Инсценирование стихотворений. К.И.Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Голева Лидия Михайловна

Цели  урока:

Образовательные:
познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведений.
Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
Побуждать «помогать» героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
Закреплять умения детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать творческие  способности детей.

Развивающие:
Развивать  образное мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы, связную речь учащихся, упражнять в чётком произношении звуков в слогах, расширять словарный запас учащихся.

Воспитывающие:
Воспитывать интерес к  отечественной литературе, прививать любовь к самостоятельному чтению.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_chukovskiy1.docx35.5 КБ
Файл viktorina_po_skazkam_chukovskogot.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Инсценирование стихотворений. К.И.Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».

Цели  урока:

Образовательные:
познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведений.
Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
Побуждать «помогать» героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
Закреплять умения детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать творческие  способности детей.

Развивающие:
Развивать  образное мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы, связную речь учащихся, упражнять в чётком произношении звуков в слогах, расширять словарный запас учащихся.

Воспитывающие:
Воспитывать интерес к  отечественной литературе, прививать любовь к самостоятельному чтению.

                                                                     Ход  урока

I.1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Солнце доброе встаёт, светит к нам в окошко.

Значит с вами мы должны стать добрей немножко.

Лучик солнышка поймайте, его друг другу передайте.

2. Сообщение цели урока.

-Я надеюсь , что мы будем весь урок работать с лучиком  добра в наших сердцах, так как сегодня продолжаем знакомство с замечательными стихами К.И.Чуковского.  

II.Актуализация знаний.


1. Вступительное слово
 .
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
 
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
 
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
  Сегодня мы с вами отправляемся в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому.  

Взгляните на портрет. На нем изображен Корней Иванович Чуковский. Какой ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней» – по имени, или «дедушка Чуковский» – по фамилии. Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов, книги. А потом начал сочинять сказки для своего маленького сына. А вы знаете, как Чуковский стал детским поэтом и сказочником? (Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно.  А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки для детей.)
И получалось так здорово, что не только его сынок, а все дети полюбили эти сказки.                    -А какие сказки дедушки Чуковского вы знаете? (Ответы детей).( «Муха-Цокотуха» «Краденое солнце» «Тараканище» «Путаница» «Айболит» «Телефон» «Федорино горе» «Бармалей» «Чудо-дерево» «Крокодил» «Мойдодыр»).                                             --  -Чуковский любил животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц, насекомых. Давайте вспомним некоторых из них.

2.Речевая разминка.
- Давайте вспомним наши любимые сказки, произносим звуки в чистоговорках чётко.
 
Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
-А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорок? (К. Чуковский) .

 

III. Работа по теме урока.

1.Самоопределение к деятельности.
-В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей.
Но особенно он рад
 
Пригласить таких ребят.
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
 
- Кто  из вас читал сказки К.И.Чуковского? Кому читали взрослые? Хотите в гости к сказкам? Тогда, пойдёмте. На доске  панно «Чудо-дерево», на которое нужно будет прикрепить  макеты обложек книг-сказок К.И. Чуковского.
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём.
А весёлые книжечки,
 
Да со сказками.

2.Игра «Угадай –ка».Закончите строчки, которые  прочтёте самостоятельно.
«Добрый доктор ……….(Айболит)!
Он под деревом ………..(сидит)
Приходи к нему лечиться
И корова, и ……………..(волчица).
И жучок, и ………………(червячок),
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый…………………(доктор Айболит)!» (входит доктор Айболит)

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?
Учитель: Нет, дорогой доктор. Наши дети здоровы, их лечить не надо.
Доктор Айболит: Ну, тогда встаньте и покажите мне. Какие вы крепкие и сильные.
3.Физкультминутка:
 
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
 
Где же Африка – страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем, (поскоки по кругу)
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам (шагают)
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали, (Показывают, какие сильные)
Сами сильными мы стали.

Доктор Айболит: Я вижу, какие вы сильные и крепкие. А теперь я хочу посмотреть, какие вы сообразительные.

IV. Знакомство с новым материалом.
Молодцы, дети, я вижу, вы хорошо отдохнули, а сейчас мы познакомимся с очень интересной сказкой «У меня зазвонил телефон»  Как нужно читать слова героев?

1.Первичное чтение(подготовленные ученики инсценируют сказку) .

2.Первичное закрепление.

-Какое настроение после чтения?

-О ком это стихотворение?

-Что произошло с героем?

-Чему учит сказка?

3. Упражнение в чтении сказки «Телефон»( отрабатывается выразительное чтение).

4.Знакомство со сказкой «Путаница» Первичное чтение (учитель и дети : чтение с интерактивной доски). 

Очень нравятся нам сказки.

Любим мы и волшебство.

Подражаем кошкам, мышкам,

Не боимся никого.

Вот берем мы в руки краски

На лице рисуем маски.

Катя стала вдруг лисичкой,

Аня - кошкой, Дима- птичкой.

Сказка наша оживает

И дружить нам помогает.

- Вы слышите, что творится за шторами! Все звери о чем-то спорят, шумят. Да они же все перепутались! Смотрите, что получилось. Это же ПУТАНИЦА.

Чтение с доски по ролям:

Ведущая: Замяукали котята:

Дети: «Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

Ведущая: А за ними и утята:

Дети: «Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!

Ведущая: Свинки замяукали:

Дети: Мяу, мяу!

Ведущая: Кошечки захрюкали:

Дети: Хрю, хрю!

Ведущая: Уточки  заквакали

Дети: Ква,ква!

Ведущая: А лягушки,вдруг, закрякали!

Дети    :Кря, кря!

Ведущая: Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Ребенок: Му-у-у!

Ведущая: Прибежал медведь

И давай реветь:

Ребенок: Ку-ка-ре-ку!

Ведущая:

Только заинька был паинька:

Не мяукал  и не хрюкал                                    

Под капустою лежал,  по-заячьи лопотал                                                  

И зверюшек неразумных  уговаривал:                      

 Заинька: «Кому велено чирикать – не мурлыкайте! 

Кому велено мурлыкать – не чирикайте!   

Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!»                             

Ведущая:

Но веселые зверята- поросята, медвежата -

Пуще прежнего шалят, зайца слушать не хотят.

А лисички взяли спички,

К морю синему пошли, море синее зажгли.

 Море пламенем горит, выбежал из моря кит:

Ребенок: «Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!

Ведущая: Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушенными грибами.

Тушат, тушат, не потушат.

Заливают, не зальют.

Ведущая: Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать- и потухло.

Ведущая:

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ручками захлопали:  раз, два, три!

Ножками затопали:  раз, два, три!

Кошки замурлыкали:  мяу, мяу!

Птички зачирикали:   чик-чирик!

Лягушата квакают:   ква-ква!

А утята крякают:    кря, кря!

Ведущая:

То-то рада детвора, сказка кончилась.

Дети:  Ура !

4.Закрепление . 

-Какое событие произошло в этой сказке?  

-Кто не мяукал и не хрюкал, а был паинькой – значит послушным?

 -Почему крокодил не смог потушить море?

-Кто же помог потушить море? Что вам понравилось больше всего?

-Кому сказка понравилась?

-Чему она нас учит?

5.Повторное чтение по цепочке.( с элементами инсценирования) .

6.Физкультминутка.

V.Путешествие по страницам книг К.И.Чуковского.

-Ребята, русская народная пословица гласит «Кто много читает, тот много знает». Мы сейчас будем отгадывать загадки, вспомним сказки К.И.Чуковского, а если что не отгадаем, значит сделаем вывод для себя «Чтобы много знать , нужно всем нам читать». (Собираем «Чудо –дерево»).

1 тур «Вспомни сказку».
 
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
 
Веселится народ -
 
Муха замуж идёт
 
За лихого, удалого
 
Молодого… (комара).
 
«Муха – Цокотуха»
 

Нет – нет! Соловей
 
Не поёт для свиней
 
Позовите-ка лучше… (ворону).
 
«Телефон»
 

И мне не надо
 
Ни мармелада, ни шоколада
 
А только маленьких,
 
Ну очень маленьких… (детей).
 
«Бармалей»

Лечит маленьких детей, 
Лечит птичек и зверей,
 
Сквозь очки свои глядит
 
Добрый доктор… (Айболит)
 
«Айболит»
 

Только вдруг из – за кусточка
 
Из-за синего лесочка,
 
Из далёких из полей
 
Прилетает… (воробей)
 
«Тараканище»
 

А посуда вперёд и вперёд
 
По полям, по болотам идёт.
 
И чайник сказал утюгу
 
- Я больше идти… (не могу).
 
«Федорино горе»
 

А за ним – то народ
 
И поёт, и орёт:
 
- Вот урод, так урод!
 
Что за нос, что за рот!
 
И откуда такое… (чудовище).
 
«Крокодил»
 

Солнце по небу гуляло
 
И за тучку забежало.
 
Глянул заинька в окно,
 
Стало заиньке… (темно).
 
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу, 
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
 
(«Путаница)
 
 
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита”, "Федорина горя”,"Телефона”…
 
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
 

2 тур  Аукцион  «Умные читатели»

1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? Федорино горе

2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? Бармалей

3.В какой сказке прославляют воробья? Тараканище

4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» Федорино горе, Мойдодыр

5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? Муха- Цокотуха


3тур «Кто есть кто».
 
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
 
Айболит - (доктор)
 
Бармалей - (разбойник)
 
Федора - (бабушка)
 
Каракула - (акула)
 
Мойдодыр - (умывальник)
 
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
 
Цокотуха - (муха)
 
Рыжий, усатый великан - (таракан)
 

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

 
4 тур «Корзинка с потерянными вещами».
 
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
 
Телефон (У меня зазвонил телефон)
 
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
 
Мыло (Вот и мыло подскочило)
 
Блюдце (А за ними блюдца)
 
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
 
Термометр (И ставит им градусник)
 
Сито (Скачет сито по полям)
 
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
 
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
 
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку

5 тур «Музыкальная страничка» (Открой цифру, прослушай отрывок, назови произведение).
«Бармалей»,  «Муха-цокотуха», «Крокодил», «Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Тараканище», «Телефон».

