Информационно-коммуникационные технологии -новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся.
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Коновалова Галина Александровна

Изложение -     один из видов работы по развитию связной речи. В основе него лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного, (исходного). При проведении изложений я активно использую ИКТ на всех этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Применение ИКТ на уроках 149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ИКТ на уроках развития речи в начальных классах

Одна из актуальных проблем развития младшего школьника в современных условиях - это уровень развития связной речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Информационно-коммуникационные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся. Формы использования ИКТ в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, группами, и индивидуальная работа за компьютером.

Изложение -     один из видов работы по развитию связной речи. В основе него лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного, (исходного). При проведении изложений я активно использую ИКТ на всех этапах урока.

Структура урока обучающего изложения


1 .Объявление темы, постановка цели.   (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).

2. Вступительное слово учителя, цель    которого – подготовить к восприятию текста, создать необходимый эмоциональный настрой.

На данном этапе работы открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально: большое количество художественных иллюстраций, фотографий и "наложенные на изображение" музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоение учеником материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность привлечь внимание детей и повысить интерес сочетанием цвета, звука и графических возможностей компьютера

3.Чтение текста (выразительное, отражающее замысел автора, созвучное вступительному слову)    Выведение текста на большой экран  в виде слайда даёт ученикам      возможность лучшего восприятия текста  по сравнению с текстом, написанным от руки на доске.

4. Анализ текста. На этом этапе  современные возможности компьютера предоставляют широкий простор для различных методов работы с текстом (выделение частей текста, работа с деформированным текстом, распространение текста, выведение на экран различных вариантов плана). Можно организовать групповую и индивидуальную работу учащихся.

5. Орфографическая подготовка.     Слова с пропущенными  изученными орфограммами выводятся на слайд. Использование ИКТ позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствует    совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяет индивидуализировать процесс обучения;· повышает интерес к урокам русского языка

6. Самостоятельная работа учащихся.  На слайд одновременно можно вывести план, опорные слова, слова для справок, что позволяет учащимся успешно выполнить  работу.

Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ 

  1. Составление предложений из слов, по картинке, по схеме, по опорным словам;
  2. Составление текста, рассказа по вопросам;
  3. Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.
  4. Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.
  5. Рассказ по цепочке.
  6. Сочинение по картинам
  7. Изложение

Каков результат использования мультимедиа технологий?

  1. развитие  познавательных способностей и мотивации;
  2. развитие творческих способностей;
  3. успешнее достигаются общие цели образования;
  4. формирование компетенции в области коммуникации: умение выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
  5. повышение успеваемости по предмету;

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное.       Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. 3 б класс. 2012 г.

Тема: "Овощи"

  Цель: развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность) на основе обобщения и уточнения знаний, полученных по теме.

 Задачи урока:

 1) Общеобразовательные:

 -развивать точность словоупотребления при описании овощей;

 -формировать умение использовать смысловые оттенки значений слова,

 -обогащать словарный запас слов.

 2)Коррекционно-развивающие:

 -корригировать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении предметов,

 -развивать вербальную память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

 3) Воспитательная:

 -воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

 Дидактическое сопровождение урока:

овощи (предметные картинки, муляжи и натуральные продукты), средства ТСО (музыка, фото), графическая запись слова, картинки настроений; раздаточный материал: набор предметных картинок овощей, элементы букв, «бегущая» лента, контуры овощей, таблица для самостоятельной работы.

 

1. Организационный момент

Приглашение на урок. (дети входят под музыку по массажным коврикам, подходят к доске)

-Выберите то настроение, которое вам хотелось бы иметь.(на доске карточки-настроения). Начинается урок. Я желаю всем…(прочитайте слово, используя ту букву, которая указана цифрой)

    2   лужа

    1   дождь

    2   пасмурно

    3   туча

    2   листопад

- К какому времени года можно отнести все эти слова?

-Чтение стихотворения.

               Листва желтеет на деревьях,

               Дожди бывают часто очень,

               И птицы к югу улетели,

               Холодный ветер – это осень!

 2.Физ.пауза  

- Покажите, как холодно.  

Чтобы нам было тепло, вспомним про солнышко

      Поглядело солнце вправо,

      А потом налево

      Лучи свои расправило

      И нас теплом согрело.

 3.Сообщение темы

Расшифруйте тему урока: □ ◊ □ ○  

□ –буква о,  ◊ - в,  ○- щ,  - и

- Какая связь между темой урока и осенью?

