разработка урока литературного чтения по теме С.Маршак "Ландыш"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Урок соответствует требованиям ФГОС. В технологическая карта урока включает работу по развитию УУД на каждом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
landysh.rar | 527.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока открытия новых знаний
Тема: С.Маршак «Ландыш»
- Цель: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш»;
- ввести в круг учащихся произведения С.Я. Маршака (стихи о природе);
- способствовать формированию способности у учащихся к полноценному восприятию поэтического произведения; обучению анализу стихотворения;
- помочь детям увидеть образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворения;
- закрепить понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение»;
- учить определять тему чтения;
- учить определять темп и тон чтения, соблюдать паузы и выделять логические ударения;
- развивать творческие способности детей – учить сочинять стихотворения, используя изученные приёмы.
- создать условия для развития речевой культуры учащихся; развития связной речи учащихся; выразительного чтения; для работы над уточнением значения слов.
- воспитывать интерес к чтению и литературному творчеству;
- учить пользоваться справочными книгами.
Оборудование: учебная презентация, дидактический материал к уроку, рабочая тетрадь на печатной основе для учащихся 3 класса, толковый словарь русского языка О.И. Ожегова, материал для рефлексии («Словарь настроений»), листы с творческим заданием,
Этапы урока | Цель | Ход урока | УУД Л - личностные П - познавательные Р - регулятивные К - коммуникативные |
1.Самоопределение к учебной деятельности(мотивация) | Выработать на личнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности |
- Пусть наш урок пройдёт под девизом: ( слайд) Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет он у вас, А сердце добрым будет. Настрой на урок (2 слайд) - В словаре настроений подчеркните, пожалуйста, слова, которые соответствуют вашему настроению к началу урока и обоснуйте. Посмотрим, как оно изменится к концу урока. (Выслушиваются ответы детей.) Словарь настроений: ОЖИДАЮЩЕЕ СПОКОЙНОЕ ПРИПОДНЯТОЕ ЛИКУЮЩЕЕ МЕЧТАТЕЛЬНОЕ ВОЛНИТЕЛЬНОЕ СДЕРЖАННОЕ ЭНЕРГИЧНОЕ БЕСПОКОЙНОЕ | Самоопроеделение к деят- ти –(Л); -смыслообразование (Л); --целеполагание-(П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К); |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | Но сначала мы вспомним, что мы знаем о С.Я.Маршаке. Да, это был писатель разностороннего дарования: драматург, сатирик, лирик, критик, детский поэт, переводчик, педагог и редактор. Индивидуальное сообщение Кондратенко Александр (Работа в группах) - Давайте вспомним стихи и сказки С.Я.Маршака. На партах у вас лежат карточки с отрывками из стихотворений. Вы должны вспомнить название стихотворения Раздаточный материал для игры «Вспомни!»
С толстой сумкой на ремне?
Принесла кусочек мыла И мочалку раздобыла, И водицы из котла В чайной чашке принесла.
А попали лодыри на каток.
Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзинку, картонку И маленькую собачонку.
Он надел сковороду.-
- Спи мышонок, замолчи!
