Творческие работы учащихся в связи с прочитанным на уроках литературного чтения во 2 классе
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме

Махмудова Ирина Владимировна

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom.docx360.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 633

Творческие работы учащихся в связи с прочитанным

 на уроках литературного чтения во 2 классе

C:\Users\Я\Desktop\Новая папка (3)\DSC04591.JPG

C:\Users\Я\Desktop\Новая папка (3)\DSC04604.JPG

Выступление на  школьном методическом

 объединении учителей начальных классов

Подготовила: Махмудова И.В.

   

2013 г.

   Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

 

Работа с иллюстрацией к тексту.

Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.

Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.

На одном из уроков учитель расскажет о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.

После этого предлагается ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют.  

Рецензирование детьми созданных рисунков.

Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями.  

  • каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
  • школьники обмениваются рисунками;
  • получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
  • сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.

                       

            Составление диафильмов по произведению.

Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.

Делаем так:

           –  по материалу прочитанного        произведения     попробуйте  составить    свой диафильм,  продумайте содержание отдельных кадров;
          –  какие строки из текста вы соотнесете с ними;
          –   определите количество кадров.

Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Готовые диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.

Метод моделирования.

Это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а  также   составление   схематических   планов   и   модели   обложки  книги.

Таким образом, моделирование позволяет:

–  включить каждого ученика в  процесс   познания   литературы   как   искусства слова;
          – дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
          – создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;
          – поддержать интерес к художественной литературе;
          – обогащать духовный мир ребенка;
           – осознанно воспринимать художественные произведения

Творческий пересказ.

Цель творческого пересказа – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.

Продолжение произведения (прогнозирование).

Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся

Творческое сочинение.

Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.

Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:

–  привлечение   внимания   учащихся     к     теме     изучаемого     литературного произведения;
          –  мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;
          –  упражнения в самостоятельном построении сочинения.

Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.

Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Все сочинения с согласия авторов мы читаем вслух и обсуждаем. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное – отметить всех. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников.

Словотворчество.

Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

Со 2-го класса пробуем писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.

Приведем примеры сочинения стихотворений: 

Катя Л.

Снег летит ко мне в окошко.
            Засыпая все дорожки.
           К нам во двор пришла зима.
           Будет долгая она!

 Женя Б.

У меня есть кошка.
           Она глядит в окошко.
           И хочет поскорей
           Найти себе друзей.

Толя Г.

Осень золотая!
           Как ты хороша!
           Красные листочки,
           Желтая трава.

Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова.

У детей имеются тетради для творческих работ. В них они учатся сочинять стихи, загадки, сказки, басни, и другое. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают творчество и все это помогает им полноценно воспринимать любое художественное произведение.

Каждая сказка, как жемчужина из шкатулки мудрости и красоты, предлагает массу ситуаций для обыгрывания и слова– творчества.

Вот некоторые темы, которые подсказала сказка.

Сказки Х.К.Андерсена (предметные: «Штопальная игла», «Серебряная монета»)–«Умные вещи» (возможность вжиться в образ собственного портфеля, зубной щетки, тапочек, будильника и посмотреть их “глазами” на мир).

Будильник.

Однажды я просмотрел на своего хозяина. Надо же, он совсем не такой, как я. Он совсем не такой круглый, как я. И у него нет таких стрелок, как у меня. Интересно, кто его заводит?

Прочитав сказку «Снежная королева» дети писали «Письмо Герде».

Вот некоторые из писем.

Герда, ты спасла Кая. И я поумнела от этой сказки. И если бы я потеряла Кая, то поступила, как ты. Дорогая Герда, твоя сказка самая добрая, которую я видела в моей жизни.

Или:

Герда, я тебя понимаю, тебе задали много испытаний. Я очень рад, что ты осталась такой же доброй. Я очень рад, что в тебя не попал осколок. Ты стала еще мужественнее. Герда, ты сильнее всех.

При чтении «Синей птицы» М. Метерлинк была подсказана такая тема, как «Разговор стихий» (ощущения воды, воздуха, земли, огня).

Прочитав произведение А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» дети писали «Письмо Маленькому принцу». Вот один из примеров.

Дорогой Маленький принц, если ты очень любишь свою розу и ей не будет хватать воды, то я попрошу своего знакомого сантехника, и он сделает тебе на планете водопровод, и ты всегда сможешь поливать свою розу.

Составление викторин.

Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.

Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.

Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей

Драматизация.

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы.

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:

- Только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации;

- Только средствами движения, т.е. в виде пантомимы;

- Соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.

Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.

Называю возможные формы драматизаций:

–  пальчиковый театр;
           –  кукольный театр;
           –  костюмированные представления по известным произведениям;
           –  музыкальные инсценировки;
           –  спектакли по собственным сценариям.

Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Поэтому, надо изредка поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации.

Составление сказочных объявлений и телеграмм. 

Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм.

Учитель стимулирует творчество детей. Так, учитель может спросить, какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай, Дениска и его мама; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. (“Ищу свой хвост”, “Учу детей грамоте”, “Лечу зверей и птиц”) или нравственной коллизии (“Жду гостей на свой день рождения”, “Меняю “Азбуку” на билет в кукольный театр” и т.д.).

Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам.

 Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.

Развивают творческое воображение и литературные игры, которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем.

Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности.

Привожу некоторые примеры таких игр, которые провожу на уроках литературного чтения со своими детьми.

  “Древо мудрости!”

Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем завершите записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

“Общее стихотворение”.

Сочинять стихи можно всем вместе. Для этого у каждого должен быть лист бумаги и ручка. Каждый задумывает первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передает ее соседу слева. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чем хотел сказать участник игры, и попытаться продолжить стихотворение. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его. Конечно, оно несовершенно, но может стать основой для создания более глубокого и интересного произведения.

“Я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического пера)

Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.

По окончании работы мини-поэтические тексты обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Не случайно очень часто рождаются маленькие шедевры. Вот один из них.

Учитель.

Маленькая кнопочка.
          Лежала в коробочке…

Аня Б.

Тут девочка пришла
          И кнопочку нашла.

Марина Г.

Прошептала она:
           – Ах, я одна. Ах, я одна.
           Никому я не нужна.

Сережа Б.

Она вышла тихонько
           И вдохнула легонько.

Юля Д.

 Попасть хотелось ей туда,

Куда звала ее душа.

“Небылица за 10 минут”.

Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:

  1. Кто это был (была)?
  2. Как выглядел (-а)?
  3. Куда пошел (шла)?
  4. Кого встретил (-а)?
  5. Что ему (ей) сказал?
  6. Что он (она) ответил (-а)?
  7. Что ему (ей) сделали?
  8. Какова была его (ее) реакция?
  9. Чем вся история закончилась?
  10. Вывод или мораль.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.

Таким образом, можно сочинять и сказку, и рассказ.

“Живые картинки”.

Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.

Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.

Эти приемы творческого характера помогают существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс П.Ершов "Конек - Горбунок" Работа над произведением

Данная презентация позволит провести работу по литературному чтению во классе над произведением " Конек- Горбунок"...

мастер-класс "Работа с текстом и и нформацией на уроках литературного чтения"

Данный мастер-класс был проведён на практических занятиях на курсах по ФГОС НОО....

Разработка для урока литературного чтения. 2 класс. Детские журналы. Работа над проектом.

Методические материалы для урока лит. чтения по теме история создания детских журналов...

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 2 класс. Работа с текстом. УМК «Перспектива»

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 2 класс. Работа с текстом. УМК «Перспектива»...

Технологическая карта урока "Литературное чтение" - 4 класс. "М. Зощенко. Елка. Работа с текстом и анализ произведения. Проверочная работа по теме «Страна детства" (УМК: «Школа России» Климанова Л.Ф , Горецкий В.Г)

Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведений. систематизация знаний о произв...