V1 Итог урока.
 

- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу.
 Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал Корней Иванович. 

Давайте вспомним ещё раз сказки замечательного автора)

(Чудо-дерево :«Муха-Цокотуха» «Краденое солнце» «Тараканище» «Путаница» «Айболит» «Телефон» «Федорино горе» «Бармалей» «Чудо-дерево» «Крокодил» «Мойдодыр»).            
– Почему нам нравятся эти сказки?
Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные.
- Давайте сделаем вывод:

 Хорошие книжки писал дед Корней-
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.

МКОУ «Лицей с. Верхний Мамон»

Открытый урок в 1 «Б» классе

Тема урока: «Инсценирование стихотворений.

К.И.Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».

Провела: учитель ВКК Голева Л.М.

2012 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «Лицей с. В. Мамон» Урок чтения в 1 «Б» классе Тема: К. И. Чуковский «Телефон», «Путаница» Учитель ВКК : Голева Л.М.

Слайд 2

Сказки Корнея Ивановича Чуковского

Слайд 3

Солнце доброе встаёт, светит к нам в окошко. Значит с вами мы должны стать добрей немножко. Лучик солнышка поймайте, его друг другу передайте.

Слайд 4

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино , в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея , Мойдодыра . Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский. 1 апреля 2012г. , если бы он был жив, ему исполнилось бы 130 лет. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

Слайд 5

Речевая разминка Он-он-он, он-он-он –у меня зазвонил телефон. Ыр-ыр-ыр , ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр . Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил. Ца-ца-ца , ца-ца-ца , – нынче Муха-Цокотуха именинница. Ит-ит-ит , ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.

Слайд 6

В гости дедушка Корней Приглашает всех детей. Но особенно он рад Пригласить таких ребят. Кто умеет слушать сказки Или любит их читать.

Слайд 7

Игра «Угадай – ка » «Добрый доктор ………. Он под деревом ……….. Приходи к нему лечиться И корова, и …………….. И жучок, и ……………… И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый…………………»!

Слайд 8

Очень нравятся нам сказки. Любим мы и волшебство. Подражаем кошкам, мышкам, Не боимся никого. Вот берем мы в руки краски На лице рисуем маски. Катя стала вдруг лисичкой, Аня - кошкой, Дима- птичкой. Сказка наша оживает И дружить нам помогает.

Слайд 9

«Кто много читает, тот много знает»

Слайд 10

И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада А только маленьких, Ну очень маленьких… Веселится народ- Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… «Муха – Цокотуха» «Телефон» « Бармалей » I тур. «Вспомни сказку». Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку. Нет - нет ! Соловей Не поёт для свиней Позови – ка лучше….

Слайд 11

« Тараканище » Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу - Я больше идти… Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… «Айболит» « Федорино горе» I тур. «Вспомни сказку». Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Слайд 12

А за ним – то народ И поёт, и орёт: - Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое… Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке… Свинки замяукали – мяу – мяу , Кошечки… ( захрюкали, хрю- хрю ) «Крокодил» «Краденое солнце». «Путаница» I тур. «Вспомни сказку». Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Слайд 13

1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? 2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? 3.В какой сказке прославляют воробья? 4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» 5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? I I тур. «Умные читатели» « Федорино горе» «Муха – Цокотуха» « Бармалей » « Тараканище » « Мойдодыр », « Федорино горе»

Слайд 14

Айболит - (акула) Бармалей - (умывальник) Федора - (бабушка) Каракула - (доктор) Мойдодыр - (таракан) Тотошка , Кокошка - (крокодильчики) Цокотуха - (муха) Рыжий, усатый великан - (разбойник) I I I тур. « Кто есть кто».

Слайд 15

Айболит - (доктор) Бармалей - (разбойник) Федора - (бабушка) Каракула - (акула) Мойдодыр - (умывальник) Тотошка , Кокошка - (крокодильчики) Цокотуха - (муха) Рыжий, усатый великан - (таракан) I I I тур. « Кто есть кто».

Слайд 16

Хорошие книжки писал дед Корней- Воспитывал взрослых он и детей. Будут и внуки наши, и дети Сказки читать веселые эти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница», 1 класс

  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 г. СызраниКОНСПЕКТ УРОКА  по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».Класс: 1Предмет: урок обучения грамот...

Воспитательское занятие на тему: "У меня зазвонил телефон"

Познакомить детей с правилами телефонного этикета....

«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН». Обучающий урок-практикум по телефонному этикету.

«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН».  Обучающий урок-практикум по телефонному этикету....

План-конспект урока ОРКСЭ (ОСЭ) на тему "У меня зазвонил телефон".4 класс.

План конспект урока по новому предмету ОРКСЭ (ОСЭ)в 4 классе  на тему "У меня зазвонил телефон",презентация .Я второй год веду уроки ОРКСЭ в 4 классе. Моим учащимся особенно  понравились уро...

Классный час на тему "У меня зазвонил телефон"

Классный час на тему "У меня зазвонил телефон"...

Урок литературного чтения в первом классе по теме "Инсценирование стихотворений. К.И.Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».

Цели  урока:Образовательные:познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведе...