рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического объединения начальных классов Протокол № 1 от 23 августа 2014г. Руководитель _______Г.Р.Насруллина | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «Соснинская основная общеобразовательная школа» _________Г.Ф Валиева « 25 » августа 2014 г.
| Утверждаю Директор МБОУ «Соснинская основная общеобразовательная школа» _____________ Г.Х. Котдусов Приказ № 190 от « 25» августа 2014 г
. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению для 1 класса
учителя первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Соснинская основная общеобразовательная школа»
Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Галиповой Гадилы Талгатовны
Принято на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 25 августа 2014 года
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для начальной школы, 1 класс, базовый уровень.
Программа разработана на основе
- Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)
- Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»(зарегистрирован 4 февраля 2011г.), зарегистрированный номер 19707;
- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
- Учебного плана МБОУ «Соснинская ООШ» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год, рассмотренного на педагогическом совете (протокол № 1 от25.08.2014 года) и утвержденного приказом №190 от 25.08.2014г.
- Образовательной программы МБОУ «Соснинская ООШ»;
- Программы по учебным предметам. 1-4 классы. Москва: Академкнига/ Учебник, 2012.
Учебники: 1. Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Азбука. 1 класс. Азбука. Учебник / под ред. Каленчук М.Л. - М.: Академкнига / Учебник, 2011. Чуракова Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник. - М.: Академкнига / Учебник, 2011;
- В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный №19993).
Программа разработана с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.
В основу программы положена концепция «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционными принципами доступности прочности усвоения знаний.
Обоснованность:
Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
Образовательная область:.
Предмет литературное чтение входит в образовательную область филологии.
Цели учебного предмета:
- Обучение детей первоначальному чтению на основе ознакомления с общими закономерностями устройства графической системы русского языка.
- Сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в дальнейшем уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.
При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки.
Развитие фонематического слуха и культуры произношения детей на уроках чтения достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов: наращивания и реконструирования слов.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).
Конкретные задачи 1-го класса определяются:
-необходимостью формирования потребности и мотива чтения (тексты должны нравиться и запоминаться, вызывать все возрастающее желание читать дальше и дальше, преодолевать технические трудности чтения ради получения удовольствия и удовлетворения познавательного интереса);
-начальными умениями и навыками чтения детей (предпочтение отдается стихотворной форме, которая близка детям по разным основаниям: короткая строка сообщает ребёнку при чтении большую уверенность в своих силах; рифма помогает «угадывать» слово, прибавляя уверенности в процессе чтения);
-логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам (первоклассники знакомятся с доступными возрасту малыми жанрами фольклора, с кумулятивной сказкой-цепочкой, с разнообразной авторской детской поэзией, с коротким авторским рассказом);
-актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей (многие фольклорные и литературные сюжеты рассматриваемых текстов носят игровой характер; большая часть текстов ориентирована на формирование у младшего школьника чувства юмора- наиболее доступной в этом возрасте формы эстетического чувства).
Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю).
Методической основой курса является традиционный аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и определяемое прнципами устройства графической системы русского языка: фонематическим и позиционным (слоговым), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.
Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.
Основные методы работы на уроке: беседа, объяснение, устный опрос, взаимопроверка; самоконтроль.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная.
Логические связи данного предмета с другими предметами: русский язык, математика, окружающий мир, история.
Предполагаемые результаты:
Должны знать/ понимать:
- Структуру родной речи, иметь образные представления, об единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых определенной последовательности, о словосочетании, предложении и тексте; о графических системах печатных и письменных букв русского алфавита; о форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;
- Должны иметь общее представление: о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка); об отличии фольклорного текста от литературного; об отличии поэтического текста от прозаического; о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов; о том, что такое рифма.
Знать: наизусть 3—4 стихотворения разных авторов; содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь: читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения); озаглавливать прослушанный текст; применять приемы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания; осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв; читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча; понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста; находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы); отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление»; самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Система оценки достижений учащихся:
Достижения учащихся оцениваются похвальными словами: «Молодец!», «Это хорошо!», «Правильно!», «Великолепно!», «Да!», «Хорошая работа», «У тебя получилось», «Так держать!» и др.