Ты куда помчался вскачь? | -Мыслительные операции(обобщ, анализ, синтез, сравнение)-П; -Извлечение необходимой инф. из текста – П; Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П; -осознанное и произвольное речевые высказывание –П; - выполнение пробного задания –Р; -фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии-Р; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К . |
3.Постановска учебной задачи. | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | - Отгадайте загадку и попробуйте определить тему урока. Цветёт он майскою порой, - Что вы ждете от сегодняшнего урока. Сформулируйте цель и задачи урока. Познакомимся Повторим…. Расширим… Успешно справимся…. Оценим… Выявим трудности… - Что будем делать для достижения поставленных задач. (составление плана работы) - Сегодня у нас новые открытия поэзии. Мы будем читать стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш». Интересно, что оно нам откроет, чем удивит? | -Самоопределение –Л; - смыслообразование –Л; -мыслительные операции –П; -самостоятельное выделение и формирование цели-П; -поиск и выделение необходимой информ.-и-П. |
4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | Выразительное чтение стихотворения учителем с. 89-90 (Учитель читает медленно, останавливаясь на отдельных местах, как бы вдумываясь в них. После чтения пауза.) - Поделитесь своими мыслями, чувствами. (Ответы детей) - Когда вы будете читать стихотворение, обратите внимание на непонятные слова, подчеркните их. Работа по толковому словарю. Томиться, бутоны, венчики. Чтение вслух. Чтение и анализ лирического стихотворения. Каких 2 весенних образа вы увидели в стихотворении? (Образ леса, ландыша.) Прочитать те строчки, которые представляют образ леса? Какой вы увидели лес? (Черный, голый, сонный, с трудом просыпается, томится.) Он счастлив? (От сотворил нежный цветок – ландыш – это его творение.) Вы чувствуете, что он живой? (Подтвердите словами стихотворения.) Какой литературный прием использовал поэт? (Олицетворение.). Физкультминутка Ребята, а что вы еще чувствуете? (Запах ландыша.) В каких именно образах С.Маршак передает свое восхищение необыкновенным цветком? (С чем сравнивает он ландыш.) Какой поэтический прием использует поэт? (Метафора.) Кто помогает раскрыть венчики цветку? (Солнце – олицетворение.) Каким вы увидели ландыш? (Хрупкий, душистый, нежный, чистый.) Как называются эти образные определения? (Эпитеты.) Зачитать, как поэт передает чистоту и хрупкость цветка? Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Очарование цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным. Как лес относится к ландышу? (Чудо.) Как много нам открыл поэт? (В образе ландыша мы увидели большую картину весны) (П – Ф) Как надо читать это стихотворение? (Нежно, тихо.) | - смыслообразование –Л; -мыслительные операции –П; выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; -поиск и выделение необходимой информ.-и-П; Установление причинно – следств. связи-П; -сам-ое создание способов решения проблем тв-го и поискового хар-ра на основе метода рефлексивной деят- ти.-Р; -адекватное использование речевых средств для решения коммуник-ых задач-К; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К. |
5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоить учащимися новый способ действия. | Работа с обложкой к стихотворению 1) – Составим модель обложки к данному произведению, но прежде вспомним, с какими литературными жанрами мы уже знакомы. - Какой жанр обозначается данной фигурой (Показываю и т.д., дети отвечают). - Приведите примеры. (Ответы детей) 2) Выбор заданной информации из предложенной: - Перед вами макеты обложек.(в парах) - Выберите обложку, которая подходила бы к данному произведению. - Назовите жанр произведения. (Стихотворение) - Тема произведения (О природе). - Какой макет подходит к данному произведению? (Второй). | Извлечение из предметного текста необходимой информации-П; - Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П; -осознанное и произвольное речевые высказывание – П; Построение логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. | Чтение стихотворения детьми с выполнением задания в рабочей тетради № 2, с.30, расстановка логических ударений, пауз, подготовка к выразительному чтению. | - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; |
7.Включение в систему знаний и повторения | Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. | Выразительное чтение. (работа в группах) | Все познавательные УУД + контроль, корреция, оценка –Р,+ КУУД 1-4 этапов+ постановка вопросов К + все ЛУУД с 1по 4 этапы. |
8.Рефлексия деятельности | Оценить учащимися сорбственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий | - Какова была цель урока? - Достиг ли урок цели? Что нового узнали? Что же нам открыло, чем удивило это стихотворение? - Отметьте слова, которые соответствуют вашему настроению. Изменилось ли оно и почему? Целая корзина ландышей. Кому из ребят вы бы подарили сегодня цветок? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? Спасибо за урок. | Рефлексия способов и условий действий – П; -контроль и оценка способов своей деятельности-Р; -самооценка на основе критерий успешности-Л; - адекватное понимание успешности или неуспешности; -- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; - планирование успешного сострудничества-К - следование моральным нормам и этическим требованиям - Л |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка
Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...
Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....
разработка урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Прыжок"
Разработка урока литературного чтения, проведенного в 3-ем классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок соответствует требованиям ФГОС НОО....
разработка урока литературного чтения по теме Я . Тайц "По ягоды"
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Подготовлен в соответствие с требованиями ФГОС НОО....
Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "
В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы - синквейн, рефлексия эмоциональ...
Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»
Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....