Урок литературного чтения во 2 классе.
Учитель: Сафронова Галина Леонидовна
Тема урока: «Г.Х.Андерсен. « Принцесса на горошине».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Метапредметные цели урока:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в словарях;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения иправо каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Личностные цели:
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов и культур;
- воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе слушания произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Предметные цели урока:
- ознакомление со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»;
- овладение чтением вслух и про себя, навыками беглого и выразительного чтения, приёмами анализа художественного текста;
- использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказочного текста; участвовать в его обсуждении; пользоваться словарями для понимания и получения дополнительной информации;
- использовать простейшие виды анализа художественного текста: устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части.
Дидактический материал:
Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.2/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011.
Наглядные пособия:
книги Г.Х. Андерсена, толковые словари
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, МасOs для детей, электронные планшеты
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент |
2.Речевая разминка |
- Научитесь читать скороговорку: (Слайд 1) Король на корону копейки копил, Да вместо короны корову купил. А этот король на корову копил, Да вместо коровы корону купил. (В. Бахревский) - Кто такой король? - Король – государь, управляющий королевством. - Прочитайте скороговорку в разном темпе; с разной интонацией: радостно, грустно, испуганно. - Мы прочитали скороговорку, перед вами портрет короля, который правил страной, о которой сегодня пойдёт речь. | Дети знакомятся с текстом скороговорки, читают её вполголоса, предлагают свои варианты значения слова «король», читают вслух скороговорку с разной интонацией. | Личностные УУД: - создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД; Регулятивные УУД: -контроль и оценка своей деятельности; Познавательные УУД: -отвечать на вопросы учителя Коммуникативные УУД: - участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения; - оформлять свои мысли в устной речи; - читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
|
3. Актуализация знаний |
- Постарайтесь узнать, из каких сказок отрывки и о ком в них идёт речь. (Слайды 2 – 5). «Он не красив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше». (Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок») «У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп». (Крот, «Дюймовочка») «Он восседал в своём золочёном кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду». (Китайский император, «Соловей») «Лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверное, было не больше 16 лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье». (Принц, «Русалочка») - Что общего у всех этих сказок?
|
Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок»
Крот, «Дюймовочка»
Китайский император, «Соловей»
Принц, «Русалочка»
Один автор – Ганс Христиан Андерсен | Личностные УУД: - нравственно – эстетическая ориентация Регулятивные УУД: - соотносить выполненное задание с предложенным учителем образцом Познавательные УУД: - отвечать на вопросы учителя; - сравнивать объекты и находить общее; - наблюдать и делать самостоятельные выводы; - выделять существенное. Коммуникативные УУД: - участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения; - оформлять свои мысли в устной речи; - читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
|
4.Постановка учебной задачи |
- Определите тему нашего урока и задачи на сегодняшний урок. - Сегодня мы познакомимся с биографией Г.Х. Андерсена и прочитаем сказку «Принцесса на горошине» (Слайд 6) | Сказки Андерсена. Прочитаем новые сказки, узнаем о писателе. | Личностные УУД: - самоопределение к деятельности Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Познавательные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование учебной цели Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества |
5. Работа по теме урока |
5.1. Знакомство с биографией Андерсена - Обратите внимание на выставку книг Г.Х. Андерсена. Он написал более 170 сказок. - Рассказ учителя биографии сказочника. В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. В этом городе 2 апреля в 1805году родился Ганс Христиан Андерсен. Он был единственным сыном сапожника и прачки. Отец читал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь», водил сына в театр. В 14 лет мечтавший стать актёром Андерсен отправилсяв Копенгаген. Работал танцором, певцом, ведь он обладал замечательным голосом. Тогда же появились его первые произведения. Его сочинения долго никому не нравились. Только в 1835 году Андерсен, уже тридцатилетний, ещё бедный и безвестный, написал сказку «Огниво». Это было начало новой жизни. Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. «У меня масса материала, - писал Андерсен, иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них». Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки. Андерсен стал всемирнознаменит. - В какой стране родился Андерсен? 5.2. Словарная работа. (Работа со словарём). - В тексте нам встретятся новые слова. Значение некоторых слов мы узнаем из словаря в учебнике, но некоторых слов в этом словаре нет. Что же делать? -Три пары учеников ищут в толковых словарях значения слов: «принцесса», «гагачий», «почивать». Класс в это время ищет слова в словаре учебника: «тюфяк», «перина», «Кунсткамера».
|
В Дании в городе Оденсе.
