стороны – это вид искусства, в освоении которого участвуют и ум, и чувства, и воображение, а значит, у читателя имеются все предпосылки для глубокого и личностного восприятия этих ценностей.

      Необходимо отметить, что в последнее время изменилось отношение к книге, снизился читательский интерес. Чтение как обучающий процесс требует больших интеллектуальных усилий со стороны ученика.
     На фоне более легких способов потребления информации оно становится менее значимым и неконкурентоспособным.
 Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или монитора. Литературный опыт детей ограничивается рассказами из учебника, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом варианте. С каждым годом этот процесс только усиливается, увеличивается количество масс-медийных новшеств, позволяющих обходиться без чтения. Не исключением, были и наши дети.

     Для решения этой проблемы учителями нашей гимназии была разработана программа « Я – читатель» .

     Целью программы является  стимулирование интереса к чтению как виду эстетической и образовательной деятельности.

     Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- развитие потребности в чтении через урочную и внеурочную деятельность;

- развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, викторин, занятий с элементами театрализации;

- стимулирование творчества детей.

      Читательская компетентность - необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

    Один из важнейших  этапов становления юного читателя-формирование читательской культуры ученика. Чтение книг, особенно для ребенка, познающего мир, полезно всегда, поскольку открывает перед ним мир, в который он пришел, причем делает это так, как может искусство: в виде художественной модели этого мира, зрительно представляемой и эмоционально переживаемой. Но осмысление законов и правил этого мира, точности и яркости картин, нарисованных художниками, сила эмоционального восприятия зависят от уровня читательской грамотности ребенка. Особенно важно это для осмысления и переживания нравственных проблем, поставленных автором в произведении, поскольку нравственный потенциал произведения сам не переходит во внутренний мир читателя – нравственные ценности «впаяны» в художественный текст, а не впрямую сформулированы и извлекаются в процессе читательской деятельности. В создавшихся условиях развитие интереса к чтению, к книге- одна из важнейших задач, которую необходимо решить на этапе начального обучения.

     Решить эту задачу в одночасье нельзя- необходима система мер.

Работа по данной программе была разбита на этапы.

 Прежде всего изучили круг чтения учащихся начальной школы. Оказалось, что помимо « программных» произведений дети читают произведения Г.Остера, Э.Успенского, Д. Роулинг, детские детективы. В анкетах редко упоминались произведения русских писателей, чаще всего, в дети указывали, что читают детские журналы, а книги им приходится читать только потому, что их задают читать.

   Один из первых этапов работы было установление тесного взаимопонимания между школой и семьёй, ведь единство книжных интересов детей и родителей- основное условие успешного  формирования потребности в чтении у детей, поэтому  необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, оказывать родителям необходимую помощь, так как часто они жалуются, что детей не заставить читать.  

   Для родителей мы проводим ряд бесед, консультаций, анкет, которые позволяют выявить читательские интересы взрослых, отношение к книге и чтению в семьях, наметить пути работы с семьями,  которые должны стать нашими помощниками.

      Воспитать любовь к книге и чтению в семье позволяют разработанные нами тематические родительские собрания « Роль чтения в жизни детей», « Семейное чтение», « Книга и мы», они позволяют заинтересовать родителей, помочь им  организовать чтение книг детьми дома. Привлечение родителей к организации и проведению литературных праздников в классе, их участие в викторинах является примером для детей, создаёт условия, в которых дети с удовольствием включаются в процесс чтения книг.

     Второй этап нашей работы заключался в подборе и внедрении новых технологий, нестандартных форм работы во время урочной и внеурочной деятельности. Учителя нашей гимназии с успехом внедряют ИКТ, что позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Мультимедийные технологии позволяют сделать занятия более яркими, запоминающимися, динамичными, что заинтересовывает  всех детей, которые ранее не интересовались чтением. С использованием ИКТ можно проводить интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомить детей с писателями и их произведениями и т.д. Нами были разработаны с использованием мультимедийных технологий  игры, викторины « Что? Где? Когда?», «Русские народные сказки», « Сказки Х.К.Андерсена» и др., созданы уроки и внеклассные занятия, которые способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге. Кроме ИКТ, повысить заинтересованность в чтении на уроках способствует внедрение технологии критического мышления, ТРИЗ–педагогики, метода проектов. Внеклассные мероприятия позволяют раскрыть творческие способности детей, предоставляют широкие возможности для развития познавательного интереса. Традиционно мы проводим разнообразные формы внеклассных занятий: праздники, викторины, конкурсы, спектакли, выпускаем литературные газеты. Все мероприятия проходят интересно, в них участвуют большинство ребят. Внеклассную деятельность мы рассматриваем как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

 Развитие интереса к чтению невозможно без сотрудничества с библиотекой. Наши дети регулярно посещают не только школьную библиотеку, но и районную. На их базе мы проводим беседы, лекции для детей,  которые помогают детям самостоятельно выбирать  книг, формируют круг чтения учащихся.

