Формирование коммуникативных умений и навыков
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Способность владеть словом является составной частью общей культуры человека, его образованности. Однако, сплошь и рядом можно наблюдать, что многие люди не владеют умением ясно, четко и грамотно выражать свои мысли, участвовать в диалоге, обмениваться мнениями, аргументировать свою точку зрения. Очевидно, что мы учителя, в свое время недостаточно уделяли внимание формированию речеведческих умений у своих школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_umeniy_i_navykov.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОЗЕЛКОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 имени Сергея Павловича Дягилева» г. Пермь
Формирование коммуникативных умений и навыков
на уроках развития речи
Способность владеть словом является составной частью общей культуры человека, его образованности. Однако, сплошь и рядом можно наблюдать, что многие люди не владеют умением ясно, четко и грамотно выражать свои мысли, участвовать в диалоге, обмениваться мнениями, аргументировать свою точку зрения. Очевидно, что мы учителя, в свое время недостаточно уделяли внимание формированию речеведческих умений у своих школьников.
Я всерьез задумалась над этой проблемой и постепенно пришло понимание того, как организовать работу с учащимися по развитию их речи. Дети, которые пришли ко мне в первый класс три года назад, имели небольшой лексический запас, им трудно было сформулировать мысль, воплотить ее в предложение. При написании изложения вся работа сводилась к запоминанию и элементарному воспроизведению текста, а сочинения были похожи друг на друга. Дети не любили их писать, так как не могли выразить свои мысли.
В связи с этим передо мной встала задача выстроить собственную систему работы по развитию речи, целью которой было бы формирование коммуникативных умений и навыков на базе знания основ речеведческой теории, обеспечивая тем самым личностное развитие ребенка.
В решении этой задачи первостепенное значение, на мой взгляд, имеет реализация на уроках основных принципов развития речи:
- активное руководство процессом развития речи (исключение элементов стихийности, создание нормальной речевой среды);
- опора на единство языка и мышления, постоянное внимание к содержательной стороне речи;
- комплексность процесса развития речи и всех видов речевой практики;
- системный подход к речевому развитию, осмысление и осознание языковых единиц, понимание лексических и грамматических значений.
Первое, что необходимо сделать при организации уроков речевого общения, это сформировать понятия: текст, тема текста, главная мысль, опорные слова, виды текста. Без этих понятий невозможна дальнейшая работа по созданию текста как такового.
Овладение речеведческой теорией это не самоцель, т.е. понятия изучается не ради понятий. Они являются средством формирования речевых умений и навыков. И поэтому они должны быть усвоены не в словесной, а в деятельностной форме – не столько в виде определений, сколько в виде умений.
Попробую показать эту структуру на примере работы с конкретным текстом.
I этап. Возникновение собственного мотива на создание данного текста.
Урок начинаю с чтения «найденного мною» объявления о пропавшей собаке «Пропала собака, очень хорошая и добрая. Звонить по телефону 16-23-45». Прошу детей позвонить, если кто-нибудь из них увидит похожую собаку. Некоторые тут же соглашаются: «Конечно, позвоним!» Но у некоторых закрадываются сомнения, что по такому объявлению найти собаку невозможно, так как не описаны внешние отличительные признаки. Эта ситуация задевает чувства детей, вызывает у них желание помочь и, как следствие, создать текст.
II этап. Организация детей на планирование своих действий:
- определить:
- тип текста (описание, так как для того, чтобы найти собаку надо описать ее внешний вид);
- тему текста (о собаке);
- главную мысль (какая собака);
- составить план текста с опорой на схему текста-описания.
III этап. Выработка критериев оценки текста.
- соответствие содержания текста теме;
- соответствие структуры текста видовой схеме;
- подтверждение основной мысли фактами;
- точно, правильно, ярко выражены мысли;
- не нарушено ли видовременное соотнесение глагольных форм;
- удачно ли использованы местоимения.
IV этап. Реализация задуманного или планируемого.
Здесь характерны операции выбора слов, сопоставления собственных синтаксических вариантов. В результате работы появляется несколько текстов.
Дети в группах составили тексты-описания о собаках разных пород. Учащиеся класса должны были быстро найти фото описываемой собаки, если верно подчеркнуты ее внешние признаки.
V этап. Контроль.
Приоритет отдается самоконтролю и взаимоконтролю, так как в основе этих процессов лежит формирование самостоятельности мышления. Ученики имеют возможность взглянуть на полученный текст как бы со стороны, скорректировать его. Они оценивают свою работу по выработанным критериям.
Практика показала, что система обучения связным высказываниям, основанная на использовании речеведческой теории и деятельностного подхода, обеспечивает более высокий уровень речевого развития учащихся. Благодаря проводимой работе, мои ученики любят уроки развития речи. Они осознают коммуникативную задачу высказывания, в их сочинениях меньше отступлений от темы, глубже передается основная мысль; сочинения приобретают композиционную стройность, в них четче видны начало и конец высказывания; становится богаче словарный язык текста; имеют место рассуждения-раздумья, оценочные суждения. Ребята пытаются писать так, чтобы оказать воздействие на читателя. Именно поэтому их сочинения отражают индивидуальный стиль автора. От работы к работе становится меньше речевых ошибок.
Филологи среднего звена отмечают, что учащиеся, с которыми проводилась такая работа, знают особенности видов текста, владеют умением выражать свои мысли, с удовольствием пишут сочинения. Я думаю, что эти умения пригодятся им и во взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.
Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...
Общеучебные умения и навыки школьников
Представленный материал содержит классификацию ОУУН школьников, рекомендации по развитию ОУУН....
"Развитие общих исследовательских умений и навыков младших школьников"
В документе содержатся краткие описания "Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников" и рекомендации по организации работы на уроке: примерные задания, упражнения и т.п....
Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования
Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. Этот климат з...
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
(из метод литературы) сообщение на родительское собрание Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Самостоятельная читательская деятельность 1 класс Положительное ...
статья 2Современный подход к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся"
По данной теме я выступала на августовской конференции. Выступление было одобрено. В своей работе я изложила немножко другой подход к оцениванию учащихся и тем самым повысила мотивацию у слабых ученик...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"
Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...