Учебно-тематический план
№ пп | Наименование разделов тем | Всего часов |
1 | Подготовительный период | 5 |
1.1 | Вводный урок. Знакомство с первой учебной книгой «Азбукой» | 1 |
1.2 | Речь устная и письменная. | 1 |
1.3 | Текст. Предложение. Слово. | 1 |
1.4 | Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, слова-помощники | 2 |
2 | Основной звукобуквенный период | 33 |
2.1 | Гласные звуки | 5 |
2.2 | Согласные сонорные звуки | 5 |
2.3 | Звук [й'] в начале слова и между гласными | 4 |
2.4 | Парные звонкие и глухие согласные звуки | 11 |
2.5 | Звук [й'] после разделительных мягкого и твёрдого знаков | 2 |
2.6 | Непарные глухие и твёрдые звуки | 6 |
3 | Заключительный период | 4 |
3.1 | В. Берестов «Верблюжонок». Г. Цыферов «Что у нас в дворе?». | 1 |
3.2 | Произведения о природе. «Белая акация» А. Блок. «Ветхая избушка» | 1 |
3.3 | Шуточные и игровые стихотворения для детей | 1 |
3.4 | Творчество С. Маршака. Б. В. Заходер «Песня игрушек» Алфавит | 1 |
4 | Устное народное творчество и литература | 6 |
4.1 | Волшебные предметы и помощники | 1 |
4.2 | Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка» | 1 |
4.3 | Законы докучной сказки. «Сказка про сороку и рака» | 1 |
4.4 | Секреты считалок | 1 |
4.5 | Тайны загадок . Как устроена загадка | 1 |
4.6 | Заклички: обращение к природе. Трудности скороговорок | 1 |
5 | Эмоциональный тон произведения | 2 |
5.1 | Созвучные хвосты слов. Г.Остер «Эхо» Д. Хармс, Н. Гернет «Очень - очень вкусный пирог» | 1 |
5.2 | Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) | 1 |
6 | Средства художественной выразительности | 4 |
6.1 | Шуточные стихи. И.Пивоварова. А. Дмитриев. Джеймс Ривз | 1 |
6.2 | Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка» | 1 |
6.3 | Звучащие стихи. Е.Благинина. А.Усачёв. Джеймс Ривз | 1 |
6.4 | Звукопись в поэзии и прозе. М.Горький «Воробьишко» | 1 |
7 | Жанры литературы | 3 |
7.1 | Считалка, скороговорка или дразнилка? | 1 |
7.2 | Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б.Заходер | 1 |
7.3 | Стихи про мальчиков и девочек. В.Лунин. Э.Успенский | 1 |
8 | Тайна особого зрения | 5 |
8.1 | Фантазия в литературе. Б.Заходер | 1 |
8.2 | Особый взгляд на мир. И.Токмакова. С.Козлов | 1 |
8.3 | Тайны особого зрения. С.Козлов «Туман» | 1 |
8.4 | Что видит и слышит поэт. С.Воронин «Необыкновенная ромашка» | 1 |
8.5 | Разговор с природой. И. Токмакова «Разговор синицы и дятла» | 1 |
9 | Искусство иллюстрации | 4 |
9.1 | Прибаутка и небылица | 1 |
9.2 | Дразнилка, прибаутка или небылица | 1 |
9.3 | Искусство иллюстрации. Что видит художник | 1 |
9.4 | Рифмующиеся слова и изображения. Подведение итогов. | 1 |
Содержание тем учебного курса
Подготовительный период (5 ч.)
Основные изучаемые вопросы.
Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.
Первичное представление о словах как структурных единицах языка. Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении: беседа, экскурсия.
Требования к знаниям и умениям обучающихся: учащиеся должны знать: на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст; знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита; уметь составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели.
Формы и вопросы контроля: фронтальный опрос.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся: выполнение тренировочных упражнений.
Региональный компонент: Татарские народные сказки.
Основной звукобуквенный период (33 ч.)
Основные изучаемые вопросы.
Отработка артикуляции гласных звуков как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух. Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг. Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем - знака транскрепции. Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.
Согласные звуки[м, н, л, р, й] как ртосмыкатели. Противопоставление сонорных согласных звуков по твёрдости-мягкости. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Усвоение форм печатных букв (строчных и заглавных), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки. Чтение закрытых неприкрытых слогов(ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний(ма, ну, ри) с твёрдыми и мягкими согласными звуками.
Работа (функция) букв «я, ё, е, ю» - обозначать два звука в начале слова и после гласных звуков в середине и на конце слова. Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, е, ю». Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов.
Отличие звонких и глухих звуков по признаку твёрдости-мягкости. Усвоение форм печатных (строчных и заглавных) букв: дД, тТ, зЗ, сС, гГ, кК, вВ, фФ, бБ, пП, жЖ, шШ. Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи-ши. Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.
Звуковой анализ слов со звуком [й'] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв. Звуковой анализ слов со звуком [й'], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных.
Отработка артикуляции непарных глухих звуков в процессе акцентрированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твёрдости-мягкости. Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение форм печатных (строчных и заглавных) букв: хХ, чЧ, щЩ, цЦ.
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении: беседа, совершенствование ЗУН, ответы на вопросы.
Требования к знаниям и умениям обучающихся: учащиеся должны знать: звуки русского языка делятся на гласные и согласные, согласные делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные - на ударные и безударные; слово представляет собой единство звучания и значения; слова делятся на слоги; основные слова называют предметы, их признаки, действия, неосновные служат для связи основных слов в предложении; устное высказывание членится на предложение и текст.
Уметь: акцентрированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них и давать полную характеристику; при анализе использовать практические приёмы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове; читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически; перекодировать звуковую форму слов из условно графической в буквенную и наоборот.
Формы и вопросы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся: выполнение тренировочных упражнений.
Региональный компонент: Русский язык как государственный язык Республики Татарстан.
Заключительный период (4 ч.)
Основные изучаемые вопросы
Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной. Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, делать выборочный пересказ. Умение находить и читать выборочно отрывки текста.
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении: беседа, совершенствование ЗУН, ответы на вопросы, чтение по ролям.
Требования к знаниям и умениям обучающихся: учащиеся должны знать: структуру русской речи, иметь образные представления: о единицах русского языка - звуке, слоге, слове; графических системах печатных букв русского алфавита. Уметь: читать печатный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальным для каждого ученика темпе; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывать отдельные части текста; озаглавить прослушанный текст.
Формы и вопросы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся: выполнение тренировочных упражнений.
Региональный компонент: Стихи татарских поэтов.
Устное народное творчество и литература (6ч.)
Основные изучаемые вопросы
Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении: беседа, совершенствование ЗУН, чтение по ролям, творческие работы.
Требования к знаниям и умениям обучающихся: учащиеся должны знать: смысл слова «докучать»; законы построения докучной сказки; особенности построения считалок; жанр «закличка», его особенности. Уметь: работать с книгой, находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; выразительно читать, сочинять докучные сказки; рассказывать считалки; различать потешки и считалки; разгадывать загадки, сочинять загадки; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста.
Формы и вопросы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся: выполнение тренировочных упражнений.
Региональный компонент: Татарское народное творчество.
Эмоциональный тон произведения (2 ч.)
Основные изучаемые вопросы
Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении: беседа, совершенствование ЗУН, чтение по ролям.
Требования к знаниям и умениям обучающихся: учащиеся должны знать: содержание произведения. Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведении. Уметь: определять приёмы выразительности в процессе анализа текстов; отличать прозаическое произведение от стихотворного.
Формы и вопросы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся: выполнение тренировочных упражнений.
Средства художественной выразительности (4 ч.)
