Разработка урока по литературному чтению для 4 класса по теме: М.Борисова "Теплый хлеб"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Хлебы – это хлебобулочные изделия: булки, батоны, караваи.
Хлеба – это зерновые растения: пшеница, рожь, ячмень, просо, овес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_m.borisova_teplyy_khleb.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: М.Борисова «Теплый хлеб»
Цель: Осмысление проблемы нравственности, доброты, заботу о других, как основного качества человека.
Задачи:
Метапредметные: обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа рассказа; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею рассказа.
Предметные: развивать умения анализировать рассказ и делать обобщающие и самостоятельные выводы; обогащение словарного запаса учащихся; развитие кругозора учащихся.
Личностные: создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе; воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку рассказа; воспитывать детей к бережному отношению к хлебу и уважению к труду; формировать нравственные качества.
Оборудование: учебник Г.М. Селиверстовой «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, тетради, картинки – Хлебные изделия.
Используемые технологии:
1.Интегрированная: связь с русским языком
2.Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физкультминутка, отслеживание за посадкой при чтении, соблюдение светового и воздушного режима, спокойная и доброжелательная обстановка на уроке)
3.Личностно-ориентированный подход (использование карточек)
4.Информационно-коммуникативные (компьютер, проектор)
Методы и приемы: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа по учебнику.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент Психологический настрой | Наш урок любимый – чтение – наступил Много гостей к себе он пригласил. Будем выразительно о хлебе прочитать Главное в тексте выделять И себя оценивать. - Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг - другу удачи. - Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными | Слушают учителя, задают вопросы |
II. Проверка домашнего задания | - Что было задано на дом? - Кто перескажет рассказ? Есть желающие? | Учащиеся пересказывают |
III. Этап усвоения новых знаний. 1.Вступительная беседа. 2.Словарная работа. 3.Образцовое чтение учителем. 4.Самостоятельное чтение (Жужжащее чтение). 5.Чтение по цепочке. 6.Анализ рассказа. 7.Учитесь думать о прочитанном | - Я расскажу вам сказку. Жила-была девочка, она была маленькая и в школу еще не ходила. Больше всего на свете она любила… А что она любила прочитайте и запомните. Булки, пряники, батоны, баранки, калачи, лепешки, пироги. - Однажды мама посадила ее обедать, дала кусочек хлеба. А девочка раскапризничалась: «Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!» И только она так сказала, как оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь Каравай. Рассердился он на девочку и сказал: «Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!» - Поможете девочке вернуться домой? - Тогда вспомните слова, которые запоминали. - А эти слова какой части речи? - Как одним словом назвать эти слова? - Давайте подберем прилагательные к слову «хлеб». - Прежде чем приступить к работе над рассказом Марины Борисовой «Теплый хлеб», мы сначала проведем словарную работу: Уважительный – хундулексээр Хозяйство – бажын ажыл-агыйы Отломить – бузар Отламывать – бузар Кружок – болгум Кулак – чудурук Замечание – сагындырыг Бульон – быдаа суу Буханка – хлеб Учитель выразительно читает рассказ. Учитель следит за чтением учащихся. Учитель следит за чтением по цепочке. - Как Мишка помогает маме? - Почему Мишка отламывает куски от буханки и ест на ходу? - Почему ребятам захотелось хлеба? - Кого Мишка угостил хлебом? - Как ребята едят хлеб? - Что их объединяет в кружок? - Кому, и какие замечания сделала Лика? - Что сделала Лика с недоеденным куском хлеба? - А что сделал Сева с этим куском хлеба? - Скажите, одинаково ли автор к ним относится? - Кто автору нравится? - Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующие задания. - Расскажи, что тебе понравилось в Мише? - Скажите, что объединяет всех ребят во дворе. Докажи. - Хотели ребята дружить с Ликой? - Как Сева передразнил Лику? Найди и прочитай. - Что он сказал о Лике? Как ты понимаешь эти слова? | Учащиеся читают слова и запоминают. - Да. - Булки, пряники, батоны, баранки, калачи, лепешки, пироги. - Имена суще-ствительные. - Хлеб. - Вкусный хлеб, душистый хлеб, белый хлеб, теплый хлеб, черный хлеб. Учащиеся запоминают словарные слова. Учащиеся внимательно следят и слушают учителя. Учащиеся самостоятельно читают рассказ. Учащиеся выразительно читают рассказ по цепочке. - Мишка часто покупает продукты. - Потому что, в руках Мишки была теплая, свежая, душистая буханка. - Им захотелось теплого душистого хлеба. - Мишка угостил хлебом ребятам: Тиме, Сане, Ксюше, Лике, Севе. - Стоят ребята кружком и едят хлеб. - Теплый, вкусный хлеб. - Лика сделала замечание Тиме: некультурно набивать полный рот. - Повертела в пальцах недоеденный кусок и швырнула его прямо в лужу. - Он выловил хлеб из лужи и положил на забор, пускай хоть птицы склюют. Учащиеся отвечают на вопросы. - С этими словами он хотел сказать, что она сама некультурная |
IV. Физминутка | Гимнастика для глаз | Выполняют гимнастику |
V.Чтение по ролям | - Давайте распределим роли и прочитаем внимательно по ролям | Внимательно читают по ролям |
VI. Развитие речи На доске записаны пословицы | 1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. 2. Хлеба к обеду в меру бери, Хлеб – драгоценность, им не сори. - Прочитайте пословицы. - Как вы понимаете их смысл? - Почему на доске написано: «Слава хлебу на столе»? Вернемся к этому позже. | Читают пословицы. Ответы учащихся |
VII. Этап систематизации знаний Упражнение 1 | - Прочитайте, употребляя вместо точек нужное слово. - Знаете ли, что от начальной формы имени существительного ХЛЕБ можно образовать две формы множественного числа: хлебы и хлеба? Хлебы – это хлебобулочные изделия: булки, батоны, караваи. Хлеба – это зерновые растения: пшеница, рожь, ячмень, просо, овес. | Слушают учителя и задают вопросы |
VIII. Этап обобщения | - Понравились ваши ответы Караваю, отпустил он девочку домой, но напоследок ей сказал… - Как вы думаете, что? - Прочитайте текст «Умей беречь хлеб» и найдите самое главное предложение. - Помните, я у вас спросила: «Почему на доске написано: «Слава хлебу на столе!»? | Читают текст и находят самое главное предложение. - Потому что хлеб – сама жизнь |
IX. Итог урока | - Чему научились на уроке? - Что нового узнали? | Ответы учащихся. - Узнали, что хлеб – сама жизнь и что его надо уметь беречь |
Х. Рефлексия | - На прощание Каравай подарил вам корзинки с баранками. У кого хорошее настроение в конце урока, возьмите баранки из корзинки с розовым бантиком. У кого настроение плохое – из корзинки с голубым бантиком. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.
В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и формирование УУД...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению (3 класс). Тема "Учись узнавать зверя по описанию "Белка"". Презентация к данному уроку
Урок развития речи. Составление рассказа о животных с помощью плана...
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...
Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».
Цели урока: Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа. Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Поэтическая тетрадь 2"
Контрольная работа «Поэтическая тетрадь 2»Ф. И._______________________________________1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.А) Н.А.Некрасов; Б) И.А.Бунин; ...