Каждый учитель вносит свой вклад в методическую копилку по данной теме. Я в своей работе использую элементы ТРИЗ- педагогики. Она направлена на активизацию познавательной деятельности, способствует развитию творческих способностей и мыслительной деятельности.

Приведу фрагмент одного из проектов « Сочиняем весёлые сказки».

 Цель проекта: создать условия для развития творческих способностей учащихся через знакомство их с приёмом литературных перевёртышей.

1 этап: погружение в проект. Дети знакомятся с литературными перевёртышами на примере стихотворения К.И. Чуковского « Чудо-дерево»

Прочитайте слова, которые зашифрованы на карточках

ИКЗАКС

ЬТЯНИЧОС

ЯСЬТИЧУ

(учиться сочинять сказки)

Какой принцип помог вам прочитать эти слова? (принцип наоборот)

Вывод о цели работы.

 Подготовительная работа

(упражнения на понимание принципа наоборот)

В волшебной стране «Наоборот» к любому слову можно найти слово с противоположным значением. Как такие слова называются в русском языке?

  • Игра «Назови антоним»

1. Бледнеть

9. Упасть

17. Трусливый

2. Молодой

10. Юг

18. Кривой

3. Хвалить

11. Свобода

19. Трудолюбивый

4. Жар

12. Бежать

20. Светлый

5. Добро

13. Залезть

21. Налить

6. Полный

14. Одеть

22. Пасмурный

7. Радость

15. Мягкий

8. Широкий

16. Глупый

  • Игра «Может — не может»

Демонстрируется предмет, ребенок должен определить, какими функциями обладает предмет, а какими нет.

«Карандаш может писать, он не может мыть» и т. п.

  • Игра «Нарисуй наоборот»

БЫЛО                                        СТАЛО

                                                                   Наше настроение

 Знакомство с литературным приемом «перевертыши»

Чтение стихотворения-сказки К. И. Чуковского «Чудо-дерево»

Каким стало ваше настроение, когда вы прочитали это стихотворение? Почему?

Какой прием использовал автор для создания веселого настроения?

К. И. Чуковский, автор прочитанного стихотворения, назвал этот прием перевертышем.

Прочитайте перевертыши:

Папа с дерева сорвет

Маме — гамаши,

Зинке — ботинки,

Нинке — чулки…

Лапти созрели,

Валенки поспели.

Что же вы зеваете,

Их не обрываете

В чем смысл перевертыша?

Могла ли эта история произойти на самом деле?

К какому жанру мы можем отнести эту историю?

Выразительное чтение (2–3 учениками)

Корней Иванович придумал термин «перевертыши», но сами перевертыши встречались еще в фольклорных произведениях.

Чтение русской народной небылица

Прочитайте. Назовите, какие перевертыши вам встретились.

Ехала деревня мимо мужика.

Как будет правильно?

Мужик ехал мимо деревни.                П       В

В перевертыше                                В       П

Какие еще перевертыши?

Лошадь ела сало, а мужик овес

Мужик ел сало, а лошадь овес

2 этап: поиск литературных перевёртышей в произведениях детских поэтов. На этом этапе совместно с библиотекарем подбираем стихотворения, где есть перевёртыши, дети, читая книги их находят, составляют коллекцию перевёртышей.

3 этап: под руководством учителя дети учатся составлять фразы- перевёртыши, делают рисунки к ним.

4 этап: дети включаются в самостоятельное творчество, им предлагается написать сказки с изученным приёмом.

Такая работа не только заинтересовывает в чтении, в познании нового, но и воспитывает  творческую личность.

Анализ проведённой работы в начальной школе нашей гимназии  показал повышения интереса к чтению у детей.

Посещаемость школьной библиотеки нашими детьми составляет 97 %, расширился и круг детского чтения: литературные сказки читают 100%, народные-96%, рассказы, повести о детях-92%, научно-популярную литературу -76%, рассказы и повести о животных-60%, исторические рассказы-32%.

Таким образом, необходимо отметить положительные результаты работы по программе и продолжить её внедрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по развитию интереса к чтению

Родители часто задают ворос:" Как привить ребёнку любовь  к чтению?"  Редко можно увидеть детей, которые без всяких наставлений берут в руки книжку и увлечённо читают. Если члены семьи любят читать и ...

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....

Роль семьи в развитии интереса к чтению.

Создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса на основе сотрудничества с семьёй и детской библиотекой....

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Развитие интереса к чтению младших школьников

В данной статье представлены новые формы, методы и приёмы обучения младших школьников. Использованы элементы устного народного творчества, игровые  моменты,  способствующие развитию ...

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы  ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Программа воспитания и развития интереса к чтению "Книга.RU"

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, активной и самостоятельной.Известно ,что комплексное воздействие на все стороны ...