конспект урока литературному чтению
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

система 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_posidelki.docx30.45 КБ
Файл zimnie_posidelki.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа

Ртищевского района Саратовской области»

Зимние посиделки

(Развлекательно – познавательная программа)

                                                             Подготовила:

                                                      учитель начальных классов

                                                            Матвеева Е. Н.                              

       

Цель мероприятия: (Слайд 2)

 Расширить знания детей о самобытной русской культуре, устном народном творчестве.

Показать красоту родной природы в зимнее время года.

Формировать нравственные качества личности ребенка.

 Воспитательные задачи:

  • воспитание нравственности, патриотизма;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
  • воспитание любви к отчему краю, к Родине;
  • организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;
  • обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, этического, культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;
  • развитие творческих способностей и творческой инициативы детей;
  • развитие коллективно-творческой деятельности.

Актуализация темы.

      Наша  русская природа богата и красива в  любое время  года.  Но  зима – это особое время года. Всё становится вокруг белым, чистым,  искрящимся,  всё изменяется, как в сказке.  А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идёт волшебница - зима».   Ходит зима по нашей земле в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она  сосны  и ели  в тяжелые снеговые шубы,  надела на них белоснежные шапки и варежки. А рябинки, осинки и березки заботливо укрыла белыми пуховыми платочками.

Чудесная получилась картина!

(Учащиеся 2 класса читают стихи)

А как  хорош пушистый  снег,

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

Звенят сосульки в тишине –

Осколки хрусталя,

Уснули реки подо льдом,

Под снегом спят поля.

Рисует по утру мороз

Узоры  на окне.

Друзья, хорошая зима

У нас в родной стране.

Именно ею, русской зимою, восхищались художники, музыканты, писатели, поэты.

Именно ей, русской зиме, посвящали свои замечательные произведения.

Звучит музыкальная композиция «Эх вы, сани!» на стихи Сергея Есенина .

Ребята вот и пришла к нам зимушка-зима. Поднимите руку, кто любит зиму? А за что? Сегодня мы не только повеселимся, но и узнаем много интересного о зимушке-зиме. Только для этого надо быть внимательными.

Любит русский народ зимушку-зиму.

Издавна на Руси было принято обращаться к Зиме в уважительной форме.

Величава Зима –
Называть ее хочется
Не по имени просто,
А по имени – отчеству.


Ой, Зима, ты - Морозовна!
Ой, Зима, ты - Метельевна!
Утром кажется розовым
Снег под синими елями.


Ветер в ветках березовых
Сыплет хлопья на головы.
Ой, Зима, ты- Морозовна!
Ой, Зима, ты- Метельевна!

                                                                                       «Зима» (К. Ибряев)

Зима – владыка 3-х месяцев.  Словно верные стражники стоят эти 3 брата на охране её покоя.(Слайд 3)

А хорошо ли вы знаете зимние месяцы?

Отгадайте загадки.

  1. Назовите-ка, ребятки, месяц вот в такой загадке.

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля  и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

                                                 (декабрь)

ДЕКАБРЬ(Слайд 4)

Первый зимний месяц – непростой месяц. «Декабрь  год кончает, зиму начинает».  На Руси его нарекли так:  «Студень». Он землю студит,  холодит.

Хмурится первенец зимы:  самые короткие деньки на его долю выпали. Не успеет день разгуляться, как уже ползут сумерки, переходящие в длинную ночь.

Отгадайте следующую  загадку:

  1. Щиплет уши,  щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже,  а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, за месяц это?

                                (январь)

ЯНВАРЬ (Слайд 5)

Январь – году начало, зиме – середина. Есть у этого месяца древнее имя – «Просинец», потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву. В народе  говорили: «Месяц январь – зимы государь».  К 25 января,  который в народе называют Татьяной  крещенской, день прибывает на  «воробьиный скок», т.е.  на чуть-чуть, но  люди   всегда  радовались прибавлению света.

И ещё одна загадка о зимнем месяце:

  1. Снег мешками валит с неба,

С  дом стоят сугробы  снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну,  так что за  месяц это?   (февраль)

ФЕВРАЛЬ(Слайд 6)

Февраль – самый  снежный месяц  и потому  называли его в старину «Снежень». Переменчив этот месяц. Он дружит с метелями, буранами.

Обратимся  к народным приметам:

  1. Вьюги да метели под февраль полетели.
  2. У февраля два  друга – метель да вьюга.
  3. Февраль - месяц лютый, спрашивает: как обутый?
  4. Февраль и теплом приласкает и морозом отдубасит.

Февраль – последний месяц зимы.  Дни становятся длиннее и длиннее. Солнышко светит,  да не греет.  В конце февраля чувствуются признаки наступающей весны. Заметно прибавляется день, как говорится в народе: «на лошадиный шаг».

Подведем итог.

1. Какое сейчас время года?

2. Назовите зимние месяцы.

3. Как на Руси называли декабрь? Почему?

4. Какой месяц называли в старину «Снежень»?

    Аргументируйте свой ответ.

5 А что вы знали про январь?

