конспект урока литературному чтению
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
Зимние посиделки
(Развлекательно – познавательная программа)
Подготовила:
учитель начальных классов
Матвеева Е. Н.
Цель мероприятия: (Слайд 2)
Расширить знания детей о самобытной русской культуре, устном народном творчестве.
Показать красоту родной природы в зимнее время года.
Формировать нравственные качества личности ребенка.
Воспитательные задачи:
- воспитание нравственности, патриотизма;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
- воспитание любви к отчему краю, к Родине;
- организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;
- обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, этического, культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;
- развитие творческих способностей и творческой инициативы детей;
- развитие коллективно-творческой деятельности.
Актуализация темы.
Наша русская природа богата и красива в любое время года. Но зима – это особое время года. Всё становится вокруг белым, чистым, искрящимся, всё изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идёт волшебница - зима». Ходит зима по нашей земле в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, надела на них белоснежные шапки и варежки. А рябинки, осинки и березки заботливо укрыла белыми пуховыми платочками.
Чудесная получилась картина!
(Учащиеся 2 класса читают стихи)
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
Звенят сосульки в тишине –
Осколки хрусталя,
Уснули реки подо льдом,
Под снегом спят поля.
Рисует по утру мороз
Узоры на окне.
Друзья, хорошая зима
У нас в родной стране.
Именно ею, русской зимою, восхищались художники, музыканты, писатели, поэты.
Именно ей, русской зиме, посвящали свои замечательные произведения.
Звучит музыкальная композиция «Эх вы, сани!» на стихи Сергея Есенина .
Ребята вот и пришла к нам зимушка-зима. Поднимите руку, кто любит зиму? А за что? Сегодня мы не только повеселимся, но и узнаем много интересного о зимушке-зиме. Только для этого надо быть внимательными.
Любит русский народ зимушку-зиму.
Издавна на Руси было принято обращаться к Зиме в уважительной форме.
Величава Зима –
Называть ее хочется
Не по имени просто,
А по имени – отчеству.
Ой, Зима, ты - Морозовна!
Ой, Зима, ты - Метельевна!
Утром кажется розовым
Снег под синими елями.
Ветер в ветках березовых
Сыплет хлопья на головы.
Ой, Зима, ты- Морозовна!
Ой, Зима, ты- Метельевна!
«Зима» (К. Ибряев)
Зима – владыка 3-х месяцев. Словно верные стражники стоят эти 3 брата на охране её покоя.(Слайд 3)
А хорошо ли вы знаете зимние месяцы?
Отгадайте загадки.
- Назовите-ка, ребятки, месяц вот в такой загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(декабрь)
ДЕКАБРЬ(Слайд 4)
Первый зимний месяц – непростой месяц. «Декабрь год кончает, зиму начинает». На Руси его нарекли так: «Студень». Он землю студит, холодит.
Хмурится первенец зимы: самые короткие деньки на его долю выпали. Не успеет день разгуляться, как уже ползут сумерки, переходящие в длинную ночь.
Отгадайте следующую загадку:
- Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, за месяц это?
(январь)
ЯНВАРЬ (Слайд 5)
Январь – году начало, зиме – середина. Есть у этого месяца древнее имя – «Просинец», потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву. В народе говорили: «Месяц январь – зимы государь». К 25 января, который в народе называют Татьяной крещенской, день прибывает на «воробьиный скок», т.е. на чуть-чуть, но люди всегда радовались прибавлению света.
И ещё одна загадка о зимнем месяце:
- Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (февраль)
ФЕВРАЛЬ(Слайд 6)
Февраль – самый снежный месяц и потому называли его в старину «Снежень». Переменчив этот месяц. Он дружит с метелями, буранами.
Обратимся к народным приметам:
- Вьюги да метели под февраль полетели.
- У февраля два друга – метель да вьюга.
- Февраль - месяц лютый, спрашивает: как обутый?
- Февраль и теплом приласкает и морозом отдубасит.
Февраль – последний месяц зимы. Дни становятся длиннее и длиннее. Солнышко светит, да не греет. В конце февраля чувствуются признаки наступающей весны. Заметно прибавляется день, как говорится в народе: «на лошадиный шаг».
Подведем итог.
1. Какое сейчас время года?
2. Назовите зимние месяцы.
3. Как на Руси называли декабрь? Почему?
4. Какой месяц называли в старину «Снежень»?
Аргументируйте свой ответ.
5 А что вы знали про январь?
А сейчас, ребятки, отгадайте зимние загадки. (Слайд 7)
- Старик у ворот, тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (МОРОЗ)
- И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (ИНЕЙ)
- Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (СНЕГОВИК)
А сейчас самое время поиграть:
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК». (Слайд 8)
Ребята, все вы рады «проказам матушки – зимы». С каким удовольствием все играли в снежки, катались с горы на санках и на лыжах и, конечно, лепили снежную бабу из снега. А вот сейчас вы будете рисовать снеговика мелом на доске. Наша игра называется «Юный художник».
Я приглашаю несколько учеников. За 30 секунд вы должны нарисовать мелом на доске снеговика. А мы посмотрим, кто из «художников» нарисует его быстрее, проявит больше выдумки и фантазии.
(Слайд 9)
Ну, а теперь, попробуем решить кроссворд «Зима пришла!».
Правильно ответить нужно,
Чтобы разгадать кроссворд всем дружно:
1. С горки сами вниз летят,
А на горку не хотят. (Санки)
2. С неба падают зимою и кружатся над землёю
Лёгкие пушинки, белые … (Снежинки)
3. Что же за девица: ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель)
4. Снегом нам в лицо кидает,
В шубы холод нагоняет.
Метели лучшая подруга, а зовется она …(Вьюга)
Поэтическая страничка. (Слайд 10)
Писатели и поэты написали много замечательных рассказов, сказок и стихотворений о зиме. Давайте внимательно послушаем стихи и вспомним, сколько радости и веселья подарила нам «волшебница - зима».
Предлагаю вам продолжить начатую мною стихотворную строчку:
- Белый снег пушистый …..
-Мороз и солнце, …..
-Вот моя деревня,…..
- Белая берёза под моим окном….
Игра «Снежинки» -- Кто больше соберёт снежинок? (Парами)
Инсценировка «На завалинке» (Слайд 11)
-Что, девчата нахохлились, как воробьи перед морозом?
-Да! Мороз невелик, а стоять не велит.
- Вы на небо посмотрите, какое звёздное, видать мороз покрепчает.
-Да и дым-то из трубы, смотрите, каким столбом валит. Знатно дело к морозу.
- Ребята, а какие ещё зимние приметы вы знаете?
-Снег падает крупными хлопьями к оттепели.
Воробьи дружно чирикают к теплу.
-Снежный буран днём, жди мороза ночью.
Ребята, самое время назвать пословицы и поговорки о зиме.
(Слайд 12)
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Новый год к весне поворот.
- Зима спросит, что летом припасено.
- Лето собирает, зима подъедает.
- Русская метелица шелком стелется.
- Береги нос в большой мороз.
- Декабрь – году конец, зиме начало.
- В зимний холод всякий молод.
- Два друга – мороз да вьюга.
Викторина: «Сказка за сказкой». (Слайд 13)
Назовите, пожалуйста, сказки, действие которых происходит зимой.
(«Волк и Лиса», «Серая Шейка», «Морозко», «Госпожа Метелица».)
(Слайд 14)
Вот и подходит концу наша зимняя сказка, но Зима не могла не отблагодарить нас за то, что мы с таким уважением сегодня про неё говорили. Она оставила для вас целый поднос снежков и приглашает согреться горячим чаем, чтобы не замёрзнуть по пути домой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мероприятия: Расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках. Формировать нравственные качества личности ребенка. Воспитательные задачи: воспитание нравственности, патриотизма; формирование гуманистического отношения к окружающему миру; воспитание любви к отчему краю, к Родине; организация интересной, содержательной внеурочной деятельности.
Величава Зима.
Народная мудрость гласит: «Зима – владыка трех месяцев». Словно верные стражники стоят эти три брата на охране ее покоя. А все ли мы знаем о зимних месяцах?
Декабрь год кончает , зиму начинает.
Январь – году начало, зиме середина .
Вьюги да метели под февраль полетели.
А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки!
Конкурс юных художников
Кроссворд «Зима пришла!» 2 4 1 3 1. С горки сами вниз летят, А на горку не хотят. 2. С неба падают зимою и кружатся над землёю Лёгкие пушинки, белые … 3. Что же за девица: ни швея, ни мастерица, Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. 4. Снегом нам в лицо кидает, В шубы холод нагоняет. Метели лучшая подруга, а зовется она … Молодцы! н с е г
Поэтическая страничка
Белая берёза под…
Белый снег пушистый…
Наша ёлка просто диво…
Вот моя деревня…..
Мороз и солнце…
Это интересно!
Пословицы
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...