Мы можем найти их в «Толковом словаре».
Сначала обсуждают значение слов из словаря учебника, а потом представитель каждой пары рассказывает о значении слова, которое нашли. | Личностные УУД: - нравственно – эстетическая ориентация; - уважение к своему народу, к другим народам; - оценка жизненных ситуаций и поступков героев сказки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и эстетических ценностей; Регулятивные УУД: - определять план выполнения заданий Познавательные УУД: - смысловое чтение, осознанные устные высказывания; - формулирование проблем; их решение; - ориентироваться в учебнике; - отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; - определят, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; - находить необходимую информацию в учебнике и в словарях; - наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: - участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения; - оформлять свои мысли в устной речи; - читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
Физминутка |
Все, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
|
|
5.3. Знакомство со сказкой 5.3.1. Чтение сказки хорошо читающими учениками. - Как вы представили себе принцессу? - Чем принцесса отличается от простой девушки?
5.3.2.Повторное чтение сказки по цепочке.
- Сказку нужно читать выразительно, тогда её будет интересно слушать. При чтении обратите внимание, будет ли меняться интонация во время чтения. 5.3.4. Вопросы по содержанию, выборочное чтение. - Почему принц никак не мог жениться? - Какой должна быть принцесса? -Какая была погода в тот вечер? - Как выглядела принцесса? Дополни описание автора. - По её виду можно ли было догадаться, что это настоящая принцесса? - Кто решил проверить принцессу? - Как она это сделала? - Что было с принцессой после этой ночи? -Куда попала горошина? - В какой момент все поняли, что принцесса настоящая? 5.4. Анализ сказки На доске: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Слайд 8) - Как вы понимаете пословицу?
- Как вы думаете, что в этой сказке вымысел?
- В начале урока мы познакомились с двумя значениями слова «принцесса»: 1. Титул; 2.(иронич.) о чересчурпривередливом и чувствительном к неудобствам. Как вы думаете, в каком значении употребляет Андерсен слово «принцесса»? Обсудите с товарищем. Объясните свой ответ. - В каким ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры. |
Принцесса – очень нежное создание, её все опекают, оберегают, она очень чувствительна.
Интонация меняется при описании непогоды, при описании принцессы…
Он искал принцессу, но так и не нашёл. Настоящей. «Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра».
Старая королева. «На голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину 12 тюфяками и 12 перинками». Когда принцесса рассказала о том, что проснулась вся в синяках.
В сказке описываются вымышленные события. Сказка учит не открыто, а только намекая. Человек должен подумать, о чём хотел сказать автор. Невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, это сказочный способ определения настоящей принцессы. Дети обсуждают парами, делятся друг с другом мнением, а потом обмениваются мнениями с соседней парой и объясняют свой ответ (один представитель от четвёрки).
Дети высказывают своё мнение. |
|
6. Творческая работа |
- Чтобы сделать диафильм, какие слайды нужно сделать? Чтение сказки с карандашом, разделяя на части.(1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит. 7. Утро. Принцесса рассказывает, как спала. 8. Все поняли, что принцесса настоящая. 9.Свадьба. - На планшетах каждая группа рисует 1 слайд. |
1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит. 7. Утро. Принцесса рассказывает, как спала. 8. Все поняли, что принцесса настоящая. 9.Свадьба.
| Личностные УУД: - планировать деятельность Регулятивные УУД: - определять план выполнения заданий Познавательные УУД: - составлять простой план Коммуникативные УУД: - участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения; - оформлять свои мысли в устной речи; - читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
|
7. Рефлексия |
- Какую сказку читали на уроке? - Кто автор этой сказки? - В какой стране родился Андерсен? - Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой? Объясните, почему. |
| Регулятивные УУД: - оценивать свою работу Познавательные УУД: - наблюдать и делать самостоятельные выводы Коммуникативные УУД: - участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения; |
8. Домашнее задание |
Приготовиться выразительно читать сказку, чтобы озвучить слайды получившегося диафильма. |
|
|