«Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Шкода Ольга Юрьевна

Технологическая карта урока литературного чтения №2.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

учитель начальных классов Шкода Ольга Юрьевна

Предмет

Литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века»

Класс

2

Тема урока

Обобщение темы «Сказки зарубежных писателей»

Тип урока

Урок контроля знаний и умений

Цель:

выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса и формированию УУД

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  1. 1..Формировать навык работы с текстами (смысловое чтение).
  2. 2. Ориентироваться в содержании произведений.
  3. 3.Уметь называть сказку по автору, по героям произведения.

1. Организовывать свое рабочее место.

2. Сохранять учебную задачу в своей деятельности  

3.Выполнять действие контроля и самооценки своей учебной деятельности.

1.Уметь самостоятельно формулировать обобщенный вывод.

2.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

3.  Расширять словарный запас.

1. Участвовать в деловой беседе.

2. Учиться отвечать на вопросы учителя и  задавать вопросы.

3. Организовать учебное сотрудничество с учителем, с учащимися, в паре.

1.Формировать позитивную мотивацию к

учебной деятельности учащихся.

2.Освоить роли ученика; проявлять  интерес к учению.

3. Развивать  коммуникативные умения, воспитывать  культуру общения, сотрудничества.

Решаемые учебные проблемы

Зарубежные или авторские сказки, сказки о природе, волшебные или о животных

Основные понятия, изучаемые на уроке

«заголовок», «сказка», «жанр», «автор», «тема», «информация»

Технологии

Здоровьесберегающие, ИКТ

Учебно-методическое обеспечение, оборудование

учебник,  тетрадь «Литературное чтение» автор Л.А.Ефросинина, компьютер и проектор.

Ход урока

1 ЭТАП. Организационный этап.

Задача: формирование у учащихся рефлексивных умений самоорганизации к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контроль за организацией рабочего места. Наблюдает за выполнением санитарно-гигиенических норм: правил посадки, соблюдением правильной осанки, уровнем шума. Настраивает учащихся на продуктивную работу, активизирует внимание и память учащихся.

Проверяют готовность к уроку.

2 ЭТАП. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задачи: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием и познавательных мотивов учебной деятельности

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – вызывающее противоречие: дает задание трудно выполнимое при имеющемся уровне знаний и умений. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их, мотивируя к учебной деятельности.

- Продолжаем наше путешествие в волшебный мир. Мы уже познакомились с героями сказок, оценили их поступки.  Как вы оцените свои знания? Достаточны ли они?

- Решим учебную задачу: один ученик сказал, что автор произведения «Сказка про трех поросят» - С.Михалков, второй ученик ответил — Н.Шерешевская, а третий сказал, что это русская народная сказка. А как думаете вы?

- Ваши мнения разошлись, поэтому надо еще раз обратиться к учебнику,  к книгам, к сказкам.

- Сегодня мы определим, каких знаний еще не хватает, где и как их добыть.

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

3 ЭТАП. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

Задача: актуализация имеющихся знаний, способов действия; развитие произвольного внимания и памяти, проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;

Деятельность учителя

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к проверке усвоения изученного материала.

1.Работа по учебнику. с. 70-71.

- Назови сказку по иллюстрации. Кто ее автор?

  • «Колосок»
  • «Как Миккель и Бамсе вместе поле возделывали.
  • «Бременские музыканты».
  • «Зимовье зверей».

- Какие сказки похожи между собой? В чем их сходство?

(содержанием)

- Какая сказка отличается от остальных? Почему?

- Назовите авторские сказки.

- Назовите народные сказки.

- Какая русская народная сказка похожа на норвежскую сказку?

Вывод: - Сказки разных народов похожи по содержанию. Они одинаково поучительные, интересные и веселые. Сказки бывают авторские и народные.

2.Беседа «Народная мудрость»

- Какая русская пословица подойдет к украинской сказке «Колосок»?

- Найдите и прочитайте ее (с. 42)

«Какие труды, такие и плоды».

- Какая русская пословица подойдет к сказке?

