Антарктида- текст для работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
Классическим текстом технологии развития критического мышления через чтение и письмо является текст "Антарктида".
Предлагаю применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Она используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antarktida.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Антарктида
Практическая часть
Классическим текстом технологии является текст "Антарктида".
Предлагаю применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Она используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии.
Описание: читателям до начала чтения фронтально предлагается вопрос: «Что вы знаете или думаете, что знаете, о теме нашего занятия "Антарктида"?» Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания(!) (нельзя не только произносить: "правильно-неправильно-спорно-интересно", но и выражать эти мысли на лице). Мне пришлось специально этому учиться, зато сейчас я просто всем говорю "спасибо" и записываю поступившие варианты.
Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.
На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.
Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.
Только после этой довольно активной работы текст предъявляют к прочтению. Разумно при этом использовать комбинированный прием «Чтение с пометками и таблица INSERT», который традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов.
Название приема представляет английскую абревиатуру:
I – interactive
N – noting
S – system
Е – effective
R – reading and
Т – thinking
и переводится как «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления».
Описание приема: во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки, "V", "+", "-", "?", а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.
«V» | «+» | «-» | «?» |
я это знал(а) | новое для меня | я думал(а) иначе | интересно, непонятно, нужно разобраться |
В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально.
Теперь настало время читать собственно текст.
7 | На противоположной от Арктики стороне земного шара |
находится Южный полюс Земли. Название этой области придумали | |
древние греки. Арктика + Ант (приставка; Анти – напротив) | |
=Антарктика. | |
В центре Антарктики расположен чудесный материк – | |
Антарктида. Многие века назад люди верили в существование | |
богатого и загадочного Южного материка. Но верить и знать – | |
это не одно и тоже. Путешественники бороздили океаны в поисках | |
таинственной земли, а ученые фантазировали о его богатствах. | |
Древние греки даже нанесли на карту этот неизвестный людям | |
материк, но Антарктида всё ещё оставалась мифической землёй. | |
К поискам южного материка был привлечен знаменитый | |
английский мореплаватель Джеймс Кук. На корабле «Индевор» | |
( Стремление) в 1768 году с группой исследователей он отправился | |
в южные моря для выяснения тайны легендарного материка и | |
обследование некоторых островов, незадолго до того открытых | |
другими мореплавателями. Кук плыл в южном направлении целых | |
шесть недель, но никакого материка не нашёл. | |
Через год после своего возвращения из первой экспедиции | |
в 1772 году Кук снова ушел в море, так как вопрос о южном | |
материке ещё не был прояснён. Два корабля взяли курс прямо на | |
юг и обошли вокруг Земли вдоль границы дрейфующих льдов, но | |
все поиски были напрасны: обитаемого южного материка не | |
существовало. «Ни один человек, – писал Кук, – никогда не | |
решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, | |
что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы». Люди | |
мечтали о богатой земле, а увидели лишь пустыню, покрытую | |
льдом. Так был развеян миф о существовании чудесной земли. | |
Но поиски на этом не закончились. Только в 1820 году, русские | |
Мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев первыми | |
увидели берега шестого континента. Льды помешали им ступить на его | |
землю. Спустя 74 года это сделали норвежские рыбаки. | |
С тех пор Южный полюс стал той «вершиной», которую от | |
предстояло покорить смельчакам, но все их попытки кончались | |
неудачей из-за необычайно сурового климата и несовершенного | |
снаряжения. Южный полюс покорился норвежскому | |
исследователю Руальду Амундсену в 1911году. Пройдя на лыжах | |
побережья вглубь Антарктиды более 1200 километров за два | |
месяца, он добрался до цели. | |
Так призрачная и неизвестная земля обрела реальность. |
Вулкан Эребус
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Белые медведи- классический текст технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Классический текст технологии развития критического мышления "Белый медведь".Предлагаю применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал»....
Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен...
Технология развития критического мышления через чтение и письмо у младших школьников. Опыт работы. Рекомендации.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетен...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Приёмы работы с текстом на уроке окружающего мира в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Урок по окружающему миру во 2 классе....