Рабочая программа индивидуального обучения на дому по литературному чтению в 3 классе
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Программа предназначена для обучения детей-инвалидов дистанционным методом и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl._chtenie_obuch._na_domu.doc | 423.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 56» г. Курска
Рассмотрена Согласована Утверждена
на заседании МО учителей на заседании ШМС, на заседании педсовета начальных классов , протокол № 1 протокол № 8
протокол №1 от 28 .08. 2014 г. от 30.08.2014 г.
от 27.08.2014 г. Руководитель ШМС Введена в действие
Руководитель МО приказом № 81 от 30..08.2014 _________ Ю.П.Смирнова ______ Г. Н.Лихонина
Директор школы ___________ В.И.Панюков
Рабочая программа
индивидуального обучения на дому
Пашковой Дарьи Сергеевны, ученицы 3 В класса
и Боровлёва Артёма Алексеевича, ученика 3 А класса
по учебному предмету
«Литературное чтение»
на 2014-2015 учебный год
Разработала
Смирнова Юлия Павловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для индивидуального обучения на дому ученицы 3 В класса Пашковой Дарьи и ученика 3 А класса Боровлёва Артёма составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы курса «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса общеобразовательных школ Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой (год издания: 2014).
Изучение курса «Литературное чтение» направлено на достижение следующих
целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического от ношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Программа "Литературное чтение" имеет два основных направления:
- знакомство с лучшими литературными произведениями, разбор и анализ которых строится по законам искусства;
- формирование грамотного читателя, который умеет правильно и выразительно читать, понимать и переживать содержание прочитанного.
Отсюда вытекают два основных принципа построения программы - коммуникативно-речевой и литературно-художественный.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование у них всех видов речевой деятельности, и прежде всего на развитие навыка чтения: от чтения вслух (громко-речевой его формы) до чтения про себя.
Литературно-художественный принцип позволяет реализовать на уроках чтения основные литературные функции: эстетические, познавательные и нравственные, которые создают прочную основу для глубокого изучения и понимания литературного произведения как искусства слова, формирует заинтересованного читателя с широким кругозором, содействует нравственно-эстетическому и общему развитию младших школьников.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных
задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно - ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Программа рассчитана на 68 часов.
Содержание программы направлено на освоение обучающихся базовых знаний , формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения материала учебного курса:
основная
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2013.
- Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2014
- CD Электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановаой М.В. « Литературное чтение» 3 класс. - М.: Просвещение, 2013
дополнительная
- Блинова И.В. Внеклассное чтение. 3-4 классы. Учим играя ( задания, тесты, игры, викторины). – Волгоград: Учитель, 2007.
- Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: 3 класс: Дидактический материал. – М.: 5 за знания, 2013.
- Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имен. Библиографический справочник. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
презентации к урокам http://ppt4web.ru/pedagogika/sovremennyjj-urok.html
материалы к урокам литературного чтения http://nach-school.narod.ru/04.html
Форма получения образования - дистанционное.
Организационно-методические условия:
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.
Типы уроков могут быть сориентированы на ступень изучения определённого материала:
- урок изучения новой темы с первичным её закреплением;
- урок закрепления темы, урок рефлексии;
- урок обобщения и закрепления - в конце изучения темы, раздела;
- урок проверки знаний и умений – (диктант, грамматические упражнения, тесты и др.)
- комбинированный урок;
- урок – игра;
- урок-проект, презентации.
Для реализации системно-деятельностного подхода используются следующие:
- методы (репродуктивные, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, проектный);
- технологии (здоровьесберегающие, проблемно-диалогического обучения, ИКТ)
- формы организации учебной деятельности (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая).
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Основные содержательные линии
В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение литературного чтения при индивидуальном дистанционном обучении ученицы 3 В класса Пашковой Дарьи и ученика 3 А класса Боровлёва Артёма в 3 классе отводится по 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Требования к результатам освоения учебного предмета обучающимися
Личностные результаты:
- формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание программы.
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебными и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения), в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение). Рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Основные разделы - 68 ч.
