Поет зима - аукает...
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кутлуева Зульфира Мунировна

конспект урока по литературному чтению по программе "2100" в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_poet_zima_aukaet.doc415 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 в 3 классе на тему:

С.А. Есенин "Поет зима – аукает…"

Выполнила учитель начальных классов

Кутлуева З.М.

                                                                                     

2015 г

Результаты деятельности:

Личностные  результаты -

  • учебно-познавательный интерес к изучению нового учебного материала;
  • формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные результаты:

Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

К.Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.

П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение.

Цель урока:

-Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…» и «Пороша»

-Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.

-Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.

-Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях.

-Слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях.

- Учить заботиться о птицах.

-Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.

-Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть Р.Н.Бунеев  ЕВ.Бунеева.

Портрет С.А.Есенина.

Картины зимней природы                                                                                                                                  

Презентация к уроку

Ход урока: (Технологическая карта урока)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организа-ционный момент

2.Актулиза ция знаний

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

 - Послушайте и догадайтесь о каком времени года мы будем говорить.

 Если в деревне ночью холодно стало

И ночь для него одеяло достала,

Если снегом заботливо деревню одела

Какое время года прилетело?

 - Что вам было задано на дом? ( нарисовать иллюстрации о зиме в нашей местности)

 -Посмотрите на свои рисунки и расскажите, что вам нравится в зимнее время

Знакомство с содержанием раздела 7

Рассматривание разворота (стр. 50 -51)

-Прочитайте, как называется раздел, который мы будем читать.

 Умеет ли зима петь?

Почему эта строчка в кавычках? Это цитата.

А из какого произведения взята эта цитата мы узнаем позже

Что можно предположить по названию раздела и иллюстрации? (Будем читать и о зимней природе, и о новогоднем празднике, и о чём-то сказочном…)

-Откройте тетрадь по литературному чтению на стр. 37. Ознакомьтесь с заданием, которое будем выполнять по мере чтения раздела.

- Где можно использовать эти цитаты из текстов. (В своих сочинениях  о зиме, которое мы будем писать, прочитав этот раздел)

Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей.

3. Подготов ка  к  восприятию

- Слушание музыки Вивальди «Зима»   (Слайд 1)

Зима. Тихо в густом сосновом лесу.

Всё покрыто белым блестящим покрывалом.

 Каждая сосна в сказочном зимнем наряде.

  - Давайте полюбуемся чудным зимним видом леса.

  - Наша зима, действительно разная.

   -Она и студеная, и с оттепелью, и с метелями, и с капелью, и снежная и с солнцем.

 Зимняя природа побуждает людей творить, художников –красками, композиторов – музыкой. А поэтов - словом.

- Вот и мы сегодня встретимся с поэзией (словарь Ожегова)

 В словаре сказано, что поэзия  это стихи, произведения  написанные стихами.

  

 

-Мы видим, как ласково солнце касается прямых стволов деревьев. Легко представить, что сам идешь по сосновому бору, чувствуешь прикосновение к щеке горячего солнечного луча, ощущаешь под ногами колючую сосновую шишку и вдыхаешь душистый запах смолы.

4. Сообщение темы урока

5.Знакомст-

во с биогра- фией С.А. Есенина

А гость наш русский поэт.   (Слайд 2)

- Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении:

В этом имени – слово «есень».

 Осень, ясень, осенний цвет.

 Что-то есть в нем

 От русских песен –

 Поднебесье, тихие веси,

 Сень березы

 И синь – рассвет.

 Что-то есть в нем

 И от весенней

 Грусти, юности и чистоты…

- Услышали вы фамилию поэта?

  ( Слайд 3)

 Посмотрите на портрет поэта.

Какая у него тихая, грустная улыбка.

Сергей Александрович Есенин родился в 1895г.  В этом году исполнится 120 лет со дня его рождения. Родился он в Рязанской губернии в селе Константинове (Слайд 4)

Село раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки. (Слайд 5)

Рос как и все сельские мальчишки, лазал по деревьям ночевал в шалашах, скакал на лошади, любил ходить со взрослыми на охоту. Окончил церковно-учительскую школу, но как сам говорил о себе, учителем, к счастью не стал. Уже  в 16 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены вечному – Родине, Матери, Природе, России, Любви.

Сегодня мы познакомимся с двумя его стихами «Поёт, зима, аукает..», «Пороша» где воспевается русская зима. Вам надо постараться увидеть, услышать, прочувствовать каждую строчку, каждое слово стихотворения.

Учиться читать выразительно, определять чувства автора, продолжим работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением, будем учиться строить связный рассказ о своих впечатлениях.

4. Работа над произведе-нием

А) Первичное восприятие.                                                

Послушайте стихотворение « Поет зима, аукает», а читает его сам автор С.А.Есенин

- Какими впечатлениями вам хочется поделиться после чтения стихотворения? Что вам понравилось или огорчило?

- Какое настроение у вас возникло?

- Почему?

- А все ли слова были понятны?

Б) Словарная работа.

Стозвон – звон 100 сосен. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза.

Аукает – перекликается

Сиротливые – без родителей

Озябли – подберите синонимы к этому слову.

Ставни – дощатые створки для прикрытия стёкол.

Вихри – порывистые круговые движения ветра.  (Слайды)

В) Вторичное восприятие.

