Конспект урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Микитас Татьяна Ивановна

Конспект урока  литературного чтения по программе Л.В. Занкова.

Тема:  К.Г. Паустовский "Кот -ворюга" 3 класс, автор учебника В.А. Лазарева

В конспекте представлена реализация урока литературного чтения в рамках деятельностного подхода к обучению, согласно требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паустовский "Кот-ворюга" 3 класс24.72 КБ
Office presentation icon kot_-_voryuga.ppt1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Программа Л.В Занкова, автор учебника В.А. Лазарева, 3 класс

Тема: К. Г.Паустовский «Кот-ворюга- 2 урок.

Цели: 1.Развитие воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения, умения подтверждать свое мнение словами из текста.

2.Воспитывать любовь к животным, интерес к самостоятельной деятельности на уроке.

3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере литературных героев.

5.Педагогическая цель:

создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.

Ход урока

  1. Мотивационный этап.

Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь.

Эмоциональный настрой «Подари улыбку другу»    Садитесь.
3. Проблемная ситуация.

-  Угадайте, кто будет главным героем сегодняшнего урока

Эти животные издают звуки не для общения друг с другом, а для общения с человеком, при этом таких разных звуков они издают около 100.
- Более половины суток эти животные спят.
- В теле этого животного 230 костей (у человека 206)
- Поверхность носа этого животного также неповторима, как отпечатки пальцев у человека.
Да, это кот- самое загадочное животное, которое живет рядом с человеком  
(слайд 1)

Активизация ранее изученного.

- Какие произведения, действующими лицами в которых были коты, вы знаете?

 (Кот, петух и лиса», « У Лукоморья дуб зеленый», « Кот в сапогах», « Кот- ворюга», «Кот Котофеич», «Алиса в стране чудес», Кошкин дом», « Дядя Федор, пес и кот»)

- Попробуем отгадать о ком речь  по репликам из сказок и мультфильмов        

1-й        -Ты дядя Федор, неправильно бутерброд ешь (кот Матроскин)  (слайд 2)

2-й        -Азбуку! Через это проклятое ученье я глаз лишился...(кот Базилио)

3-й        -Ребята! Давайте жить дружно! (кот Леопольд)

4 – й                             Я отчаянный кот-

        Ростом с комод,

        Усище с аршин,

        Глазища с кувшин,

        Хвост трубой –

        Вот я какой!

- Вспомните, а где же мы встречали такого героя?

- Да, ребята, сегодня мы продолжим работать с рассказом К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»   (слайд 3)

Работа над художественным портретом героя

-Что входит в понятие портрет?   (Слайд 4)

(портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка)

        Продолжим работу в группах

        Вашими помощниками будут наши коты

        Откройте конверты и прочитайте задания

                1 ряд    в  группах   находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги

                2 ряд  в группах    находит описание действий и поступков кота, его характер

                3 ряд в группах    находит в тексте авторскую оценку

        

Проверка.  (Слайды 5-6-7)

1 группа - рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий… огненно-рыжий… с белыми подпалинками на животе

2 группа - обворовывал, ловко прятался, воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

3 группа - кот, потерявший всякую совесть, кот -  бродяга и бандит, ворюга, грабеж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.

Работа с выставкой рисунков  

(два человека во время групповой работы располагают домашние рисунки детей)

Расположите рисунки по ходу развития сюжета.

- Какие бы вы отнесли к описанию кота вначале рассказа? А к концу?

Работа над проблемным вопросом

- Почему же кот перестал воровать?   (Слайд 8)

- Какое важное событие произошло в его жизни?

- Прочитайте отрывок, где описание кота после ужина.

- С каким чувством автор рассказывает об этом?

- Как думаете, а почему вместо благодарности кот  поглядывал «нахальным взглядом»?

- А какой поступок кота автор называет  благородным?

- С каким настроением вы читали этот отрывок?

- Какими слова автор рассказывает о курах? О петухе?

