Ход урока |
1 ЭТАП. Организационный этап. Задача: формирование у учащихся рефлексивных умений самоорганизации к учебной деятельности |
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Контроль за организацией рабочего места. Наблюдает за выполнением санитарно-гигиенических норм: правил посадки, соблюдением правильной осанки, уровнем шума. Настраивает учащихся на продуктивную работу, активизирует внимание и память учащихся. | Проверяют готовность к уроку.
|
2 ЭТАП. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Задачи: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием и познавательных мотивов учебной деятельности |
| Деятельность учителя Создает для учеников проблемную ситуацию – вызывающее противоречие: дает задание трудно выполнимое при имеющемся уровне знаний и умений. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их, мотивируя к учебной деятельности. - Продолжаем наше путешествие в волшебный мир. Мы уже познакомились с героями сказок, оценили их поступки. Как вы оцените свои знания? Достаточны ли они? - Решим учебную задачу: один ученик сказал, что автор произведения «Сказка про трех поросят» - С.Михалков, второй ученик ответил — Н.Шерешевская, а третий сказал, что это русская народная сказка. А как думаете вы? - Ваши мнения разошлись, поэтому надо еще раз обратиться к учебнику, к книгам, к сказкам. - Сегодня мы определим, каких знаний еще не хватает, где и как их добыть. | Деятельность учащихся Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)
|
3 ЭТАП. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. Задача: актуализация имеющихся знаний, способов действия; развитие произвольного внимания и памяти, проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; |
| Деятельность учителя Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к проверке усвоения изученного материала. 1.Работа по учебнику. с. 70-71. - Назови сказку по иллюстрации. Кто ее автор? - «Колосок»
- «Как Миккель и Бамсе вместе поле возделывали.
- «Бременские музыканты».
- «Зимовье зверей».
- Какие сказки похожи между собой? В чем их сходство? (содержанием) - Какая сказка отличается от остальных? Почему? - Назовите авторские сказки. - Назовите народные сказки. - Какая русская народная сказка похожа на норвежскую сказку? Вывод: - Сказки разных народов похожи по содержанию. Они одинаково поучительные, интересные и веселые. Сказки бывают авторские и народные. 2.Беседа «Народная мудрость» - Какая русская пословица подойдет к украинской сказке «Колосок»? - Найдите и прочитайте ее (с. 42) «Какие труды, такие и плоды». - Какая русская пословица подойдет к сказке? «Без труда — не выловишь и рыбку из пруда». - А какая пословица подойдет к английской сказке «Как Джек ходил счастья искать»? «Не мил и свет, когда друга нет», «Один за всех - все за одного». - А к норвежской сказке «Лис Миккель и медведь Бамсе»? «Вместе тесно, а врозь скучно» - А к сказке Братьев Гримм «Бременские музыканты»? «Нет друга — ищи, а нашел - береги». «У страха глаза велики». - Ну а к английской «Сказке про трех поросят»? «Смекалка на войне помогает вдвойне», «Где не возьмет топор — там возьмет смекалка». Не рой другому яму – сам в неё попадёшь». «Сделал дело – гуляй смело». - Ответили правильно, теперь можно и поиграть. | Деятельность учащихся Включаются в работу, активизируют память. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия). Отвечают на вопросы учителя, добывают информацию в учебнике.
|
Динамическая минутка: Представьте, что вы участвуете в шоу «Юные артисты», покажите с помощью мимики, жестов: веселых мышат; испуганного разбойника; усталую собаку, хитрого лиса; растерянного медведя; радостных поросят; злого волка; поющего осла; печального кота, крикливого петуха |
5 ЭТАП. Применение знаний и умений в новой ситуации Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах, воспитание культуры делового общения. |
| Деятельность учителя Предлагает задания на применение знаний и умений в новой ситуации, помогает комментировать учебные действия, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Игра «Кто быстрее» 1.- Вспомните, ребята, какая сказка научила нас играть в одну очень хитрую игру? Прочитайте отрывок из сказки «Лис Миккель и медведь Бамсе», как они играли в игру (с. 50-51) - Как называлась игра? - Игра «Кто быстрее назовет три дерева». - Кто выиграл? Лис Миккель. Кто сможет тоже быстро назвать три дерева? (дуб, вяз, клен). 2.- Используя хитрый способ лиса, кто быстрее назовет трех животных? (волк, еж, лис; бык, гусь, слон; лось, кот, тигр) 3.- Кто быстрее назовет героев сказок (Джек, лис, кот) 4.- Придумайте сами похожее задание. | Деятельность учащихся Выполняют задания по предложенной теме.
Высказывают и обосновывают свою точку зрения.
|
6 ЭТАП. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов. |
Аудио запись отрывков из сказок
Слайд .
| Деятельность учителя Проверяет знания учащихся в игровой форме. Организует деятельность учащихся по самопроверке. Подводит итог, предлагает вспомнить тему и задачи урока. Проверочная работа. - Прослушайте отрывки из сказок. Заполните таблицу, напишите название и автора сказки в соответствующей графе. - Будьте внимательны. В задании возможны ловушки. Возможны повторы или сказки из другого раздела. № | Название | Автор | 1. | «Бременские музыканты» | Братья Гримм | 2. | «Колосок» | Украинская народная сказка | 3. | «Как Джек ходил счастья искать» | Английская народная сказка | 4. | «Сказка про трех поросят» | Английская народная сказка | 5. | «Вершки и корешки» | Русская народная сказка |
Самопроверка. - Сверьтесь с правильными ответами. Оцените свою работу. 5 правильных ответов - отметка «5». 4 правильных ответа - отметка «4». Меньше — надо еще раз перечитать сказки.
Игра-викторина «Я могу угадать это произведение» - Я начинаю говорить фразу «Я могу угадать это произведение» - если вы готовы назвать произведение, поднимайте руки. За правильный ответ — ключик. Кто думал также, тоже ставят себе ключик.
1. Я могу угадать название этого произведения ... по автору. - Кто готов ответить? Итак, внимание. Автор: Братья Гримм. Сказка? («Бременские музыканты»)
2. Я могу угадать название этого произведения... по первому предложению. - Кто готов ответить? Итак, внимание. «Жил на свете мальчик». Сказка? («Как Джек ходил счастья искать»)
3. Я могу угадать название этого произведения... по последнему предложению. - Кто готов ответить? Итак, внимание. «С той поры все медведи стали ос пуще огня бояться». Сказка? («Поросятина и медовые соты»)
4. Я могу угадать название этого произведения.... по предмету. - Кто готов ответить? Итак, внимание. Яблоко. Сказка? («Сказка про трех поросят»)
5. Я могу угадать название этого произведения по пословице. - Кто готов ответить? Итак, внимание. «Какие труды, такие и плоды». Сказка? («Колосок») | Деятельность учащихся Выполняют проверочную работу. Проверяют себя. Используют приемы самопроверки полученных результатов. Дают ответы на вопросы учителя.
|
7 ЭТАП. Итог урока. Задачи: организовать фиксацию учащимися нового содержания и фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. |
. | Деятельность учителя Предлагает оценить меру продвижения к цели и успехи класса в целом. Ведёт диалог, направленный на анализ учебной деятельности и обобщение. Подведение итога урока: - Пора подвести итог урока. Напомните мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой? - Согласны ли вы, что мы ее выполнили? - Считаете ли вы, что знания, которые получили на уроке, пригодятся вам в жизни? - Какие умения мы отрабатывали на уроке? - Учились работать с текстами, добывали информацию, читали, проверяли свои знания… - Какие элементы урока вам были интересны? Подумайте, что хорошо получалось, а что не очень и почему. - В чем вы ошибались? - Чтобы вам хотелось узнать ещё по теме урока? - Как узнать? Надо читать. - Выставление отметок. | Деятельность учащихся Анализируют работу класса в целом. Высказывают оценочные суждения. |
8 ЭТАП Рефлексия. Задачи: рефлексивный анализ и оценивание собственной учебной деятельности. |
Карточки.
| Деятельность учителя Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Ведёт диалог, направленный на самооценку учащихся. Организовывает заполнение «ЛЕСЕНКУ ЗНАНИЙ» (на обратной стороне листочка) - Перед вами Лесенка знаний. - На самом верху лесенки — ученик, который активно работал на уроке, знал ответы на многие вопросы. - А на самом низу — ученик, который не сможет ответить ни на один вопрос. - А куда вы поставите себя? Нарисуйте себя. (Я) - Я рада - большинство ребят активно работали на уроке, любят читать, знают много сказок, хорошо читали, значит смогут прочитать много новых книг. | Деятельность учащихся Определяют степень своей работы. Заполняют листы собственных достижений.
|
8 ЭТАП Домашнее задание по выбору: - выбрать сказку из раздела или взять в библиотеке сказку по теме раздела, прочитать ее и рассказать о ней по плану с.72 учебника. - Спасибо за работу. Урок закончен. |