Программа «Литературное чтение» 3 класс под редакцией Климановой Л.Ф., Просвещение
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс разработана на основе:
1.Примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения ФГОС ОО;
2.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ на 2011-2015 годы (приказ по школе №133/1 от 31.08.2011 года);
3.Авторской программы «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., "Просвещение"
4. Методического пособия к учебнику «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. «Просвещение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 3 класс | 99.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Утверждено
методического совета Приказ по школе
Протокол № 1 от 29.08. 2014г №61.3 от 02.09.2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
по «Литературному чтению»
для 3 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы города Кирсанова Тамбовской области
Солдатовой Ольги Викторовны
Период реализации программы: 1.09.2014 г. по 30.05. 2015 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- . Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Литературное чтение» 3 класс охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
«Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
- . Цели и задачи:
Программа «Литературное чтение» направлена на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Цели учебного модуля « Тамбовские писатели – детям»:
- помочь детям узнать писателей родного края;
- начать знакомство с произведениями писателей родного края;
- вызвать интерес к дальнейшему изучению творчества талантливых земляков;
- совершенствование техники чтения и приёмов понимания текста;
- совершенствование приёмов литературоведческого анализа текста;
- развитие речи, развитие творческих способностей учащихся;
- введение детей через художественные произведения в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.
Задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
- . Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N1241);
3.Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».
4. Закон Тамбовской области от 04.06.2007 №212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области», принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 31.05.2007 №623, 4 июня 2007 года №212-З.
5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова (приказ № 75/1 от 28 августа 2013 года)
- . Сведения о программе (примерной или авторской, в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской), литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс разработана на основе:
1.Примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения ФГОС ОО;
2.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ на 2011-2015 годы (приказ по школе №133/1 от 31.08.2011 года);
3.Авторской программы «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., – М.: Просвещение, 2013 г.
4. Методического пособия к учебнику «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. , М., «Просвещение». 2013 г.
- . Информация об используемом учебнике.
1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник. В 2 ч. 3 класс – М.: «Просвещение», 2013 г.
2 Учебник-хрестоматия «Тамбовские писатели – детям» Тамбов: Юлис, 2007, составитель Г.М.Первова Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
- . Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
- . Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Содержание программы «Литературное чтение» полностью соответствует авторской программе Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г.
1.8. Особенность предмета.
Отличительной особенностью предмета «Литературное чтение» является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
1.9. Основные содержательные линии курса.
Учебник «Литературное чтение» для третьего класса включает восемь разделов:
1.Книги—мои друзья
Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.
2. Жизнь дана на добрые дела
Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.
3. Волшебные сказки
Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.
4.Люби всё живое
Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.
5. Картины русской природы
Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.
6. Великие русские писатели
Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.
7. Литературная сказка
Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.
8. Картины родной природы
Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.
9. Тамбовские писатели – детям.
В рамках учебного предмета « Литературное чтение» в качестве учебного модуля реализуется программа « Тамбовские писатели -детям» на основании Закона Тамбовской области от 04.06. 2007 №213-3 «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования Тамбовской области», принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 31. 05. 2007 №623, 4 июня 2007 года №212-3
Общая характеристика учебного модуля
« Тамбовские писатели – детям »
В 3 классе обучения чтению литературы младшие школьники в основном самостоятельно осваивают тему «Писатели родного края». Им по силам и интересам оказываются как художественные тексты, так и очерки творчества, помещённые в хрестоматию. На урок литературного краеведения учащиеся 3 класса приходят с уже прочитанными заранее произведениями, чтобы в совместной работе с учителем на уроке углубить возникшие в самостоятельной работе читательские впечатления.
Произведения общей литературы требуют комментируемого чтения, усиленной словарной работы (со сносками, по словарям), эвристической беседы. Решающее значение на этом этапе имеет умение учащихся рассуждать, цитировать, строить полные связные ответы – отзывы по прочитанным произведениям.
