Материалы для проведения семинара для родителей. Тема "Развитие связной речи учащихся"
методическая разработка на тему

Вахрушева Светлана Александровна
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Проблема развития речи младших школьников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и школы. Предлагаем вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тазовская средняя общеобразовательная школа

Семинар для родителей

«Развитие связной речи учащихся»

Подготовила: Вахрушева С.А.

март,  2018г.

«Из всех…знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке»

                                  В.И. Чернышёв 

Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи младших школьников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи школьника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

(Социальный ролик «Культура речи»)

Число детей с различными нарушениями речи за последние 20 лет выросло в 6 раз!

  • У 70 % первоклассников наблюдается нарушение  звукопроизношения,
  • У 10 % первоклассников отсутствует интонационная выразительность речи и у 70 % наблюдается недостаточный уровень выразительности речи
  • У 50 % первоклассников наблюдается нарушение лексико-грамматической стороны речи,

 Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число школьников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Проблема развития речи младших школьников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и школы. Сегодня мы хотели бы предложить  вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему.

Существует достаточно много приемов для развития связной речи:

  • фонетическая зарядка;
  • чтение скороговорок и чистоговорок;
  • речевые игры;
  • проведение диалогов в стихотворной форме;
  • работа с фразеологизмами;
  • работа с пословицами;
  • работа с текстами и предложениями.

На некоторых из них мы остановимся более подробно.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

Основные приемы которые мы используем в школе – это работа с текстом и предложением. Некоторые из видов работ с ними вы можете использовать дома.

Виды работы над текстом.

  • Чтение всего текста
  • Пересказывание
  • Чтение цепочкой по предложению, абзацу
  • Чтение вполголоса
  • Нахождение отрывка к рисунку
  • Ответы на вопросы
  • Чтение самого интересного отрывка
  • Чтение по ролям
  • Нахождение и чтение образных слов, описаний
  • Нахождение самого длинного слова
  • Чтение, пометка непонятных слов
  • Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо

Если школьники испытывают затруднения при пересказе, то родителям  рекомендуется следить за выполнением домашних заданий по предметам, где требуется запомнить прочитанный материал и рассказать. При чём рассказывать материал ребёнок может как вам, так и «сам себе », сделав аудиозапись своего голоса. Такие прослушивания помогут школьнику правильно излагать свои мысли, научат самоанализу своей речи.

Так же эффективным способом развития речи является работа с предложением.

Виды работы над предложением.

  • Постановка учащимися вопросов к предложению;
  • Составление предложений по картинке. По прочитанному тексту;
  • Восстановление деформируемого предложения, текста
  • Ответы на вопросы (полные);
  • Составление предложений на ту или иную тему;
  • Соединение 2-3-х простых предложений в одно с однородными     членами или сложное;
  • Распространение предложения по вопросам и без вопросов;
  • Составление словосочетаний и их включение в предложения.

Основной базой для формирования связной речи у наших детей является  Богатый словарный запас. Источником обогащения словаря служат книги. Поэтому, дорогие родители, пусть ваши дети побольше читают!

(Выступления учителей согласно повестке родительского собрания)

(социальный ролик  «Перлы из школьных сочинений»)

Заключительная часть.

В заключение нашей встречи  я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. ( Участники передают клубок ниток по кругу. Все,  кто уже передал клубок, держатся за нить.  Когда клубок возвращается к ведущему,  участники натягивают нить).

Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

    Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно   эффективнее и интереснее, мы подготовили для вас памятки и буклеты.

Развитие устной речи ребёнка  является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи, чтения.  

Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово,  неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Очень важно, чтобы школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы. Самым благоприятным периодом для формирования и развития речи является дошкольный возраст, но и в младшем школьном возрасте этому нужно уделять большое внимание.

В любом случае без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем.

Что же означает понятие ''связная устная речь''?

Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.

Связная речь — главный показатель умственного развития и общего кругозора ребёнка,  средство общения со сверстниками,  а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем.  Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Это происходит как в процессе обучения ребёнка в школе, так и дома — во время выполнения домашних заданий, в повседневном общении с членами семьи.

 На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.

Это:

1) Разучивание стихотворений


Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

2) Скороговорки

У пеньков опять пять опят.     Водовоз вез воду из-под водопровода.

Мокрая погода размокропогодилась.   Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.   Около кола колокола колоколят.

3) Пересказ и рассказ

 Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

 Если детям трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием – предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

 Если школьники испытывают затруднения при пересказе, то родителям  рекомендуется следить за выполнением домашних заданий по предметам, где требуется запомнить прочитанный материал и рассказать. При чём рассказывать материал ребёнок может как вам, так и «сам себе », сделав аудиозапись своего голоса. Такие прослушивания помогут школьнику правильно излагать свои мысли, научат самоанализу своей речи.

 Существуют определённые алгоритмы пересказа, помогающие школьнику рассказать прочитанный материал:

Порядок действий при подготовке к подробному пересказу

  1. Прочитать рассказ.
  2. Разделить его на части.
  3. Прочитать первую часть, выделить в ней главное.
  4. Озаглавить эту часть.
  5. Озаглавить другие части рассказа.
  6. Прочитать план и решить, отражает ли он главное и поможет ли он вспомнить содержание текста.

Алгоритм пересказа

Алгоритм

При пересказе твоя работа будет идти примерно по такому плану:

  1. Внимательно прочитай текст. Обращай внимание на новые, незнакомые тебе слова, фразы.
  2. Выдели части по смыслу.
  3. Попроси, чтобы кто-то из взрослых проверил, правильно ли ты поделил текст на части. (Со временем ты сможешь сам себя проверять).
  4. Обрати внимание на объем каждой части.
  5. Озаглавь каждую часть.
  6. Для пересказа перечитывай каждую часть по отдельности.
  7. Если необходимо, перечитай текст повторно и перескажи полностью.

Алгоритм №2

Как ответить на вопросы по тексту

  1. Познакомиться с вопросами и заданиями по тексту.
  2. Прочитать текст, отмечая те места, в которых находятся ответы на вопросы.
  3. Если найдены ответы не на все вопросы, еще раз перечитать текст.
  4. Ответить на все вопросы, не заглядывая в текст.
  5. Если нужно, перечитать те места, где возникли неясности.



Предварительный просмотр:

Упражнения для развития связной речи.

  • Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Подбирать действия к предметы и наоборот;
  • Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
  • «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);
  • «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
  • «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
  • Переделать известную сказку;
  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
  • Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;
  • Придумать продолжение сказки;
  • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
  • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая  и т. д.). 

Беседа

Взрослым очень интересно

То, что всем давно известно!

«Как зовут?», и «Кем ты будешь?»,

И «Кого ты больше любишь –

Маму, папу или братца?»

Всё не могут разобраться!

А вот завтра я поеду

На беседу

К логопеду!

Он мне скажет:

«Порычи!»

Он попросит:

«Помычи!

Пошипи

И пожужжи!

И язык мне покажи!»

Хорошо пойдёт беседа

У меня и логопеда!

Людмила Фадеева

 

Приглашаем на консультацию.

Адрес: г.Нижневартовск пр.Победы 21б

  МБОУ «СОШ№8» , кабинет № 18,              

 Учитель-логопед – Мухартова Любовь Александровна

        

Развитие речи ребёнка в норме.

  1. Подготовительный период (от 0 до 1 года).

        2-3 месяца – гуление;

        4-6 месяцев – лепет;

        9-12 месяцев – первые слова.

2.Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).    

        1,5-2 года – фраза;

     к  3 годам – связная речь (несколько фраз).

3.  Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).

К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.

6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.

4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком.

Особенности речевого развития детей 6-7 лет.

  • Правильно произносят все звуки родного языка;
  • Производят простейший звуковой анализ слов;
  • Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
  • Грамматически правильно строят фразу;
  • Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;
  • Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
  • Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
  • Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Предпосылки нормального развития речи ребёнка.

  1. Психологическое и физическое здоровье.
  2. Нормальные умственные способности.
  3. Нормально развитый слух и зрение.
  4. Потребность в речевом общении.
  5. Полноценное речевое окружение.  

Предпосылки для успешного овладения грамотой.

  1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
  2. Психическое и физическое здоровье.
  3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.
  4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт  речевого общения.
  5. Полноценное речевое окружение.
  6. Нормальное развитие двигательной сферы.

Артикуляционная гимнастика.

Арт. гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.

Комплекс № 1 (общий).

 1.Удерживание губ в улыбке;

  1.  2.Вытягивание губ вперёд трубочкой;

  3.Чередование положения губ (улыбка – трубочка);

  4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

  5.Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;

  6.Удерживание узкого языка (иголочка);

  7.Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта.

Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих).

  1. Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не надувались);
  2. Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…(упражнение делается на одном выдохе);
  3. Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз.

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).

Комплекс № 3 (для звуков [р-л]).

  1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь;
  2. Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;
  3. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д…( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию связной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1- 4 классов

Развитие речи – важная задача обучения родному языку.Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать форми...

Дидактическое упражнение по формированию связной речи учащихся

Предлагается упражнение, включающее в себя текст изложения, анализ текста, словарную работу....

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Первые шаги по развитию связной речи учащихся на уроках письма.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью...

Статья по русскому языку на тему: "Текст как дидактическая единица в работе над связной речью учащихся"

       В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, т.к. успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хор...

Обучение связной речи учащихся начальных классов

Обучение связной речи учащихся начальных классов...