«Без труда — не выловишь и рыбку из пруда».

- А какая пословица подойдет к английской сказке «Как Джек ходил счастья искать»?

«Не мил и свет, когда друга нет»,

«Один за всех - все за одного».

- А к норвежской сказке «Лис Миккель и медведь Бамсе»?

«Вместе тесно, а врозь скучно»

- А к сказке Братьев Гримм «Бременские музыканты»?

«Нет друга — ищи, а нашел - береги».

«У страха глаза велики».

- Ну а к английской «Сказке про трех поросят»?

 «Смекалка на войне помогает вдвойне»,

«Где не возьмет топор — там возьмет смекалка».

Не рой другому яму – сам в неё попадёшь».

«Сделал дело – гуляй смело».

- Ответили правильно, теперь можно и поиграть.

Деятельность учащихся

 Включаются в работу, активизируют память.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).

Отвечают на вопросы учителя, добывают информацию в учебнике.

Динамическая минутка: 

Представьте, что вы участвуете в шоу «Юные артисты», покажите с помощью мимики, жестов: веселых мышат; испуганного разбойника; усталую собаку, хитрого лиса; растерянного медведя; радостных поросят; злого волка; поющего осла; печального кота, крикливого петуха

5 ЭТАП. Применение знаний и умений в новой ситуации

Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах, воспитание культуры делового общения.

Деятельность учителя

Предлагает задания на применение знаний и умений в новой ситуации, помогает комментировать учебные действия, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся.

Игра «Кто быстрее»

1.- Вспомните, ребята, какая сказка научила нас играть в одну очень хитрую игру?

Прочитайте отрывок из сказки «Лис Миккель и медведь Бамсе», как они играли в игру (с. 50-51)

- Как называлась игра?

- Игра «Кто быстрее назовет три дерева».

- Кто выиграл? Лис Миккель. Кто сможет тоже быстро назвать три дерева? (дуб, вяз, клен).

2.- Используя хитрый способ лиса, кто быстрее назовет трех животных?

(волк, еж, лис; бык, гусь, слон; лось, кот, тигр)

3.- Кто быстрее назовет героев сказок (Джек, лис, кот)

4.- Придумайте сами похожее задание.

Деятельность учащихся

Выполняют задания по предложенной теме.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6 ЭТАП. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов.

Аудио

запись отрывков из сказок

Слайд .

Деятельность учителя

Проверяет знания учащихся в игровой форме. Организует деятельность учащихся по самопроверке. Подводит итог, предлагает  вспомнить тему и задачи урока.

Проверочная работа.

- Прослушайте отрывки из сказок. Заполните таблицу, напишите название и автора сказки в соответствующей графе.

 - Будьте внимательны. В задании возможны ловушки. Возможны повторы или сказки из другого раздела.

Название

Автор

1.

«Бременские музыканты»

Братья  Гримм

2.

«Колосок»

Украинская

  народная сказка

3.

«Как Джек ходил счастья искать»

Английская  

народная сказка

4.

«Сказка про трех поросят»

Английская

 народная сказка

5.

«Вершки и корешки»

Русская народная сказка

Самопроверка.

- Сверьтесь с правильными ответами.

 

Оцените свою работу.

5 правильных ответов - отметка «5».

4 правильных ответа - отметка «4».

Меньше — надо еще раз перечитать сказки.

Игра-викторина «Я могу угадать это произведение»

 - Я начинаю говорить фразу «Я могу угадать это произведение» - если вы готовы назвать произведение, поднимайте руки. За правильный ответ — ключик. Кто думал также, тоже ставят себе ключик.

1. Я могу угадать название этого произведения ... по автору.

- Кто готов ответить? Итак, внимание. Автор: Братья Гримм. Сказка? («Бременские музыканты»)

2. Я могу угадать название этого произведения... по первому предложению.

- Кто готов ответить? Итак, внимание.

«Жил на свете мальчик». Сказка?

(«Как Джек ходил счастья искать»)

3. Я могу угадать название этого произведения... по последнему предложению.

- Кто готов ответить? Итак, внимание.

«С той поры все медведи стали ос пуще огня бояться». Сказка?

(«Поросятина и медовые соты»)

4. Я могу угадать название этого произведения.... по предмету.

- Кто готов ответить? Итак, внимание. Яблоко. Сказка? («Сказка про трех поросят»)

5. Я могу угадать название этого произведения по пословице.

- Кто готов ответить? Итак, внимание.

«Какие труды, такие и плоды». Сказка?

(«Колосок»)

Деятельность учащихся

Выполняют проверочную работу. Проверяют себя.

Используют приемы самопроверки полученных результатов.

Дают ответы на вопросы учителя.

7 ЭТАП. Итог урока.

Задачи: организовать фиксацию учащимися нового содержания и фиксацию  неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

.

Деятельность учителя

Предлагает оценить меру продвижения к цели и успехи класса в целом. Ведёт диалог, направленный на анализ учебной деятельности и обобщение.

Подведение итога урока:

- Пора подвести итог урока. Напомните мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой?

- Согласны ли вы, что мы ее выполнили?

- Считаете ли вы, что знания, которые получили на уроке, пригодятся вам в жизни?

- Какие умения мы отрабатывали на уроке?

- Учились работать с текстами, добывали информацию, читали, проверяли свои знания…

- Какие элементы урока вам были интересны? Подумайте, что хорошо получалось, а что не очень и почему.

- В чем вы ошибались?

- Чтобы вам хотелось узнать ещё по теме урока?

- Как узнать? Надо читать.

- Выставление отметок.

Деятельность учащихся

Анализируют работу класса в целом. Высказывают оценочные суждения.

8 ЭТАП Рефлексия.

Задачи: рефлексивный анализ и оценивание собственной учебной деятельности.

Карточки.

Деятельность учителя

Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Ведёт диалог, направленный на самооценку учащихся. Организовывает заполнение «ЛЕСЕНКУ ЗНАНИЙ» (на обратной стороне листочка)

-  Перед вами Лесенка знаний.

- На самом верху лесенки — ученик, который активно работал на уроке, знал ответы на многие вопросы.

- А на самом низу —  ученик, который не сможет ответить ни на один вопрос.

- А куда вы поставите себя? Нарисуйте себя. (Я)

- Я рада - большинство ребят активно работали на уроке, любят читать, знают много сказок, хорошо читали, значит смогут прочитать много новых книг.

Деятельность учащихся

Определяют степень своей работы.

Заполняют листы собственных достижений.

8 ЭТАП Домашнее задание по выбору:

- выбрать сказку из раздела или взять в библиотеке сказку по теме раздела, прочитать ее и рассказать о ней по плану с.72 учебника.

-  Спасибо за работу. Урок закончен.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сказки зарубежных писателей"

Урок литературного чтения 3 класс " Сказки зарубежных писателей" презентация к уроку . Литературное чтение "Начальная школа ХХI века" 3 класс. Презентация на весь урок....

Проект "Сказки зарубежных писателей"

Данная презентация является конечным продуктом к проекту учащихся 3 класса по разделу "Зарубежные писатели" курса литературное чтение....

Урок внеклассного чтения, посвящённого 385- летию Шарля Перро. Тема: "Сказки зарубежных писателей. Любимые сказки Ш.Перро."

В разрабортке  представлены: игра "Заморочки  из  сказочной бочки" (задания  по  сказкам зарубежных  писателей);  викторина  по  сказкам  Ш.Перро; ...

Урок литературного чтения 2 класс Тема: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

Данный урок является первым уроком в теме «Сказки зарубежных писателей». Он относится к урокам изучающего чтения и направлен на полноценное восприятие произведения на уровне усвоения его главной мысли...

План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовкимладшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, способствует общемуразвитию и воспитанию ребенка. Главной задачей курс...

Презентация "В гостях у сказки" по теме "Сказки зарубежных писателей".

Презентация может быть использована  на обобщающем уроке во 2 классе по теме "Сказки зарубежных писателей" ( программа "Начальная школа XXI века")....

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»...