К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
урок литературного чтения, 3 класс, программа "2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paustovskiy._chtenie_3_klass.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Литературное чтение 3 класс
Цель: Организовать первичное эмоциональное, эстетическое восприятие этого крупнообьемного произведения.
Учить выразительности чтения.
Развивать в детях чувствительное отношение к действительности, формировать личностное видение окружающего мира.
Развитие творческого воображения через слово, музыку, живопись.
Оборудование: Портрет К.Г. Паустовского, Эдварда Грига, грамзапись пьесы Грига «Утро», таблица со словами из текста.
Ход урока.
1. Вступительная беседа.
- На прошлом уроке чтения я вам прочитала замечательное произведение К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Мы знаем, ребята, что Паустовский написал много книг о природе, но он писал также о замечательных людях (показываю портрет Паустовского).
Прочитайте хором эпиграф нашего урока - «Волшебник и великий музыкант»
О ком эти слова?
Чьи эти слова?
Да, мы должны быть благодарны писателю Паустовскому за то, что он подарил нам замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Эдварде Григе - этом добром «волшебнике и великом музыканте» (показываю портрет Э. Грига).
Оба они, и Паустовский и Э. Григ - великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времен будут признательны им за это.
2. а) Слушание музыки
- А сейчас, мы внимательно послушаем пьесу Эдварда Грига «Утро».
Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы почувствовать и понять музыку, её нужно слушать в тишине (звучит грамзапись)
б) Беседа после прослушивания
Музыка успокоила нас. Она может и развеселить и вызвать другие глубокие чувства, т.к. музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть всё богатство красок природы. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.
- Найдите в тексте строки, где описывается, что услышала Дагни в музыке (чтение отрывка учеником).
- Дагни была благодарна композитору, сочинившему музыку. А можно ли назвать Дагни чувствительной?
в) Словарная работа (вывешиваю таблицу)
Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген | Эдвард Григ, Дагни Педерсон, Хагеруп, Магда Нильс |
- Среди слов, записанных на таблице, найдите имя композитора.
(Эдвард Григ - великий норвежский композитор. Музыка его проникнута любовью к своей Родине).
Слова первой группы говорят нам о месте действия рассказа (чтение вслух)
Слова второй группы называют нам героев рассказа (чтение хором)
3. Разбор произведения по частям.
1) чтение первой части рассказа.
«Встреча Грига с девочкой Дагни в осеннем лесу»
Чтение первого эпизода «Григ в лесу» (5абзацев)
- Что делал в лесу композитор Григ?
- Зачем он приходил сюда не однажды?
- Зачем пришла в лес дочь лесника? (высказывания детей)
Композитора Э. Грига вдохновляет красота осеннего леса, грибной воздух, зелёные пряди мха, золото и медь листьев, осенний наряд.
2) Работа по иллюстрации в учебнике.
- Можно ли сравнивать с нашей природой? (у нас такие же горы, леса, но только нет моря).
3) чтение второго эпизода - разговор Грига и Дагни (чтение по ролям)
- Что в разговоре самое главное? (Григ придумал сделать девочке подарок).
- А почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?
(Дагни понравилась Григу. Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках. Она мила, красива. Она чуткая, нежно думает о старом дедушке. А главное, что могло понравиться Григу, это то, что девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.)
- Что надеялась получить в подарок Дагни?
- Почему Э. Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением.
(Подарки - вещи легче дарить, а Григ задумал сложный духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.)
- Сколько лет тогда будет Дагни? (18 лет)
4) Чтение и анализ второй части рассказа.
«В доме композитора Э. Грига» (чтение второй части, 5 абзацев)
- Что было украшением дома?
- Прочитайте 2 абзац с описанием зимы в Бергене. Обратите внимание, что писатель оживляет природу. Этот приём называется олицетворением.
- О чём была написана Григом музыка?
Чтение 2 части до конца.
- Кто и как слушал музыку Грига?
5) Чтение и анализ 3 части. «Дагни приезжает в город к родственникам»
- Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала? Кем были родственники, к которым приехала девушка?
- Что особенного было в комнате тёти Магды?
6) Чтение и анализ 4 части. «Дагни в театре и на концерте» (чтение учащимися)
- Куда любила ходить Дагни в городе?
- Почему она плакала после театральных спектаклей?
- Приходилось ли вам плакать, когда вы смотрели фильм.
(Дагни осталась такой же милой, чуткой, впечатлительной, какой была в детстве).
Кто знает, что такое «белые ночи»
(На севере в начале лета бывают белые ночи. В нашей стране их тоже можно наблюдать. Ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт. А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга «Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса» (продолжение чтения)
- Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Э.Грига?
(Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что Григ умер, и, она не сможет ему сказать «спасибо» за чудесный подарок).
- Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?
4. Обобщающая беседа.
- Как вы поняли: счастливый или нет конец у этого рассказа?
- Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая Э.Грига. (Чтение последних двух строчек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."
Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...
Презентация к уроку .К.Паустовский"Корзина с еловыми шишками".Великий сказочник и музыкант Э.Григ.
Бинарный урок: чтение и музыка....
Презентация. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Презентация содержит в себе фотографии и краткую биографию Э. Грига, У К. Паустовского есть замечательный рассказ об Э. Григе, под названием "Корина с еловыми шишками". А так же прилагаетс...
Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Первый урок по произведению. После скачивания объедините, пожалуйста, все части в одну презентацию. Песня Сольвейг, фрагменты фильма: http://www.youtube.com/watch?v=9TWckPbKWsE или htt...
К Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Данное произведение изучается на уроках литературного чтение по программе УМК "школа 2100" для 3 класса....
Литературное чтение К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Литературное чтение 3 класс. Научить детей выражать эмоциональный отклик. Создание ситуации осознанности к пониманию, что подарки бывают не только материальные, но и духовные....
Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Среди произведений литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...