"Мир природы в рассказе Геннадия Снегирёва «Маленькое чудовище».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_masterskaya_dlya_mingalyovoy.docx | 26.41 КБ |
rabochiy_list.docx | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская
Ивченко Ирина Викторовна, учитель первой квалификационной категории, МБОУ СОШ №21 г. Мурманска
Мир природы
в рассказе Геннадия Снегирёва
«Маленькое чудовище».
Урок в рамках методических дней для педагогов образовательных учреждений
г. Мурманска
«Уроки педагогического мастерства»
2 класс, «Школа России».
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цель урока:
Формировать у детей умение видеть красоту природы в окружающем нас мире.
Задачи:
- познакомить с творчеством Г. Снегирёва,
- развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов; учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу,
- находить в тексте материал для характеристики героев и формулировки основной мысли произведения,
- воспитывать у детей внимательное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, любить ее.
Оборудование:
- презентация;
- рабочие листы для учащихся;
- заготовка для фотографии;
- выставка книг Г.Я. Снегирёва;
- конверты с картинкой кашалота.
Ход урока.
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Викторовна.
-Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
II. Актуализация знаний.
-Нас ждёт интересное путешествие.
-Внимание на слайд. (презентация)
-Как вы думаете, куда мы отправимся? (предположения детей)
-Проверим предположения.
-Придвиньте к себе рабочий лист с заданиями.
- Прочитайте задание №1. (Соберите из букв название места путешествия).
-Даны буквы : уЧоктак
(1 ученик выполняет задание у доски).
-Проверяем. (Чукотка)
-Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно записать слово Чукотка?
-Я приглашаю вас на край света.
-Давайте посмотрим небольшой фильм об этом необыкновенном месте. (презентация)
-Анадырский залив - самый большой на юге Чукотки. В него впадает несколько рек, а самая большая - Анадырь. Залив освобождается ото льда всего на 2 месяца.
-Итак, куда мы отправимся в путешествие?
-На чём можно путешествовать? Молодцы. Какое нам необходимо средство передвижения?
-Почему выберем корабль? На уроке окружающего мира мы знакомились со строением корабля.
-Вспомним некоторые его части. (презентация)
-Продолжаем работать на рабочем листе.
-Прочитайте задание №2. (Что необходимо взять с собой в путешествие?)
-Как настоящие путешественники, мы должны взять только необходимые предметы. Обведите их в кружочек. Давайте проверим.
- Я вижу, вы настоящие путешественники.
-Итак, на этом корабле мы отправляемся по страницам удивительного произведения.
-ФИО автора, название и жанр произведения определите сами.
-На рабочем листе выполняем задание №3 по вариантам.
-1 вариант - Найдите границы слов, обозначьте их вертикальной чертой, назовите ИОФ писателя.
-Проверка
-Назовите имя? (Геннадий)
-Назовите отчество? (Яковлевич)
-Назовите фамилию? (Снегирёв)
-Какое правило помогло справиться с заданием?
-2 вариант - Название произведения найди в словах-перевёртышах. Давайте проверим.
-Какое правило нам помогло выполнить задания?
-А теперь, давайте определим жанр произведения. Поможет чистоговорка. (презентация)
-Прочитайте чистоговорку, вставьте слова в рифму, подходящие по смыслу.
-С каким жанром мы сегодня будем работать? (Рассказ.)
III. Определение темы и целей урока
-Назовите тему урока? (рассказ Г. Я. Снегирёв «Маленькое чудовище»).
-Знакомы ли вы с творчеством этого писателя? Назовите первую цель урока.
1. Познакомиться…
Выставка книг. (презентация)
-По обложкам книг предположите о чём писал Г.Я. Снегирёв? (о природе)
-Геннадий Яковлевич – москвич, родился 1933 г.
-Это писатель-путешественник. Он плавал матросом по Тихому океану, бывал в разных экспедициях, бродил с геологами по Восточной Сибири, Камчатке, был рыбоводом, охотником.
-Каждая строчка его произведений дарит читателю удивление, маленькое открытие.
-На многих языках, в нашей стране и за рубежом, читают дети его книги. И вам предстоит интересная встреча.
-Сформулируйте следующие цели урока.
На доске:
2.Прочитать…….
3.Проанализировать…..
-Как понимаете название рассказа? Что значит чудовище? Какое чудовище можно встретить в морских глубинах?