 - Обратите внимание на этих детей. (показ слайда – фото наших детей во время работы на приусадебном участке весной)

-Чем они заняты?

-В какое время года происходит действие?

-Почему вспомнили о весне, если овощи убирают осенью?

 4.Работа по теме

 Пословицы:

    Труд кормит и одевает.

     Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Уборка урожая осенью: в поле, в саду, в огороде(показ сюжетных картинок).

-Кто из вас помогал в уборке урожая дома или в школе?

О каких овощах будем говорить, вы скажите загадкой. (Один ученик загадывает, а остальные - показывают нужную карточку-овощ)  (см.приложение)1.Капуста

 5. Физ.мин.

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем- трем

 Мы капусту солим-солим,

Мы капусту хмем-жмем

 

 2.Помидор

 3.Огурец

 4.Морковь

 5. Горох ( выложите слово из элементов букв)

 6. Свёкла (правильный ли ваш выбор узнаете, если на бегущей ленте зачеркнете следующие буквы: м,у,б,з с м в у ё б к з л а. (см. приложение)

-Отдохнем:

  Хоть я сахарной зовусь (топают),

 Но от дождей я не размокла (разводят руками).

 Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы меня? Я…

7. Лук (обвести по контуру )

 

 6. Подгот. работа к самостоятельному рассказу

Лексические упражнения.

1.Вспомнить, назвать слова- действия, относящиеся к картофелю.(жарят, сажают. варят, рыхлят, выкапывают…)

2.У какого растения?

     - кочан, кочерыжка, листья;

     -ботва, корень

     -клубни, вершки, корешки

3. Назови ласково: картофель- (картошечка), помидор-…, горох-…

-Когда мы так говорим?

-- Рассказать об одном из овощей, взяв его в руки, но не доставая из мешка, по данной схеме.(схематичное изображение формы, цвета, вкус и т.д.)  (Один ребенок у доски, остальные дети по его описанию показывают картинку, на которой изображен данный овощ.)
7. Самостоятельная работа

 Дидактическая игра «Проведи правильно стрелки»

 (капуста, картофель, горох, свёкла – их особенности). Все дети работают самостоятельно на индивидуальных карточках, а один ребенок (слабый)- у доски.

8. Итог урока

- Знаете ли вы другие овощи? Назовите. - Для чего они нужны? -Где их можно взять? -А где бы вы хотели их брать? Почему?

 

В конце урока я хочу сказать: С б п с о а и      м е в с !  

                                                       4 3 6 1 7 2 5         3 4 2 1            (Спасибо всем!)

Конспект урока по развитию речи

3  класс ГУО

Тема: "Дикие животные: ёж "

                                       

 учитель  

 2013 год

             

 Конспект урока по развитию речи

               

                    Тема "Дикие животные: ёж "

                                       

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:  уточнение и расширение представлений детей о еже, как

                       о  диком животном.

Урок разработан на основе программы А.Р. Маллера

Виды задач

                        задачи

Коррекционно-образовательные

-формирование знаний о диком животном – еже: его внешнем виде, повадках;

-отработка словообразовательных навыков и умений  с целью формирования основ грамматического строя речи;

-закрепление навыка моделирования рассказа - описания;

- расширение словарного запаса, знакомство  с

  многозначностью слова «иголка»

Коррекционно-развивающие

- развитие умения анализировать, классифицировать,

  рассуждать при выполнении заданий;

- развитие логического мышления при работе с загадками;

- развитие мелкой моторики через выполнение пальчиковой

  гимнастики и  раскрашивание рисунков;

- коррекция слухового, зрительного восприятия;

- развитие устойчивости внимания при прослеживании

  взглядом  направления движения объектов

  при зрительной гимнастике

- развитие произвольности деятельности, навыков

 самоконтроля в процессе индивидуальной работы

Коррекционно-воспитательные

-воспитание интереса к предмету, самостоятельности  

  рассуждений через использование ИКТ

- формирование познавательных мотивов учения

- развитие коммуникативных качеств личности.

Оборудование:

карточки с незаконченными изображениями животных,  швейная игла, мягкая игрушка - еж, карточки из гербария (сосна, ель), тетради по развитию речи,  цветные карандаши, карточки-схемы для рефлексии, мультимедийное оборудование, презентация урока,  музыкальное сопровождение.

Методы и приемы:

фронтальная и индивидуальная работа с использованием мультимедийного оборудования, самостоятельная работа,  индивидуальная работа, проблемный и дифференцированный подход, работа с карточками, вопросно-ответная работа, беседа, рефлексия, здоровьесберегающие технологии  (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная и  зрительная гимнастика)

                             Ход урока

Слайд 1

Мобилизующий этап

Цель: создание положительного настроя на работу.

Игра «Узнай букву»

Долгожданный был звонок - начинается урок.

Каждый день - всегда, везде, на уроках и в игре,

смело, четко говорим и тихонечко сидим.

-Временные представления.

Какое сегодня число, месяц, день недели, время года?

–  Сейчас у нас урок развития речи.

– Чему мы учимся на уроках развития речи?

 (“Мы учимся правильно и красиво говорить”, “Знакомимся с животными, с природой”).

Речевая разминка (артикуляционная гимнастика)

Слайд 2

Цель: подготовка органов речи к работе.

Выполним гимнастику, чтобы помочь себе правильно произносить звуки и слова.                       1.«Часики»

Артикуляционная гимнастика в стихах - часики

Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!  

Слайд 3

2. «Лошадка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Лошадка

Я лошадка – серый бок (цок, цок).
Я копытцем постучу (цок, цок).
Если хочешь, прокачу (цок, цок).

 

Слайд 4

3. «Лопатка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — лопатка

Пусть язык наш отдыхает,
Но совсем не засыпает.

Повторение.  

Цель: актуализация знаний, полученных на прошлых уроках

Коррекция зрительного восприятия, пространственной ориентации.

Слайд 5

 Задание. Внимательно посмотрите на экран и ответьте на вопросы.

– Кто изображен  на экране? (лось, заяц, медведь, волк, белка, КОРОВА)

– Как их можно назвать одним словом? (животные)

– Какие отличительные признаки животных вы знаете? (тело покрыто шерстью, у них 4 лапы, морда и хвост)

-Какое животное изучали на прошлом уроке?  (корову)

- Чем оно отличается от других? (корова – домашнее животное)

- Каких животных мы называем домашними? (они живут рядом с человеком,  человек заботиться о них, а они приносят человеку пользу)

Вывод: мы повторили сведения о домашнем  животном – корове.

 -А медведь, заяц, волк, белка и лось какие животные? (дикие животные)

 - Каких животных называют дикими? (они живут в лесу, сами себе добывают пищу)      

Какая картинка  лишняя? Почему?

Слайд 6

Изучение нового материала.

Цель: актуализация опорных знаний

1. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы будем говорить о диких животных. Его название вы узнаете, отгадав загадку.

Слайд 7

– Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной! (Ёж)

Слайд 8

– Кто это? А у ежа есть семья.  

Он - папа – …(еж). Она - мама…(ежиха). Детеныш  один…(ежонок),  много детенышей (ежата).

Слайд 9

-Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики.

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф - ф».

Покажите, как ежик сердится, пыхтит.
Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».

Когда ежик устанет...
Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а».

Не пора ли нам заниматься дальше?

Слайд 10

– А где живет  семья ежей?

-Как называется жилище ежа? (нора)

 – Как вы думаете, чем питается еж?

Слайд 11.

Ёж питается личинками насекомых, жуками, червями, мышами, змеями.  Любит ёжик ягоды, грибы, орехи, жёлуди, Ёж – полезное животное.

Игра «Накорми ежа»

Выбрать из предложенных на подносе продуктов то, чем питается еж.

Физкультминутка.

Цель: Снятие общего мышечного напряжения через выполнение движений .

Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.  (Ходьба на месте.)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.        (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)
А навстречу серый волк,
Ежик наш скорей в клубок.  (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубком)      

Получился шар колючий,
День у волка невезучий.        (Дети встают.)

 

Слайд 12.

Работа в тетрадях.

Слайд 13.

Какие  изменения происходят в жизни ежа осенью?

 - К осени ежи отъедаются, жиреют

 - С наступлением осени ёжи реже выходит из своих нор  и стараются утеплить своё жильё. Для этого они собирают сухую траву, листья. Так ёжи готовятся к зимней спячке.

-А что происходит зимой?  Еж  засыпает,  накопив достаточный запас жира.  Всю зиму, ребята, ежи спят. А  просыпаются  только весной.

- Какие животные тоже спят зимой? (Медведь)    

Вопросы к детям

-Как называется жилище ежа? (нора)

-Какие изменения происходят в жизни ежа осенью?

-Как проводит еж зиму? (в зимней спячке).

 –Что согревает ежа холодной зимой?

( накопленный запас жира, опавшие листья,  выпавший снег)

-Когда просыпаются ежи? (весной)

 музыка- шум метели

Чтение стихотворения. «Сонное»

Спит в норе колючий ёж —
Что теперь с него возьмёшь?
Ни иголок, ни грибов,
Ни с малиной пирогов.

