Хлеб - это жизнь
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Пословицы, поговорки, стихи, игры и тексты о хлебе. Как хлеб приходит к нам на стол. Люди каких профессий принимают участие в получении булочки?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk.urok_.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Хлеб – это жизнь»
Тип урока: урок применения предметных ЗУНов
Цели урока
Образовательные:
- создать условия для формирования у детей представления о том, как на наш стол приходит хлеб, Закрепить умение читать слова с буквой х,
познакомить с трудом и орудиями труда хлебороба.
- создать условия для формирования умения обобщать и делать выводы;
Развивающие:
Развивать навык чтения слов и предложений с изученными буквами.
Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях;
Расширять знания о процессе создания хлеба;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь, фонематический слух, память.
Воспитательные:
Продолжать знакомство с народными традициями.
Воспитывать уважение к труду, к хлебу, к хлеборобам, к земле. Воспитывать интерес к чтению, умение слушать других.
Оборудование: компьютер, доска маркерная и магнитная, картинки, надписи, дополнительные карточки, схемы звуков, пословицы в конвертах, колоски, цветные карандаши, учебники, книги о хлебе.
Ход урока
Слайд 1.
Орг. момент. Хочу много знать!
Сегодня в классе в 1 «А»
Урок уж очень важный.
Сегодня с вами мы узнаем
Что важней, вкусней всего
Бывает на обеденном столе.
2. Формулирование темы урока, постановка целей, план урока
- А теперь отгадайте загадку: с. 84
Слайд 2
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
- О чём будем говорить на уроке?
А вы знаете, как хлеб в старину называли? (жито)
-на какое слово похоже слово жито? жить.
Тема нашего урока: Хлеб – это жизнь.
Цели
- Чему же будем учиться? (будем читать слова, предложения, будем развивать речь, память, воспитывать усидчивость, терпение…)
План урока. (На доске. Озвучивают дети)
Кто из вас может сказать
- что такое хлеб?
Хлеб – это древний и необходимый продукт человеческого труда. Мы встречаемся с хлебом ежедневно.
- Как вы называете ласково хлеб?
Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никогда еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни и в праздники. Хлебом солью встречают самых дорогих гостей. ( Выходят девочка и мальчик с хлебом солью, обыгрывают встречу гостей)
С.84 читают слова 2 абзац
Хлеб – хлебный - …..
- Что у них общего?
- Как можно назвать эти слова? (родств.)
Работа в паре
Как колосок можно разобрать по зёрнышку, так и слово хлеб на звуки.
Составьте звуковую схему. Хлеб звуковой анализ слова
1 уч. у доски характеризует каждый звук
Кто справился без ошибок? (самооценка на лалошке)
Работа в группе с пословицами
Очень много пословиц о хлебе создал русский народ.
ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ – НЕ СИДИ НА ПЕЧИ.
Как вы её понимаете?
- Верно. Калачи выпекаются из очень хорошей муки, они вкусные, пышные. Чтобы испечь такой хлеб надо много поработать, а не сидеть на печке. Если хочешь есть вкусный хлеб, не ленись. Работай.
- Какие пословицы о хлебе знаете ещё?)Группа?
А теперь ребята, давайте проведем вместе игру “Собери пословицу”. (пословицы порезать на 2 части)
Она поможет вам вспомнить пословицы о хлебе.
Снег на полях – хлеб в закромах.
Плох обед, когда хлеба нет.
Лето собериха, зима – поедиха.
Не сиди на печи, налетай на калачи.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Не будет хлеба, не будет обеда
Много снегу – много хлеба.
Как в мае дождь, так и будет рожь.
Хлеба ни куска, так в тереме тоска.
(Дети зачитывают пословицы и объясняют их смысл)
Кто успешно справился с заданием?
–А кому было трудно? (самооценка)
ЕСТЬ ПОСЛОВИЦА В НАРОДЕ
ХЛЕБ – НА СТОЛ – И СТОЛ РАСЦВЕЛ.
НУ, А КТО РЕБЯТА, ЗНАЕТ,
КАК К НАМ ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ?
С.84.
Картинки и надписи дети вывешивают на магнитную доску
1. Распахать землю. –
2. Посеять зерно.
- Посеяли зерно в землю и что же оно там делает?
Чтение по ролям.
Слайд 3. «Дети и зерно»
Дети: Кто ты? Где ты?
Зерно: Я – зерно. Я в земле. Вокруг темно.
Дети: Разве хуже на свету?
Зерно: Пахарь бросил в темноту.
Дети: А какой же в этом прок?
Зерно: Из меня взойдет росток.
Дети: Что же будет с тем ростком?
Зерно: Станет тонким стебельком.
Дети: А зачем же стебельки?
Зерно: Чтоб созрели колоски.
Словарная работа пахарь, прок (синоним польза)
Предлагаю проблемные ситуации:
- как вырастить колос?
- как разбудить росток, который спит в каждом зерне?
Предлагаю игру "Как растет колосок?"