Прочитайте стихотворение и подумайте, сколько в нём частей. (4 части)

 В стихотворении 4 строфы  это 4 картины. И в каждой свои герои, чувства.

 

Чтение 1 строфы.

Прочитайте 1 часть.

Что делает зима? (аукает, баюкает, поёт)

 Есенин оживляет природу.

- Как называется этот приём…( олицетворение.)

- Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили? (Представили себе мохнатый лес под снегом?

 Он звенит на морозе. Деревьев много – и поэт нашёл удивительное слово «стозвон»  Метель убаюкивает лес) 

Кругом с тоской глубокою,

Плывут в страну далёкую

 Седые облака.                      (Слайд)  

(Увидели эти облака? «Седые» - значит какого они цвета?  

  (Грязно–белые, сероватого, тусклого)

Чтение 2 строфы.

- Обратите внимание на ударения.

Кто главный герой этой строфы? (Метелица)

Автор ласково называет зиму метелицей

- Почему автор сравнивает метелицу с ковром шелковым? (Послушайте ещё раз: «А по двору метелица ковром шелковым стелется. Но больно холодна..»Звук л повторяется  и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шелковый, сравнение не случайно; шёлк – прохладная, холодящая ткань…)

(Слайд 9)

- Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление.

- Первое название этого стих. было «Воробышки». Прочитайте про них.

- С кем сравнивает воробьев? Почему? ( Автор хотел, чтобы мы пожалели этих маленьких пташек, потому что тревожится за них)

- Этот прием называется…сравнение.

- С каким чувством прочитаем эти строки?

 Чтение в парах.

Физкультминутка.

Вы – мои воробышки игривые

Крылышки прижмите.

Головки наклоните

И чуточку поспите...

Ну-ка пташки хватит спать

Надо прыгать и играть.

(Выполнение движений под музыку)

Чтение 3 строфы.

Озябли пташки малые

Голодные, усталые

И  жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злиться всё сильней.

- Что вы представили?

- Все слова, которые употреблены для большей выразительности со словом пташка (малые, голодные, усталые) называются… эпитеты (это определение, прибавляемое к предмету для  большей выразительности)

- Вы заметили, что сначала была метелица, а теперь вьюга.

(Вот вам ещё одна песня зимы - бешеный рёв вьюги, стук открывшихся ставен)

Выразительное чтение 3 строфы (в парах)

Чтение 4 строфы.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

 - О чём мечтают воробышки, что им снится? (весна

 - В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны.

 - Для чего автор вводит в своё произведение образ весны? (её любят, ждут, она приносит тепло, весной природа пробуждается от зимнего сна)

Какая весна у Есенина? (прекрасная красавица, ясная улыбка)

(Слайд «Весна»)

- Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (с надеждой, верой)

Ответы детей.

Ответы детей.

(много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней - сто звон)

(плавно, негромко, немного грустно)

Выразительное чтение 1 строфы

(2 ученика)

Детки сиротливые.

Они бедные, мамы, папы нет, жалко их.

Выразительное чтение 3 строфы

Ответы детей.

(чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек)

5. Работа над выразительным чтением стихотворения

- Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства.

- Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение?

 - С каким чувством будем читать?

 -Все ли одинаково?

 - В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо?

 - А где будем делать небольшие остановки при чтении?

- Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает? (Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается)

Выразительное чтение

(О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о воробьишках - с чувством жалости, нежности и о весне - с радостью.)

(Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.)

(В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)

 Работа над стихотворе-нием  С. Есенина

«Пороша»

 

1) Первичное чтение (вслух) Читает учитель.

2) Работа с текстом  после чтения.

- Что значит это слово пороша?

- Какие однокоренные слова помогают объяснить? (запорошить, припорошить. Пороша – слой только что выпавшего снега)

- Вас чем-то удивила иллюстрация к стихотворению.

  С кем поэт сравнивает сосну? (со старушкой)

Как вы понимаете слово «клюка» (это палочка, которой

пользуется пожилые люди, для опоры)

-А кто этот невидимка, заколдовавший лес? (Мороз

- Как вам показалось – эти стихотворения похожи?

3) Повторное чтение (про себя)

 -Задание. Перечитать стихотворение и постараться увидеть, что в нём зима другая.

(Настроение более спокойное, светлое, в стихотворении больше жизни, шумят вороны, стучит дятел, звенят копыта лошадей; холодно тоже (слышны звоны), но не опасно (валит снег, стелет шаль) Есть и общее: поэт оживляет природу.

4) выразительное чтение

 

8.Рефлексия деятельности

Какое из стихотворений понравилось больше? Почему?

Что вы узнали о поэте Сергее Есенине? ( Любит зиму, природу, видит её красоту, умеет оживлять природу)

Что мы делали? (Читали стихи, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям)

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

9. Домашнее задание

1.Выучить  наизусть одно из стихотворений.

2. Сделать выписки в тетрадь на страничку «Зима»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."

На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов  о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...

Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...

Презентация. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме С. Есенин "Поет зима, аукает..."...

Урок по литературе. Сергей Есенин "Поет зима - аукает"

Открытый урок по литературному чтению с использованием наглядного материала....

план-конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "С. Есенин "Поет зима аукает"

План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина....

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Урок литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин "Поет зима – аукает…"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин "Поет зима – аукает…", написанный в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке просматривается работа в парах, групповая работа, ме...