"Поэтические особенности произведения А. С. Пушкина "У Лукоморья дуб зелёный".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ивченко Ирина Викторовна

Открытый урок литературного чтения во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chteniya_2_klass_gotovaya_versiya.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.

 Тема: А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Основные задачи:

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;

Личностные универсальные учебные действия

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

-  планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные универсальные учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

Оборудование:

  1. Учебник «Литературное чтение»
  2. Изображение дерева – дуба большого размера.
  3. Карточки с жанрами
  4. Тест по теме.
  5. Презентация
  6. Запись шума моря
  7. Аудиозапись «У Лукоморья дуб зелёный»

Ход урока.

  1. Организационный этап.

- Сейчас урок литературного чтения.

- Давайте поздороваемся с гостями.

- Тихо садятся девочки, а теперь мальчики.

  II. Актуализация знаний.

-  Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. 
- Кто его автор? Попробуем отгадать.

- Прочти имя, отчество, фамилию автора по согласным.

Лксндр

Сргвч

Пшкн

-Проверяем.

 По мере ответов на доске появляются нужные слова:

Александр Сергеевич Пушкин

III. Работа с текстом  до чтения

1.

-Посмотрите на выставку книг А.С. Пушкина.

- Все представленные книги были написаны очень – очень давно.

- Прошло 200 лет, а мы продолжаем читать и любить его произведения.

- Дома я попросила некоторых учеников узнать о творчестве А.С. Пушкина.

- К доске, пожалуйста, ребята.

Текст детей

1 ученик.

- Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в дворянской   семье 6 июня 1799г.

Огромное влияние в детстве на будущего поэта оказала его няня – Арина Родионовна. Она рассказывала мальчику сказки, пела песни.

2 ученик.

- В 12 лет Сашу отправили учиться в Царскосельский лицей под Петербургом. Здесь у него появились новые друзья и он стал писать стихи.

3 ученик.

- В 1820 году А.С. Пушкин был сослан на Кавказ за то, что писал такие стихи, которые не нравились царю. Там он начинает писать самое большое произведение «Евгений Онегин». Это произведение принесёт ему в будущем огромную славу.

4 ученик.

После Кавказа Пушкин приезжает в село Михайловское – место его второй ссылки. Долгие осенние и зимние вечера он проводил с Ариной Родионовной.

5 ученик.

- Через несколько лет он приезжает в своё имение в Болдино.  Этот период в творчестве Пушкина так и называют Болдинской осенью. В это время он написал большое количество литературных произведений.

6 ученик.

- 8февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме в Санкт Петербурге.

Выключить доску! Учитель: А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 215 лет со дня его рождения, а память о нём живёт. Читая Пушкина, слышишь его голос.  Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

2.

    – Рассмотрите иллюстрации на доске.

   -Вспомните эти произведения?

  - Назовите жанр произведений? (сказка) Работа с таблицей.

- Сейчас прочитаю такие строки:

Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась…..
- Определи жанр (стих)

- В каких жанрах работал А.С. Пушкин?

-Предположите, что за закрытым окошком?

(название жанра)

http://festival.1september.ru/articles/562181/1.gif

-Сегодня мы познакомимся с новым жанром, поэма.

- Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос?

- Миша Козлюк прочитает определение в толковом словаре С. Ожегова.

 Читаем определение поэмы. “Поэма- это большое стихотворное произведение на историческую, героическую, возвышенную лирическую тему”

- Дополните схему новым жанром.  Мы познакомимся с отрывком из поэмы « Руслан и Людмила»

-Определим название отрывка из поэмы. Паутинка.

3.

Сообщение темы и цели

Назовите тему урока.

- Подумайте и назовите цели нашего урока. На доске опорные слова:

1) Мы познакомимся… (Сегодня мы прочитаем отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный» )

2) Мы научимся … ( учиться читать выразительно, анализировать прочитанное)

4.  

 Физминутка- релакс

 - Предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно послушайте звуки природы (включаю шум моря)

- Расскажите, что вы слышали? (крик чаек, шум моря) Как вы думаете, где оказались?

- И вдруг, на берегу моря мы видим …… Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного дуба)

5.

Антиципация

- Рассмотрите иллюстрацию на с.86

- Как вы думаете, о чём произведение?

IV. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное восприятие (запись)

- Послушайте аудиозапись в исполнении народной артистка Алисы Фрейндлих «У Лукоморья дуб зелёный».

2.

- Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?

3.

- Всё ли было понятно? Словарная работа. Включить доску

- Внимание на слайд.

Слово

Форма подачи

Вид чтения. Объяснение.

Значение

Лу-ко-морь-е

ЛУКоМОРЬЕ

слайд

- Прочитай по слогам 1 ряд.

- Прочитай целым словом 2 ряд.

- Прочитай целым словом с ударением з ряд.

- Подумай , от каких слов образовано?

- Предположи, как связаны лук( оружие) и море?

- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.

- Найдём определение в толковом словаре.

- Миша, читай.

- изогнутый, как лук, берег моря.

чредой

- Следующее слово читает 1 ряд шёпотом с ударением.

- Что значит это старинное слово?

По очереди

Дол, долина, долинный

- Прочти слово

- Подбери однокоренные слова

- Назови значение

- Обратимся к толковому словарю

Удлинённая впадина

(вдоль речного русла,среди гор)

-Давайте отдохнём

Физминутка        

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться

4.

 Чтение про себя. 

- Посмотрите на наш дуб.

 - Как вы думаете он похож на дуб из произведения? ( напоминает, но не хватает волшебства, чуда ,не хватает некоторых персонажей.)

- Задание:  прочти произведение  про себя, подчеркните  слова  и выражения, которые обозначают волшебных персонажей и волшебные предметы.

- Какой картиной начинается отрывок из поэмы?

-Что представляете? ( я дополняю дуб недостающими предметами)

- Прочитайте описание этой картины.

- А что дальше, впереди?

- Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?( добавляю картинку)

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве? (картинка)

Русальная неделя

- Прочитайте, кого встречаем  на неведомых дорожках?

- Как понимаете невиданные звери?

 Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые?

- Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку? ( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

- Прочитай предложение со словом дол.  Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, дядька морской)

- Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем они появляются? Что они охраняют? ( охраняют сказку от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитай.

- Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со злом)

- Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

-  Почему ступа идёт , бредёт сама собой?

- Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет конец)

- Прочти следующую строку.

- Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость за Россию —> передайте это голосом

А теперь наш дуб похож, а кого не хватает?

- В этой поэме так много волшебства.

- Есть существа, которых нет в настоящей жизни, поэтому эта поэма – сказка.

- Прочитайте строки, подчёркнутые.

- На что похожи ?(на концовку в русских народных сказках)

- Можно ли мёд пить? (в переносном значении наслаждаться прелестью сказки)

- Теперь наш дуб стал  волшебным , пушкинским.

VII. Выразительное чтение учащимися отрывка

1.

- Будем учиться выразительно читать отрывок из поэмы.

- Что значит читать выразительно?(Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)

- Каким должно быть чтение этого произведения? ( напевно, плавно)

- Положите плёнку на текст , попробуем прочитать выразительно.

VIII. Работа с текстом после чтения

- Прикрыли книжки. Кто какие строчки запомнил? (Ответы учащихся.) 

- Откройте книжки. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели. 

IX. Рефлексия  учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу.

-Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в начале урока.

-Мысленно оцените свою работу на уроке.

На партах у вас лежат скрепки (жёлтый,  зелёный, синий).

Выберите для себя скрепку, цвет которой наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите. А теперь скрепите их .

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.

     Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.

Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

- У нас получилась златая цепь. Это символ Солнца, которое ходит вокруг земного шара . То, что кот ходит по кругу, по золотой цепи это означает смену дня и ночи, правды и вымысла. Это бесконечно, как любовь к произведениям А. С. Пушкина

Читайте Пушкина.

 Выставление оценок.

 Х. Дифференцированные задания для самостоятельной работы дома (по выбору) (запись на доске).

1 вариант: научитесь читать выразительно отрывок из поэмы нарисуйте понравившееся чудо.

2 вариант: выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"У Лукоморья дуб зелёный".

Данный урок проводился в 4 - ом классе. Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. Урок позволяет расширить и закрепить знания детей о А.С.Пушкине и его сказках, способствует развитию интереса, па...

презентация Пушкин "У лукоморья дуб зелёный" 2 класс

Презентация к уроку чтения во 2 классе система Л.В. Занкова  Пушкин "У лукоморья дуб зелёный"...

презентация Пушкин "У лукоморья дуб зелёный"

презентация к уроку чтения во 2 классе система Л.В. Занкова Пушкин "У лукоморья дуб зелёный"...

презентация Пушкин "У лукоморья дуб зелёный"

презентация к уроку чтения во 2 классе система Л.В. Занкова Пушкин "У лукоморья дуб зелёный"...

А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный"

Презентация к уроку литературного чтения. Исследуем законы волшебных сказок .А.С.Пушкин"У лукоморья дуб зелёный!...

Урок литературногочтения2 класс.А.С.ПушкинУ Лукоморья дуб зелёный.

Цели урока:1) помочь ребёнку стать исследователем.                      2) подвести к осознанию...

Тест по произведению "У Лукоморья дуб зелёный..."

Тест по литературному чтению для учащихся 1,2 -х классов...