Зависит ли успешность обучения от выразительности речи?
статья по чтению на тему

Чудиновская Светлана Эдуардовна

Школьное детство является важнейшим этапом в формировании личности ребенка. Это период активного усвоения ребенком устной речи, становления и развития всех сторон речи. Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в школе (начальное звено), так как именно младший школьный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, четкую дикцию и интонационную выразительность. В интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз в смене силы и темпа голоса проявляется эмоциональность. Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия: естественная выразительность повседневной детской речи; произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (предложения или рассказа, составленного самим ребенком по заданию педагога, пересказа, стихотворения). Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavisit_li_uspeshnost_obucheniya_ot_vyrazitelnosti_rechi.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Зависит ли успешность обучения от выразительности речи?

Человек  всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и пришкольный периоды.

        На протяжении курса начального обучения мы обязаны совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

        Одним из требований к речи учащихся наряду с содержательностью, логичностью, точностью, ясностью, правильностью является произносительная сторона, т.е. хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читатьвыразительно, достаточно громко, в нужном темпе, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями.

Работа по формированию интонационных характеристик у школьников должна пронизывать всю жизнь детей, должна вестись на всех занятиях, включаться во все режимные моменты. Не должна заканчиваться эта работа даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там ее «берут» в свои руки родители, следуя данным педагогом  рекомендациям.

Работу над произносительной стороной речи я начала с первых дней обучения детей в школе, когда через игру в тренировочных упражнениях учащиеся познакомились с техникой речи – дыханием, артикуляцией, дикцией.

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучного голоса.

Начиная урок литературного чтения, я провожу дыхательную гимнастику.

Приведу примеры некоторых упражнений для увеличения объема легких и тренировки речевого дыхания, которыми пользуюсь в работе.

«Выдох со счетом».

Упражнение 1 (через 30-40 минут после еды).

И.п. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. Глубокий вдох – на счет 1-5 (про себя). Задержка дыхания про себя (на счет 1-3). Выдох на счет 1-5.

«Задуй свечу»

Упражнение 2

И.п. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. Глубокий вдох – на счет 1-5 (про себя). Резко выдохнуть весь воздух на воображаемую свечу.

«Одуванчик»

Упражнение 3

И.п. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. Глубокий вдох – на счет 1-5 (про себя). Медленно выдыхать воздух через сложенные трубочкой губы - на счет 1-5 (про себя).

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция - это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т. д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время педагог показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже - короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения. Поэтому, кроме дыхательных упражнений необходимо провести работу для подготовки голоса.

Например:

«Споем звуковую песенку»

Дети произносят заданный звук и изменяют его высоту и плавность по предложенной схеме.

«В лифте».

Представим, что мы едим в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос и наоборот. Едем сначала с 1 на 9, а затем вниз.

 «Медвежата».

Представим, что мы маленькие медвежата и просим у мамы-медведицы есть. Слова нужно говорить протяжно, баском. четко произнося звуки [м] ,[м’].

Мам, меду б нам.

Мам, молока б нам.

«Слоговая песенка».

Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим слоги ми-ме-ма-мо-му-мы шепотом, затем, убыстряя темп, тихо, громче и громко. В этом же наборе меняем ударение поочередно, начиная с первого слога.

«Трындычиха».

Работа со скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, а затем и интонацию с помощью задания, например: «Прочитай скороговорку с целью порадовать, сообщить, предостеречь».

Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие рассказы с диалогами, ролевые стихи и стихи – шутки, в том числе предложенные на страницах учебника «Литературное чтение».

На примере этих произведений дети учатся четко выговаривать звуки, интонируют, читают по ролям, инсценируют. Здесь же учатся жестикулировать, пользоваться мимикой, взглядом, выбирают тон (радостно, насмешливо, удивленно, раздражительно). Попробовать свои силы смогут многие.

На физкультминутках также использую стихи, которые требуют отчетливого произношения, активной артикуляции, в целом развивают устную речь.

Еще одной составляющей произносительного уровня является орфоэпия. Надо помнить, что человек пользуется устной формой речи чаще, чем письменной, поэтому ему необходимо знать и соблюдать нормы правильного произношения и ударения. Искажение звуков в словах неправильное ударение уродует речь, затрудняет понимание высказывания. Чем раньше начать привитие произносительных норм, тем прочнее будут навыки.      

На уроках слежу за соблюдением ударения при чтении детьми вслух, правильном произношении звуков.

Основное условие проведения работы – на уроке должна звучать речь учащихся.

В работе над выразительностью речи большое внимание уделяю средствам речевой выразительности. На конкретном материале дети понимают что такое -  интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила, высота голоса.

Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. В своей работе для выработки выразительности чтения использую различные приемы:

Например, такие:

  1. Показ учителем образца чтения и объяснение, почему нужно читать так.
  2. Поочередное чтение частей текста учащимися – сначала более сильными, а затем слабыми. Такая работа заставляет слабых детей подражать сильным.
  3. Чтение наизусть стихотворений в разном темпе и с разными интонациями. В результате такой работы дети определяют и соответствующую интонацию, и темп чтения. Но прежде, чем заучивать стихотворения наизусть, необходимо провести работу над текстом, то есть расставить правильно интонационные паузы, показать где и когда повысить  или понизить голос.
  4. Чтение по ролям приучает учащихся придерживаться того темпа чтения, который соответствует персонажу, от лица которого ведется речь.
  5. Чтение диалогов учащимися с разным навыком чтения. Например, вопросы читает сильный ученик, а ответы дает более слабый: он старается поддерживать темп чтения и интонационный рисунок, который задает читающий вопросы.  
  6. Инсценирование хорошо отработанных сказок служит выработке выразительности речи школьника.

На страницах учебника предусмотрена работа по определению ребенком нужной интонации, темпа чтения и силы голоса. Начинается эта работа на материале малых жанров фольклора и стихотворениях. Приведу примеры вопросов.

Например:

- Как ты будешь читать это стихотворение: гордо, торжественно, с восхищением, безразлично? Какие слова выделишь голосом? Почему?

- Как надо читать эту песенку- плавно или быстро?

- Как ты будешь читать потешку? Весело? Громко или тихо? Медленно или быстро?

- Выделяй голосом подчеркнутые слова.

Главное средство речевой выразительности – интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как говорящий выражает свои мысли и чувства.

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения авторов, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст.

Многие дети не могут сказать, какие чувство вызывает произведение, т.к. имеют небольшой запас слов из эмоционально-оценочной лексики, затрудняются в выборе нужной интонации при чтении. Поэтому учу их различать и придавать своему голосу разнообразные интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противопоставления.

Учу ставить логические ударения в предложении. Поочередно задаю детям вопросы, при ответе на которые нужно голосом выделить ключевое слово.  

Например,

Бабушка вязала внучке варежки.

- Спросите бабушка вязала внучке варежки?

- Бабушка вязала внучке варежки или кому – то другому?

- Бабушка вязала внучке варежки?

Проводя работу по формированию произносительной стороны речи, я ставила перед собой задачи: используя близкий, интересный и разнообразный материал научить младшего школьника понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, вырабатывать внимание к своей и чужой речи, повышать интерес к изучению родного языка, ведь культура речи – это неотъемлемое качество образованного человека.    

Для приобретения навыка правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе, необходимо проводить обучение ораторскому и актерскому мастерству. В этом могут помочь следующие формы обучения.

Логоритмичекая  разминка.

Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.

Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.

Куклы-бибабо.

Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности и согласованности речевой моторики ребенка способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки.

Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

Куклы позволяют педагогу незаметно исправлять запинки детей, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.

Инсценировки.

Известно, что ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. Эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности.

Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях.

Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.

Сюжетно-ролевые игры.

Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты.

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.

Для речи детей младшего школьного возраста характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении всех интонационных характеристик.

Работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи и на их речь в целом.

Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей.

Работая в данном направлении, у детей появится инициатива, они научатся говорить ясно и понятно, станут более активными в общении со сверстниками и взрослыми.

А отсюда следует, что в дальнейшем, в школе, им будет легче учиться, и они почувствуют красоту и звучность родного слова, и сами начнут открывать огромный мир звучащего русского слова, а вместе с ним и мир успешного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешность обучения младшего школьника.

 Обсуждение трудностей, возникающие в процессе обучения, их причины; рекомендации в форме практикума по развитию познавательных процессов....

Обучение геометрии в начальной школе. Диагностика успешности обучения в 1 классе.

Обучение геометрии в начальной школе.Диагностика успешности обучения в 1 классе.Содержание инструкций и заданий, предлагаемыхдля групповой работы....

Предмет: "Музыкальная литература", 1 год обучения. Кроссворд "Выразительные средства музыки"

Данный кроссворд предназначен для проверки знаний учащихся по теме "Выразительные средства музыки", которые изучают предмет "Музыкальная литература", 1 год обучения....

Обучение интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье представлен опыт работы по формированию интонационной выразительности речи младших школьников через систему разных видов упражнений, способствующих интонационной выразительности речи. Рассмат...

Формирование успешной мотивации, побуждающей обучающихся к успешному обучению

Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания....

Методическая разработка занятия№ 5 для дистанционного обучения "Эмоциональная выразительность цветовых пятен" (сентябрь 2021).

Методическая разработка предназначена длясамостоятельного  дистанционного обучения ....