Уроки по творчеству тамбовских писателей носят обучающий характер, имеют цель мотивировать детей на поиски в библиотеках книг названных авторов и других писателей-земляков.
1.10. Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа «Литературное чтение» в 3 классе составлена из расчета 3 ч в неделю, 105 часов в год, (35 недель).
1.11. Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам
- Работа в паре, в группе
- Срезовые работы (тесты, проверочные, контрольные работы)
1.12. Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
1.13. Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны иметь общее представление:
- об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
- о функциональных особенностях фольклорных жанров;
- об общих корнях и путях развития литературы разных народов;
- о следах обряда и мифологических мотивах в фольклоре и литературе;
- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10-12 стихотворений разных авторов по выбору ученика;
- имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;
- 2 периодических литературно-художественных и публицистических издания.
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 80 - 90 слов в минуту;
- различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
- находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в авторских произведениях;
- эмоционально воспринимать характеры героев произведений;
- сравнивать характеры героев разных произведений;
- сравнивать своё и авторское отношение к герою;
- рассказывать о любимом литературном герое.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ.ПРЕДМЕТНЫЕ).
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
5. РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) К – урок контроля, оценки и коррекции знаний КР – контрольная работа | с/к - самоконтроль и/к - итоговый контроль и- индивидуальный ф - фронтальный |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Элементы содержания | Формы контроля | УУД | Дата проведения | Дата фактического проведения | ||
Раздел 1. «Вводный урок» (2 часа) | |||||||||||
1. | Вводный урок. Знакомство с системой условных обозначений. | 1 | Р | Вводный урок по со-держанию раздела.Ос-новные понятия раз-дела: книжная муд-рость, печатная книга. | Ф | Формировать умения нахо-дитьнеобходимуюинформа-цию в книге; формировать умения взамодействовать в группе. | 1 ч. 2.09 | 2.09 | |||
2. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: поступок, книжная мудрость. Жизнь и творчество С.С. Милосердова С.С.Милосер-дов. Колосья. | 1 | Р | Ф | 4.09 | 4.09 | |||||
Раздел 2. «Книги - мои друзья» (3 часа) | |||||||||||
3. | Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | ОНЗ | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями нас-тавления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. На основе текста Б.Горба-чевского описывать пер-вую печатную книгу. | Знакомство с названи-ем раздела «Книги—мои друзья». Обсуждение высказы-вания в паре. Чтение и обсуждение посло-виц, поговорок, зага-док о книге. Знакомство с книгой Е. Осетрова «Сказ о друкаре Иване и его книгах». Знакомство с высказываниями Владимира Мономаха. | И | Формировать умения рабо-тать с разными информаци-онными текстами, фотогра-фиями, репродукциями картин; иллюстрациями | 8.09 | 8.09 | ||
4. | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. | 1 | ОНЗ | И | 9.09 | 9.09 | |||||
5. | Проект. Мы идём в музей книги. | 1 | ОНЗ | И | Формировать умение опре-делять тему; учить извлекать информа-цию из различных источни-ков. | 11.09 | 11.09 | ||||
Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (14 часов) | |||||||||||