-Сейчас, послушаем рассказ и проверим, оправдаются ли наши предположения?
-Следите за чтецом по тексту и карандашом подчеркните непонятные слова.
IV. Первичное восприятие текста.
Звучит запись рассказа в исполнении профессионального чтеца. (презентация)
V. Проверка первичного восприятия текста учащимися.
-Оправдались наши предположения?
-Что вас удивило?
-Что было самым интересным?
-В этом рассказе нам встретились слова: кувалда, кашалот, экватор. Найдите эти слова в задании №4 на рабочем листе. Прочитайте задание (соедините стрелочкой слово с его значением).
Проверка по слайду. (презентация)
-Прочитайте значение слова кувалда, кашалот, экватор.
VI. Физминутка
-А теперь, давайте отдохнём, чтобы продолжить путешествие.
“Кораблик”
-Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд)
-Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны)
-Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх)
-Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)
-Мы по берегу гуляем,
-Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте)
-Ищем ракушки в песке (Наклоны)
-И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки)
-Чтоб побольше их собрать, —
-Надо чаще приседать. (Приседания)
VII.Работа над содержанием текста.
-Автор разделил рассказ на части. Посмотрите и определите сколько частей?
-Прочитаем рассказ по частям.
-Первую часть начинает читать________________.
-Где шёл корабль?
-Какое это время суток?
-Прочитайте, где стоял автор?
-Прочитайте, какая была погода? Какое должно быть море в такую погоду?
-Найдите и прочитайте, как автор описывает море?
-Можно ли это считать маленьким открытием?
-Как понимаете смысл слова «пробирался»?
-Почему корабль пробирался малым ходом?
-Как вы понимаете выражение «ледяные поля»?
-Почему капитан вёл судно осторожно?
-Что узнали самое важное из первой части? Как можно озаглавить? (Тяжёлые льды.)
-Предлагаю вам сделать фотографию, которую оставим себе на память о путешествии. Внимание на доску. Чего не хватает на фотографии?
- Дополните фотографию, покажите тяжёлые льды.
-Вторую часть читает__________.
-Что услышал автор?
-Прочитайте, почему корабль качнуло?
-Кого увидел Г. Снегирёв? (какое-то чудовище)
-Прочитайте, как вело себя чудовище? Кто это был?
-Что узнали самое главное в этой части?
-Из трёх предложенных названий выберите верное. (презентация)
-Как назовём 2 часть? (Встреча с китом.)
-Кого надо добавить на фотографии?
-Соберите пазл с изображением кита.
-А мы работаем на рабочем листе. Прочитайте задание №5. (Соедини точки отрезками по порядку).
-Посмотрим, что у вас получиться? Покажите свои рисунки. (получится изображение кита)
-Следующую часть читает_________________________.
-Какой вопрос по содержанию этой части вы могли бы задать своим товарищам? (как выглядит кит?)
-Выберите слова, описывающие голову. С чем сравнивает её автор?
-Какую часть тела автор называет крошечной? Подберите синоним к данному слову.
-Сколько ноздрей у кита?
-Что выпускает кит?
-Почему пар?
-Когда кит всплывает на поверхность воды из лёгких он выбрасывает тёплый влажный воздух. Это не вода, как ошибочно считают многие, а пар с капельками воды.
-Можно ли это считать открытием?
-Что надо добавить на фотографии? (фонтан)
-Нарисуйте фонтан на нашей фотографии цветными мелками.
-Как по-другому назвал кита Г. Снегирёв? (молодой кашалот)
-Как назовём 3 часть?(Молодой кашалот.)
-Послушайте интересные сведения о кашалотах.
(Раздать хорошо читающим детям)
- Мои помощники подготовили следующие сведения:
1. Кашалот – самый крупный среди зубатых китов. Длина детеныша около 4-х метров, вес около 1 тонны.
2. В течение 10 – 11 месяцев мать кормит детеныша молоком. Как раз в этот период у детёныша появляются зубы, и он может, есть другую пищу (кальмара или головоногих моллюсков).
3. Это стадное животное, живёт большими группами 100 или 1000 голов. В природе нет врагов, если не считать касатки.
-Посмотрите, какая у нас получилась фотография.
-Заключительную часть читает______________________.
-Как называют разговор двух лиц? (диалог)
-Вспомните, кто спрашивает? А кто отвечает?
-Подготовим эту часть для чтения по ролям.
-Прочитайте 1 предложение.
-Кому принадлежат слова первого предложения? (Автору).
-Поставьте букву А.
-Прочитайте 2 предложение. А это чьи слова? (Автора.) Ставим букву А.
-Прочитайте 3 предложение, кому принадлежат эти слова? (Капитану).
-Какую букву поставим? (К)
-Как будем их читать? (утвердительно)
-Дочитайте про себя текст и сделайте разметку для чтения по ролям.
-Прочитаем по ролям.
-Молодцы ребята, хорошо озвучили 4 часть.
-В этой части мы получаем ответы на все вопросы.
-Работаем в паре.
-Задайте вопросы по содержанию последней части своему товарищу по парте, используя слова:
-Почему ...1вариант (Почему китёнок всю ночь плыл за кораблём?)
-Куда …2вариант (Куда поплыл китёнок?) Давайте проверим.
-В какое время года кашалоты уходят к экватору? А почему? (холодно и недостаточно пищи)
-Можно ли это считать открытием на уроке?
-Экватор – это воображаемая линия, которая пересекает поверхность Земли.
-Давайте соберем слово экватор на воображаемой линии нашей фотографии. (1 ученик составляет слово из букв у доски)
-Вот сюда, к экватору, поплыл кит в поисках мамы.
- Назовите эту часть вопросительным предложением. (Найдёт ли китёнок свою маму?)
«Мама-самый родной человек на свете. Своей жизнью мы обязаны ей, единственной, самой нежной, доброй. (презентация)
-Связь матери и ребёнка (и у животного, и у людей) это невидимая, но очень крепкая нить, которая соединяет любящие сердца на всю жизнь.
-Где бы не находился ребёнок, мать всегда ощущает тягу к малышу. Эта связь не имеет границ и её невозможно разрушить.
-Прочитайте вопрос, которым заканчивается рассказ?
-Поднимите руку, кто думает, что кит найдет свою маму. А кто думает, что кит не найдёт маму?
VIII. Итог и рефлексия.
-Наше путешествие подходит к концу.
-Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в самом его начале.
-Мысленно оцените свою работу на уроке.
-На доске вы видите острова: о.Грусти, о.Удачи, о.Тревоги, о.Радости.
-Из конвертика достаньте картинку с изображением кашалота.
-Прикрепи её к острову, название которого соответствует вашему настроению.
-Посмотрите на доску, кого у экватора встретит наш герой?
-Даже, если он не найдёт маму, он повстречает своих друзей, с которыми ему будет легче жить.
IX. Домашнее задание.
-Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали. (Оценивание работы учеников)
-Дома я вам предлагаю задание на выбор:
-Перечитать рассказ и
- придумать продолжение рассказа
- нарисовать иллюстрацию к рассказу
- подготовить подробный пересказ.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: Каждому- своё место в природе. По рассказу Д.Н.Мамина-Сибиряка"Медведко"..
Урок литературного чтения. Тема: Каждому - своё место в природе....
Сценарий урока литературного чтения во 2 классе Произведения о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого "Жаворонок"
Урок составлен к учебника УМК "Начальная школа XXI века" . В конспекте урока показаны приемы работы над выразительным чтением...
УМК Школа России. Русский язык 3 класс. Подробное изложение деформированного текста по рассказу Геннадия Цыферова "Ёжик" (презентация)
Презентация по теме Подробное изложение деформированного текста по рассказу Геннадия Цыферова "Ёжик"...
Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме "Природа в рассказах Н.И.Сладкова"
Данный конспект урока содержит материал, который знакомит учащихся 3 класса с творчеством Н.И. Сладкова, обобщает и углубляет знания по самостоятельно прочитанным произведениям писателя, расширяет чит...
Разработка урока чтения по рассказу Г.Снегирёва «Кто сажает лес».
Данная разработка урока закрепляет у обучающихся навыки работы с текстом, в доступной форме объясняет смысловую значимость названия произведения, пополняет знания природоведческими сведениями о жизни ...
Рассказ Геннадия Снегирева "Хитрый бурундук"
Рассказ Геннадия Снегирева "Хитрый бурундук"...
Литературное чтение. Рассказ Г. Снегирёва "Чудесная лодка"
Цели урока: Знакомство с рассказом Г. Снегирёва «Чудесная лодка».Найти удивительное в рассказе «Чудесная лодка» и понять где его можно найти в обычной жизни....