Конспект урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Конспект урока литературного чтения по программе Л.В. Занкова.
Тема: К.Г. Паустовский "Кот -ворюга" 3 класс, автор учебника В.А. Лазарева
В конспекте представлена реализация урока литературного чтения в рамках деятельностного подхода к обучению, согласно требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паустовский "Кот-ворюга" 3 класс | 24.72 КБ |
kot_-_voryuga.ppt | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Программа Л.В Занкова, автор учебника В.А. Лазарева, 3 класс
Тема: К. Г.Паустовский «Кот-ворюга- 2 урок.
Цели: 1.Развитие воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения, умения подтверждать свое мнение словами из текста.
2.Воспитывать любовь к животным, интерес к самостоятельной деятельности на уроке.
3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере литературных героев.
5.Педагогическая цель:
создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.
Ход урока
- Мотивационный этап.
Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь.
Эмоциональный настрой «Подари улыбку другу» Садитесь.
3. Проблемная ситуация.
- Угадайте, кто будет главным героем сегодняшнего урока
- Эти животные издают звуки не для общения друг с другом, а для общения с человеком, при этом таких разных звуков они издают около 100.
- Более половины суток эти животные спят.
- В теле этого животного 230 костей (у человека 206)
- Поверхность носа этого животного также неповторима, как отпечатки пальцев у человека.
Да, это кот- самое загадочное животное, которое живет рядом с человеком (слайд 1)
Активизация ранее изученного.
- Какие произведения, действующими лицами в которых были коты, вы знаете?
(Кот, петух и лиса», « У Лукоморья дуб зеленый», « Кот в сапогах», « Кот- ворюга», «Кот Котофеич», «Алиса в стране чудес», Кошкин дом», « Дядя Федор, пес и кот»)
- Попробуем отгадать о ком речь по репликам из сказок и мультфильмов
1-й -Ты дядя Федор, неправильно бутерброд ешь (кот Матроскин) (слайд 2)
2-й -Азбуку! Через это проклятое ученье я глаз лишился...(кот Базилио)
3-й -Ребята! Давайте жить дружно! (кот Леопольд)
4 – й Я отчаянный кот-
Ростом с комод,
Усище с аршин,
Глазища с кувшин,
Хвост трубой –
Вот я какой!
- Вспомните, а где же мы встречали такого героя?
- Да, ребята, сегодня мы продолжим работать с рассказом К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» (слайд 3)
Работа над художественным портретом героя
-Что входит в понятие портрет? (Слайд 4)
(портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка)
Продолжим работу в группах
Вашими помощниками будут наши коты
Откройте конверты и прочитайте задания
1 ряд в группах находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги
2 ряд в группах находит описание действий и поступков кота, его характер
3 ряд в группах находит в тексте авторскую оценку
Проверка. (Слайды 5-6-7)
1 группа - рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий… огненно-рыжий… с белыми подпалинками на животе
2 группа - обворовывал, ловко прятался, воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
3 группа - кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит, ворюга, грабеж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.
Работа с выставкой рисунков
(два человека во время групповой работы располагают домашние рисунки детей)
Расположите рисунки по ходу развития сюжета.
- Какие бы вы отнесли к описанию кота вначале рассказа? А к концу?
Работа над проблемным вопросом
- Почему же кот перестал воровать? (Слайд 8)
- Какое важное событие произошло в его жизни?
- Прочитайте отрывок, где описание кота после ужина.
- С каким чувством автор рассказывает об этом?
- Как думаете, а почему вместо благодарности кот поглядывал «нахальным взглядом»?
- А какой поступок кота автор называет благородным?
- С каким настроением вы читали этот отрывок?
- Какими слова автор рассказывает о курах? О петухе?
- А как в этом отрывке автор относится к коту?
Выразительное чтение
Подготовьте этот отрывок для выразительного чтения. Голосом передайте ситуацию, выделите главные слова логическим ударением.
Итог
-Кто и как помог коту в том, что он изменился?
(Дети. Они накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола)
-Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство? (Слайд 9)
-В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота.
Написав этот рассказ Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?
(Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но и добрые дела по отношению к бездомным животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довел ее до такого состояния)
Работа на листочках:
выберите фразу, которая наиболее точно передаёт главную мысль всего текста.
А) Человек должен любить животных и заботиться о них.
Б) «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей» (Ю. Мориц)
В) «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А .де Сент-Экзюпери)
-Скажите, на этот раз удалось ли Паустовскому оставить след в вашей душе?
-О чем задумались вы? (каждый может помочь беззащитным существам, внести посильный вклад в дело защиты)
Рассказ о К.Г. Паустовском
Игра «Верю-не верю»
- Послушайте рассказы наших ребят и проверьте свои догадки.
С 6 класса гимназии зарабатывал себе на жизнь сам, занимался репетиторством. Работал санитаром, вожатым трамвая, учителем, журналистом. Не считал творчество для детей своим призванием. Ежегодно в маленьком городе Тарусе в день рождения К.Г. Паустовского проводится праздник. |
- Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете биографию К. Паустовского.
1 ученик - Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он занимался занимался репетиторством .
2 группа- После окончания гимназии Паустовский учился в Киевском и Московском университетах. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью.
3 группа- В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы. Он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок. Много времени он проводил в маленьком городке Таруса. В Тарусе с1991 года ежегодно в день рождения Паустовского проводятся праздники. Там же находиться и его могила.
Рефлексия
А теперь все вместе делимся впечатлениями о прочитанном и играем в другую игру «Свободный микрофон» (Слайд 10)
Вы можете воспользоваться словами – помощниками
«Мне кажется…»
«Впечатление произвел….»
«Особенно запомнился….»
«Поразило, удивило…..»
Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное веселым, серое – ярким, злое – добрым. Помни об этом и твори добро, Человек!
Послушайте стихотворение
Бездомный кот
Ученица: Однажды я встретила бездомного кота
-Как кот ваши дела?
Ученик: -Ничего, понемножку
Ученица: -Я слышала, что вы тяжело заболели
Ученик: -Болел я.
Ученица: Так значит лежал в постели?
Ученик: -Лежал я на улице много недель
Бездомному некуда ставить постель.
Ученица: Подумала я: «Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным,
Слышите кот? Пойдемте со мной
Темнеет, и значит, пора нам домой
Мы шли с ним по улице гордо и смело
Я молча, а кот – он тихонечко пел
Пел о чем? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой
Собственный дом
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Константин Георгиевич Паустовский «Кот – ворюга» (1892 – 1968)
Литературный портрет Внешний вид Действия Поступки Характер Авторская оценка
Внешний вид: рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий… огненно-рыжий… с белыми подпалинками на животе
Действия, поступки, характер: обворовывал, ловко прятался, воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался .
Авторская оценка: кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит, ворюга, грабеж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки .
Почему же кот перестал воровать? ? ? ? ?
Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?
«Свободный микрофон» «Мне кажется…» «Впечатление произвел….» «Особенно запомнился….» «Поразило, удивило…..»
Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное веселым, серое – ярким, злое – добрым. Помни об этом и твори добро, Человек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...