Поет зима - аукает...
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
конспект урока по литературному чтению по программе "2100" в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_poet_zima_aukaet.doc | 415 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
в 3 классе на тему:
С.А. Есенин "Поет зима – аукает…"
Выполнила учитель начальных классов
Кутлуева З.М.
2015 г
Результаты деятельности:
Личностные результаты -
- учебно-познавательный интерес к изучению нового учебного материала;
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Межпредметные результаты:
Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
К.Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.
П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.
Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение.
Цель урока:
-Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…» и «Пороша»
-Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.
-Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.
-Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях.
-Слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях.
- Учить заботиться о птицах.
-Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.
-Воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть Р.Н.Бунеев ЕВ.Бунеева.
Портрет С.А.Есенина.
Картины зимней природы
Презентация к уроку
Ход урока: (Технологическая карта урока)
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организа-ционный момент 2.Актулиза ция знаний | Вот и прозвенел звонок Начинаем наш урок. - Послушайте и догадайтесь о каком времени года мы будем говорить. Если в деревне ночью холодно стало И ночь для него одеяло достала, Если снегом заботливо деревню одела Какое время года прилетело? - Что вам было задано на дом? ( нарисовать иллюстрации о зиме в нашей местности) -Посмотрите на свои рисунки и расскажите, что вам нравится в зимнее время Знакомство с содержанием раздела 7 Рассматривание разворота (стр. 50 -51) -Прочитайте, как называется раздел, который мы будем читать. Умеет ли зима петь? Почему эта строчка в кавычках? Это цитата. А из какого произведения взята эта цитата мы узнаем позже Что можно предположить по названию раздела и иллюстрации? (Будем читать и о зимней природе, и о новогоднем празднике, и о чём-то сказочном…) -Откройте тетрадь по литературному чтению на стр. 37. Ознакомьтесь с заданием, которое будем выполнять по мере чтения раздела. - Где можно использовать эти цитаты из текстов. (В своих сочинениях о зиме, которое мы будем писать, прочитав этот раздел) | Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей. |
3. Подготов ка к восприятию | - Слушание музыки Вивальди «Зима» (Слайд 1) Зима. Тихо в густом сосновом лесу. Всё покрыто белым блестящим покрывалом. Каждая сосна в сказочном зимнем наряде. - Давайте полюбуемся чудным зимним видом леса. - Наша зима, действительно разная. -Она и студеная, и с оттепелью, и с метелями, и с капелью, и снежная и с солнцем. Зимняя природа побуждает людей творить, художников –красками, композиторов – музыкой. А поэтов - словом. - Вот и мы сегодня встретимся с поэзией (словарь Ожегова) В словаре сказано, что поэзия это стихи, произведения написанные стихами.
| -Мы видим, как ласково солнце касается прямых стволов деревьев. Легко представить, что сам идешь по сосновому бору, чувствуешь прикосновение к щеке горячего солнечного луча, ощущаешь под ногами колючую сосновую шишку и вдыхаешь душистый запах смолы. |
4. Сообщение темы урока 5.Знакомст- во с биогра- фией С.А. Есенина | А гость наш русский поэт. (Слайд 2) - Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении: В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем От русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь – рассвет. Что-то есть в нем И от весенней Грусти, юности и чистоты… - Услышали вы фамилию поэта? ( Слайд 3) Посмотрите на портрет поэта. Какая у него тихая, грустная улыбка. Сергей Александрович Есенин родился в 1895г. В этом году исполнится 120 лет со дня его рождения. Родился он в Рязанской губернии в селе Константинове (Слайд 4) Село раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки. (Слайд 5) Рос как и все сельские мальчишки, лазал по деревьям ночевал в шалашах, скакал на лошади, любил ходить со взрослыми на охоту. Окончил церковно-учительскую школу, но как сам говорил о себе, учителем, к счастью не стал. Уже в 16 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены вечному – Родине, Матери, Природе, России, Любви. Сегодня мы познакомимся с двумя его стихами «Поёт, зима, аукает..», «Пороша» где воспевается русская зима. Вам надо постараться увидеть, услышать, прочувствовать каждую строчку, каждое слово стихотворения. | Учиться читать выразительно, определять чувства автора, продолжим работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением, будем учиться строить связный рассказ о своих впечатлениях. |
4. Работа над произведе-нием | А) Первичное восприятие. Послушайте стихотворение « Поет зима, аукает», а читает его сам автор С.А.Есенин - Какими впечатлениями вам хочется поделиться после чтения стихотворения? Что вам понравилось или огорчило? - Какое настроение у вас возникло? - Почему? - А все ли слова были понятны? Б) Словарная работа. Стозвон – звон 100 сосен. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Аукает – перекликается Сиротливые – без родителей Озябли – подберите синонимы к этому слову. Ставни – дощатые створки для прикрытия стёкол. Вихри – порывистые круговые движения ветра. (Слайды) В) Вторичное восприятие. Прочитайте стихотворение и подумайте, сколько в нём частей. (4 части) В стихотворении 4 строфы это 4 картины. И в каждой свои герои, чувства.
Чтение 1 строфы. Прочитайте 1 часть. Что делает зима? (аукает, баюкает, поёт) Есенин оживляет природу. - Как называется этот приём…( олицетворение.) - Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили? (Представили себе мохнатый лес под снегом? Он звенит на морозе. Деревьев много – и поэт нашёл удивительное слово «стозвон» Метель убаюкивает лес) Кругом с тоской глубокою, Плывут в страну далёкую Седые облака. (Слайд) (Увидели эти облака? «Седые» - значит какого они цвета? (Грязно–белые, сероватого, тусклого) Чтение 2 строфы. - Обратите внимание на ударения. Кто главный герой этой строфы? (Метелица) Автор ласково называет зиму метелицей - Почему автор сравнивает метелицу с ковром шелковым? (Послушайте ещё раз: «А по двору метелица ковром шелковым стелется. Но больно холодна..»Звук л повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шелковый, сравнение не случайно; шёлк – прохладная, холодящая ткань…) (Слайд 9) - Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление. - Первое название этого стих. было «Воробышки». Прочитайте про них. - С кем сравнивает воробьев? Почему? ( Автор хотел, чтобы мы пожалели этих маленьких пташек, потому что тревожится за них) - Этот прием называется…сравнение. - С каким чувством прочитаем эти строки? Чтение в парах. Физкультминутка. Вы – мои воробышки игривые Крылышки прижмите. Головки наклоните И чуточку поспите... Ну-ка пташки хватит спать Надо прыгать и играть. (Выполнение движений под музыку) Чтение 3 строфы. Озябли пташки малые Голодные, усталые И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешенным Стучит по ставням свешенным И злиться всё сильней. - Что вы представили? - Все слова, которые употреблены для большей выразительности со словом пташка (малые, голодные, усталые) называются… эпитеты (это определение, прибавляемое к предмету для большей выразительности) - Вы заметили, что сначала была метелица, а теперь вьюга. (Вот вам ещё одна песня зимы - бешеный рёв вьюги, стук открывшихся ставен) Выразительное чтение 3 строфы (в парах) Чтение 4 строфы. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого окна И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. - О чём мечтают воробышки, что им снится? (весна - В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны. - Для чего автор вводит в своё произведение образ весны? (её любят, ждут, она приносит тепло, весной природа пробуждается от зимнего сна) Какая весна у Есенина? (прекрасная красавица, ясная улыбка) (Слайд «Весна») - Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (с надеждой, верой) | Ответы детей. Ответы детей. (много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней - сто звон) (плавно, негромко, немного грустно) Выразительное чтение 1 строфы (2 ученика) Детки сиротливые. Они бедные, мамы, папы нет, жалко их. Выразительное чтение 3 строфы Ответы детей. (чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек) |
5. Работа над выразительным чтением стихотворения | - Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства. - Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение? - С каким чувством будем читать? -Все ли одинаково? - В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо? - А где будем делать небольшие остановки при чтении? - Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает? (Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается) Выразительное чтение | (О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о воробьишках - с чувством жалости, нежности и о весне - с радостью.) (Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.) (В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.) |
Работа над стихотворе-нием С. Есенина «Пороша»
| 1) Первичное чтение (вслух) Читает учитель. 2) Работа с текстом после чтения. - Что значит это слово пороша? - Какие однокоренные слова помогают объяснить? (запорошить, припорошить. Пороша – слой только что выпавшего снега) - Вас чем-то удивила иллюстрация к стихотворению. С кем поэт сравнивает сосну? (со старушкой) Как вы понимаете слово «клюка» (это палочка, которой пользуется пожилые люди, для опоры) -А кто этот невидимка, заколдовавший лес? (Мороз - Как вам показалось – эти стихотворения похожи? 3) Повторное чтение (про себя) -Задание. Перечитать стихотворение и постараться увидеть, что в нём зима другая. (Настроение более спокойное, светлое, в стихотворении больше жизни, шумят вороны, стучит дятел, звенят копыта лошадей; холодно тоже (слышны звоны), но не опасно (валит снег, стелет шаль) Есть и общее: поэт оживляет природу. 4) выразительное чтение |
|
8.Рефлексия деятельности | Какое из стихотворений понравилось больше? Почему? Что вы узнали о поэте Сергее Есенине? ( Любит зиму, природу, видит её красоту, умеет оживлять природу) Что мы делали? (Читали стихи, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям) Как бы вы оценили свою работу на уроке? | |
9. Домашнее задание | 1.Выучить наизусть одно из стихотворений. 2. Сделать выписки в тетрадь на страничку «Зима» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."
На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...
Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."
Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...
Презентация. С. Есенин "Поет зима, аукает..."
Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме С. Есенин "Поет зима, аукает..."...
Урок по литературе. Сергей Есенин "Поет зима - аукает"
Открытый урок по литературному чтению с использованием наглядного материала....
план-конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "С. Есенин "Поет зима аукает"
План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина....
Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».
Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»». Урок литературного чтения....
Урок литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин "Поет зима – аукает…"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин "Поет зима – аукает…", написанный в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке просматривается работа в парах, групповая работа, ме...