пояснительная записка чтение 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
пояснительная записка к ктп по чтению 1 класс программа "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 43.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по литературному чтению, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089.
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Учебного плана МБОУ «СОШ №1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска на 2014 – 2015 уч.год.
Примерной и авторской программы для четырехлетней начальной школы к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений Кубасовой, О. В. Литературное чтение: любимые страницы Издательство «Ассоциация XXIвек», г. Смоленск 2011 УМК «Гармония».
На изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится:
– 38 часов в учебный год (4 часа в неделю);
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Гармония», включающий:
- Учебник (Кубасова О.В. «Любимые страницы», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009);
- Книгу для чтения к учебнику по литературному чтению (Кубасова О.В. «Я хочу читать», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009),
- Рабочую тетрадь (Кубасова О.В. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009),
- Тестовые задания (Кубасова О.В. Литературное чтение. Тестовые задания. 1 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009),
- Методические рекомендации (Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации по литературному чтению. 1класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009),
В авторскую программу изменений не внесено.
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.
Цели и задачи курса.
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.
Для успешной реализации модели общения «АВТОР-ТЕКСТ-ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
Личностные задачи/результаты
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи/результаты
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве1.
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи/результаты:
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
10. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями.
13. Овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.
14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
16. Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания.
17. Развитие литературных способностей.
Общая характеристика учебного предмета
Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:
• охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки (вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета); основной блок вопросов и заданий расположен после текста) – таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению-изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);
• обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению:
совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг;
• систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и увеличение самостоятельности детей при их выполнении;
• сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).
Таким образом, методический аппарат учебников и учебных пособий данного учебного курса предоставляет конкретную методическую помощь в освоении заявленных в Программе читательских компетенций и разнообразных способов деятельности на основе прочитанного, в том числе обобщённых способов учебной деятельности.
Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.
Программа литературного чтения для четырехлетней начальной школы включает разделы по каждому году обучения: «Круг чтения», «Читательские умения» (навык чтения, работа с текстом и книгой), «Литературоведческая пропедевтика», «Развитие творческих способностей».
Систематическое поурочное обучение литературному чтению начинается после изучения «Букваря».
Ценностные ориентиры учебного предмета
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
• всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
• потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
• читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
• готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемою.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения); внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА.
1 класс (37 часов)
Круг чтения
Первоклассники читают отечественные и иноязычные (переводные) произведения, фольклорные и литературные, от Эзопа до современных авторов. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.
Звенит звонок — начинается урок (7 ч.)
Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»* (звездочкой отмечены произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть); Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; В. Орлов «Оправдался»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…».
«Час потехи» (8 ч.)
В. Смит «Потехе час» (перевод Б. Заходера); побасенки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…»; В. Берестов «Искалочка»; считалки*; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; С. Маршак «Я видел»; С. Михалков «С нами смех!»; И. Жуков «Черт и торт»; С. Маршак «Пудель».
«Что такое хорошо и что такое плохо» (13 ч.)
Л. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Все вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»*; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».
«Там чудеса...» (12 ч.)
А. Шибаев «Сказки просят…»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «У лукоморья»*, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди» (отрывки); Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
Читательские умения Осмысленность чтения:
– работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию;
– смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что — нет (небылицы);
– воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);
– уточнение темы произведения путем выбора более точного заголовка из предложенных учебником;
– нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;
– уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
– сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.
Правильность чтения:
– работа над предупреждением искажения звукобуквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);
– обучение соблюдению орфоэпических норм;
– формирование плавного слогового способа чтения.
Скорость чтения:
К концу учебного года — 30–35 слов в минуту (указан минимум для выставления учащимся высшей отметки).
Выразительность чтения:
– формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;
– работа над передачей основного эмоционального тона произведения;
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:
К концу обучения в1 классе учащиеся должны уметь:
- слушать сказки, рассказы, стихотворения;
- читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
- пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану;
- знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
- самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень - самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
- работать с доступными книгами — справочниками и словарями.
Читательские умения:
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
- различать книги по темам детского чтения.
Планируемые результаты образования
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
• осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
• вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
• использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
• использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
Раздел «Творческая деятельность»
Выпускник научится:
• читать по ролям литературное произведение;
• использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
• создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
• способам написания изложения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• определять позиции героев и автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Планируемые результаты освоения программы «Литературное чтение»
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Предметные:
Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений.
Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка, песня, пословица, небылица, побасенка, считалка, загадка,
скороговорка - узнавание, различение, определение ведущих жанровых особенностей. Народная и литературная
(авторская) сказка.
Различение фольклорных и авторских художественных произведений. Выявление сходства одножанровых народных и
авторских текстов.
Общее представление о жанре басни.
Введение в активный словарь терминов: автор, персонаж, текст, произведение народное, произведение авторское, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.
Творческая деятельность (на основе литературных произведений)
Формирование воссоздающего и творческого воображения. Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности, чтения по ролям, драматизации, словесного и графического рисования. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Продолжение прочитанного (прогнозирование).
Перечень учебно-методического обеспечения
по предмету литературное чтение
Литература, необходимая для освоения курса литературное чтение УМК «Гармония»
Для обучающегося:
Обязательная:
Учебники:
Литературное чтение
Автор: О.В.Кубасова; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011 г.
Рабочие тетради:
Литературное чтение
Автор: О.В.Кубасова; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011 г.
Дополнительные пособия:
Книга для чтения «Я хочу читать»
Автор: О.В.Кубасова; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010 г.
Для учителя:
- Конституция РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, СанПиНы.
- Концепция модернизации Российского образования.
-Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.
- Программа «Литературное чтение»
Автор: О.В.Кубасова; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2004 г.
- Методические рекомендации к урокам литературного чтения 1 класс
Автор: О.В.Кубасова; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2006 г.
Перечень учебного оборудования и наглядных пособий
| |
|
|
|
|
|
|
Технические средства обучения:
- Классная доска
- Компьютер
- Медиапроектор
- Экран
Учебно – тематический план по литературному чтению в 1 классе.
Виды работ, их количество | I триместр Всего недель – 12 Всего часов – | Дата | II триместр Всего недель – Всего часов – | Дата | III триместр Всего недель – 10 Всего часов – 40 | Дата |
Проверка техники чтения-1 | Проверка техники чтения тест №1 | |||||
Чтение наизусть – 6 | А. Барто «Стали грамотными» | |||||
Г.Новицкая «Книжки»* | ||||||
Загадки. Скороговорки | ||||||
Русские народные считалочки* | ||||||
С. Михалков «Прививка»* | ||||||
«Сказки Пушкина» Отр. Наизусть | ||||||
Тесты – 3 | Тест №2 | |||||
Тест №4 | ||||||
Проверочные работы - 4 | Пров. раб. «Звенит звонок – начинается урок» | |||||
Пров. раб. «Час потехи» | ||||||
Пров. раб. «Что такое хорошо и что такое плохо» | ||||||
Пров. раб. итоговая |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Звенит звонок - начинается урок | 9 |
2. | Час потехи | 10 |
3. | Что такое хорошо и что такое плохо | 11 |
4. | Там чудеса | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков
Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...
Азбука нравственности пояснительная записка 1 класс
Содержание прграммыРаздел 1: Правила поведения в школе(6ч)Раздел "Школьный этикет" (понятие об основных правилах поведения в школе.) Правила поведения на уроке и на перемене. Понятия о школьных принад...
Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс
Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...
Пояснительные записки 3 класс УМК "Планета знаний"
В материале содержатся пояснительные записки по предметам. 3 класс. УМК "Планета знаний"...
Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива
Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....
пояснительная записка чтение
пояснительная записка чтение 3 класс...