Урок чтения 2 класс Н.Носов "Заплатка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Костина Валентина Владимировна

Технологическая карта урока чтения во 2 классе. Разработан в соответствии ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_n.nosov_itogovaya_kontrolnaya.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА»

Тип урока: изучающее чтение

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова; способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд - лень, зло - добро; содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки

Планируемые результаты

Предметные:

объясняют значения пословиц; правильно называют произведение; понимают главную мысль; работают с диалогами

Метапредметные:

познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие

Личностные:

 высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением

Образовательные ресурсы: карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Проверка

домашнего

задания

-        Назовите общую тему произведений, которые мы читали.

-        Какое произведение изучали на прошлом уроке?

-        Что такое рассказ?

-        Кто автор этого рассказа?

-        Какая пословица подходит к этому произведению?

 Организует пересказ рассказа Е. Пермяка «Смородинка».

- Выполним задания-тесты по прочитанному произведению.

Вариант I

1.        Что посадила Таня рядками?

а) Листочки; б) черенки; в) ростки.

2.        Дополните предложение: «Таня разметила вскопанную землю...»:
а) линейкой; б) шнурком и колышками; в) лопатой.

Вариант II

1.        Где Таня вырастила смородину?

а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде.

2.        Дополните предложение: «Вскоре из почек ростки...»:
а) улыбнулись; б) проклюнулись; в) убежали

-        «Дети».

-        Рассказ Е. И. Пермяка «Смородинка».

-        Рассказ - это произведение, в котором автор правдоподобно рассказывает о каком-либо
событии из жизни героя.

-        Евгений Александрович Пермяк.

Называют пословицу.

Пересказывают рассказ:

1-й ряд - 1-я часть.

2-й ряд - 2-я часть.

3-й ряд - 3-я часть.

Выполняют задания по вариантам по прочитанному произведению.

Осуществляют взаимопроверку

Ориентируются в своей системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

II. Актуализация знаний

-        Прочитайте отрывки из произведений.

1.        Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

2.        Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

-        Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

3.        Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга. Из карманов вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты.

-        Кто автор этих строк?

-        Попробуйте смоделировать обложку книги.

-        Все книги Н. Носова рассказывают веселые и забавные истории из жизни детей, без смеха читать их невозможно. Носов писал:

«Насколько я себя помню, я всегда был юмористом. По-моему, я так родился, то есть у меня этот дар от природы».

-        Отгадайте, что спряталось в этой записи?

(зал - л) + (платок - о) + а =

-        Что такое заплатка!

-        Заплатка - это кусок ткани. В основе этого слова лежит древнерусское слово плат, что означает «кусок ткани». От этого слова

образовались слова платок, платье, заплатка

Читают отрывки вслух.

-        Николай Николаевич Носов.
Моделируют обложку.
Работают в парах.

Предугадывают название текста.

-        Заплатка.

Высказывают свои предположения

Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Формулируют ответы на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

III. Постанов-

ка учебной

проблемы

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Николаевича Носова и его произведением «Заплатка». Носов написал много произведений о детях и для детей. Все они наполнены юмором.

- Что такое юмор?

Внимательно слушают, отвечают на вопрос

Принимают и сохраняют

учебную задачу

IV. Изучение

нового мате-

риала.

1. Знакомство

с биографией

Н. Н. Носова.

2. Первичное

слушание

текста.

3. Анализ произведения.

4. Выразитель-

ное чтение

и анализ

эпизодов.

5. Фронталь-ный опрос, составление схематического плана по ключевым

словам.

6. Игра «Найди

и прочитай».

7. Работа в тет-

ради.

8. Восстановле-

ние плана и пе-

ресказ

На доске портрет писателя и выставка книг.

Знакомит с биографией писателя.

Описание: Носов

Ресурсный материал.

- Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» (в аудиозаписи).

-        Понравился вам рассказ?

-        Как звали главного героя произведения?

-        Чем хвастался Бобка?

-        Что случилось с его штанами?

-        Почему мама не стала зашивать штаны?

-        Почему Бобка сам решил зашить штаны? Прочитайте.

-        Как ребята отнеслись к тому, что Бобка все сделал сам и очень
аккуратно?

-        Как автор относится к мальчику?

-        Что смешного в этом рассказе?

- У вас на столах лежат листки с заданиями. Прочитайте рассказ и найдите ответ на поставленный вопрос.

1-я группа. Почему мама не помогла сыну?

2-я группа. Почему Бобка решил сам пришить заплатку на свои штаны и как он это сделал?

3-я группа. Прочитайте пословицу. Подходит ли она к рассказу Н. Носова «Заплатка»?

- С чего начинается история?

- Какие они были?

- Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Зачитайте его.

(1-й «кирпичик» к схеме.) 

- Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в тексте и зачитайте. (2-й «кирпичик» к схеме.)

- Что сделал Бобка?

- Найдите и прочитайте, что сказали ребята в ответ.

- Как поступил мальчик?

- Прочитайте, какой заплатка была сначала. (3-й «кирпичик» к схеме.)

- Мальчик остался доволен своей работой?

- Что же он сделал?

- Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе? (4-й «кирпичик» к схеме.)

- Что ответил Бобка?

- Вам понравился мальчик?

- Что понравилось в нем?                                              

- По схематическому плану дома приготовите пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка».

- Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает заплатку первый раз. Прочитайте.

-        Что Бобка говорит иголке? Почему?

-        Понравилась ли Бобке его работа?

-        С чем сравнивается первая Бобкина заплатка?

-        Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка переделывает свою работу.

-        Как он работал во второй раз?

-        Найдите слова, которые указывают на то, что Бобка очень старался.

- Как ребята отнеслись к работе Бобки?

- Каким вы представляете себе Бобку?

- Откройте тетради на с. 19. Какие черты характеризуют Бобку?

Осуществляет проверку задания.

- Каким был мальчик в начале рассказа?

- Как вы думаете, что помогло ему исправиться?

- Прочитайте пословицу.

- Как вы ее понимаете? Подходит ли она к рассказу «Заплатка»?

Восстановление плана:

Разговор с мамой. (3)

Гордость Бобки. (6)

Замечательные штаны. (1)

Нелегкое дело: (5)

-        первая попытка;

-        вторая попытка.
«Какой же ты солдат?» (4)
Дырка (2)

Внимательно слушают.

Рассматривают портрет писателя и его книги, представленные на выставке.

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.

Читают рассказ и готовятся ответить на поставленный вопрос.

- Терпение и труд все перетрут.

- История начинается с описания штанов.

- Они были замечательные, защитного цвета, солдатские.

- «От досады он чуть не заплакал».

- Мама рассердилась.

- «Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?»

- Он решил ходить в штанах с дыркой.

- «Какой же ты солдат, если у тебя штаны с дырой».

- Ему стало стыдно. Он пошел домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи и стал зашивать дырку.

- «Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче».

- Нет. Ему не понравилось.

- «Он взял ножик и отпорол заплатку».

-«Молодец!».

- «Эх, мне бы пуговицы научиться пришивать».

- Понравились его терпение, старание, настойчивость в работе.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно работают в тетрадях.

- Ленивым, злым.

- Труд, упорство.

- Терпение и труд все перетрут.

- Благодаря терпению и труду мальчик справился с работой. Значит, эта пословица подходит

к рассказу.

Читают повторно про себя

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждае-мой проблеме.

Адекватно воспри-нимают

информацию, полученную из рас-сказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей

системе знании. Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотруд-ничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждае-мой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знании.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

 

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей

системе знании.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный

контроль и оказывают

в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

партнеру

V. Итог урока.

Рефлексия

- Рассмотрите выставку книг.

- Кто из вас читал книги Н. Носова?

- Кто хотел бы прочитать эти книги, поднимите смайлик (в конверте на столе).

- Урок хочется закончить словами пословицы, но она рассыпалась! Соберите ее в парах.

- Прочитайте хором

Желающие поднимают руки.

Собирают пословицу: «Где труд, там и радость»

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятель-

ности

Домашнее

задание

Выполнить задания в учебнике (с. 47-51, пересказ по плану с ключевыми словами); тетради (с. 20, задания 2, 3).

Творческое задание по выбору:

- нарисовать портрет Бобки;

- написать свою смешную историю

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Выделяют и осознают

то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, качество и уровень усвоения

Ресурсный материал:

Носов Николай Николаевич родился [23.11.1908 пос. Ирпень под г. Киев] в актёрской семье – писатель.

        Начальное образование получил в гимназии. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс».

        В 19 лет (1927 г.) Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве.

        В 24 года (1932 г.) окончил режиссерский факультет Государственного института кинематографии.

        Долгих 19 лет (1932-1951 г) Носов работает в качестве режиссера - постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

        Родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор.

        Писатель обладал запоминающейся внешность. Он соответствовал своей фамилии. У Носова действительно был нос и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи... И все это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд - неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его "хмурым ворчуном".

        Конечно, нельзя объяснить популярность носовских книг только их научной содержательностью. Ведь это ещё и на редкость весёлые книги. Писатель видел смешное в жизни и сумел передать его в своих произведениях.

        Рассказы и повести писателя переводятся во всём мире.

        Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года.

 Книги Н.Н. Носова:

"Тук-тук-тук" (1946);

"Ступеньки", "Веселые рассказы" (1947);

"Веселая семейка" (1949);

"Дневник Коли Синицына"(1950); "Витя Малеев в школе и дома" (1950). (Гос. премию СССР)

"Приключения Незнайки и его друзей" (1953);

"Незнайка в Солнечном городе" (1958);

"Незнайка на Луне" (1964).(За трилогию о Незнайке Носов получил премию им. Н.К. Крупской)

"Приключения Толи Клюквина" (1961);

"Повесть о моем друге Игоре" (1971);

"Тайна на дне колодца" (1977);

Перечень учебного материала, используемого на уроке

  1. Беседы с учителем: 2 класс/ под ред. Л.Е.Журовой.-М.: Вентана-Граф, 1999.
  2. Ефросинина.Л.А. Литературное чтение. 2 класс: метод. Пособие / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Русские писатели: библиограф, словарь: в 2 т./ под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвящение, 1990.
  4. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [авт. - сост. Л.А.Ефросинина].- 6-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.- 176 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
  5. Рабочая тетрадь Литературное чтение. 2 класс  в 2-х ч. (Автор Л.А. Ефросинина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...