Самое великое чудо на свете (1ч)
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество ( 6 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь ( 3ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели ( 13 ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь (3 ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (6 ч)
1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы ( 5 ч)
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь (3 ч)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое( 10 ч)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь ( 3 ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок ( 8ч)
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов ( 3ч)
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература ( 4 ч)
«Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Планируемые результаты освоения программы
«Самое великое чудо на свете»
знать:
- структуру учебника;
- приёмы ориентирования в учебнике;
-историю создания книг;
-отличия рукописной и печатной книги.
уметь:
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
«Устное народное творчество»
знать:
виды сказок и их структуру;
различные произведения устного народного творчества;
уметь:
приводить примеры произведений фольклора
(пословицы, загадки, сказки);
читать осознанно текст;
определять тему, главную мысль произведения;
пересказывать текст.
«Поэтическая тетрадь 1»
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
- изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.
уметь:
-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- находить в тексте слова и выражения для изображения
действующих лиц, природы и описания событий;
- понимать образные выражения, используемые в произведениях.
«Великие русские писатели»
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
уметь:
- заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов;
- выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
-определять тему и главную мысль произведения;
-пересказывать текст;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
-аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.
«Поэтическая тетрадь 2»
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
-отвечать на вопросы по содержанию произведения;
-характеризовать выразительные средства;
-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
«Литературные сказки»
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- отличие литературной сказки от фольклорной;
- имена, фамилии их авторов;
уметь:
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),
сказки народные и литературные;
- восстанавливать авторский текст по опорным словам;
- соотносить пословицы с характеристикой героя произведения
«Были – небылицы»
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
- отличие литературной сказки от фольклорной;
уметь:
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой
на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения
-воспринимать на слух и понимать художественные произведения
разных жанров;
-передавать их содержание по вопросам;
- уметь различать жанры художественных произведений.
«Поэтическая тетрадь 1»
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
-читать стихотворные произведения наизусть.
«Люби живое»
знать:
-основное содержание текста, их авторов;
- стили текстов, их различия.
уметь:
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- уметь пересказывать текст;
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему.
«Поэтическая тетрадь 2»
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: ритм, рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
«Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов
- понимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений;
уметь:
-участвовать в диалоге при обсуждении произведения;
-строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях)
- участвовать в литературных играх (инсценирование);
-оценивать события, героев произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).
«По страницам детских журналов»
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- названия нескольких детских периодических изданий;
- отличие журналов от книги.
уметь:
- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
-читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
-создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;
- ориентироваться в журналах.
«Зарубежная литература»
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных
произведений, их авторов.
уметь:
-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);
- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;
-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;
- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;
-выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
- наизусть не менее 15 стихотворений;
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
- уметь:
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- определять тему и главную мысль произведения;
- воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
- подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
- раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
- делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
- сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
- ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
- овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
- работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Календарно – тематическое планирование уроков учебного предмета « Литературное чтение», УМК «Школа России», 3 класс