Основные изучаемые вопросы
Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы. Жанровое разнообразие произведений: литературная сказка, стихотворение. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров. Участие в диалоге при обсуждении произведения.
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении: беседа, совершенствование ЗУН, чтение по ролям, ответы на вопросы, творческие работы.
Требования к знаниям и умениям обучающихся: учащиеся должны знать: наизусть одно из стихотворений; средства выражения авторского отношения к изображаемому; композиционные особенности кумулятивной сказки. Уметь читать по цепочке; высказываться о своем отношении к содержанию произведений; обнаруживать приём звукописи в прозаическом и поэтическом текстах.
Формы и вопросы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся: выполнение тренировочных упражнений.
Жанры литературы (3 ч.)
Основные изучаемые вопросы
Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении: беседа, ответы на вопросы, совершенствование ЗУН.
Требования к знаниям и умениям обучающихся: учащиеся должны знать: малые фольклорные жанры: считалка, скороговорка; наизусть одно из стихотворений. Уметь: различать малые жанры фольклора: считалку, скороговорку; находить средства художественной выразительности в тексте, выразительно читать юмористические произведения; читать по ролям; определять приёмы выразительности в процессе анализа текстов.
Формы и вопросы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся: выполнение тренировочных упражнений.
Региональный компонент: Произведения татарских поэтов.
Тайна особого зрения (5 ч.)
Основные изучаемые вопросы
Произведения современной отечественной литературы. Чтение наизусть. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Понимание содержания литературного произведения. Тема, главная мысль. Герои произведения. Правильность чтения: недопущение пропуска и замены слов. Выделение языковых средств художественной выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении: беседа, чтение по ролям, ответы на вопросы.
Требования к знаниям и умениям обучающихся: учащиеся должны знать: наизусть одно из стихотворений; иметь представление о стихотворном и прозаическом произведениях; о жанрах - рассказе, стихотворении. Уметь выразительно читать текст, задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них; читать по ролям.
Формы и вопросы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся: выполнение тренировочных упражнений.
Региональный компонент: Произведения татарских писателей.
Искусство иллюстрации (4 ч.)
Основные изучаемые вопросы
Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры. Выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении: беседа, совершенствование ЗУН, чтение по ролям.
Требования к знаниям и умениям обучающихся: учащиеся должны знать: жанровые особенности прибаутки и небылицы. Уметь выразительно читать, соотносить текст и иллюстрацию; понимать содержание прочитанного; находить в тексте парную рифму; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста.
Формы и вопросы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся: выполнение тренировочных упражнений.
Региональный компонент: Татарский фольклор.
Условные обозначения, используемые в тексте программы:
ЗУН - знания, умения, навыки.
Ожидаемые результаты формирования УУД по литературному чтению
к концу 1-го года обучения
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
-ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и в развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;
-работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.
В области коммуникатвных учебных действий обучающиеся научатся:
А) в рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте: распределить работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
Б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединиться к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
- обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
Календарно-тематический план
№ уро ка | Тема урока | К.-во часов | План. срок пров.урока | Факт. срок пров.урока | Примечание |
Подготовительный период | 5 | ||||
1 | Вводный урок. Знакомство с первой учебной книгой «Азбукой» | 1 | 03.09 | ||
2 | Речь устная и письменная. Сказка «Заюшкина избушка» | 1 | 04.09 | ||
3 | Текст. Предложение. Слово. Сказка «Колобок» | 1 | 11.09 | ||
4 | Слова-предметы. Живые и неживые предметы. «Доброе дело». | 1 | 12.09 | ||
5 | Слова-действия, слова-признаки, слова-помощники «Неудачная прогулка» | 1 | 18.09 | ||
Основной звукобуквенный период | 33 | ||||
6 | Звук [а], буквы А, а | 1 | 19.09 | ||
7 | Звук [о], буквы О, о | 1 | 25.09 | ||
8 | Звук [у], буквы У, у | 1 | 26.09 | ||
9 | Звук [э], буквы Э, э. Звук [ы], [и], буквы ы, И, и. | 1 | 2.10 | ||
10 | Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Слог. Ударение. | 1 | 3.10 | ||
11 | Звуки [м], [м'], буквы М, м. | 1 | 9.10 | ||
12 | Звуки [н], [н'] буквы Н, н | 1 | 10.10 | ||
13 | Звуки [л], [л'], буквы Л, л | 1 | 16.10 | ||
14 | Звуки [p], [p'], буквы Р, р | 1 | 17.10 | ||
15 | Звук [й'], буквы Й, й | 1 | 23.10 | ||
16 | Обозначение двух звуков [й'а] одной буквой «я» | 1 | 24.10 | ||
17 | Обозначение двух звуков [й'о] одной буквой ё | 1 | 30.10 | ||
18 | Обозначение двух звуков [й'у] одной буквой ю | 1 | 31.10 | ||
19 | Обозначение двух звуков [й'э] одной буквой е. Буква «ь» | 1 | 13.11 | ||
20 | Согласные звонкие звуки [д], [д'] Буквы Д, д | 1 | 14.11 | ||
21 | Согласные глухие звуки [т], [т'] Буквы Т, т | 1 | 20.11 | ||
22 | Согласные звонкие звуки [з], [з'] Буквы 3, з | 1 | 21.11 | ||
23 | Согласные глухие звуки [с], [с'] Буквы С, с | 1 | 27.11 | ||
24 | Согласные звонкие звуки [г], [г'] Буквы Г, г | 1 | 28.11 | ||
25 | Согласные глухие звуки [к], [к'] Буквы К, к | 1 | 4.12 | ||
26 | Согласные звонкие звуки [в], [в'] Буквы В, в | 1 | 5.12 | ||
27 | Согласные глухие звуки [ф], [ф'] Буквы К, к | 1 | 11.12 | ||
28 | Согласные звонкие звуки [б], [б'], глухие звуки [п], [п']. Буквы Б, б, П, п | 1 | 12.12 | ||
29 | Согласный звонкий твердый звук [ж], буквы Ж, ж | 1 | 18.12 | ||
30 | Согласный глухой твердый звук [ш], буквы Ш, ш | 1 | 19.12 | ||
31 | Звук [й'] после разделительного мягкого (ь) знака перед гласными «е, ё, ю, я» | 1 | 25.12 | ||
32 | Звук [й'] после разделительного твердого знака (ъ) перед гласными «е, ё, ю, я» | 1 | 9.01 | ||
33 | Согласные глухие звуки [х], [х']. Буквы X, х | 1 | 10.01 | ||
34 | Согласный глухой мягкий звук [ч']. Буквы Ч, ч | 1 | 16.01 | ||
35 | Считалки, скороговорки и потешки | 1 | 17.01 | ||
36 | Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ, щ | 1 | 23.01 | ||
37 | Сочетания букв ча-ща, чу, щу | 1 | 24.01 | ||
38 | Согласный глухой твердый звук [ц], буквы Ц, ц | 1 | 30.01 | ||
Заключительный период | 4 | ||||
39 | В. Берестов «Верблюжонок». Г. Цыферов «Что у нас в дворе?». | 1 | 31.01 | ||
40 | Произведения о природе. «Белая акация» А. Блок. «Ветхая избушка» | 1 | 13.02 | ||
41 | Шуточные и игровые стихотворения для детей | 1 | 14.02 | ||
42 | Творчество С. Маршака. Б. В. Заходер «Песня игрушек» Алфавит | 1 | 20.02 | ||
Устное народное творчество и литература | 6 | ||||
43 | Волшебные предметы и помощники | 1 | 21.02 | ||
44 | Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка» | 1 | 27.02 | ||
45 | Законы докучной сказки. «Сказка про сороку и рака» | 1 | 28.02 | ||
46 | Секреты считалок | 1 | 6.03 | ||
47 | Тайны загадок . Как устроена загадка | 1 | 7.03 | ||
48 | Заклички: обращение к природе. Трудности скороговорок | 1 | 13.03 | ||
Эмоциональный тон произведения | 2 | ||||
49 | Созвучные хвосты слов. Г.Остер «Эхо» Д. Хармс, Н. Гернет «Очень - очень вкусный пирог» | 1 | 14.03 | ||
50 | Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) | 1 | 20.03 | ||
Средства художественной выразительности | 4 | ||||
51 | Шуточные стихи. И.Пивоварова. А. Дмитриев. Джеймс Ривз | 1 | 21.03 | ||
52 | Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка» | 1 | 3.04 | ||
53 | Звучащие стихи. Е.Благинина. А.Усачёв. Джеймс Ривз | 1 | 4.04 | ||
54 | Звукопись в поэзии и прозе. М.Горький «Воробьишко» | 1 | 10.04 | ||
Жанры литературы | 3 | ||||
55 | Считалка, скороговорка или дразнилка? | 1 | 11.04 | ||
56 | Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б.Заходер | 1 | 17.04 | ||
57 | Стихи про мальчиков и девочек. В.Лунин. Э.Успенский | 1 | 18.04 | ||
Тайна особого зрения | 5 | ||||
58 | Фантазия в литературе. Б.Заходер | 1 | 24.04 | ||
59 | Особый взгляд на мир. И.Токмакова. С.Козлов | 1 | 25.04 | ||
60 | Тайны особого зрения. С.Козлов «Туман» | 1 | 2.05 | ||
61 | Что видит и слышит поэт. С.Воронин «Необыкновенная ромашка» | 1 | 8.05 | ||
62 | Разговор с природой. И. Токмакова «Разговор синицы и дятла» | 1 | 15.05 | ||
Искусство иллюстрации | 4 | ||||
63 | Прибаутка и небылица | 1 | 16.05 | ||
64 | Дразнилка, прибаутка или небылица . Итоговый тест | 1 | 16.05 | ||
65 | Искусство иллюстрации. Что видит художник | 1 | 22.05 | ||
66 | Рифмующиеся слова и изображения. Подведение итогов. | 1 | 23.05 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Должны знать/ понимать:
- Структуру родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых определенной последовательности, о словосочетании, предложении и тексте; о графических системах печатных и письменных букв русского алфавита; о форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;
- Должны иметь общее представление: о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка); об отличии фольклорного текста от литературного; об отличии поэтического текста от прозаического; о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов; о том, что такое рифма.
Знать:
- наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;
- содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
- читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);
- озаглавливать прослушанный текст;
- применять приемы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
- осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв.
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча;
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
- отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление»; самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Личностные результаты:
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметные результаты:
-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты:
-воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
-осмысленно, правильно читать целыми словами;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-подробно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ по картинке;
-заучивать наизусть небольшие стихотворения;
-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
-различать рассказ и стихотворение.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Азбука. 1 класс. Азбука. Учебник / под ред. Каленчук М.Л. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.
2. Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Азбука. 1 класс. Методическое пособие. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.
3. Чуракова Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник. - М.: Академкнига / Учебник, 2011;
4. Чуракова Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник. Хрестоматия. - М.: Академкнига/ Учебник, 2011;
5. Малаховская О. В. Литературное чтение: тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. -М.: Академкнига / Учебник, 2011;
6. Чуракова Н. А., Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.
Примерное итоговая проверочная работа для 1 класса по курсу литературное чтение.
Задание №1. Прочитай текст.
В лесу.
Наш лес большой. В лес пришли дети. .они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили. (44 слов)
Задание №2. Ответьте на вопросы текста.
- Кто пришёл в лес?
а) папы
б) взрослые
в) дети
- Боря и Андрюша собрали много….
а) подосиновиков и маслят
б) маслят
в) рыжиков и маслят
- Ёжика положили в…
а) корзину
б) шапку
в) сумку
- Кого уколол ёжик?
а) Борю
б) Яшу
в) Андрюшу
г) Юру
- Задание №3. Выпиши третье предложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...