- А как в этом отрывке автор относится к коту?

Выразительное чтение

Подготовьте этот отрывок для выразительного чтения. Голосом передайте ситуацию, выделите главные слова логическим ударением.

Итог

-Кто и как помог коту в том, что он изменился?

(Дети. Они накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок –         прогнал кур со стола)

        -Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?  (Слайд 9)

-В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота.

Написав этот рассказ Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

(Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но и добрые дела по отношению к бездомным животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довел ее до такого состояния)

Работа на листочках:

выберите фразу, которая наиболее точно передаёт главную мысль всего текста.

А) Человек должен любить животных и заботиться о них.

Б) «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей» (Ю. Мориц)

В) «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А .де Сент-Экзюпери)

-Скажите, на этот раз удалось ли Паустовскому оставить  след в вашей душе?

-О чем задумались вы? (каждый может помочь беззащитным существам, внести посильный вклад в дело защиты)

Рассказ о К.Г. Паустовском

Игра «Верю-не верю»

- Послушайте рассказы наших ребят и проверьте свои догадки.

С 6 класса гимназии зарабатывал себе на жизнь сам,  занимался репетиторством.

Работал санитаром, вожатым трамвая, учителем, журналистом.

Не считал творчество для детей своим призванием.

Ежегодно в маленьком городе Тарусе в день рождения К.Г. Паустовского проводится праздник.

Сейчас проверим,  насколько хорошо вы знаете биографию К. Паустовского.

1 ученик - Родился Паустовский в Москве  в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он занимался занимался репетиторством .

2 группа- После окончания гимназии Паустовский учился в  Киевском  и Московском университетах. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью.

3 группа- В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы. Он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и  сказок. Много времени он проводил в маленьком городке Таруса. В Тарусе с1991 года ежегодно в день рождения Паустовского проводятся праздники. Там же находиться и его могила.

Рефлексия

А теперь все вместе делимся впечатлениями о прочитанном и играем в другую игру «Свободный микрофон»     (Слайд 10)

        Вы можете воспользоваться  словами – помощниками

        «Мне кажется…»

        «Впечатление произвел….»

        «Особенно запомнился….»

        «Поразило, удивило…..» 

Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его         силах сделать грустное веселым, серое – ярким, злое – добрым. Помни об этом и твори добро, Человек!

Послушайте стихотворение

Бездомный кот

Ученица:        Однажды я встретила бездомного кота

        -Как кот ваши дела?

Ученик:        -Ничего, понемножку

Ученица:        -Я слышала, что вы тяжело заболели        

Ученик:        -Болел я.

Ученица:        Так значит лежал  в постели?

Ученик:        -Лежал я на улице много недель

        Бездомному некуда ставить постель.

Ученица:        Подумала я: «Странно, что в мире огромном

        Нет места собакам и кошкам бездомным,

        Слышите кот? Пойдемте со мной

        Темнеет, и значит, пора нам домой

        Мы шли с ним по улице гордо и смело

        Я молча, а кот – он тихонечко пел

        Пел о чем? Возможно, о том,

        Что каждому нужен свой

        Собственный дом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Константин Георгиевич Паустовский «Кот – ворюга» (1892 – 1968)

Слайд 4

Литературный портрет Внешний вид Действия Поступки Характер Авторская оценка

Слайд 5

Внешний вид: рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий… огненно-рыжий… с белыми подпалинками на животе

Слайд 6

Действия, поступки, характер: обворовывал, ловко прятался, воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался .

Слайд 7

Авторская оценка: кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит, ворюга, грабеж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки .

Слайд 8

Почему же кот перестал воровать? ? ? ? ?

Слайд 9

Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?

Слайд 10

«Свободный микрофон» «Мне кажется…» «Впечатление произвел….» «Особенно запомнился….» «Поразило, удивило…..»

Слайд 11

Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное веселым, серое – ярким, злое – добрым. Помни об этом и твори добро, Человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...