За окном шумит метель...
В жёлтых листиках постель,
В красных яблочках штаны...
Спи, колючий, до весны! (музыка – шум метели)

Слайд 14

Давайте разучим чистоговорку про ежа:

Жа - жа - жа - в лесу встрелили… ежа

Жи - жи – жи - у нас в лесу живут…ежи

Жу – жу – жу - молоко дадим…ежу

Слайд 15 (крупная картина ежа)

2. Составление рассказа – описания с опорой на таблицу и слова для справок

Цель: открытие новых знаний

- Внимательно рассмотрите  ежа. Попробуем составить рассказ - описание.

 

Внешний вид

тело

овальное

мордочка

треугольная, вытянутая, заостренная

уши

треугольные, небольшие

глаза

круглые, маленькие, черные

лапки

овальные, короткие

хвост

треугольный, короткий

иголки

Серые или коричневые, длинные, острые, тонкие, колючие

- Описание  внешнего  вида ежа                          1гр. -  составляет рассказ

                                                                                 2 гр. – показывает части тела

Слайд 16

Словарная работа над многозначностью слова «иголка»

   

-Для чего нужны иголки ежу?  (для защиты от врагов)

Если еж чувствует опасность, то сворачивается в клубок. Но не всегда иголки помогают ежу защититься от врагов. Ежи очень боятся воды, поэтому некоторые животные (например, лиса) зная это, лапкой подталкивает его в воду, где  он разворачивается и становится беззащитным

-Какие иголки у ежа? (тонкие, серые, длинные, острые, колючие)

Послушайте внимательно еще одну загадку и подумайте, о чем в ней идет речь. Это сложная загадка – она совсем о другом предмете. Попробуйте отгадать.

Маленького роста я, тонкая и острая,

За собой я хвост тащу,

Носом путь себе ищу. (ИГОЛКА)

Слайд 17

– Это швейная игла. ( Стальная, острая, тонкая, блестящая)

– Что можно делать этой иглой? (Шить, вышивать, пришивать, зашивать…)

-А где в жизни еще можно встретить иголки?

Слайд 18

Дерево в лесу растёт.
Цвет зелёный круглый год.
Вместо листика иголка.
Распушила ветки... (ёлка).

 Что у ели вместо листьев? Какие иголочки по размеру, по цвету? Чем они пахнут?

(Зеленые, маленькие, острые, колючие, ароматные)

- Какие слова – действия подходят к иголкам елки? (Растут, осыпаются, колются…)

Слайд 19 (Музыкальное сопровождение)

Зрительная гимнастика

Цель: снятие напряжения, укрепление глазных мышц.

Перед следующим заданием дадим отдохнуть нашим глазам. Сядьте прямо, следите глазами за ёжиком, не поворачивая головы.

Закрепление.  Игра «добавь словечко»

Цель: проверка знаний, умений, навыков.

Слайд  20.

Еж  живет  в ___________. Еж _________ животное.  Тело ежа покрыто _____________. При опасности он сворачивается в ________.  Еж питается насекомыми, ______, _________, _________.  Еж __________ животное.

(Слова для справок: дикое, лесу,  иголками, клубок, мышами, червяками, полезное)

       

Слайд  21

Пальчиковая гимнастика “Ежик”.

Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)

Слайд22.

 

 

 

 

 

 

 

5

 

Закрепление. Творческое задание.

Анализ работ детей.

Слайд 23.

Итог  урока

Цель: рефлексия деятельности на уроке.

С каким животным мы познакомились сегодня на уроке?

– Домашнее или дикое животное еж?

– Что интересного вы узнали про ежа?

 - Вам понравился урок?

- Покажите ваше настроение. (Карточки-схемы)

-Я тоже довольна уроком и вашей работой на нем.

Слайд 24.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию связной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1- 4 классов

Развитие речи – важная задача обучения родному языку.Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать форми...

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Первые шаги по развитию связной речи учащихся на уроках письма.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью...

Развитие связной речи учащихся

Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку....

Материалы для проведения семинара для родителей. Тема "Развитие связной речи учащихся"

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Проблема развития речи младших школьников стоит остро на сегодняшний день. Решить ...

«Работа по развитию связной речи учащихся с нарушенной слуховой функцией в начальном звене»

Любые отклонения в физическом или психическом становлении ребёнка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведёт к существенным отклонениям в развитии речи, формирован...

Инновационные технологии в развитие связной речи учащихся 1-2 классов

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствую...