Программа факультативного курса для 2 класса "Читаем с интересом"
элективный курс по чтению (2 класс) на тему

Полынцева Ирина Николаевна

Наблюдения педагогов и родителей школьников говорят о нежелании детей читать художественную литературу. Приходится прибегать к различным приемам для повышения мотивации интереса к чтению.

Данный курс носит практический характер, учит умелому, успешному, эффективному взаимодействию ученика с текстом детских произведений и способствует процессу формирования у учащихся смыслового чтения.

Наблюдения педагогов и родителей школьников говорят о нежелании детей читать художественную литературу. Приходится прибегать к различным приемам для повышения мотивации интереса к чтению.

Данный курс носит практический характер, учит умелому, успешному, эффективному взаимодействию ученика с текстом детских произведений и способствует процессу формирования у учащихся смыслового чтения.

Наблюдения педагогов и родителей школьников говорят о нежелании детей читать художественную литературу. Приходится прибегать к различным приемам для повышения мотивации интереса к чтению.

Данный курс носит практический характер, учит умелому, успешному, эффективному взаимодействию ученика с текстом детских произведений и способствует процессу формирования у учащихся смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakul_kursa_chitaem_s_interesom.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

факультативного курса «Читаем с интересом»

для второго общеобразовательного  класса

Автор Полынцева И.Н., учитель, методист МБОУ СОШ №4 г.Сургута

 

Пояснительная записка

Художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности.

Наблюдения педагогов и родителей школьников говорят о нежелании детей читать художественную литературу. Приходится прибегать к различным приемам для повышения мотивации интереса к чтению.

Данный курс носит практический характер, учит умелому, успешному, эффективному взаимодействию ученика с текстом детских произведений и способствует процессу формирования у учащихся смыслового чтения.

Цель курса: сформировать за один год у учащихся второго года обучения мотивированный интерес к чтению детской художественной литературы.

Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

Задачи курса:

  • Совершенствовать  читательские умения и навыки чтения учащихся
  • Развивать устойчивый  и осознанный интерес к чтению детской художественной литературы
  • Расширять читательский и культурный кругозор младших школьников
  • Формировать первичные представления о произведениях русских и зарубежных детских писателей
  • Развивать воображение, литературно-творческие способности и речь читателей.

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов,  проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.

             Программа ориентирована на детей 2 класса, испытывающих трудности в овладении читательскими навыками (плавным чтением целыми словами, скоростью чтения, осмысления прочитанного, пересказ прочитанного).  Программа курса составлена на 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю. Тематика изучаемых произведений может корректироваться по усмотрению учителя.

Планируемые достижения к концу изучения курса

Универсальные учебные действия, 2-й класс
Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.


Универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты - умение

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Контроль освоения программой курса проводится в конце учебного года по системе «зачёт» - «незачёт». В течение учебного года учащиеся, посещающие факультативный курс «Читаем с интересом», ведут читательский дневник. В дневник дети фиксируют информацию о прочитанных рассказах, сказках, стихах, иллюстрируют отрывки понравившихся произведений, составляют вопросы к прочитанным художественным текстам, записывают скорость чтения в течение учебного года. К концу учебного года каждый учащийся готовит выступление, в котором рассказывает о своей любимой книге (автор, название, пересказ отрывка или краткий пересказ произведения, иллюстрации и т.п.). Учащиеся, подготовившие выступление, получают «зачёт».

Календарно-тематическое планирование факультативного курса

Тема урока

Кол-во часов

Форма работы

Дата

Коррек-тировка

Русские народные сказки

5 ч

1

«Петушок и бобовое зернышко»

1

фронтальная

2

«Лиса и Заяц»

1

групповая

3

«Лиса и Журавль»

1

групповая

4

«Каша из топора»

1

Фронтальная, групповая

5

«Лиса и Дрозд»

1

фронтальная

Сказки

разных народов

4 ч

6

«Колосок»

1

Фронтальная, групповая

7

«Лёгкий хлеб»

1

фронтальная

8

«Айога»

1

групповая

9

«Три дочери»

1

групповая

Сказки и рассказы В.И.Даля

3 ч

10

«Старик-годовик»

1

групповая

11

«Девочка Снегурочка»

1

Фронтальная, групповая

12

«Лиса-лапотница»

1

фронтальная

Сказки Г.Х.Андерсена

3 ч

13

«Свинопас»

1

Фронтальная

14

«Дюймовочка»

1

Фронтальная

15

«Гадкий утенок»

1

Фронтальная, групповая

Рассказы о животных В.Бианки

5 ч

16

«Плавунчик»

1

групповая

17

«Кто чем поёт?»

1

групповая

18

«Красная горка»

1

групповая

19

«Аришка-трусишка»

1

групповая

20

«Первая охота»

1

групповая

Дрессированные животные

(рассказы В.Дурова, Н.Дуровой

о животных)

3 ч

21

«Обезьяна Мимус»

1

Фронтальная

22

«Слон Бэби»

1

Фронтальная

23

В.Гончаров «Повесть о Дурове»

1

Фронтальная

Рассказы о животных Б.Житкова

4 ч

24

«Мангуста»

1

групповая

25

«Про обезьянку»

1

Фронтальная

26

«Как слон спас хозяина от тигра»

1

Фронтальная, групповая

27

«Про слона»

1

Фронтальная, групповая

Стихи Б.Заходера

5 ч

28

«Песенка-азбука»

1

Фронтальная

29

«Птичья школа»

1

Фронтальная, групповая

30

«Кит и Кот»

1

групповая

31

«Жил-был Фип»

1

групповая

32

«Хрюк на ёлке»

1

фронтальная

Подведение итогов

2 ч

33, 34

Защита любимой книги

2

фронтальная

Оснащение учебного процесса

  • Мультимедийное оборудование
  • Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
  • Детская художественная литература (книги, видео и аудио записи произведений)
  • Портреты детских писателей
  • Справочники детской литературы
  • Энциклопедии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"

Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...

«Живое слово». Программа факультативного курса.

Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса «Живое слово» по литературному чтению для 4 класса. Тематическое планирование. Методические разработки занятий....

Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».

В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...

Программа факультативного курса «Мои права».

Изучение Конвенции «О  правах  человека» в начальной школе носит только ознакомительный характер и является пропедевтикой обучения школьников демократическим ценностям и правам человек...

Программа факультативного курса для детей "Приключение Мышки в Paint городе"

Дети получают основные навыки для работы с графическими редакторами....

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»  Пояснительная записка       Программа факультатива «Мой родной кр...

Программа факультативного курса "Уроки докторов здоровья"

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и ум...