Информационно-коммуникационные технологии -новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся.
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему
Изложение - один из видов работы по развитию связной речи. В основе него лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного, (исходного). При проведении изложений я активно использую ИКТ на всех этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение ИКТ на уроках | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ на уроках развития речи в начальных классах
Одна из актуальных проблем развития младшего школьника в современных условиях - это уровень развития связной речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Информационно-коммуникационные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся. Формы использования ИКТ в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, группами, и индивидуальная работа за компьютером.
Изложение - один из видов работы по развитию связной речи. В основе него лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного, (исходного). При проведении изложений я активно использую ИКТ на всех этапах урока.
Структура урока обучающего изложения
1 .Объявление темы, постановка цели. (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).
2. Вступительное слово учителя, цель которого – подготовить к восприятию текста, создать необходимый эмоциональный настрой.
На данном этапе работы открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально: большое количество художественных иллюстраций, фотографий и "наложенные на изображение" музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоение учеником материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность привлечь внимание детей и повысить интерес сочетанием цвета, звука и графических возможностей компьютера
3.Чтение текста (выразительное, отражающее замысел автора, созвучное вступительному слову) Выведение текста на большой экран в виде слайда даёт ученикам возможность лучшего восприятия текста по сравнению с текстом, написанным от руки на доске.
4. Анализ текста. На этом этапе современные возможности компьютера предоставляют широкий простор для различных методов работы с текстом (выделение частей текста, работа с деформированным текстом, распространение текста, выведение на экран различных вариантов плана). Можно организовать групповую и индивидуальную работу учащихся.
5. Орфографическая подготовка. Слова с пропущенными изученными орфограммами выводятся на слайд. Использование ИКТ позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяет индивидуализировать процесс обучения;· повышает интерес к урокам русского языка
6. Самостоятельная работа учащихся. На слайд одновременно можно вывести план, опорные слова, слова для справок, что позволяет учащимся успешно выполнить работу.
Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ
- Составление предложений из слов, по картинке, по схеме, по опорным словам;
- Составление текста, рассказа по вопросам;
- Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.
- Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.
- Рассказ по цепочке.
- Сочинение по картинам
- Изложение
Каков результат использования мультимедиа технологий?
- развитие познавательных способностей и мотивации;
- развитие творческих способностей;
- успешнее достигаются общие цели образования;
- формирование компетенции в области коммуникации: умение выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
- повышение успеваемости по предмету;
Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.
Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. 3 б класс. 2012 г.
Тема: "Овощи"
Цель: развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность) на основе обобщения и уточнения знаний, полученных по теме.
Задачи урока:
1) Общеобразовательные:
-развивать точность словоупотребления при описании овощей;
-формировать умение использовать смысловые оттенки значений слова,
-обогащать словарный запас слов.
2)Коррекционно-развивающие:
-корригировать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении предметов,
-развивать вербальную память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.
3) Воспитательная:
-воспитывать эмоциональную адекватность поведения.
Дидактическое сопровождение урока:
овощи (предметные картинки, муляжи и натуральные продукты), средства ТСО (музыка, фото), графическая запись слова, картинки настроений; раздаточный материал: набор предметных картинок овощей, элементы букв, «бегущая» лента, контуры овощей, таблица для самостоятельной работы.
1. Организационный момент
Приглашение на урок. (дети входят под музыку по массажным коврикам, подходят к доске)
-Выберите то настроение, которое вам хотелось бы иметь.(на доске карточки-настроения). Начинается урок. Я желаю всем…(прочитайте слово, используя ту букву, которая указана цифрой)
2 лужа
1 дождь
2 пасмурно
3 туча
2 листопад
- К какому времени года можно отнести все эти слова?
-Чтение стихотворения.
Листва желтеет на деревьях,
Дожди бывают часто очень,
И птицы к югу улетели,
Холодный ветер – это осень!
2.Физ.пауза
- Покажите, как холодно.
Чтобы нам было тепло, вспомним про солнышко
Поглядело солнце вправо,
А потом налево
Лучи свои расправило
И нас теплом согрело.
3.Сообщение темы
Расшифруйте тему урока: □ ◊ □ ○
□ –буква о, ◊ - в, ○- щ, - и
- Какая связь между темой урока и осенью?
- Обратите внимание на этих детей. (показ слайда – фото наших детей во время работы на приусадебном участке весной)
-Чем они заняты?
-В какое время года происходит действие?
-Почему вспомнили о весне, если овощи убирают осенью?
4.Работа по теме
Пословицы:
Труд кормит и одевает.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Уборка урожая осенью: в поле, в саду, в огороде(показ сюжетных картинок).
-Кто из вас помогал в уборке урожая дома или в школе?
О каких овощах будем говорить, вы скажите загадкой. (Один ученик загадывает, а остальные - показывают нужную карточку-овощ) (см.приложение)1.Капуста
5. Физ.мин.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем- трем
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту хмем-жмем
2.Помидор
3.Огурец
4.Морковь
5. Горох ( выложите слово из элементов букв)
6. Свёкла (правильный ли ваш выбор узнаете, если на бегущей ленте зачеркнете следующие буквы: м,у,б,з с м в у ё б к з л а. (см. приложение)
-Отдохнем:
Хоть я сахарной зовусь (топают),
Но от дождей я не размокла (разводят руками).
Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы меня? Я…
7. Лук (обвести по контуру )
6. Подгот. работа к самостоятельному рассказу
Лексические упражнения.
1.Вспомнить, назвать слова- действия, относящиеся к картофелю.(жарят, сажают. варят, рыхлят, выкапывают…)
2.У какого растения?
- кочан, кочерыжка, листья;
-ботва, корень
-клубни, вершки, корешки
3. Назови ласково: картофель- (картошечка), помидор-…, горох-…
-Когда мы так говорим?
-- Рассказать об одном из овощей, взяв его в руки, но не доставая из мешка, по данной схеме.(схематичное изображение формы, цвета, вкус и т.д.) (Один ребенок у доски, остальные дети по его описанию показывают картинку, на которой изображен данный овощ.)
7. Самостоятельная работа
Дидактическая игра «Проведи правильно стрелки»
(капуста, картофель, горох, свёкла – их особенности). Все дети работают самостоятельно на индивидуальных карточках, а один ребенок (слабый)- у доски.
8. Итог урока
- Знаете ли вы другие овощи? Назовите. - Для чего они нужны? -Где их можно взять? -А где бы вы хотели их брать? Почему?
В конце урока я хочу сказать: С б п с о а и м е в с !
4 3 6 1 7 2 5 3 4 2 1 (Спасибо всем!)
Конспект урока по развитию речи
3 класс ГУО
Тема: "Дикие животные: ёж "
учитель
2013 год
Конспект урока по развитию речи
Тема "Дикие животные: ёж "
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: уточнение и расширение представлений детей о еже, как
о диком животном.
Урок разработан на основе программы А.Р. Маллера
Виды задач | задачи |
Коррекционно-образовательные | -формирование знаний о диком животном – еже: его внешнем виде, повадках; -отработка словообразовательных навыков и умений с целью формирования основ грамматического строя речи; -закрепление навыка моделирования рассказа - описания; - расширение словарного запаса, знакомство с многозначностью слова «иголка» |
Коррекционно-развивающие | - развитие умения анализировать, классифицировать, рассуждать при выполнении заданий; - развитие логического мышления при работе с загадками; - развитие мелкой моторики через выполнение пальчиковой гимнастики и раскрашивание рисунков; - коррекция слухового, зрительного восприятия; - развитие устойчивости внимания при прослеживании взглядом направления движения объектов при зрительной гимнастике - развитие произвольности деятельности, навыков самоконтроля в процессе индивидуальной работы |
Коррекционно-воспитательные | -воспитание интереса к предмету, самостоятельности рассуждений через использование ИКТ - формирование познавательных мотивов учения - развитие коммуникативных качеств личности. |
Оборудование:
карточки с незаконченными изображениями животных, швейная игла, мягкая игрушка - еж, карточки из гербария (сосна, ель), тетради по развитию речи, цветные карандаши, карточки-схемы для рефлексии, мультимедийное оборудование, презентация урока, музыкальное сопровождение.
Методы и приемы:
фронтальная и индивидуальная работа с использованием мультимедийного оборудования, самостоятельная работа, индивидуальная работа, проблемный и дифференцированный подход, работа с карточками, вопросно-ответная работа, беседа, рефлексия, здоровьесберегающие технологии (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная и зрительная гимнастика)
Ход урока
Слайд 1
Мобилизующий этап
Цель: создание положительного настроя на работу.