Превращаю вас в маленькие зернышки, которые лежат в земле (приседают, обхватывая голову руками). Но вот пригрело солнышко, и зернышки начали прорастать (поднимают голову, раскрывают ладони). Это маленькие слабые ростки-колоски. Солнышко греет все сильнее, прошел теплый дождик и ростки стали подниматься все выше и выше (поднимаются, руки вверх). Ветерок нас раскачивает, солнышко пригревает, колоски улыбаются солнышку и созревают.
3. Собрать урожай
4. Перемолоть.
5. Хлебозавод. И только там рождается хлеб.
6. Магазин.
Долг путь хлеба от поля до нашего стола. Сотни людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зёрнышка получился пышный румяный каравай. Помните всегда об этом.
-А какие руки растят хлеб?
Руки золотые, трудолюбивые, заботливые.
Ветерок спросил пролетая,
от чего ты рожь золотая?
И в ответ колоски шелестят
Золотые руки растят.
Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. .
А люди, каких профессий заняты при этом?
Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.
Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай. А потом – на мельницу. Оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб.
Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)
4. Работа с учебником.
Чтение текстов. Стр 85.
- Как назывался первый хлеб?
- Какой хлеб и хлебные изделия выпекают в наше время?
- Какой хлеб считают русским национальным?
Физкультминутка. Давайте совершим с вами волшебное превращение от колоска до хлеба-продукта.
- Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись)
- Скосили колоски (движение руками)
- Смололи зернышки в муку (потерли ладошки)
- Замесили тесто (сжимаем-разжимаем кулачки)
- Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны)
- Вот какой хлеб получился!
(дополнительный материал читают дети)
Ученые утверждают, что хлебу не менее 15 тысяч лет. В одном из музеев города Цюриха храниться найденная на дне осушенного озера буханка, которую испекли 6 тысяч лет назад.
В мире подобных музеев 13, в России – один, в Санкт – Петербурге.
Говорила бабушка,
Мама говорила: –
Хлеб — наше богатство,
В хлебе – наша сила.
Но мальчишки в школе
С этим не считаются
И в столовой корками
Хлебными бросаются.
А я корку хлеба
Ни за что не брошу,
Потому что хлеб наш
Вкусный и хороший,
Потому что много
Стоило труда,
Чтобы хлеб наш вкусный
Был у нас всегда!
- Так как надо относиться к хлебу и почему?
Правила обращения с хлебом.
Берегите, дети, хлеб:
Крошечки все собирайте,
Никогда их не топчите,
Птичкам лучше отдавайте.
Выставка книг о хлебе
8. Итог урока
– О чём мы сегодня говорили?
– Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб – это жизнь? Вы с этим согласны?
Какое решение приняли? Почему? А кто захотел получить профессию хлебороба? Что для этого мы должны сделать сегодня?
(беречь хлеб, хорошо учиться, уважать труд других людей).
А теперь скажи, дружок,
Тебе понравился урок?
Что расскажешь дома маме?
Поделись сейчас ты с нами
Рефлексия
я узнал. . .
я понял. . .
я научился. . .
мне было интересно. . .
мне было трудно. . .
Самооценка работы за урок
( раскрасить колоски жёлтым – вершина успеха, зелёным – могу ещё лучше)
Для учителя
Известный французский аптекарь и агроном Антуан Огюст Пармонтье называл хлеб великодушным подарком природы, пищей, которую нельзя заменить ничем другим.
Во время войны 1941 года, едва передвигая ноги, сотрудники института растениеводства в Санкт-Петербурге, каждый день берегли, заботились о зернах. Быть у хлеба, беречь его во имя будущего урожая и медленно умирать от голода – настоящий подвиг.
Давайте же беречь хлеб, как берегут его сами хлеборобы, знающие истинную цену хлеба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«хлеб – всей жизни голова»
«хлеб – всей жизни голова» для воспитательно...
Сценарий праздника хлеба "Хлеб - всей жизни голова" в 3 классе.
Сценарий праздника хлеба под заголовком "Хлеб всей жизни голова" составлен для проведения в начальной школе. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век новых достижений, он ...
Материал к классному часу "Хлеб - всей жизни голова"
Данный материал содержит подборку стихотворений и пословиц по теме...
«Хлеб – всей жизни голова»
Цель данного урока воспитывать бережное отношение к хлебу, к русским традициям, уважения к людям труда; Обогащать словарный запас пословицами, поговорками о хлебе....
Классный час "Хлеб- всей жизни голова"
К внеклассному мероприятию" Хлеб- всей жизни голова" ещё прилагается презентация....
Классный час "Хлеб – это жизнь, а не просто еда"
Форма проведения: творческий отчет-защита проектаЦель: Формирование бережного отношения к хлебу. Задачи: 1. Углублять знания учащихся о хлебе. 2. Воспитывать чувство уважения...
конспект и презентация классного часа "Хлеб - наша жизнь" для начальной школы
В представлен исторический и занимательный материал о хлебе....