«Лирическая тональность волшебной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цель урока:
- Обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и выявить вместе с детьми поэтический, лирический характер этой сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sestritsa_alenugshka.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Лирическая тональность волшебной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
1. Урок литературного чтения (2 класс)
Цель урока:
- Обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и выявить вместе с детьми поэтический, лирический характер этой сказки.
- .
1.Самоопределение к деятельности
«Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»А.С.Пушкин
2.Актуализация знаний
Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию
Урок начнём с проверки домашнего задания-пересказ
У чудищ
Я был в избушке на курьих ножках.
Там всё как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кащею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны - и был таков.
Представьте себе картину, которую нарисует вам ваше воображение.
В чём различие этих произведений?
1 - музыкальное произведение мы слышим;
2 - литературное произведение, мы видим, читаем, слышим.
Различными средствами можно изобразить сказку.
3.выявление места и причины затруднения
Подумайте, почему сказки, колыбельные песни, прибаутки, пословицы, скороговорки называются устным народным творчеством?
(на доске выставлены карточки)
УСТНОЕ | НАРОДНОЕ | ТВОРЧЕСТВО |
Что означает каждое слово?
(ответы учитель записывает на доске)
Уста, губы | Придумывал народ | При пересказе каждый придумывалсвоё -" из уст в уста " творил |
Народную сказку не записывали, а пересказывали по памяти. Её "сказывали", передавали из уст в уста.
- Как называется первая часть любой истории? (Завязка)
- Начало развития действия?
В русской народной сказке завязка называется ЗАЧИН.
4.Построение проекта выхода из положения
Определите, какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных?
Прочитайте, как заканчивается сказка самостоятельно, про себя.
Сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" - ВОЛШЕБНАЯ.
(Превращение человека в животное, принятие ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью живой воды.)
Чтобы убедиться в этом нам, надо со сказкой поработать.
2.4. Физкультминутка
5.Првичное закрепление во внешней речи
а) Словарная работа
Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.
Шли- шли:стоит коровье копытце;
:::::::.лошадиное копытце;
:::::::козье копытце полно водицы.
Как вы себе это представляете?
(следы копыт животных, наполненные водой)
Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает".
Как вы понимаете эти слова?
А кто такой купец?
Богатый торговец, тот, кто торговал.
Найдите в тексте абзац, где купец встретил Алёнушку.
Дети читают отрывок вслух.
- Одному козлёночку было ведомо:
Как вы понимаете эти слова? (известно)
б) Почему никто "ведьму не распознал", только Иванушке "всё было ведомо"?
(Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлёночком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит и то, что делается в земном мире, но и видит и другую, волшебную сторону событий).
Давайте найдём отрывок, где Козлёночек бежит на бережок и зовёт Алёнушку.
Как нужно читать эти слова?
(ученик читает выразительно, вслух)
Что значит котлы чугунные:( КОТЁЛ - большой сосуд для варки, обычно с круглым дном. Чугун - первая выплавка из железной руды)
Ножи булатные? (Булать - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.)
Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться? А выплыть на бережок? (3 раза. В волшебной сказке действует магия числа 3, поскольку это число волшебного мира.)
Сколько раз понадобилось козлёночку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой? (Прочитайте. В сказке сказано, что козлёночек "три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой". (с.126 ))
А в других сказках, какие волшебные числа тебе встречались?
"Кот в сапогах", Вступление к "Руслану и Людмиле", "Сказка о рыбаке и рыбке". (три сына у мельника, три месяца подряд кот приносил королю подарки, "тридцать витязей прекрасных", "тридцать лет и три года")
Число "3" соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира: круг неба, например. Поэтому, волшебное число героев - всегда "3": 3 богатыря, 3 сестры, 3 брата; все события повторяются в сказке 3 раза.
6.сам.работа с проверкой по эталону
Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова "Алёнушка"
Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка". [Рисунок1]
Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.
"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".
Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)
Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.
Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.
А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый?
(именно с водой связаны все грустные события сказки)
Какие грустные моменты в сказке связаны с водой?
(найдите эти строчки и прочитайте)
Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.
Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.
Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. С.123. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. СТР.123. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. Стр. 124 .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал: : .).
Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.
Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;
Ключевая вода оживляет Алёнушку).
Так что же роднит сказку и картину?
Грустное настроение, лирическая тональность.
( Пояснение: "лирический", "поэтический" могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек "лирически" настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).
Какими же средствами переданы эти два произведения?
Литературное произведение - словом.
Картина - красками.
7.Включение в систему знанийВернёмся к вопросу с которого мы начали работать со сказкой.
Почему же сказка "Сестрица Алёнушка и братец Ивашушка" - волшебная?
(превращение человека в животное, принятие ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью живой воды) (карточки)
Можно ли сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" отнести к устному народному творчеству?
(Так почему же сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" относится к устному народному творчеству?)
Народную сказку не записывали, а пересказывали по памяти. Её "сказывали", передавали из уст в уста.
8.Рефлексия синквейн Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами работать.
д/з написать соч.по картине
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театрализированного урока по сказке: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Сценарий как нельзя полностью поможет детям в сопереживании героям сказки.Научит более выразительно и ярко читать произведения русского фольклора....
: Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Урок литературного чтения во 2 классе. Материал поможет педагогам при работе с текстом. Проблемные вопросы помогут учащимся раскрыть образ героя. Материал можно использовать при проведении творческих ...
Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Урок литературного чтения поможет педагогам при работе над образом литературного героя и при проведении творческих работ....
Сказка Сестрица Аленушка и братец Иванушка
презентация и урок...
Мастер – золотые руки. Куклы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Изготовление кукол в народном стиле...
Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки.
Презентация для урока литературного чтения в 3 классе....
Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания о сказках. Ученики рассматривают сказку, как систему отношений, учатся умению проникать в эмоциональный настрой всего произведения....