6. | Основные понятия раздела: поступок, честность. | 1 | Р | Знать пословицы и пого-ворки из сборника. Объяснять смысл пословиц | Вводный урок по со-держанию раздела.Ос-новные понятия раз-дела:поступок, честность. Знакомство с книгой В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». | И | Формировать умения взамодействовать в группе. Выявление особенностей литературной и народной сказок. Выведение следствий. Распределение обязан-ностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях. | 15.09 16.09 18.09 | 15.09 16.09 18.09 | ||
7. | Пословицы и по-говорки разных народов народов о человеке и его делах | 1 | Р | ||||||||
8. | Пословицы и по-говорки русско-го народа. | 1 | Р | ||||||||
9. 10. | Н. Носов «Огур-цы» С.С.Милосер-дов. Родники. Июль. Солома. | 2 | ОНЗ Р | Уметь объяснить свое от-ношение к поступкам ге-роев, составлять рассказа по аналогии. | Знакомство с рас-сказом Н. Носова «Огурцы». | И | 22.09 23.09 | 22.09 23.09 | |||
11 | Мы идём в биб-лиотеку. Весё-лые рассказы пи-сателей. | 1 | ОНЗ | 25.09 | 25.09 | ||||||
11. | М Зощенко «Не надо врать» | 1 | ОНЗ | Объяснять заглавия тек-ста, анализировать произ-ведения, делить текст на части, пересказывать по плану | Знакомство с расска-зом М. Зощенко «Не надо врать». | И | 29.09 | 29.09 | |||
9. | Л. Каминский «Сочинение» | 1 | ОНЗ Р | Объяснять заглавия тек-ста, анализировать произ-ведения, делить текст на части, пересказывать по плану. Знать алгоритм написания отзыва на произведение. | Знакомство с произ-ведением Л. Камин-ского «Сочинение». Написание отзыва на книгу. | И | Формировать систему нрав-ственно-этических ценностей на основе совместного об-суждения проблем. | 30.09 | 30.09 | ||
10. | М. Зощенко «Че рез тридцать лет» | 1 | ОНЗ | Знакомство с произ-ведением Л. Камин-ского «Сочинение». | Учить работать с текстом. Учить работать с книгой. | 2.10 | 2.10 | ||||
11. | Мы идем в библиотеку. Веселые рассказы писателей. | 1 | ОНЗ | Определять тему выстав-ки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. | Весёлые рассказы писателей. | И | Учить осмысливать понятие «юмористическаялитерату-ра»; учить работать в библиотеке (находить нужную книгу на вы-ставке, в тематическом и алфавитном каталоге) | 6.10 | 6.10 | ||
12. 13. | Н. Носов. Труд-ная задача. Маленькие и большие секре-ты страны Лите-ратурии С.С. Милосердов. Колыбель. Деревья. | 2 | ОНЗ | Определять тему выстав-ки, группировать книги по подтемам, представлять одну из книг по заданным параметрам, оценивать свои достижений. | Юмористические рассказы | И | Учить составлять план текс-та; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст; составлять монологи-ческое высказывание на тему. | 7.10 9.10 | 7.10 9.10 | ||
14. | В. Драгунский «Где это вида-но, где это слыхано…» | 1 | Р | Объяснять заглавия тек-ста, анализировать произ-ведения, размечать текста. Выразительно читать по ролям. | В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано...». Инсцени-рованиепроизведе-ния. | И | Осмыслить содержание про-изведения В. Драгунского «Где это видано, где это слы-хано...»; Учить распределять роли; коллективно обсуж-дать прочитанное; договари- ваться друг с другом; учить читать по ролям, передавая особенности характера героя при помощи мимики, жестов и интонации. | 13.10 | 13.10 | ||
15. | Обобщение по теме «Жизнь да-на на добрые де-ла» | 1 | К | Проверять себя и самосто-ятельно оценивать свои достижения. | Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. | И | Проверить сформи-рованностьпредмет-ных и надпредмет-ных (чтение и работа с информацией) уме-ний. | 14.10 | 14.10 | ||
Раздел 4. «Волшебная сказка» (15 часов) | |||||||||||
16. | Волшебные сказки. Урок ра-боты с книгой. | 1 | ОНЗ | Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рас-сматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, | Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. | И | Знакомство с темой урока. Работа с выставкой книг. Классификация сказок. Зна-комство с особенностями волшебной сказки. | 16.10 | 16.10 | ||