А сейчас,  ребятки, отгадайте зимние загадки. (Слайд 7)

  1. Старик у ворот,  тепло уволок,

Сам не бежит и стоять не велит.    (МОРОЗ)

  1. И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.    (ИНЕЙ)

  1. Жил я посреди двора,

Где играет  детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.     (СНЕГОВИК)

А сейчас самое время поиграть:

«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК». (Слайд 8)

Ребята, все вы рады «проказам матушки – зимы».  С каким удовольствием все играли в снежки, катались с горы на санках и на лыжах и, конечно, лепили снежную бабу из снега.  А вот сейчас вы будете рисовать снеговика мелом на доске. Наша игра называется  «Юный  художник».

Я приглашаю  несколько учеников. За 30 секунд вы должны нарисовать мелом на доске снеговика. А мы посмотрим, кто  из «художников» нарисует его быстрее, проявит больше выдумки и фантазии.

(Слайд 9)

Ну, а теперь, попробуем решить кроссворд «Зима пришла!».

Правильно ответить нужно,

Чтобы разгадать кроссворд всем дружно:

1.   С горки сами вниз летят,

      А на горку не хотят. (Санки)

2. С неба падают зимою и кружатся над землёю

    Лёгкие пушинки, белые … (Снежинки)

3. Что же за девица: ни швея, ни мастерица,

   Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель)

4. Снегом нам в лицо кидает,

    В шубы холод нагоняет.

    Метели лучшая подруга, а зовется она …(Вьюга)

Поэтическая страничка. (Слайд 10)

Писатели и поэты написали много замечательных  рассказов, сказок и стихотворений о зиме. Давайте внимательно послушаем стихи и вспомним, сколько радости и веселья подарила нам  «волшебница - зима».

Предлагаю вам продолжить начатую мною стихотворную строчку:

- Белый снег пушистый …..

-Мороз и солнце, …..

-Вот моя деревня,…..

- Белая берёза под моим окном….

Игра «Снежинки»  -- Кто больше соберёт снежинок? (Парами)

Инсценировка «На завалинке» (Слайд 11)

-Что, девчата нахохлились, как воробьи перед морозом?

-Да! Мороз невелик, а стоять не велит.

- Вы на небо посмотрите, какое звёздное, видать мороз покрепчает.

-Да и дым-то из трубы, смотрите, каким столбом валит. Знатно дело к морозу.

- Ребята, а какие ещё зимние приметы вы знаете?

-Снег падает крупными хлопьями к оттепели.

Воробьи дружно чирикают к теплу.

-Снежный буран днём, жди мороза ночью.

Ребята, самое время назвать пословицы  и поговорки о зиме.

 (Слайд 12)

- Мороз не велик, да стоять не велит.

- Новый год к весне поворот.

- Зима спросит, что летом припасено.

- Лето собирает, зима подъедает.

- Русская метелица шелком стелется.

- Береги нос в большой мороз.

- Декабрь – году конец, зиме начало.

- В зимний холод всякий молод.

- Два друга – мороз да  вьюга.

Викторина: «Сказка за сказкой». (Слайд 13)

Назовите, пожалуйста, сказки, действие которых происходит зимой.

(«Волк и Лиса», «Серая Шейка», «Морозко», «Госпожа Метелица».)

(Слайд 14)

Вот и подходит концу наша зимняя сказка, но Зима не могла не отблагодарить нас за то, что мы с таким уважением сегодня про неё говорили. Она оставила для вас целый поднос снежков и приглашает согреться горячим чаем, чтобы не замёрзнуть по пути домой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимние посиделки Выполнила учитель начальных классов МОУ» Ерышовская СОШ Матвеева Е. Н.

Слайд 2

Цель мероприятия: Расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках. Формировать нравственные качества личности ребенка. Воспитательные задачи: воспитание нравственности, патриотизма; формирование гуманистического отношения к окружающему миру; воспитание любви к отчему краю, к Родине; организация интересной, содержательной внеурочной деятельности.

Слайд 3

Величава Зима.

Слайд 4

Народная мудрость гласит: «Зима – владыка трех месяцев». Словно верные стражники стоят эти три брата на охране ее покоя. А все ли мы знаем о зимних месяцах?

Слайд 5

Декабрь год кончает , зиму начинает.

Слайд 6

Январь – году начало, зиме середина .

Слайд 7

Вьюги да метели под февраль полетели.

Слайд 8

А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки!

Слайд 9

Конкурс юных художников

Слайд 10

Кроссворд «Зима пришла!» 2 4 1 3 1. С горки сами вниз летят, А на горку не хотят. 2. С неба падают зимою и кружатся над землёю Лёгкие пушинки, белые … 3. Что же за девица: ни швея, ни мастерица, Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. 4. Снегом нам в лицо кидает, В шубы холод нагоняет. Метели лучшая подруга, а зовется она … Молодцы! н с е г

Слайд 11

Поэтическая страничка

Слайд 12

Белая берёза под…

Слайд 13

Белый снег пушистый…

Слайд 14

Наша ёлка просто диво…

Слайд 15

Вот моя деревня…..

Слайд 16

Мороз и солнце…

Слайд 17

Это интересно!

Слайд 18

Пословицы

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...