Игра «Узнай букву»
Долгожданный был звонок - начинается урок.
Каждый день - всегда, везде, на уроках и в игре,
смело, четко говорим и тихонечко сидим.
-Временные представления.
Какое сегодня число, месяц, день недели, время года?
– Сейчас у нас урок развития речи.
– Чему мы учимся на уроках развития речи?
(“Мы учимся правильно и красиво говорить”, “Знакомимся с животными, с природой”).
Речевая разминка (артикуляционная гимнастика)
Слайд 2
Цель: подготовка органов речи к работе.
Выполним гимнастику, чтобы помочь себе правильно произносить звуки и слова. 1.«Часики»
Тик – так, тик – так – |
Слайд 3
2. «Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок).
|
Слайд 4
3. «Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает, |
Повторение.
Цель: актуализация знаний, полученных на прошлых уроках
Коррекция зрительного восприятия, пространственной ориентации.
Слайд 5
Задание. Внимательно посмотрите на экран и ответьте на вопросы.
– Кто изображен на экране? (лось, заяц, медведь, волк, белка, КОРОВА)
– Как их можно назвать одним словом? (животные)
– Какие отличительные признаки животных вы знаете? (тело покрыто шерстью, у них 4 лапы, морда и хвост)
-Какое животное изучали на прошлом уроке? (корову)
- Чем оно отличается от других? (корова – домашнее животное)
- Каких животных мы называем домашними? (они живут рядом с человеком, человек заботиться о них, а они приносят человеку пользу)
Вывод: мы повторили сведения о домашнем животном – корове.
-А медведь, заяц, волк, белка и лось какие животные? (дикие животные)
- Каких животных называют дикими? (они живут в лесу, сами себе добывают пищу)
Какая картинка лишняя? Почему?
Слайд 6
Изучение нового материала.
Цель: актуализация опорных знаний
1. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы будем говорить о диких животных. Его название вы узнаете, отгадав загадку.
Слайд 7
– Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной! (Ёж)
Слайд 8
– Кто это? А у ежа есть семья.
Он - папа – …(еж). Она - мама…(ежиха). Детеныш один…(ежонок), много детенышей (ежата).
Слайд 9
-Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики.
Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф - ф».
Покажите, как ежик сердится, пыхтит.
Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».
Когда ежик устанет...
Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а».
Не пора ли нам заниматься дальше?
Слайд 10
– А где живет семья ежей?
-Как называется жилище ежа? (нора)
– Как вы думаете, чем питается еж?
Слайд 11.
Ёж питается личинками насекомых, жуками, червями, мышами, змеями. Любит ёжик ягоды, грибы, орехи, жёлуди, Ёж – полезное животное.
Игра «Накорми ежа» | Выбрать из предложенных на подносе продуктов то, чем питается еж. |
Физкультминутка.
Цель: Снятие общего мышечного напряжения через выполнение движений .
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте.)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)
А навстречу серый волк,
Ежик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубком)
Получился шар колючий,
День у волка невезучий. (Дети встают.)
Слайд 12.
Работа в тетрадях.
Слайд 13.
Какие изменения происходят в жизни ежа осенью?
- К осени ежи отъедаются, жиреют
- С наступлением осени ёжи реже выходит из своих нор и стараются утеплить своё жильё. Для этого они собирают сухую траву, листья. Так ёжи готовятся к зимней спячке.
-А что происходит зимой? Еж засыпает, накопив достаточный запас жира. Всю зиму, ребята, ежи спят. А просыпаются только весной.
- Какие животные тоже спят зимой? (Медведь)
Вопросы к детям | -Как называется жилище ежа? (нора) -Какие изменения происходят в жизни ежа осенью? -Как проводит еж зиму? (в зимней спячке). –Что согревает ежа холодной зимой? ( накопленный запас жира, опавшие листья, выпавший снег) -Когда просыпаются ежи? (весной) |
музыка- шум метели
Чтение стихотворения. «Сонное»
Спит в норе колючий ёж —
Что теперь с него возьмёшь?
Ни иголок, ни грибов,
Ни с малиной пирогов.
За окном шумит метель...
В жёлтых листиках постель,
В красных яблочках штаны...
Спи, колючий, до весны! (музыка – шум метели)
Слайд 14
Давайте разучим чистоговорку про ежа:
Жа - жа - жа - в лесу встрелили… ежа
Жи - жи – жи - у нас в лесу живут…ежи
Жу – жу – жу - молоко дадим…ежу
Слайд 15 (крупная картина ежа)
2. Составление рассказа – описания с опорой на таблицу и слова для справок
Цель: открытие новых знаний
- Внимательно рассмотрите ежа. Попробуем составить рассказ - описание.
Внешний вид | тело | овальное |
мордочка | треугольная, вытянутая, заостренная | |
уши | треугольные, небольшие | |
глаза | круглые, маленькие, черные | |
лапки | овальные, короткие | |
хвост | треугольный, короткий | |
иголки | Серые или коричневые, длинные, острые, тонкие, колючие |
- Описание внешнего вида ежа 1гр. - составляет рассказ
2 гр. – показывает части тела
Слайд 16
Словарная работа над многозначностью слова «иголка»
-Для чего нужны иголки ежу? (для защиты от врагов)
Если еж чувствует опасность, то сворачивается в клубок. Но не всегда иголки помогают ежу защититься от врагов. Ежи очень боятся воды, поэтому некоторые животные (например, лиса) зная это, лапкой подталкивает его в воду, где он разворачивается и становится беззащитным
-Какие иголки у ежа? (тонкие, серые, длинные, острые, колючие)
Послушайте внимательно еще одну загадку и подумайте, о чем в ней идет речь. Это сложная загадка – она совсем о другом предмете. Попробуйте отгадать.
Маленького роста я, тонкая и острая,
За собой я хвост тащу,
Носом путь себе ищу. (ИГОЛКА)
Слайд 17
– Это швейная игла. ( Стальная, острая, тонкая, блестящая)
– Что можно делать этой иглой? (Шить, вышивать, пришивать, зашивать…)
-А где в жизни еще можно встретить иголки?
Слайд 18
Дерево в лесу растёт.
Цвет зелёный круглый год.
Вместо листика иголка.
Распушила ветки... (ёлка).
Что у ели вместо листьев? Какие иголочки по размеру, по цвету? Чем они пахнут?
(Зеленые, маленькие, острые, колючие, ароматные)
- Какие слова – действия подходят к иголкам елки? (Растут, осыпаются, колются…)
Слайд 19 (Музыкальное сопровождение)
Зрительная гимнастика
Цель: снятие напряжения, укрепление глазных мышц.
Перед следующим заданием дадим отдохнуть нашим глазам. Сядьте прямо, следите глазами за ёжиком, не поворачивая головы.
Закрепление. Игра «добавь словечко»
Цель: проверка знаний, умений, навыков.
Слайд 20.
Еж живет в ___________. Еж _________ животное. Тело ежа покрыто _____________. При опасности он сворачивается в ________. Еж питается насекомыми, ______, _________, _________. Еж __________ животное. (Слова для справок: дикое, лесу, иголками, клубок, мышами, червяками, полезное) |
Слайд 21
Пальчиковая гимнастика “Ежик”.
Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)
Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)
Слайд22.
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
Закрепление. Творческое задание.
Анализ работ детей.
Слайд 23.
Итог урока
Цель: рефлексия деятельности на уроке.
С каким животным мы познакомились сегодня на уроке?
– Домашнее или дикое животное еж?
– Что интересного вы узнали про ежа?
- Вам понравился урок?
- Покажите ваше настроение. (Карточки-схемы)
-Я тоже довольна уроком и вашей работой на нем.
Слайд 24.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию связной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1- 4 классов
Развитие речи – важная задача обучения родному языку.Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать форми...
План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.
В процессе нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка, необходимо учащихся научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...
Первые шаги по развитию связной речи учащихся на уроках письма.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью...
Развитие связной речи учащихся
Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку....
Материалы для проведения семинара для родителей. Тема "Развитие связной речи учащихся"
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Проблема развития речи младших школьников стоит остро на сегодняшний день. Решить ...
«Работа по развитию связной речи учащихся с нарушенной слуховой функцией в начальном звене»
Любые отклонения в физическом или психическом становлении ребёнка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведёт к существенным отклонениям в развитии речи, формирован...
Инновационные технологии в развитие связной речи учащихся 1-2 классов
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствую...