1.Мотивация. Самоопределение к деятельности. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки. | Приветствие. -Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. - Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? -Определите своё настроение. Приложение 1. Карточки для определения настроения и эмоционального состояния:
| Проверяют свою готовность к уроку.
-Внимание, память, полученные знания. Определят своё настроение с помощью карточек Приложение 1.
| На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД.
|
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
Цель: организовать деятельность по повторению признаков сказки. | 1. -Вспомним, какой раздел мы изучаем. - Как понимаете эту пословицу? - Вы знаете отличительные особенности сказки? Давайте их вспомним. Для этого выполним работу в парах. -Вспомним правила работы в парах. Задание: Подобрать к словам левого столбика слова-термины из правого столбика. Приложение 2.
Жили-были |
| Волшебный предмет | Стали жить-поживать |
| Зачин | В третий раз он закинул невод |
| Концовка | Скатерть самобранка |
| Троекратный повтор |
-Чья пара желает представить свою работу? -Оцените свою работу.
2.-Какие сказки раздела мы изучали? - Что объединяет эти сказки? - Как вы думаете, какие нравственные качества ценятся в сказках разных народов? - Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях? -Что можно узнать из сказок о жизни разных народов? Оцените свою работу на данном этапе. | -«Сказка мудростью богата»
Ответы обучающихся.
Правила работы в паре: 1. Один говорит, другой слушает. 2. Работать должны оба. 3. Свое несогласие высказывай вежливо. 4. Если не понял, переспроси. 5. Оцениваем работу в паре. 6. Сигналим о завершении работы.
Читают слова, выполняют задание.
Работа в парах.
Ответы. Оценка работы по эталону в оценочном листе. Приложение 3
-Татарская сказка «Мудрый старик». -Киргизская сказка «Мудрая девушка». -Русская сказка «Мудрая дева» -Мудрость. -Рассуждение обучающихся. | Умение работать в паре. Формируются коммуникативные УУД
Делают выводы в результате парной работы. Формируются познавательные УУД
Учащиеся извлекают информацию в системе знаний Формируются познавательные УУД
|
3.Формулирование темы урока. Постановка цели, задач урока. Цель: сформулировать тему урока, составить план урока. | 1.- - Мы познакомились уже с несколькими сказками из данного раздела. -Что объединяет все эти сказки? - Поднимите руки те, кто бы хотел продолжить знакомство со сказками разных народов? - Продолжим знакомство. -Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу «Где правда, там и счастье». - Как вы понимаете смысл данной пословицы? - Подберите слова, подходящие по смыслу к этой пословице» - Попробуйте доказать либо опровергнуть истинность данной пословицы. - Цель 1 определите? - А поможет нам корейская сказка «Честный мальчик» - Сформулируйте тему урока.
2.-Составим план урока.
- Оцените свою работу. |
Учат мудрости
Высказывания детей Честность, правда, счастье
Не сможем Доказать или опровергнуть слова пословицы -Сегодня мы познакомимся с новой мудрой сказкой. План 1.По заголовку определить тему произведения. 2.Имя автора. Определить сказка авторская или народная. 3. Работа с иллюстрацией 4. Предположения 5.Читаем произведение. 6. Анализ произведения 7.Делаем выводы. | Определяют и формулируют цель деятельности, составляют план действий по решению проблемы. Осуществляют действия по реализации плана. Формируются регулятивные УУД |
4. Работа с текстом до чтения. Цель: организовать деятельность учащихся по прогнозированию содержания сказки “Честный мальчик” по иллюстрации, заголовку и группе ключевых слов | 1.Работа с заглавием. -Прочитайте заглавие новой сказки. -Что можно узнать из заглавия сказки? -Кто автор сказки? -Кто из вас знает, как называется страна, в которой живёт корейский народ? - Верно, страна называется Корея, а корейцы - очень трудолюбивый народ. -Сделаем выводы.
2.Рассмотрим иллюстрацию на странице 28. -Кто герой сказки? -Как они выглядят?
-Где происходит действие?
-Что необычного увидели на иллюстрации?
-Можно ли предположить, какие отношения, добрые или злые между стариком и мальчиком? -Как догадались?
3.-Давайте попробуем предположить развитие событий в этой сказке, опираясь на ключевые слова. Тетрадь страница 35 № 1 Мальчик Дрова Горное озеро Топор упал в озеро Старичок Золотой топор Серебряный топор Награда за честность
-Кто готов поделиться с нами составленной сказкой. -Слова были у всех одинаковые, а содержание сказки разное. Почему? -Оцените свою работу. | Работа с учебником стр.28 -Главный герой мальчик и он честный. -Корейский народ. -Корея.
-Мы знакомимся с корейским фольклором. - Мальчик и старик. -Мальчик в длинной рубахе с поясом, в коротких штанах, старик в дорогом халате, на голове необычная шляпа, у старика длинная борода… -Действие происходит в лесу, на берегу озера или возле реки… -У старика борода, как волны, он похож на волшебника, в руках у него топор, необычная природа, цветущее дерево… - Отношения между стариком и мальчиком добрые, добрый взгляд, улыбка старика, старик обнял мальчика…
2-3 человека рассказывают получившуюся сказку. Высказывание детей.
| Развиваем умение слушать и понимать речь других. Формируются коммуникативные УУД
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Формируются регулятивные УУД
Ориентироваться на развороте учебника. Формируются познавательные УУД
|
6.Постановка проблемного вопроса. | -Постарайтесь вспомнить, из какой сказки эти слова: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». Давайте вспомним ещё одно литературное произведение. Откуда эти строки: «Козлик этот особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. Ростом он не выше стола»? – Я не случайно вспомнила эти два литературных произведения. -Читая сказку «Честный мальчик», постарайтесь найти сходные черты со сказкой Одоевского «Мороз Иванович» и сказом Бажова «Серебряное копытце». - Сегодня на уроке мы попробуем сравнить с вами русские народные сказки с корейской народной сказкой. ЦЕЛЬ 2 - Что такое сказка?
- Назовите признаки сказки.
| -В. Одоевский «Мороз Иванович».
-П. Бажов «Серебряное копытце».
Сказка – это жанр литературного произведения и имеет признаки. -Зачин, волшебство, троекратный повтор, добро побеждает зло, концовка. | Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Формируются личностные УУД.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Формируются познавательные УУД |
7. Работа с тестом во время чтения. Цель: формирование правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы | 1. Как называется начало сказки? - Какие зачины русских сказок вы знаете?
- Найдите зачин в корейской сказке, прочитайте.
- Что общее есть в этом зачине с зачином русских сказок? - Чем отличается? - Что это значит? - Послушайте начало сказки ( 1 абзац) и представьте то, что услышите. (читает учитель) - Какую картину вы увидели? - Что значит «на чужих работала»? - Легко ли жилось мальчику? Какие слова текста это подтверждают? - Согласна. Даже описание осенней природы, говорит о том, как мальчику нелегко: «…и листья опали, и холодный ветер зверюшек загнал в норки, а мальчику приходится идти в холод рубить дрова». - По настроению какую картинку увидели? - Предположите, что же сказочного может произойти дальше? (в чём волшебство, в чём троекратный повтор?)
-Давайте прочитаем сказку и сравним с нашими предположениями.
2.Самостоятельное чтение учащимися сказки “Честный мальчик”. – Прочитайте сказку “Честный мальчик” полностью и постарайтесь увидеть остальные признаки сказки. – Понравилась ли вам сказка? Поделитесь впечатлениями. - Подтвердились ли наши предположения? ( в чём?) -Кто герои сказки? -За что старик наградил мальчика? - Какие признаки сказки вы увидели в этом произведении?
- К какой группе сказок её можно отнести? Почему? - Мы убедились, что русские народные сказки похожи на корейскую сказку. - А для чего мы это делали? - Цель 2 достигнута.
3.Повторное чтение произведения (вслух, по абзацам), ответы на вопросы по содержанию сказки и деление её на части, озаглавливание частей, составление плана. -Давайте вместе прочитаем сказку, разделим её на смысловые части. (План постепенно появляется на доске ) Дети читают первую часть сказки до слов «Чем он теперь дрова рубить будет?»
1часть - Почему мальчику пришлось идти за дровами?
– Что случилось с мальчиком?
– Как отнесся к этому мальчик?
- Как это «топор дороже золота»? - Почему?
– Можно ли случившееся назвать “бедой”?
– Как бы вы озаглавили эту часть?
2 часть – Читаем дальше. Дети читают 2 часть до слов: “Сказал он так и под водой скрылся” – Что произошло? – Кто же этот старичок? – Как отнесся старичок к беде мальчика? Прочитайте.
– Как озаглавим эту часть?
3 часть – Продолжим чтение (Дети читают 3 часть сказки до слов: «– Вот мой топор, дедушка, – говорит») -Как старичок отнёсся к тому, что мальчик не взял ни золотой топор, ни серебряный? Найдите в тексте ответ. - Почему старичок ухмыльнулся?
– Как старичок выполнил обещание? - Почему старичок предлагал мальчику не его топор, а очень дорогие?
– Подберите название к 3 части.
4 часть – Давайте прочитаем сказку до конца. – Как понимаете выражение “Не позарился на серебро, да золото”? – Почему мальчик не взял себе чужого? - Зачем старичок отдал все три топора мальчику? Почему?
-Найдите слова, которые доказывают, что мальчик был не только честный, но и вежливый, добрый.
- Найдите концовку в корейской сказке?
- Что значит – не знали нужды?
- Что общего в концовках сказок?
-Как озаглавим 4 часть?
4. Параллельно ведётся лексическая работа со словами и словосочетаниями: -Топор дороже денег. -Усмехнулся в седую бороду. -Позарился. -Поблагодарил сто и тысячу раз.
5.Работа с текстом после чтения. а) Работа с планом. - Прочитайте наш план и скажите, для чего мы его составляли? 1. С мальчиком случилась беда. 2. Встреча мальчика со стариком. 3. Три топора. 4. Награда за честность.
- Как мы с ним можем поработать? - Это будет домашнее задание – подготовить подробный пересказ по плану. -Для чего необходимо понимать содержание?
-Назовите главную мысль сказки.
- Что же общего в сказке корейского народа и русских народных сказках?
-Есть ли в сказке отрицательные герои? | зачин - Жили- были … В некотором царстве, в некотором государстве… за тридевять земель, в тридесятом государстве… За горами, за долами, за высокими лесами… -Давным –давно жил в горном селении мальчик. - Слова «давным-давно».
-Горное селение. -Высказывания детей, рассматривание фотографии. -Отец умер, мать на чужих работала… - Высказывания детей.
-Грустную, печальную. -Высказывания детей .
-Высказывания детей. - Старик и мальчик. - За честность. - Зачин, Троекратный повтор, волшебные события, добрый конец. - Волшебная.
- Чтобы лучше понять произведение
Чтение с остановками.
- Отец умер, а мать с утра до ночи работала, и мальчик помогал матери зарабатывать деньги… -Он уронил топор в воду. - Он заплакал и подумал: «Чем он теперь дрова рубить будет?» - Он был ему слишком дорог. - Может он ему от отца достался и это был единственный топор, которым он мог рубить дрова) -Да, отец мальчика умер, а мальчику приходилось рубить дрова и продавать их на рынке, работать, как взрослому… -«С мальчиком случилась беда».
-Появился старичок. -Он волшебник. -А старичок и говорит: «Не горюй мальчик, найду твой топор». - «Встреча мальчика со стариком».
-Он «усмехнулся в седую бороду». -Был удивлён поступком мальчика. Ему понравилось, что мальчик не взял чужой топор. -Он нашел топор мальчика. - Проверял мальчика – возьмёт ли он чужое? Хотел проверить возьмет мальчик золотой топор и серебряный топор или нет? - «Три топора».
-Не хотел взять чужого.
-Он был честным. -Он наградил мальчика за его честность, добросовестность, трудолюбие, почтительность.
-«Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл». -И с тех пор не знали они с матерью нужды и горя.- -Не знали бедности, нищеты, недостатка, скудости… - Конец хороший, добро вознаграждено. - Награда за честность.
План 1.С мальчиком случилась беда. 2. Встреча мальчика со стариком. 3. Три топора. 4. Награда.
-Подготовить пересказ по плану…
Чтобы лучше понимать текст. Выделить главную мысль произведения… -Старичок наградил мальчика за его честность и трудолюбие. -Построение, есть главная мысль…
- Нет. |
Находить ответы на вопросы в тексте. Формируются познавательные УУД
Выразительно читать. Формируются коммуникативные УУД
|
9. Беседа о жанре произведения. Формулирование основной мысли сказки. Цели: Организовать деятельность учащихся по определению необходимого признака для сравнения содержаний нескольких произведений | - Вернемся к началу урока. - Похожи ли эта сказка и та, что мы придумали по ключевым словам? -Зачем взрослые рассказывают эту сказку детям? - Вернемся к эпиграфу нашего урока. Почему так говорят: «Где правда, там и счастье»
-Подходят ли это выражение к сказке? Можем ли мы утверждать, что «где правда, там и счастье?» Почему? -Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям? -За что старичок наградил мальчика? -Значит, чем схожа сказка «Честный мальчик» со сказками «Мороз Иванович» и «Серебряное копытце»?
Цель 1 реализована |
-Рассуждение обучающихся
- Счастлив тот, кто честен перед собой и перед другими людьми.
-За трудолюбие и честность.
-Дарёнку наградил козлик за доброту и заботу. -Рукодельницу наградили за трудолюбие и вежливость. -Четный мальчик бал награждён за честность, почтительность, трудолюбие. -Вывод честные и хорошие поступки всегда хорошо вознаграждаются. | Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Формируются личностные УУД.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Формируются познавательные УУД
|
10. Проверка понимания текста. Цель: формирование умений работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, находить ответы на поставленные вопросы, оценивать свою работу и работу товарищей | - Работать дальше будем по группам. Приложение 4 Какие правила работы в группе вы должны соблюдать? С чего начнете? 1 группа - Перед вами карточки, в которых перечисляются положительные и отрицательные характеристики качеств человека. Найдите и подчеркните в них те качества, которыми обладает главный герой произведения? - А кто главный герой произведения? Карточка: Отзывчивый, ленивый, почтительный, хитрый, вежливый, грубый, справедливый, искренний, жадный, добрый, смелый, уступчивый, любит мать, злой, заботливый, правдивый, внимательный, эгоистичный, честный, трудолюбивый, мудрый. - Прочитайте, какой мальчик в сказке. - Действительно, главный герой в этой сказке и отзывчивый, и правдивый, и почтительный, и вежливый, добрый, заботливый, внимательный, и честный, и трудолюбивый. 2группа Составление и анализ пословиц. (карточки) – Прочитайте внимательно отрывки пословиц и соберите их вместе. Подберите пословицы, подходящие к нашему произведению. Всяк правду хвалит, там и счастье. Где правда, да не всяк ее сказывает. Беден, да честен. Честность — самая лучшая привычка. Честность всего дороже. 3 группа. Подведите итог нашей работы. (работают у 1 стола с памяткой) - Кто автор нашей сказки?
- Докажите, что мы читали сказку (при помощи кластера).
- Назовите главных героев сказки.
- Какие события происходили в сказке? Проверим правильность составления плана.
- Оцените поступки героев. Какими были мальчик и старичок?
- Чему учит сказка? Как можно сформулировать её основную мысль? Проверим работу 2 группы.
4 группа Сказка мудростью богата. Какой мудростью богата эта сказка? Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней? Что для себя вы взяли из этой сказки?
5 группа Работа с текстом. За что старичок наградил мальчика: А) за трудолюбие Б) за честность и почтительность В) за честность и трудолюбие
-Вы справились с заданиями? -Оцените свою работу на данном этапе. | -Повторяют правила работы в группах: работает каждый на общий результат; в группе должен быть ответственный, один говорит, остальные слушают; свое несогласие высказывай вежливо; если не понял, переспроси | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Формируются коммуникативные УУД
Умение работать в группах. Формируются коммуникативные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке. Формируются регулятивные УУД |
11 Рефлексия. Цель: организовать деятельность учащихся по подведению итога. | -Мы достигли поставленной цели? -Что для этого вы делали? -Что понравилось? -Что было трудно?
Выращивание «дерева мудрости». Коллективная работа. - У мальчика в этой сказке главная черта – честность. У каждого из вас есть тоже главная положительная черта характера, которая помогает вам поступать всегда правильно, значит мудро. - Я предлагаю вам вырастить сейчас «дерево мудрости». На нём будут расти ваши положительные черты характера, которые помогают нам каждый день. Для этого возьмите лист дерева и напишите на нём свою лучшую черту характера. - Озвучьте по цепочке свою лучшую черту. - Я рада, что в нашем классе так много честных и добрых, мудрых детей, эти качества помогают быть нам счастливыми.
-С каким настроением уходите с урока? Оценить с помощью карточек. Приложение 1.
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Приложение 3 Оценочный лист ученика(цы) 2класса __________________ Литературное чтение «Честный мальчик» (корейская сказка) + могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю
№п\п | Критерии | Сам | Учитель | 1 | Знаю тему урока |
|
| 2 | Знаю цель урока |
|
| 3 | Знаю план достижения цели |
|
| 4 | Могу работать по плану |
|
| 5 | Могу хорошо читать текст |
|
| 6 | Умею отвечать на вопросы по тексту |
|
| 7 | Умею работать в паре |
|
| 8 | Умею работать в группе |
|
| 9 | Могу доказать свои высказывания |
|
| 10 | Могу оценить свою работу на уроке |
|
| 11 | Могу оценить работу своих товарищей |
|
|
|
-Дети высказывают своё мнение.
Показывают сигнальную карточку | Соотносят результат своей деятельности с целью. Формируются регулятивные УУД. |