17.-18 19-21 . | Герои волшеб-ной сказки «Иван –царевич и Серый волк» Обобщающий урок по творчеству С. С. Милосердова | 5 | ОНЗ Р | Читать вслух и про себя, определять отличительные особенности волшебной сказки, давать характерис-тику герою сказки. | Знакомство со сказ-кой «Иван-царевич и Серый Волк». | И | Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов состоит волшеб-ная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по кар-тине. | 20.10 21.10 23.10 27.10 28.10 | 20.11 21.11 23.11 27.11 28.11 | ||
22. 23. 24. | «Дерево держит-ся корнями, а че-ловек друзья-ми». Русская народ-ная сказка «Ле-тучий корабль» Жизнь и творчество П. Ф. Шаповалова. П.Ф. Шаповалов. От автора. | 3 | ОНЗ Р | Знакомство со сказ-кой «Летучий ко-рабль». | И | 30.10 2 ч. 10.11 11.11 | 30.11 10.11 11.11 | ||||
25. 26. | Мы идем в биб-лиотеку «Мороз-ко», «Белая уточка» | 2 | ОНЗ Р | Определять тему выставки, группировать книги по под-темам, представлять одну из книг по заданным пара-метрам. | Русские и зарубежные сказки. | И | Определять тему и название выставки книг. Находить нужную книгу по каталогу | 13.11 17.11 | 13.11 17.11 | ||
27. 28. | Наш театр . «По щучьему веленью» русская народная сказка П.Ф.Шаповалов. Необыкновен ные свидания. Уточка. | 2 | ОНЗ Р | Делить текст на части, под-робно пересказывать текст на основе плана.Характери-зовать героев сказки. Обсу-ждать в паре, в группе, кто из героев нравится и поче-му. | «Наш театр». «По щу-чьему велению». Под-готовка к инсцениро-ванию произведения. | И | Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и по-чему. Распределять роли, договариваться друг с дру-гом. Инсценировать произ-ведение. | 18.11 20.11 | 18.11 20.11 | ||
29. | Маленькие и большие секре-ты страны Ли-тературии | 1 | Р | Проверять себя и самос-тоятельно оценивать свои достижения | Русские сказки. | И | Выполнение вопросов и за-даний учебника | 24.11 | 24.11 | ||
30. | Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки». | 1 | К | Исследовательская работа «Добро побеж-дает зло» | И | 25.11 | 25.11 | ||||
Раздел 5. «Люби всё живое» (16 часов) | |||||||||||
31. | Я познаю мир. Энциклопедии и справочники | 1 | ОНЗ | Определять конкретный смысл понятий: художес-твенный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература, сравнивать науч-нопознава-тельный и художественный тексты; определять отличи-тельные особенности. | Энциклопедии и справочная литера-тура. | Т | Предполагать на основе раз-дела учебника, какие произ-ведения будут рассматри-ваться в данном разделе. Оп-ределять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периоди-ческая литература. Сравнивать научно-познава-тельный и художественный тексты; определять отличи-тельные особенности. Сос-тавлять план текста, делить текст на части, подробно пе-ресказывать текст на основе плана. Характеризовать геро-ев сказки, рассказа. Выявлять особенности героев художес-твенного рассказа. Выявлять особенности юмористичес-кого произведения. Вырази-тельно читать стихотворе-ния. Определять смысл наз-вания произведения. Опреде-лять правду и вымысел в произведениях. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-попу-лярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название вы-ставки книг. Группировать книги по под-темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодичес-кую печать.Ориентироваться в содержании журнала.Нахо-дить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, в группе поступки героев. Определять свою позицию по отношению к героям про-изведения. Участвовать в работе группы; договаривать ся друг с другом. Распреде-лять роли. Инсценировать произведения. Проверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достижения. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | 27.11 | 27.11 | ||
32. | Сравнение про-изведений К. Па устовского «Бар сучий нос» и текста «Барсук» из справочника | 1 | ОНЗ | И | 1.12 | 1.12 | |||||
33. | Веселые стихи для детей.В. Бе- рестов «Кош-кин щенок», Б. Заходер «Вред ный кот» | 1 | ОНЗ | Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать. | Знакомство с произ-ведением В. Бересто-ва «Кошкин щенок». Знак-во с произведе-нием Б. Заходера «Вредный кот». | И | 2.12 | 2.12 | |||
34. 35. | В. Бианки «Как муравьишкадо-мой спешил» | 2 | ОНЗ Р | Художественный и научно-познаватель-ный текст. | Т К | 4.12 8.12 | 4.12 812 | ||||
36 | Тим Собакин «Как летают бе-гемоты» П. Ф. Шаповалов. Обманчивые люди. Свет весны. | 1 | ОНЗ | Выразительно читать произ ведение. Определять смысл названия произведения. Оп-ределять правду и вымысел в произведениях. | Знакомство с кни-гой Тима Собакина. Чте-ние стихотворения Тима Собакина «Песни бегемотов». | И | 9.12 | 9.12 | |||
37. 38. 39. | Мы идем в биб-лиотеку. Стихи и рассказы о при-роде . | 3 | ОНЗ Р | Определять тему выставки группировать книги по под-темам, представлять одну из книг по заданным пара-метрам. | Сборники стихотво-рений и рассказов о природе. Периодичес-кая печать. Знаком-ство с детскими жур-налами «Трамвай», «Миша», «Юный на-туралист»,«Филя», «Свирелька». Д.Мамин- Сибиряк «Серая Шейка». Н.Носов «Карасик» | Т И | 11.12 15.12 16.12 | 11.12 15.12 16.12 | |||
40. 41. 42. | Наш театр М. П. Ф. Шаповалов. Раненая мать.
Горький «Воро-бьишко» | 3 | ОНЗ Р | Подготовиться к инсцени-рованию произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распреде-лять роли. | М.Горький «Воро-бьишко».Инсцени-рованиепроизве-дения. | Т И | 18.12 22.12 23.12 | 18.12 22.12 23.12 | |||
43. . | Маленькие и большие секре-ты страны Ли-тературии Обобщающий урок по творчеству П.Ф. Шаповалова. | 1 | ОНЗ Р | Определять свою позицию по отношению к героям произведения, делить рас-сказ на смысловые части, озаглавливать каждую часть. | Т И | 25.12 | 25.12 | ||||
44. | Обобщение по теме: «Люби всё живое» | 1 | К | Проверять себя и самосто-ятельно оценивать свои до-стижения | Контрольная работа по разделу «Люби все живое». | к/р | 12.01 | ||||
Раздел 6. «Картины русской природы» (8 часов) | |||||||||||
45-46. | И. Шишкин «Зима в лесу» Н. Некрасов «Славная осень!..» Семейный фото-альбом Жизнь и творчество И. В. Шамова. И. В. Шамов . О себе. | 2 | ОНЗ Р | Рассматривать картину: опи сывать объекты картины, рассказывать о картине Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять срав- нения, олицетворения, под- бирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравни-вать произведения литера-туры и живописи., подби-рать свои сравнения, оли-цетворения. | Конкурс на лучшего чтеца произведений о природе. И. Шишкин «Зима в лесу». | И | Предполагать на основе раз-дела учебника, какие произ-ведения будут рассматри-ваться в данном разделе. | 13.01 15.01 | |||
47. | Знакомство с произ-ведением Н. Некра-сова «Славная осень» | И | Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художест-венной выразительности (сравнения, эпитеты). Рас-сматривать картину: описы-вать объекты картины, рас-сказывать о картине. Нахо-дить слова, которые помога-ют представить изображён-ную автором картину. Определять сравнения, оли-цетво-рения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в худо-жественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. | 19.01 | |||||||
48. | М. Пришвин «Осинкам холодно», Ф. Тютчев «Листья» | 1 | ОНЗ | Знакомство с прои-зведениемМ.Приш-вина «Осинкам хо-лодно...». Знакомство с произведением Ф. Тютчева «Листья». | И | 20.01 | |||||
49. | «Мы простились с запоздалой вереницею гусей…» И. Бунин, А. Фет, В. Поленов | 1 | ОНЗ | И | 22.01 | ||||||
