Урок литературного чтения по теме А.Л. Барто "Помощница", "Игра в слова"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок проводится с использованием ИКТ и игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barto_urok.docx | 28.2 КБ |
prezentatsiya_barto.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1-м классе «Стихи А.Л. Барто "Помощница", "Игра в слова»
Цели урока:
- Познакомиться с творчеством А.Л.Барто и её произведением “Помощница”; воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
- Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.
- Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки.
Оборудование:
- Портрет А.Л. Барто.
- Карточки с заданиями.
- Мультимедийный проектор – презентация.
- Таблицы для оформления доски.
- Включение в учебную деятельность.
Учитель. Как вы думаете, для чего люди путешествуют?
Дети. Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.
Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие, и довольно необычное.
. Что вы узнаете нового, как называется страна, в которой мы побываем, вы скажете в конце путешествия.
Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадки.
Что за чудо – жёлтый дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! ( Автобус)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет)
Учитель. Итак, отправляемся в путешествие. (На доске появляется автобус и самолёт) Дети имитируют средство передвижения. Слайд 1
- Постановка целей и определение темы урока.
1 остановка. Слайд 2 (слово библиотека и слова все мы знаем…)
Учитель. Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется первая остановка:
Снаружи смотришь – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём,
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай! (библиотека)
Все мы знаем- Чтение- лучшее учение. На уроке почитаем, Много нового узнаем.
. В библиотеке выставка книг с произведениями А. Л. Барто. Дети рассматривают книги, рассказывают, кто какие читал, находят книги А. Л. Барто на книжных полках.
Учитель. Что вы знаете об А. Л. Барто, о ее творчестве?
Дети. А. Л. Барто писала стихи для детей. Слайд 3 (обложки книг Барто)
- Кто догадался, какая тема урока?
4 Слайд с надписью Стихи Агнии Львовны Барто. И портрет
- Стихи А. Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.
- Давайте попробуем определить цели сегодняшнего урока.
Цели:
- познакомиться с творчеством А. Л. Барто;
- учиться правильно, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.
3. Работа по теме урока.
2 остановка. «Детский сад»
Учитель. Всего несколько месяцев назад вы дошкольниками были и ходили… (дети дополняют) в детский сад. В стране, по которой мы путешествуем, тоже есть детский сад.
(Учитель прикрепляет к доске табличку с надписью «Детский сад»)
Учитель. Чем занимаются дети в детском саду?
5 Слайд игра «Продолжи стихотворение»
а)Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко, ...
б) Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу….
в) Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик…
г) Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.
д) Зайку бросила хозяйка, Под дождём остался зайка…..
- О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?
- Кто может прочитать наизусть? (“Зайка”).
- Как понимаете выражение “весь до ниточки промок”?
- Почему зайка остался на скамейке один?
- Как относится девочка к своей игрушке?
- Можно ли её назвать хозяйкой?
- С каким чувством вы слушали это стихотворение?
- Чему учат эти стихи?
( Беречь свои игрушки.)
Физкультминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
3 остановка. «Школа». Слайд 6 со словом школа, рисунки детей-школьников)
Стоит дом,
Кто в него войдет -
Тот ум приобретет.
Дети отгадывают загадку.
(На доске появляется надпись «Школа».)
Учитель. Ребята, в этой школе учатся герои стихов А. Л. Барто. Давайте с ними познакомимся. Мне думается, что некоторые из них чем-то похожи на вас.
(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)
В школу.
Учитель. Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?
- Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.
- Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.Слайд7
А | Н | М | О | И | Ц | О | П | Щ |
9 | 6 | 3 | 2 | 7 | 8 | 4 | 1 | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)
- Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).
- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.
Физминутка. Слайд 8 со словом физминутка
- Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете.
Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой.
г) Работа над стихотворениями “Помощница”, “Игра в слова”.
- Чтение стихотворения “Помощница” учителем.
- У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано в “Азбуке” (стр.104)
- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?
- Чтение стихотворения “Помощница” детьми. Анализ стихотворения.
- Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?
- Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)
- Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом? Слайд 9 с заголовком помощница и со словами ела конфеты, чай пила,пролила клей, мяукала с кошкой, посидела с мамой, пошла к бабушке)
(Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.
Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)
- Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.
- Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.
- Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? (Ответы детей. Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю).
- Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём. Он называется ирония.
- Скажите, как автор относится к своей героине?
(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).
Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.
- Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)
- Каково ваше отношение к Тане?(обобщение ответов детей)
- Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!
Подготовленные ученики читают наизусть стихотворение «Любочка» (Слайд10 с заголовком Любочка и девочка со скакалкой)
Любочка
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись! - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
-Что высмеивает поэтесса?
-Что посоветуете этой девочке?
Чтение стихотворения «Игра в слова»
- Что вы слышали нового?
а) чтение по строфам
б) выборочное чтение к иллюстрациям.
в) многозначность слова «ключ» Слайд 11 с заголовком Ключ и картинками дверной ключ, скрипичный ключ,родник
-Чему учат эти стихи?
Вывод: учат понимать и любить свой родной язык, родную природу
г)творческая работа Слайд 12(соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика, поиграйте словами)
Журчат ручьи, Красу несёт !
Весна идёт, Спешат грачи.
4. Рефлексия. Слайд 13
- Выберите и продолжите любое предложение.
а) На сегодняшнем уроке я узнал …
б) На этом уроке я похвалил бы себя за …
в) Сегодня я сумел …
5. Итог урока.
- Чему учат нас стихи А. Л. Барто?
- Стихи Агнии Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много. Они ждут вас, только надо быть внимательными и чуткими.
- Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро! Слайд 14
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первая остановка Все мы знаем- Чтение- лучшее учение. На уроке почитаем, Много нового узнаем БИБЛИОТЕКА
Стихи Агнии Львовны Барто
Вторая остановка «Детский сад»
Идет бычок качается, Вздыхает на ходу…. Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко,…. .......
Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик… Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу.
Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка……
Третья остановка «Школа»
А Н М О И Ц О П Щ 9 6 3 2 7 8 4 1 5
Помощница Ела конфеты Чай пила Пролила клей Мяукала с кошкой Посидела с мамой Пошла к бабушке
Любочка
Ключ
Красу несет! Спешат грачи . Журчат ручьи, Весна идет,
На сегодняшнем уроке я узнал…. На этом уроке я похвалил бы себя за……. Сегодня я сумел……
Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса
Урок по литературному чтению по теме: В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса(УМК "Школа России")...
Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс
Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...
Урок литературного чтения по теме "Слова, слова, слова... Борис Заходер. Дырки в сыре". 2 класс, УМК "Гармония"
Данный документ содержит конспект урока по данной теме и презентацию....
Урок литературного чтения по теме "Каким бывает слово?"
Урок обобщения и систематизации знаний по литературному чтению (учебник Е.И. Матвеевой)...
Урок литературного чтения по теме: «В. Осеева «Волшебное слово».
Урок литературного чтения В. Осеева "Волшебное слово"...
Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки "(урок – игра)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС, УМК "Гармония....
Урок литературного чтения по теме "Чтение слогов, слов, предложений с буквой «в». 1-й класс
Урок литературного чтения по теме "Чтение слогов, слов, предложений с буквой «в». 1-й класс...
- Мне нравится (1)