Рабочая программа по курсу "От буквы к букве" (дополнительная образовательная программа "Игралочка")
рабочая программа по чтению на тему
В ней отражены все разделы рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_bukvy_k_bukve.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «От буквы к букве» представляет собой начальное звено единого непрерывного курса обучения грамоте.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана дополнительная образовательная программа:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (статья 75, статья 12, часть 4, пункт 5);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Устав МБОУ гимназии №1;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных образовательных программМБОУ гимназии №1;
- Авторская программа Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «По дороге к азбуке»
Направленность Программы
Дополнительная образовательная программа«От буквы к букве» имеетсоциально-педагогическую направленность.
Цели и задачи Программы
Реализация рабочей программы по курсу «От буквы к букве» направлена на достижение следующей цели:
- обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
Программа направлена на реализацию основныхзадач:
-обучающие задачи: развитие познавательного интереса детей, формирование мотивации к учебной деятельности, приобретение опыта учебной деятельности в целях развития ребенка;
-воспитательные задачи: создание условий для самоопределения и социализации ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;
-развивающие задачи: развитие личности ребенка, приобретение ценностных установок, опыта деятельности, формирование опыта учебной деятельности в целях духовно-нравственного, физического, творческого развития ребенка.
Методы и формы решения поставленных задач
Основной формой организации образовательного процесса по дополнительной образовательной программеявляется занятие. В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. В соответствии с возрастными особенностями формы организации занятий весьма разнообразны: работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. С детьми разучиваются веселые стихи и считалочки для физкультминуток.
Новизна, актуальностьи педагогическая целесообразность заключается в использовании современных образовательных технологий:
- технологииздоровьесбережения;
- технологии игрового моделирования;
-технологии поискового моделирования;
-личностно ориентированных технологий;
-ИКТ технологии.
Отличительной особенностью программы является адаптация детей при переходе на новый уровень образования.
Возраст детей, участвующих в программе, - 6,5-7,5 лет.
Объем курса
Курс составлен на 64 часа в соответствии с учебным планом Дополнительной образовательной программы МБОУ гимназии №1
Формы и режим занятий
Форма работы –групповая. 2 занятия в неделю продолжительностью 25мин.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Дети получат возможность:
- акустически характеризовать согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделять в словах гласные звуки, согласных звуки, твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные;
-выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положение звука в слове;
-делать звуковой анализ состава слогов и слов;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги;
- подбирать слова на заданный слог;
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- задавать свои вопросы;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок.
Методы отслеживания результатов – педагогическое наблюдение, педагогический анализ.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы:
-беседа;
-вопросно-ответная форма;
- самостоятельные творческие работы;
- выставки творческих работ;
- публичные выступления.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОТ БУКВЫ К БУКВЕ»
ГОВОРИМ, РАССКАЗЫВАЕМ (4 часа)
Развитие умения слышать звучащее слово, соотносить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых состоит слово. Первые сведения о звуках и словах, предложении, тексте. Составление коротких рассказов на заданную тему. Значение слова. Работа с рисунком, выделение звуков в словах и их характеристика.
ЗВУК. СЛОГ. СЛОВО (60 часов)
Ознакомление детей с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии. Обогащение словарного запаса детей.Характеристиказвуков. Роль гласных звуков. Определение количества звуков в слове. Обозначение звука буквой. Дифференциация согласных звуков. Составление рассказов по иллюстрации, формирование умения продолжить и завершить рассказ.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Количество занятий |
1. | Говорим, рассказываем | 4 |
2. | Звук. Слог. Слово | 60 |
ИТОГО: | 64 | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Знать/Уметь
- акустически характеризовать звуки: согласные и гласны звуки;твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделять в словах гласные звуки, согласных звуки, твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные;
-выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положение звука в слове;
-делать звуковой анализ состава слогов и слов;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги;
- подбирать слова на заданный слог;
