Технология проведения
| Деятельность учеников | Деятельность учителя | Содержание | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Дети улыбаются друг другу.
| Организует начало урока, мотивацию к учебной деятельности | Приветствие - Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!» - Ваши глазки все проснулись? - Ваши губки улыбнулись? - Приступаем к работе. |
| Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
|
2. Актуализация знаний Цель: организовать повторение изученного и формулировку темы урока детьми а) Чтение скороговорки
| Отвечают на вопросы. С помощью учителя формулируют тему. Отгадывают загадку. | Организует повторение одного из жанров УНТ и формулировку темы детьми.
| - Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо выполнить задание. Отгадайте загадку. Над рекой остановился Шар воздушный золотой А потом за лесом скрылся, Покачавшись над водой. - Что это? (Солнце). На доске прикрепляется солнце. -А солнце не простое, с буквами.
-Что же обозначают эти буквы УНТ, как вы думаете, ребята? (устное народное творчество) -Подберите к этому словосочетанию синоним. (ФОЛЬКЛОР) Проговаривание по слогам. -А что же обозначают буквы. УНТ: Устное – передавалось из ус в уста, не записывалось. Народное – сочинял не 1 человек. Автора установить нельзя. Творчество –от слова «творить» -создавать. Какие жанры УНТ вы знаете? Постепенно открываются лучики солнца с надписями названий жанров.
А почему загадки и заклички выделены красным цветом? - Какова же тема нашего урока. | Знать понятие «устное народное творчество», жанры устного народного творчества. Развитие навыка выразительного чтения.
| Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
3. Формулировка цели урока и планирование деятельности
Цель: организовать формулировку цели урока и планирование деятельности детьми | С помощью учителя формулируют цель урока. Планируют с помощью учителя свою деятельность | Организует формулировку цели урока и планирование деятельности детьми | - Все ли произведения мы прочитали в разделе «УНТ»? - Какую же цель мы поставим перед собой на нашем уроке? (Обобщить знания о жанрах УНТ) - Как мы сможем это сделать? (
| Знать жанры устного народного творчества | -Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке (Регулятивные УУД), -ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)
|
4. Обобщение изученного Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания А) Фронтальная работа
| Выполняют задания, предложенные учителем, делают выводы | Организует деятельность обучающихся по обобщению изученного | - Давайте вспомним, с какими ещё жанрами УНТ мы знакомились на предыдущих уроках. Для этого вам нужно выполнить задание: соединить стрелкой жанр УНТ с его названием. Соедините стрелкой левую и правую части Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. потешка На заборе чепуха считалка Жарила варенье, Куры съели петуха В одно воскресенье. Раз, два, три, четыре, пять, загадка Вышел месяц погулять, А за месяцем луна, Оставайся ты одна! Грамоте учиться – всегда пригодиться. небылица Прыг - скок, прыг – скок Вырос, вырос паренек. Прыг - скок, прыг – скок пословица Посмотрите как высок.
(По ходу выполнения задания дети дают определения жанрам УНТ). | Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки | Уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
|
Б) Выступление групп. Презентация своих проектов. Цель: - организовать работу для осознания итогов заданий всеми обучающимися, приобретения новых знаний Выступление группы «Собиратели песен».
Выступление группы «Сочинители сказок».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Цель: снятие усталости
Выступление группы «Исследователи сказок».
| Группы представляют продукты своей деятельности.
Выполняют гимнастику | Организует деятельность по применению полученных знаний
Организует выполнение гимнастики для снятия усталости | - К сегодняшнему уроку вы выполняли задания по группам. Я предоставляю слово группе «Собиратели песен», которая познакомит нас с ещё одним жанром УНТ.
-Выступление группы «Собиратели песен». С давних пор русский народ слагал песни. Они сопровождали всякое дело, все важные события жизни людей с раннего детства до глубокой старости. Русские народные песни очень разнообразны. На нашей выставке представлены книги, в которых есть колыбельные песни, песни-заклички, шуточные, плясовые, песни-прибаутки, детские песни, которые ещё называют пестушками и потешками. Советуем вам с ними познакомиться. А Настя исполнит для вас русскую народную песню «Как у наших у ворот». (Исполнение песни). - Чтобы узнать о каком жанре УНТ пойдёт речь дальше, я предоставляю слово группе «Сочинители сказок». -Выступление группы «Сочинители сказок». Ребята разыгрывают докучную сказку. -Мы с тобой шли? - Шли! - Сапог нашли? - Нашли! - Я тебе его дал? - Дал! - Ты его взял? - Взял! - А где же он? - Кто? - Да не кто, а что! - Что? - Сапог! - Какой? - Ну, такой! Мы с тобой шли? - Шли! - Сапог нашли? - Нашли. -Догадались, какой жанр УНТ? (Докучные сказки) - Наша группа собрала докучные сказки, которые сочиняли ребята класса, и оформила их в книгу докучных сказок. Мне хотелось бы зачитать некоторые из них. (Зачитывает)
-А сейчас немного отдохнём. (Дети выполняют движения под музыку к сказке «Волк и семеро козлят»)
- Узнали, откуда взята эта музыка? -Это отрывок из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят», которая написана по мотивам одноименной русской народной сказки. - Ребята, а что такое сказка? - Из данных определений выберите самое точное:
- Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
- Сказка – это научно-фантастическое произведение.
- Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
- Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, о животных). - Посмотрите на рисунки, которые вы нарисовали к русским народным сказкам. Какие из них мы отнесём к бытовым, к волшебным, к сказкам о животных? - Больше всего иллюстраций вы нарисовали к волшебным сказкам. О них нам расскажут ребята из группы «Исследователи сказок». - Выступление группы «Исследователи сказок». Наша группа, перечитав ещё раз сказки, представленные в разделе «Устное народное творчество», пришла к выводу, что у волшебных сказок есть отличительные особенности. Мы сделали вот такую таблицу (показ), в которой перечисли все признаки волшебной сказки. Мы хотим всем раздать такие таблицы, которые пригодятся нам на уроках чтения. Народная волшебная сказка Язык сказки | Признаки волшебной сказки | Композиция: присказка, зачин, (основная часть), концовка. Выразительные средства: повторы, эпитеты, просторечные слова | Испытание, превращение, волшебный предмет, сказочное существо, необычное место действия. |
| Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки | Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Уметь находить дополнительные сведения по теме урока. Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. (Познавательные УУД) Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. (Коммуникативные УУД)
Сбережение здоровья (Личностные)
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД) Преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Самостоятельное формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (Познавательные УУД) постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД)
|
5. Включение в систему знаний Цель: -обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий А) Разгадывание кроссворда | Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные знания, делают выводы о необходимости дальнейшего изучения народного творчества. | Организует фиксирование нового содержания.
| - Ребята, посмотрите на нашу схему. Все жанры УНТ мы вспомнили? А кто из вас знает, как ещё называют народное творчество? (Фольклор) - Для того чтобы это узнать, предлагаю вам разгадать кроссворд. 1. Кто был хозяином Жар-птицы? 2. В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? 3. Имя героини, которую хотела погубить ведьма? 4. О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»? 5. К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана? 6. Как звали невесту Иванушки-дурачка? 7. Какие яблочки росли в саду у царя Берендея? 8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?
А ф р о н к о з л ё н о ч е к А л ё н у ш к а к о н ь у з д е ч к а Е л е н а з о л о т ы е п е р с т е н ь
Народное творчество иначе называют ФОЛЬКЛОР (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость») Открывается последняя табличка в схеме. - Вспоминая все произведения устного народного творчества, с которыми мы знакомились ранее, глядя на выставку книг, можно сказать, что устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. - Как вы думаете, почему? - Когда вы родились, над вашей кроваткой звучали колыбельные песни, подрастая вы слушали потешки, небылицы, загадки, сказки, взрослея, задумывались над смыслом пословиц и поговорок. - Почему УНТ называют мудростью народа? - В фольклоре заложена народная мудрость. Мы должны гордиться своей Родиной, уважать русский народ, наших предков за то богатство, которое они передали нам в виде УНТ.
| Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Перерабатывать полу-ченную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, всего класса, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Личностные УУД)
|
6. Подведение итогов, самооценка, взаимооценка работы Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших задач.
| Высказывают свои впечатления от урока, оценивают работу групп, делают выводы. | Задает вопросы о цели урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки | - А сейчас, давайте подведем итог нашего урока. Для этого посмотрите на нашу схему. Всю схему заполнили? Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли её? Давайте ещё раз вспомним все виды УНТ. В 4 классе на уроках литературного чтения мы познакомимся с новыми жанрами УНТ. Узнаем ещё много нового и интересного о творчестве русского народа. А сейчас оцените работу своей группы на уроке и работу других групп. Прокомментируйте свои оценки. На слайде критерии оценки: «5» - Группа работала спокойно, слажено, чётко. Работу свою защищали прекрасно. «4» - Группа работала хорошо, дружно. Работу свою защищали хорошо - Поставьте заработанные оценки себе в дневник.
|
| Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. (Личностные УУД) Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. (Регулятивные УУД) Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
7. Рефлексия учебной деятельности Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки литературного чтения | - В волшебных сказках часто встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но на ней пока нет яблочек. Давайте украсим её яблочками.
- ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ
- ИСПЫТЫВАЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ
- ПОЛУЧИЛОСЬ, НО НЕ ВСЁ
|
| Оценка – осознание качества и уровня освоения и овладения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль (Регулятивные УУД) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. (Личностные УУД)
|
8. Домашнее задание Цель: Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Проводит разбор домашнего задания | - Как вы думаете, какое будет домашнее задание? (Предположения детей) -Чтобы узнать домашнее задание, я предлагаю вам послушать песню. (Звучит песня «Приходите в гости к нам».) - Какое же домашнее задание вы получаете? (Сочинить сказку) - Дома вам нужно будет сочинить волшебную сказку, соблюдая все её признаки. Табличка, составленная группой «Исследователи сказок» вам в этом поможет. -Урок окончен. Всем спасибо за работу. |
| Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД) Построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (Познавательные УУД) Умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД) |