50. | Ах какая снеж-ная, белая ме-тель И.В.Шамов. Тополёк. Первый луч. | 1 | ОНЗ | Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. | И | Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по под-темам. Представлять выбранную книгу. Проверять себя и самосто-ятельно оценивать свои до-стижения | 26.01 | ||||
51. | Мы идем в библиотеку К. Бальмонт «Снежинки», К. Паустовс-кий, И. Остроухов, А Саврасов | 1 | ОНЗ | Определять тему выставки. Группировать книги по под темам. Представлять одну из книг по заданным пара-метрам. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изо-бражённую автором карти-ну. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетво-рения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые по могают увидеть эти карти-ны. | Стихотворения рус-ских поэтов о природе К. Бальмонт «Сне-жинки». | 27.01 | |||||
52. | Готовимся к празднику | 1 | ОНЗ | Создавать собственногопо-здравления. | Особенности текста-поздравления. | Создание собственного поздравления. | 29.01 | ||||
53. | Маленькие и большие секре-ты страны Лите-ратурии | 1 | ОНЗ | Проверять себя и самосто-ятельно оценивать свои до-стижения | Картины русской природы. | И | Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. | 2.02 | |||
Раздел 7. «Великие русские писатели» ( 17 часов) | |||||||||||
54. | Произведения русских писате-лей. | 1 | ОНЗ | Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. | Произведения русских писателей. | И | Знакомство с темой урока. Диалог | 3.02 | |||
55 56. | А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Мороз и солн-це! День чудес-ный…», «Опрятней мод-ного паркета…» | 2 | ОНЗ Р | Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется приём звукозаписи. Озаглавливать иллюстрации. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сы-не его Славном мо-гучем князе ГвидонеСалтановиче и о пре-красной царевне Ле-беди». | И | Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать ге-роев произведения. Определять нравственный смысл текста. Соотносить иллюстрации и художественный текст. . | 5.02 9.02 | |||
57 58. 59. . | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» И.В. Шамов. Заря космической весны. .Русский лес. | 3 | 10.02 12.02 16.02 | ||||||||
60 61. . | Басни И. Кры-лова «Слон и Моська», «Чиж и голубь» | 2 | ОНЗ | Соотносить отрывки басен И.А. Крылова с книгами басен. | Басни И. Крылова «Слон и Моська», «Чиж и голубь» | И | 17.02 19.02 | ||||
62 63. 64. | Рассказы Л. Тол-стого «Лев и со-бачка», «Лебе-ди», «Акула» | 3 | ОНЗ | Обсуждать в паре, в группе поступки героев, опреде-лять свою позицию по от-ношению к героям произ-ведения. Участвовать в ра-боте группы, договари-ваться друг с другом | Рассказы Л. Толстого «Лев и собачка», «Лебеди», «Акула» | И | Понимание текстов, извле-чениенеобходимойинфор-мации. | 24.02 26.02 2.03 | |||
65. | Мастерская пи-сателя. Корректируем и редактируем текст | 1 | ОНЗ | И | 3.03 | ||||||
66 67. | Мы идем в биб-лиотеку Рассказы Л. Тол-стого | 2 | ОНЗ Р | Самостоятельное чтение вслух и про себя. | Произведения вели-ких русских писате-лей и поэтов. | И | 5.03 10.03 | ||||
68. | Наш театр И. Крылов «Квар-тет» И. В.Шамов. Моя Россия. | 1 | ОНЗ | Инсценировать басни; рас-пределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен. | И. Крылов «Квартет». | И | Инсценировать басни; рас-пределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен. | 12.03 | |||
69. | Маленькие и большие секреты страны Литературии | 1 | Р | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. | Работа с выставкой книг. Классификация книг. Создание текста «Зачем нужно читать произведения великих русских писателей и поэтов». Анализ произведения А. Барто «Квартет». | Р | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. | 16.03 | |||
