№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
|
|
|
| Виды деятельности учащихся | Развитие УУД |
I четверть- 36ч. |
1 |
| Вводный инструктаж по ТБ. Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Т | 1 | Аудирование(слушание): Воспринимать на слух художе- ственные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содер- жанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.
Чтение Читать текст вслух осознан- но, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Культура речевого общения Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя. Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям.
Культура письменной речи Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предвари- тельной подготовки.
Творческая деятельность Инсценировать художествен- ные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. | Личностные результаты: – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; – понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; – ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; – этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотро- вым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различ- ных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогиче- ской формами речи. – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы.
Предметные результаты: – высказывать и аргументировать своё отношение к прочитан- ному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); – относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; – различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; – видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетво- рения; – соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; – самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; – самостоятельно находить ключевые слова; – самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); – формулировать основную мысль текста; – составлять простой и сложный план текста; – писать сочинение на материале прочитанного с предваритель- ной подготовкой; – аргументированно высказывать своё отношение к прочитанно- му, к героям, понимать и определять свои эмоции; – понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; – иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; – самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); – относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его про- изведения со временем их создания; с тематикой детской литерату- ры; – относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам; – видеть языковые средства, использованные автором. |
|
| Часть 1. Раздел 1. Любимые книги |
8 |
2 |
| Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»). Т | 1 |
3 |
| Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2). Т | 1 |
4 |
| Что может Электроник? (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). Т | 1 |
5 |
| Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Т | 1 |
6 |
| Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). Т | 1 |
7 |
| Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. Т | 1 |
8 |
| Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельно- го домашнего чтения). | 1 |
9 |
| Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе. Т | 1 |
|
| Раздел 2. У истоков русской детской | 20 |
10 |
| Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок), Н.Кончаловская « В монастырской келье узкой…»). | 1 |
11 |
| «Повесть временных лет». «Расселение славян». Т | 1 |
12 |
| Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Т | 1 |
13 |
| «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Т | 1 |
14 |
| Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). Т | 1 |
15 |
| Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. | 1 |
16 |
| Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Т | 1 |
17 |
| Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.). | 1 |
18 |
| Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.). Проверочная работа № 2. Т | 1 |
19 |
| Внеклассное чтение. Книги о книгах | 1 |
20 |
| Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых(«Детские годы Багрова-внука», гл. 1) | 1 |
21 |
| Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3) | 1 |
22 |
| «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Т | 1 |
23 |
| «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова). Т | 1 |
24 |
| Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Т | 1 |
25 |
| Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь». | 1 |
26 |
| Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. | 1 |
27 |
| Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. Проверочная работа № 3. Т | 1 |
28 |
| Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) | 1 |
29 |
| Р/Р Сочинение. Т | 1 |
|
| Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается… | 45 |
30 |
| Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»). Т | 1 |
31 |
| Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»). Т | 1 |
32 |
| Обобщение. Басни И.А. Крылова. | 1 |
33 |
| Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. | 1 |
34 |
| А. Погорельский «Чёрная курица...». Нелёгкий путь в подземное царство (ч. 2, 3). Т | 1 |
35 |
| А. Погорельский «Чёрная курица...». Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5). | 1 |
36 |
| А. Погорельский «Чёрная курица...». Главный герой сказки (ч. 6). Т | 1 |
|
|
II четверть- 28ч. |
|
37 |
| Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? | 1 |
38 |
| А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».Знакомство с героями сказки (ч. 1–3). | 1 |
39 |
| А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч. 4–6). | 1 |
40 |
| А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9). | 1 |
41 |
| А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15). | 1 |
42 |
| А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». В чём главный смысл сказки? (Финал). | 1 |
43 |
| Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». | 1 |
44 |
| Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Т | 1 |
45 |
| Обобщение. Литературные сказки. Т | 1 |
46 |
| Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра). Т | 1 |
47 |
| Р/Р Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). Т | 1 |
48 |
| Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»). | 1 |