Дата | № урока | Наиме-нование раздела про-граммы | Ко-ли-чество ча-сов | Тема урока
| Элементы содержания | Виды деятельности | Требования к уровню подготовленности обучающегося | Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов |
Самое великое чудо на свете (1 ч) | 1 | Рукописные книги Древней Руси. Составление рассказа по вопросам. Первопечатник Иван Фёдоров. Особенности ролевого чтения при передаче эмоционального состояния героя. С.4-12 | Беседа об истории создания книги и её роли в жизни человека; знакомство с понятием «рукописная книга» | Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи | Обучающийся должен знать: - структуру учебника; - приёмы ориентирования в учебнике; -историю создания книг; -отличия рукописной и печатной книги. уметь: - различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация); | |||
Устное народ-ное творчество | 1 | Устное народное творчество. Русские народные песни Докучные сказки. С.14- 21
| Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества; отработка характера прочтения произведения в зависимости от его смысловой нагрузки | Аудио запись «Русские народные песни» | ||||
Устное народ-ное творчество | 1 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Обучение анализу сказки. С.22-27 | Словесное составление портретов героев сказки; чтение по образцам | Обучающийся должен уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; | М.ф. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | |||
Устное народ-ное творчество | 1 | «Иван – царевич и серый волк». Анализ особенностей языка русской народной сказки. | Первичное знакомство со сказкой; беседа по усвоению содержания сказки; составление портретов героев на основе личных впечатлений | |||||
Устное народ-ное творчество | 1 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Подготовка к выборочному пересказу.С.28-38 | Выборочное чтение; чтение по ролям; работа над пословицами; деление текста на части | |||||
Устное народ-ное творчество | 1 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика главных героев. Нравственные уроки сказки С.40-49 | Анализ текста; выборочное чтение; развитие речи – составление описания волшебного коня; составление характеристики героев сказки с опорой на текст | М,ф. . «Сивка-бурка», | ||||
Устное народ-ное творчество | 1 | Обобщающий урок по теме: «Устное народное творчество». Проект: «Сочиняем волшебную сказку». С.51-58 | Творческая работа; работа с дополнительными информационными источниками (доп.литература, энциклопедии, дет.журналы); обучение приёмам обобщения и систематизации материала | |||||
Поэти-ческая тет-радь № 1 | 1 | Отличительные черты стихотворения и прозы. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» Особенности поэтического языка. С.62-63 | Анализ стихотворения; работа над образными средствами языка (эпитеты, олицетворение), приём «звукоподражания» (аллитерация); способы передачи эмоционального состояния автора (голос, мимика, жесты) | Обучающиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). Обучающийся должен знать\ понимать: – названия, основное содержание изученных литературных произведений; – имена, фамилии их авторов Обучающийся должен уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). обучающиеся должны знать\ понимать: – названия, основное содержание изученных литературных произведений; – имена, фамилии их авторов обучающийся должен знать\ понимать: – названия, основное содержание изученных литературных произведений; – имена, фамилии их авторов Обучающийся должен уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). обучающиеся должны знать\ понимать: – названия, основное содержание изученных литературных произведений; – имена, фамилии их авторов Обучающийся должен знать\ понимать: – названия, основное содержание изученных литературных произведений; – имена, фамилии их авторов Обучающийся должен уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). Обучающийся должен знать\ понимать: – названия, основное содержание изученных литературных произведений; – имена, фамилии их авторов Обучающийся должензнать\ понимать: – названия, основное содержание изученных литературных произведений; – имена, фамилии их авторов | Аудио запись | |||
Поэти-ческая тет-радь № 1 | 1 | А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь…». И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать…», «Встреча зимы». Образные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры. С.64-65 | Чтение и анализ стихотворений; работа над понятием «рифма», нахождение рифмы в стихах; работа над передачей настроения стихотворений | Аудио запись | ||||
Поэти-ческая тет-радь № 1 | 1 | И.З.Суриков «Детство», «Зима». Работа над интонацией в зависимости от содержания стихотворного текста. С.72-79 | Анализ стихотворения; выделение смысловых частей; работа над определением смысловой нагрузки каждой части и выбором соответствующей интонации | Аудио запись | ||||
Вели-кие рус-ские писате-ли
| 1 | А.С.Пушкин. Стихи из романа «Евгений Онегин «Уж небо осенью дышало» ,«Опрятней модного паркета» Особенности поэтических образов русской природы. | Расширение знаний о жизни и творчестве поэта; работа со стихотворными текстами; особенности поэтического языка; работа над интонацией | Выставка книг А.С.Пушкина | ||||
Вели-кие рус-ские писате-ли
| 1 | А.С.Пушкин Стихи из романа «Евгений Онегин «В тот год осенняя погода…», Отработка умений в нахождении слов в изображении природы. С.84-87. | Анализ стихотворения; выделение смысловых частей; работа над определением смысловой нагрузки каждой части и выбором соответствующей интонации | Аудио запись | ||||