70. | Обобщение по теме: «Великие русские писате-ли» Обобщающий урок по творчеству И. В. Шамова. | 1 | К | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. | И | 17.03 | |||||
Раздел 8. «Литературная сказка» (13 часов) | |||||||||||
71. | В. Даль «Девочка Снегурочка» | 1 | ОНЗ | Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ. | Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана. | И | Предполагать на основе раз-дела учебника, какие произ-ведения будут рассматри-ваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. | 19.03 | |||
72. | В. Одоевский «Мороз Ивано-вич» | 1 | ОНЗ | Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. | И | 4 чет. 2.04 | |||||
73 | «Не делай дру-гому того, чего себе не пожела-ешь…» Сборник «Аленушкины сказки» Жизнь и творчество М. А. Белаховой. Драгоценный груз. | 1 | ОНЗ | Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. | «Не делай другому того, чего себе не пожелаешь...». Из сборника «Алёнушки-ны сказки». Анализ «Сказки про ВоробьяВоробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». | И | 6.04 | ||||
74. | Переводная литература для детей. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» | 1 | ОНЗ | Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы. | Переводная литера-тура для детей. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» | И | 7.04 | ||||
75. | Законы джун-глей. Р. Киплинг «Маугли» | 1 | ОНЗ | Законы джунглей. Р. Киплинг «Маугли» | И | 9.04 | |||||
76 | Дж. Родари «Волшебный барабан» | 1 | ОНЗ | Сравнивать героев произве-дения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Составлять план сказки. | Дж. Родари «Волшеб-ный барабан | И | Сравнивать героев произве-дения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Состав-лять план сказки. | 13.04 | |||
77 | Мы идем в библиотеку Сказки русских писателей и поэтов | 1 | ОНЗ | Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. | Литературные сказ- ки русских писателей и поэтов. Тим Собакин «Лунная сказка». Ю. Коваль «Сказка про серебряного со-кола» | И | Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собст-венные интересы или инте-ресы и желания других. Сочинять возможный конец сказки. | 14.04 | |||
78. | Тим Собакин. Лунная сказка. | 1 | ОНЗ | Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других. Сочинять возможный конец сказки. | И | 16.04 | |||||
79 | Ю. Коваль. Сказка о сереб-ряном соколе. М.А.Белахова. Пожар в самолёте. Ничего особенного | 1 | ОНЗ | И | 20.04 | ||||||
81. 82 | Наш театр С. Михалков «Упрямый коз-ленок» | 2 | ОНЗ Р | Участвовать в работе груп-пы, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. | «С.Михалков «Упря-мый козлёнок». | И | Участвовать в работе груп-пы, договариваться друг с другом. Инсценировать про-изведение. | 21.04 23.04 | |||
83 84. | Маленькие и большие секреты страны Литературии Обобщающий урок по теме: «Литературная сказка». | 2 | Р К | Работа с выставкой книг. Классификация книг. Сочинение сказки. | «Маленькие и боль-шие секреты страны Литературии». Работа с выставкой книг. Классификация книг. Сочинение сказки | И | Проверять себя и самостоя-тельно оценивать свои до-стижения. | 27.04 28.04 | |||
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | И | ||||||||||
Раздел 9 «Картины родной природы» (18 часов) | |||||||||||
85. | Т. Коти «В род-ном краю…» . | 1 | ОНЗ | Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рас-сматриваться в данном разделе. Определять кон-кретный смысл понятий: творчество, стихотворе-ние, рассказ, настроение. | Стихотворение Т. Коти «В родном краю | И | Анализ стихотворения Т. Коти «В родном краю». Создание текста «Строки стихотворения напомнили мне...». | 30.04 | |||
86. | Б. Заходер «Что такое стихи?» | 1 | ОНЗ | Стихотворение Б. Заходера «Что такое стихи?». | И | Анализ стихотворе-ния Б. Заходера «Что такое стихи?». | 5.05 | ||||
87. . | Зима в изобра-жении И. Соко-лова-Микитова, А. Майкова, С. Есенина, В. Пурвита, В. Борисова-Мусатова | 2 | ОНЗ | Выявлять особенности тек-ста-описания. Находить слова и словосочетания, ко-торые помогают услышать звук. Находить средства художественной вырази-тельности в художествен-ном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. | Произведение И. Со- колова-Микитова «Март в лесу». Стихотворение А. Майкова «Весна». Стихотворение С. Есенина «Сыплет черёмуха...» | И | Выявлять особенности тек-ста-описания. Находить слова и словосочетания, ко-торые помогают услышать звук. Находить средства художественной вырази-тельности в художествен-ном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. | 7.05 | |||
88. | С. Есенин «С добрым ут-ром» М.А. Белахова. Дела попутные. | 1 | ОНЗ | Стихотворение С. Есенина «С добрым утром». Знакомство со сборником стихов С. Есенина. | И | 12.05 | |||||
89 | Весенняя гроза. Ф, Тютчев, И. Шишкин, А. Васнецов | 1 | ОНЗ Р | Выявлять особенности тек-ста-описания. Находить сло ва и словосочетания, кото-рые помогают услышать звук. Находить средства ху дожественнойвыразитель-ности | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». | И | Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. | 14.05 | |||
90. | Золотой луг. О. Высотская, З.Александрова М. Пришвин | ОНЗ Р | Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнение произведения живописи и стихотворения. | А. Рылов «Зелёный шум». СашАЧёрный «Летом» Ф. Тютчев «В небе тают облака...». А. Саврасов «Сосно-вый бор на берегу реки». | И | Выявлять авторское отноше-ние к изображаемому и пере-давать настроение при чте-нии. Определять тему и на-звание выставки книг. Группировать книги по под-темам. Представлять книгу.Нахо- дить нужную книгу по тема-тическому каталогу. Выби-рать произведения для заучи-вания наизусть и выразитель-ного чтения. | 18.05 | ||||
91 | «Колокольчики мои, цветики степные…» А. Толстой, Обобщающий урок по творчеству М.А. Белаховой. | 1 | ОНЗ | И | 19.05 | ||||||
92 . | «Летом» А. Ры-лов, Ф. Тютчев, А Саврасов, Саша Чёрный | 2 | ОНЗ Р | И | 21.05 25.05 | ||||||
93. | Мы идем в библиотеку Стихи и рассказы о природе | 1 | Р | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения. | Стихи и рассказы о природе. | И | 26.05 . | ||||
94 | Итоговая контрольная работа. Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий Обзор творчества писателей Тамбовской области. | 1 | К | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Итоговая контрольная работа. Праздник читательских удовольствий | И | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Анализ курса литературного чтения. Отбор понравившихся произведений. Презентация понравившихся произведений. Задание на лето. | 28.05 |
Примечание: 4 урока совпадают с нерабочими праздничными днями: 23 февраля,9 марта, 4 мая,11 мая.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение
- Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. , М., «Просвещение». 2013 г.
- Карточки.
- Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Литературное чтение».
- Технические средства : проектор, компьютер, интерактивная доска (экран).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Литературное чтение 3 класс" (Климанова Л.Ф.)
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.Учебник "Литературное чтение. 3 класс" Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Просвещение. 2012....
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа "Литературное чтение" 3 класс по учебнику Л.Ф.Климановой и др.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к учебнику Л.Ф.Климановой "Литературное чтение", 3 класс...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс 2017-2018 учебный год Школа России Л. Ф. Климанова
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...