49 |
| Обобщение. Проверочная работа № 4. Т | 1 |
50 |
| Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века». | 1 |
51 |
| Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. | 1 |
52 |
| Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». | 1 |
53 |
| Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. Т | 1 |
54 |
| Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. Т | 1 |
55 |
| Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении. Т | 1 |
56 |
| Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Дедушка Мазай – добрый охотник. | 1 |
57 |
| Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. | 1 |
58 |
| Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»). | 1 |
59 |
| Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). Т | 1 |
60 |
| Практикум «Учусь читать художественную прозу». Т | 1 |
61 |
| Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губерн- ский город»). Т | 1 |
62 |
| Первое знакомство с Родиной (К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»). Т | 1 |
63 |
| Р/Р Сочинение в форме путевого очерка. Т | 1 |
64 |
| Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). Т | 1 |
|
|
III четверть -40ч. |
|
65 |
| Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»). Т | 1 |
66 |
| А.И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь (ч. 1–3). | 1 |
67 |
| А.И. Куприн «Слон». Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5). | 1 |
68 |
| А.И. Куприн «Слон». «Я уже совсем здорова!» (ч. 6). | 1 |
69 |
| Обобщение по разделу | 1 |
70 |
| Обобщение. Проверочная работа № 5. Т | 1 |
71 |
| Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». | 1 |
72 |
| Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». | 1 |
73 |
| Резервные уроки. | 1 |
74 |
| Резервные уроки. | 1 |
|
| Часть 2 Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями |
62 |
75 |
| Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской. | 1 |
76 |
| Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии (гл. 8). Т | 1 |
77 |
| Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11). Т | 1 |
78 |
| Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение. | 1 |
79 |
| Внеклассное чтение. Мир детства. | 1 |
80 |
| Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция«Воробья». Житков и Маршак | 1 |
81 |
| Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). Т | 1 |
82 |
| Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»). | 1 |
83 |
| Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Т | 1 |
84 |
| Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского. | 1 |
85 |
| Внеклассное чтение. Современные чудаки. | 1 |
86 |
| Путешествие 10. Вокруг Маршака. | 1 |
87 |
| Внеклассное чтение. Современные детские журналы | 1 |
88 |
| Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4). | 1 |
89 |
| Е. Шварц «Два брата». Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8). | 1 |
90 |
| Е. Шварц «Два брата». Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение). | 1 |
91 |
| Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»). | 1 |
92 |
| Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). Т | 1 |
93 |
| Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). Т | 1 |
94 |
| Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). Т | 1 |
95 |
| Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»). | 1 |
96 |
| С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. | 1 |
97 |
| Обобщение. Проверочная работа № 6. | 1 |
98 |
| Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах). | 1 |
99 |
| Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. Т | 1 |
100 |
| Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. Т | 1 |
101 |
| Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Живая кукла наследника Тутти (ч. 2). | 1 |
102 |
| Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4). | 1 |
103 |
| Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». «Простые высокие истины» (обобщение). | 1 |
104 |
| Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»). Т | 1 |
|
|
IV четверть-32ч. |
|
105 |
| Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»). | 1 |
106 |
| А. Гайдар «Тимур и его команда». «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2). | 1 |
107 |
| А. Гайдар «Тимур и его команда». Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4). | 1 |
108 |
| А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение). | 1 |
109 |
| Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений(Н. Носов «Федина задача»). | 1 |
110 |
| Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»). | 1 |
111 |
| Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского | 1 |
112 |
| Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова. | 1 |
113 |
| Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | 1 |
114 |
| Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?». | 1 |
115 |
| Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др. | 1 |
116 |
| Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т | 1 |
117 |
| Стихи Э. Мошковской и Э.Успенского | 1 |
118 |
| Стихи Саши Чёрного и В. Долиной. | 1 |
119 |
| Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Т | 1 |
120 |
| Стихи Н. Матвеевой. | 1 |
121 |
| Внеклассное чтение. Любимые стихи. | 1 |
122 |
| Практикум «Учусь читать лирический текст». Т | 1 |
123 |
| Обобщение. Проверочная работа № 7. Т | 1 |
124 |
| Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1, 2). | 1 |
125 |
| Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Поиски снежного цветка (картины 3–5). | 1 |
126 |
| Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Мудрая сказка для малышей (картины 6–8). | 1 |
127 |
| Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»). | 1 |
128 |
| Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»). Т | 1 |
129 |
| Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина). | 1 |
130 |
| Обобщение. Берём интервью у детских писателей. | 1 |
131 |
| Обобщение. Берём интервью у детских писателей. | 1 |
132 |
| Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Т | 1 |
133 |
| Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать». | 1 |
134 |
| Обобщение За 4 класс | 1 |
135 |
| Повторение изученного материала | 1 |
136 |
| Урок-праздник | 1 |
|
|
|
|
|
|