Вели-кие рус-ские писате-ли | 1 | А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Зимнее утро». Сравнительный анализ произведений. С.88-91 | Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно читать |
| ||||
Вели-кие рус-ские писате-ли
| 1 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Первичное знакомство с произведением. С.92-108 | Работа по выявлению осмысленности читаемого текста; расширение и активизация словарного запаса; работа над описанием героев сказки | М.ф. «Сказка о царе Салтане...» | ||||
Вели-кие рус-ские писате-ли | 1 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев сказки. С.92-133 | Уточнение и обогащение словарного запаса; работа с энциклопедиями; работа с текстом с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос; сравнительный анализ с народными сказками | М.ф.«Сказка о царе Салтане…». | ||||
Вели-кие рус-ские писате-ли | 1 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Юмор в произведении. Образные выражения. Сравнение с народными сказками. | ||||||
Вели-кие рус-ские писате-ли
| 1 | И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна» Жанровые особенности басни. С.134-137 | Знакомство с биографией И.А.Крылова; беседа о возникновении жанра басни, её особенности на данном примере; образ Мартышки; мораль басни | Презентация «Писатели» | ||||
Вели-кие рус-ские писате-ли
| 1 | И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Выбор интонации в зависимости от отношения к героям. С.137-141 | Анализ басни; образы Лисицы и Вороны; отношение читающего к главным героям с обоснованием; ; мораль басни | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Вели-кие рус-ские писате-ли
| 1 | М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс», «Осень». Роль образных средств языка в поэзии. С.142-149 | Знакомство с биографией автора; чтение стихотворений с соблюдением орфоэпических норм; работа над характером | Аудио запись | ||||
Вели-кие рус-ские писате-ли
| 1 | Л.Н.Толстой «Детство», «Акула» Анализ содержания произведения. С.150-156 | Расширение знаний о жизни и творчестве писателя; анализ произведения; выборочное чтение; обмен мнениями с последующим предположением событий | http://nach-school.narod.ru/04.html | ||||
Вели-кие рус-ские писате-ли | 1 | Л.Н.Толстой «Прыжок». Анализ поступков героев. С.156-159 | Анализ текста; герои, главная мысль произведения; работа над восприятием и пониманием эмоционально-нравственных переживаний героев | |||||
Вели-кие рус-ские писате-ли | 1 | Л.Н.Толстой «Прыжок». Деление на части. Составление плана. С.156-159 | Аудио запись | |||||
Вели-кие рус-ские писате-ли
| 1 | Обобщающий урок по теме: «Великие русские писатели С.164-166 | Итоговая групповая работа по представлению и защите творческих проектов по теме раздела | Обучающийся должен уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; | http://nach-school.narod.ru/04.html | |||
Поэтическая тетрадь №2 ( 8 ч) | 1 | Изображение красоты природы в лирике Н.Некрасова «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»., с. 168 -170 | Знакомство с биографией поэта; чтение и анализ стихотворений; образные средства языка; работа над выразительным чтением | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение.
Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. | знать: - названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов; - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; - изобразительные художественные средства. уметь: -отвечать на вопросы по содержанию произведения; -характеризовать выразительные средства; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов; - выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). | Аудио запись | ||
Поэтическая тетрадь №2 | 1 | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Обучение творческому пересказу (перевод поэтического текста в прозаический). С.170-172 | Беседа о половодье весной; работа по содержанию произведения; деление на части; выявление отношения автора к герою при помощи слов и выражений; обучение пересказу текста с предварительным переводом в прозаический | Аудио запись | ||||
Поэтическая тетрадь №2 | 1 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово», И.А.Бунин «Густой ельник у дороги». Работа над выразительным чтением. Обобщение по теме: «Русская поэзия». С.173-178 | Знакомство и анализ произведения; работа с образными средствами языка; характер интонирования строк стихотворения в зависимости от героя | Аудио запись | ||||
Литера-турные сказки
| 1 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». «Сказка про храброго Зайца…». Взаимосвязь литературной и народной сказки. С.18-187 | Знакомство с биографией автора; части сказки; работа над понятием «присказка»; сравнение присказки с жанрами устного народного творчества; предположение событий сказки по её названию | Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; Декламировать стихотворения, небольшие отрывки Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения;
Иллюстрировать художественное произведение Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений; - отличие литературной сказки от фольклорной; - имена, фамилии их авторов; Обучающийся должен владеть навыком сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 55-60 слов в минуту уметь: -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; -создавать небольшой устный текст на заданную тему.
| http://nach-school.narod.ru/04.html | ||
Литера-турные сказки
| 1 | Проверка навыка чтения В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница». Первичное знакомство. С. 188-195 | Чтение и анализ событий и поступков героев; чтение эпизодов в лицах |
| ||||
Литера-турные сказки
| 1 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Обучение пересказу сказки в лицах. С.188-195 | Составление плана сказки на основании выделенных частей; характеристика героев сказки. | |||||
Литера-турные сказки
| 1 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Анализ сюжета произведения. С.196-207 | Знакомство со сказкой и её автором; тема и жанр произведения; анализ сюжета | |||||
Литера-турные сказки
| 1 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сопоставление с русской народной сказкой «Морозко». С.196-207 | Разные виды чтения; работа с иллюстрациями; сравнение со сказкой «Морозко»; работа с пословицами | http://nach-school.narod.ru/04.html | ||||
Литера-турные сказки
| 1 | Сказочные образы в стихотворениях К.Бальмонта. Работа над выразительным чтением. Обобщение и систематизация материала. С.208-211 | Определение жанровых особенностей стихотворений; обмен впечатлениями; работа над сказочными образами; словесное рисование и реальное | http://nach-school.narod.ru/04.html | ||||
|
| Часть 2. | ||||||
Были-небы-лицы. (13 ч) | 1 | М.Горький «Случай с Евсейкой». Характеристика главного героя. С.4-11 | Знакомство с понятиями «быль» и «небылица»; знакомство с биографией автора; чтение и анализ произведения; составление словесного портрета Евсейки | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. - отличие литературной сказки от фольклорной; уметь: -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения -воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров; -передавать их содержание по вопросам; - уметь различать жанры художественных произведений. Обучающийся должен знать\ понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | ||||
Были-небы-лицы. (13 ч) | 1 | К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Развитие сюжета. Главная мысль. С.12-24 | Чтение и параллельное выявление понимания прочитанного; определение темы, главных героев и второстепенных героев | |||||
Были-небы-лицы. (13 ч) | 1 | А.И.Куприн «Слон». Тема и проблема произведения. Деление на части. План рассказа. С.25- 40 | Знакомство с биографией автора; чтение рассказа, жанровые особенности | Аудио запись | ||||
Были-небы-лицы. (13 ч) | 1 | А.И.Куприн «Слон». Обучение составлению вопросов по содержанию. с.25-40 | Разные виды работы с текстом; разные виды чтения; характеристика героев и их поступков | |||||
Были-небы-лицы. | 1 | Обобщающий урок по теме: «Были-небылицы». Сочинительство мини-сказок. | Выявление эмоционального настроения произведений; развитие фантазии при помощи сочинительства мини-сказок «Неизвестные разговоры известных предметов» | Презентация http://ppt4web.ru/pedagogika/sovremennyjj-urok.html | ||||
Поэтическая тетрадь №3 ( 6 ч) | 1 | С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка», «Воробей», «Слон». Работа над выразительным чтением. | Краткие сведения об авторе; анализ стихотворений; отношение автора к своим персонажам; работа над интонированием стихотворений | Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, самостоятельно оценивать свои результаты | знать: - названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов; - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; - изобразитель-ные художественные средства. уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-читать стихотворные произведения наизусть. | Аудио запись | ||
Поэтическая тетрадь №3 | 1 | А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». Особенности мелодики стиха | Краткие сведения об авторе; определение жанровых особенностей произведений; работа над средствами выразительного чтения; | Аудио запись | ||||
Поэтическая тетрадь №3 | 1 | С.А.Есенин «Черёмуха». Словесное рисование на основе образных средств языка. | Знакомство с биографией автора; анализ образных средств языка и их роль в выборе интонации чтения; работа над выразительным чтением; словесное рисование пейзажа; | Аудио запись | ||||
Люби живое (25 ч) | 1 | М.М.Пришвин «Моя Родина». Работа над главной мыслью рассказа | Сведения об авторе; анализ произведения; ; работа над выразительным чтением рассказа | Объяснять выбор автором заглавия произведения Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Пересказывать текст подробно и выборочно. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения Иллюстрировать художественное произведение Пересказывать текст подробно и выборочно. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения Объяснять выбор автором заглавия произведения; Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации | знать: -основное содержание текста, их авторов; - стили текстов, их различия. уметь: -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); - уметь пересказывать текст; -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; -создавать небольшой устный текст на заданную тему. знать: -основное содержание текста, их авторов; - стили текстов, их различия. уметь: -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); - уметь пересказывать | Аудио запись | ||
Люби живое | 1 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Работа над главной мыслью рассказа. | Чтение и анализ произведения; выявление жанровых особенностей; работа с заголовком; составление характеристики героя с опорой на текст | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Люби живое | 1 | Знакомство с творчеством В.И. Белова «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Образ главной героини. | Чтение и анализ произведения; разные виды чтения; работа над формированием умения сознательно перечитывать фрагменты текста с целью переосмысления или получения ответа на вопрос; эмоциональное отношение к героине, нравственные уроки | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Люби живое | 1 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». Первичный анализ произведения. Пересказ с продолжением. | Знакомство с биографией автора; чтение частей и работа над осмыслением их содержания; выборочное чтение | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Люби живое | 1 | Б.С.Житков «Про обезьянку». Анализ содержания произведения. | Чтение и анализ рассказа; обсуждение в ходе организации диалога о взаимосвязи главной мысли со словами С. Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»; | |||||
Люби живое | 1 | Б.С.Житков «Про обезьянку». Работа над сжатым пересказом. | Разные виды работы с текстом; работа с иллюстрациями; особенности сжатого пересказа, подготовительная работу к сжатому пересказу | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Люби живое | 1 | В.Л. Дуров «Наша Жучка». Взаимоотношения человека и животного. | Сведения об авторе; обсуждение прочитанного; деление на части; изменение интонации в зависимости от эмоционального содержания части | Обучающийся должен уметь: – оценивать события, героев произведения Обучающийся должен знать: -основное содержание текста, их авторов; - стили текстов, их различия. | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | |||
Люби живое | 1 | Бережное отношение к природе в произведении В.П. Астафьева «Капалуха». | Анализ произведения; различные виды чтения; наблюдение за развитием сюжета; обсуждение роли смысловой нагрузки некоторых фраз в понимании эмоционального состояния героя | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Люби живое | 1 | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Характеристика главного героя. | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | |||||
Люби живое | 1 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Обсуждение изученных произведений; сравнительная характеристика произведений; | Обучающийся должен уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | |||
Поэти-ческая тетрадь № 4 ( 6 ч) | 1 | С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». А.Л. Барто «Разлука», «В театре». Составление рассказа на основе стихотворения. | Расширение знаний учащихся о творчестве поэта; анализ стихотворений; работа над выразительным чтением | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Объяснять выбор автором заглавия произведения; Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». | Обучающийся должен уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору Обучающийся должен уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору Обучающийся должен знать: -основное содержание текста, их авторов; - стили текстов, их различия.
знать: -основное содержание текста, их авторов; - стили текстов, их различия. уметь: -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); - уметь пересказывать | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||
Поэти-ческая тетрадь №4 | 1 | С.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка», «Котёнок». Передача настроения через осознание смысловой нагрузки произведений. | Сообщение об авторе; анализ стихотворений; обсуждение отношения детей к окружающему миру; образные средства языка | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Поэти-ческая тетрадь №4 | 1 | Обобщение и систематизация материала по изученному разделу. Сравнительная характеристика произведений. | Обсуждение тем, проблем, главной мысли произведений; создание эмоциональной окрашенности стихотворений; | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Соби-рай по ягодке – набе-рёшь кузовок | 1 | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Работа над пословицами. | Чтение и обсуждение прочитанного; составление текста-описания бабушки; работа над пословицами и их ролью в тексте | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Соби-рай по ягодке – набе-рёшь кузовок | 1 | А.П.Платонов «Цветок на земле». Характеристика главных героев. | Сведения об авторе; обсуждение прочитанного; словесное рисование; характеристика героев; чтение в лицах | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Соби-рай по ягодке – набе-рёшь кузовок | 1 | А.П. Платонов «Ещё мама». Воспитание любви и уважения к матери. | Чтение и анализ произведения; чтение в лицах; деление на части | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Соби-рай по ягодке – набе-рёшь кузовок | 1 | М.М.Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Взаимосвязь темы, заголовка и главной мысли произведения. | Сведения об авторе; чтение рассказа, определение жанровых особенностей; главная мысль, тема и заголовок произведения | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Соби-рай по ягодке – набе-рёшь кузовок | 1 | Юмор в произведении Н.Н.Носова «Федина задача». «Телефон». | Знакомство с биографией автора; обсуждение прочитанного; роль юмора в произведении; чтение в лицах | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Соби-рай по ягодке – набе-рёшь кузовок | 1 | Творчество В.Ю. Драгунского «Друг детства». Уроки нравственности. | Выявление умений самостоятельно анализировать текст, рассуждать; знакомство с понятием «прозаические произведения» | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Соби-рай по ягодке – набе-рёшь кузовок | 1 | Обобщение изученного материала по разделу. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | |||||
По страницам детских журна-лов
| 2 | Ю.И. Ермолаева «Проговорился». Юмор в произведении | Краткие сведения об авторе; обсуждение прочитанного; чтение в лицах; сравнительная характеристика произведений | Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале.
Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.
Пересказывать выборочно произведение.
Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| |||
По страницам детских журна-лов (8 ч) | 1 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». Составление вопросов по тексту. | Краткие сведения об авторе; обсуждение прочитанного; чтение в лицах; сравнительная характеристика произведений | Обучающиеся должны знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; Обучающийся должен владеть навыком сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту - названия нескольких детских периодических изданий; - отличие журналов от книги. уметь: - читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; -читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; -создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению; - ориентироваться в журналах. | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | |||
По страни-цам детских журна-лов | 1 | Проверка навыка чтения Г.Б.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Творческая работа. | Знакомство с биографией автора; чтение и обсуждение произведений; творческая работа по преобразованию речевого материала | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
По страни-цам детских журна-лов | 1 | Р.Сеф «Весёлые стихи». Составление весёлых стихов. | Краткие сведения об авторе; обсуждение эмоциональной окраски прочитанного; работа над выразительным чтением; коллективное заучивание отрывков | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Зарубежная литера-тура ( 10 ч) | 1 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Жанровое своеобразие мифа. | Знакомство с понятием «мифы»; жанровые особенности; сравнение: сказка-легенда-миф; знакомство с родиной мифов | |||||
Зарубежная литера-тура | Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Первичное знакомство. | Знакомство с биографией автора; знакомство с произведением | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | |||||
Зарубежная литера-тура | 1 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Иллюстрирование сказки. | Анализ произведения; характеристика героев; разные виды чтения; составление устных иллюстраций и зарисовок, передача состояния героя через цветовое решение | http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php | ||||
Зарубежная литера-тура | 1 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». | Обобщение и систематизация изученных произведений, авторов; игровая программа |
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Методическое обеспечение для обучающихся по предмету
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2013.
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2014
Методическое обеспечение для учителя по предмету
Л. Ф.Климанова. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс: пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2014
Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Сборник рабочих программ. 1-4 классы.
Кутявина С.В. и др. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
Кутявина С.В. КИМы. Литературное чтение. М.: ВАКО, 2013
Печатные пособия
Комплект «Портреты поэтов и писателей»
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник, 2000.
Детские книги разных типов из круга детского чтения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения на дому для обучающегося 3 класса (8 вид)
Программа составлена на основе коррекционной программа Воронковой (1 класс). Расчитана на 8 ч. в неделю: математика-1. русский -1, окружающий - 1, технология- 1, изо-1, башкирский язык-1, литературное...
Индивидуальное обучение на дому. Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение 3 класс
Индивидуальное обучение на дому. Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение 3 класс. УМК "Школа России"....
Рабочая программа обучения на дому. Литературное чтение. 4 класс
Обучение на дому . Рабочая программа....
Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Литературное чтение» для индивидуального обучения на дому
Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Литературное чтение» для индивидуального обучения на дому...
Индивидуальная карта развития учащегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью в условиях индивидуального обучения на дому.
В начальных классах знания учащихся с умеренной умственной отсталостью не оцениваются отметкой. Для того, чтобы выявитть индивидуальные достижения ученика, предлагаю карту развития, в которой уч...
Индивидуальная карта развития учащегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью в условиях индивидуального обучения на дому.
В начальных классах знания учащихся с умеренной умственной отсталостью не оцениваются отметкой. Для того, чтобы выявить индивидуальные достижения ученика, предлагаю карту развития, в которой учи...