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- задавать свои вопросы;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Программа обеспечена методическими видами продукции: разработками игр, бесед, конкурсов, рекомендациями по проведению занятий, дидактическим материалом. Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- принтер;
- ксерокс;
- интерактивная доска;
- электронные образовательные ресурсы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
- Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2000
- Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «По дороге к азбуке» (часть 5)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование темы | Количество занятий | Календарные сроки | Примечание | ||
по плану | факт. | по плану | факт. | |||
1. | Понятие «звук». Звуки и буквы. | 2 | 3.09 6.09 | |||
2. | Слова. Звуки. Гласные звуки | 2 | 10.09 13.09 | |||
3. | Звук [А]. Рассказ по сюжетной картине. | 1 | 17.09 | |||
4. | Звук [У]. | 1 | 20.09 | |||
5 | Звук [О]. | 1 | 24.09 | |||
6 | Звуки [М], [М']. Согласные звуки. Слоги.Рассказ по сюжетной картине. | 1 | 27.09 | |||
7 | Звуки[С],[С' ]. Рассказ по сюжетной картине. | 1 | 1.10 | |||
8 | Гласные и согласные звуки. | 1 | 4.10 | |||
9 | Гласные звуки в гостях у согласных . | 1 | 8.10 | |||
10 | Согласные звуки в гостях у гласных | 1 | 11.10 | |||
11 | Понятие «слог». Звуковой анализ слога | 1 | 15.10 | |||
12 | Звук[Х]. Пересказ текста. | 1 | 18.10 | |||
13 | Звук[Х']. Пересказ текста. | 1 | 22.10 | |||
14 | Звуки[ Р], [ Р' ]. | 1 | 25.10 | |||
15 | Звук [ Ш]. | 1 | 29.10 | |||
16 | Дифференциация звуков [Ш] - [С]. | 1 | 1.11 | |||
17 | Звук [ Ы ]. | 1 | 5.11 | |||
18 | Звук [ Л] и [Л'].Комбинированный рассказ. | 1 | 8.11 | |||
19 | Дифференциация звуков [Л] - [Р]. | 1 | 12.11 | |||
20 | Звук[Н]. | 1 | 15.11 | |||
21 | Звук [Н']. | 1 | 19.11 | |||
22 | Звук [К]. | 1 | 22.11 | |||
23 | Звук [К']. | 1 | 26.11 | |||
24 | Звук [Т] и [Т']. | 1 | 29.11 | |||
25 | Звук [ И ]. | 1 | 3.12 | |||
26 | Дифференциация звуков [ И ] - [ Ы ]. | 1 | 6.12 | |||
27 | Звук [П] и [П']. Рассказ по сюжетной картине. | 1 | 10.12 | |||
28 | Дифференциация изученных согласных звуков. | 1 | 13.12 | |||
29 | Звук [3] и [ 3' ]. Комбинированный рассказ. | 1 | 17.12 | |||
30 | Дифференциация звуков [С] – [3], [С'] – [З1]. Свистящие согласные звуки. | 1 | 20.12 | |||
31 | Звук [Й'] Комбинированный рассказ. | 1 | 27.12 | |||
32 | Дифференциация звуков [Й'] и [И]. | 1 | 24.12 | |||
33 | Звуки [Г] и [Г1]. | 1 | 10.01 | |||
34 | Дифференциация звуков [Г] – [К], [Г''] – [К'']. | 1 | 14.01 | |||
35 | Звуки [В] и [В']. Рассказ по сюжетной картине. | 1 | 17.01 | |||
36 | Повторение изученных звуков | 1 | 21.01 | |||
37 | Звуки [Д] и [Д1] Рассказ по сюжетной картине. | 1 | 24.01 | |||
38 | Дифференциация звуков [Д] –[Т], [Д1] – [Т1]. | 1 | 28.01 | |||
39 | Звуки[Б]и[Б1] | 1 | 31.01 | |||
40 | Дифференциация звуков [Б] – [П], [Б1] – [П' ]. | 1 | 4.02 | |||
41 | Звук [Ж]. Пересказ текста. | 1 | 7.02 | |||
42 | Дифференциация звуков [Ж] - [З]. | 1 | 11.02 | |||
43 | Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]. Шипящие согласные звуки. | 1 | 14.02 | |||
44 | Звук [Э]. | 1 | 18.02 | |||
45 | Звуки [Й'Э]. | 2 | 21.02 25.02 | |||
46 | Пересказ текста. | 1 | 28.02 | |||
47 | Звуки[Й'А].Пересказ текста. | 2 | 4.03 7.03 | |||
48 | Звуки [Й'У]. | 1 | 11.03 | |||
49 | Звуки [Й'О]. Дружные звуки. | 1 | 14.03 | |||
50 | Звук [Ч']. | 1 | 18.03 | |||
51 | Дифференциация звуков[Ч']-[Ш]-[С]-[Т']. | 1 | 21.03 | |||
52 | Звук [Ц]. | 1 | 25.03 | |||
53 | Дифференциация звуков [Ц]-[Ч']. | 1 | 28.03 | |||
54 | Дифференциация звуков [Ц]-[С]. | 1 | 1.04 | |||
55 | Закрепление изученного материала. | 1 | 4.04 | |||
56 | Звук[Ф],[Ф']. Пересказ текста. | 1 | 8.04 | |||
57 | Дифференциация звуков [В] – [Ф], [В'] – [Ф']. Звонкие и глухие согласные. | 1 | 11.04 | |||
58 | Звук[Щ']. Рассказ по сюжетной картине. | 1 | 15.04 | |||
59 | Дифференциация звуков[Ч']-[Щ']. | 1 | 18.04 | |||
60 | Путешествие по стране гласных и согласных. | 1 | 22.04 | |||
Резерв | 1 | 25.04 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС: пояснительная записка, планируемые результаты, УУД, требования к освое...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС
Рабочая программа по русскому языку 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС: пояснительная записка, планируемые результаты, УУД, календарно-тематическое ...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС: пояснительная записка, планируемые результаты, УУД, календарно-тематическо...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС: пояснительная записка, планируемые результаты, УУД, календарно-тематич...
Рабочая программа по русскому языку. 2 в класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века»
Рабочая программа по русскому языку.2 в класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, образовательная программа "2100"
Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы. Книга 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов для начальной школы ...
Рабочая программа по курсу "Мои волшебные пальчики" (дополнительная образовательная программа "Игралочка")
В ней отражены все разделы рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС....