Развитие речи. Путешествие по дорогам сказок
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Склянина Галина Степановна

Цель и задачи: актуализировать и систематизировать знания учащихся по разделу учебника «Там, на неведомых дорожках…»; совершенствовать навыки чтения учащихся (интонационная работа, смысловая работа); способствовать развитию познавательных психических процессов, развивать умения работать с книжкой; побуждать к чтению посредством формирования у учащихся типа правильной читательской деятельности.

Оборудование: план - карта путешествия, карточки с отрывками-подсказками, опросные листы, фрагменты из музыкальных произведений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_strane_skazok.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира

"Средняя общеобразовательная школа №21"

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

(интегрированный урок)

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»

2 класс

Цель и задачи: актуализировать и систематизировать знания учащихся по разделу учебника «Там, на неведомых дорожках…»; совершенствовать навыки чтения учащихся (интонационная работа, смысловая работа); способствовать развитию познавательных психических процессов, развивать умения работать с книжкой; побуждать к чтению посредством формирования у учащихся типа правильной читательской деятельности.

Оборудование: план - карта путешествия, карточки с отрывками-подсказками, опросные листы, фрагменты из музыкальных произведений.

                                                                                                 Провела:

                                                                                                 Склянина Г. С.

                                                                                                 учитель нач. классов

                                                                                                 1 кв. категории

2012 уч. год

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение цели и темы урока.

- У меня в руках вы видите шкатулку - небольшой сундучок.

-Что хранили люди в старину в этом небольшом сундучке?

(Ответы детей)

-В этом небольшом сундучке в старину хранили дорогие для памяти письма, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. В нашей шкатулке - сказки. С давних времен сказки бережно хранились в людской памяти. Сказку любили. Ее любят и сегодня. В народном творчестве сказка- самое большое чудо. Сказки - драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.

-Сформулируйте тему урока.

-Сегодня мы вспомним сказки, с которыми вы знакомились на уроках, а может быть, слышали от мам, бабушек или читали сами.

III. Систематизация знаний по разделу 1 учебника.

-Сегодня утром я нашла на столе записку: «Ребята! Я в беде. Думал, что со мной  ничего не случится. Попал на остров Сна и засыпаю здесь, как все. Ва…»

-Кто это Ва?

-Он оказался в беде. Поможем ему? Для этого надо пройти все препятствия, но как же найти этот остров Сна?

-Вот на обратной стороне какая-то карта. Может по ней и отправимся в путь? (Приложение 1.)

   

Звучит музыка (фрагмент из оперы И. А. Римского –Корсакова «Снегурочка» или из балета П, И. Чайковского «Щелкунчик»,или из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»).

- Куда это мы попали? ( На доске –табличка.)

Село Иваново

 

 

Много Иванов в сказках живут.

Часто они дураками слывут.

Только добро всегда побеждает.

Умом, красотой их награждает.

-Каких Иванов вы знаете? Из каких они сказок?

-Вспомните, какие испытания выпали на долю Ивана из русской народной сказки «Сивка – Бурка»? (Надо было снять перстень с царевны.)

- А что приказывал царь Ивану в сказке П. Ершова «Конек – горбунок»? (Достать Жар-птицу, Царь-девицу, перстень Царь- девицы; искупаться в трех котлах.)

-А теперь хором позовите Сивку – Бурку. («Сивка – бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»

-Прочитайте выразительно отрывок из сказки П. Ершова «Конек  –горбунок», в котором Иван обращается к коньку.

Все ответили сполна,

         Дальше путь держать пора.

Будет город впереди.

   Надо вам в него войти.

Звучит музыка. К доске прикрепляется табличка.

     

Город Лодыринск

Долго ль, коротко ль, случилось-

В Лодыринске  очутился!

-Сколько здесь лентяев! Вы знаете их?

-Первый на печи лежит. ( Емеля.)

- Вторая мух считает. (Ленивца.)

-Третья в лесу замерзает. ( Старуха дочь из русской народной сказки «Морозко».)

-Скучно им! А давайте поиграем в скороговорки.  

Проверка домашнего задания.

-Приглашаются три человека. По моему сигналу все трое начинают говорить одновременно свою скороговорку несколько раз. Ошибся – выбываешь из игры. Кто же у нас всех перескороговорит?

-Игра!

-Повеселили мы лентяев. А давайте словами пословицы пожелаем каждому избавится от лени. Каждому герою выберите подходящую пословицу.

Пословицы написаны на доске:

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Ленивца.)
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи. (Емеля.)
  • Лучше в труде сгореть, чем замерзнуть от безделья. (Старухиной дочке из сказки «Морозко».)

Звучит музыка. На доске – табличка:

          Дремучий лес

Куда мы попали? Не видно небес.

Как страшно здесь! Это же сказочный лес.

Все тайны, загадки надо открыть,

Чтоб злых колдунов их чар лишить.

-Прочитайте отрывки- подсказки. Угадайте, кто они и в каких сказках мы их встретили. (Ученики каждого ряда получают карточки. Работа в группах.)

-Представьте ответ в виде рисунка.

 1.Лес темный, дремучий, болотистый. Живет здесь в избушке старушка вздорная и непредсказуемая. Летает она к лысой горе. Кроме кота «живут с ней еще совы, филины, вороны. Гостей не любит, не жалует, непрошеного часто попросту съедает. При вежливом обращении может помочь советом. (Баба-яга.)

 2.В полночь камыши раздвинулись, показалась из воды лохматая губастая голова в колпаке. Вылез  на берег толстый и важный дед. Усами водит. Редко он выбирается из воды. Плавает, проверяет: не утонул ли кто. А вообще-то нрав у него обидчивый и мстительный. ( Водяной.)

 3.Лесная тропинка манит вглубь. Выбралось из дупла чудище, захлопало в деревянные ладоши, захохотало. Владыка он здесь. Любит лесной хозяин заводить путников в чащу, пугать, кричать страшными голосами. Чаще всего появляется в облике древнего старика с длинной белой бородой.( Леший.)

-И еще одно препятствие - впереди.

На доске – табличка:

   Заколдованная долина

-Ответив на вопросы – задания, мы сможем ее пересечь.

(Приложение 2.)

Звучит музыка.

-Все загадки отгадали – к морю Желаний попали.

Море желаний

-Это море необыкновенное. Около него сбываются желания. Представьте, что около него очутилась старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С Пушкина. Что бы она попросила? Найдите ответ в сказке. ( Выборочное чтение.)

-Что хотел иметь в саду Золотой Хохолок? Нарисуйте эти предметы на доске.

-Коль мы попали к  морю Желаний, давайте пожелаем, чтобы Ваня очнулся ото сна и вместе скажем:

Ваня, приходи!

К новой сказке нас веди!

Звучит голос Вани:

Все испытания прошли,

И мне, друзья, вы помогли.

Спасибо вам!

  1. Итог урока.

- Вот и закончилось наше путешествие, понравилось ли оно вам?

Домашнее задание.

-Перечитать полюбившиеся сказки первого раздела.

На выполнение работы отводится 10 минут урока. Каждый ученик получает карточку-  индивидуальный печатный вариант.

Р а з д е л I.

Фамилия, имя ученика

Дата

1.Кому  принадлежат слова взятые в название раздела?

2.Обведите в кружок название русской народной  сказки;

  1. «Царь – девица»;
  2. «Мороз Иванович»;
  3. «Серебряное копытце»;

3. Соедините линией название сказки и ее автора.

А.Пушкин             «Серебряное копытце»

П.Бажов                «Конек - горбунок»

П.Ершов               «Сказка о рыбаке и рыбке».

4.Что такое зачин? Обведите значение слова в кружок.

  1. конец сказки;
  2. главная мысль сказки;
  3. начало сказки.

5.Объясните значения устаревших слов.

Очи -…

Кликать -…

Балаган -…

Соглядать-…  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некрылова Оксана Витальевна, учитель начальных классов. Конспект урока по математике во 2 кл. Название урока: «Путешествие по дорогам сказок» Тема: Сложение и вычитание чисел от 1 до 100

К разработке урока прилагается презентация. Это урок в нетрадиционной форе: урок-путешествие. Дети, совершая путешествие по сказкам знакомятся с нумерацией в пределах 100, совершают вычисления, решают...

"Путешествие по дорогам сказок"

Разработка урока по математике для 1 класса. Тема "Числа от 1 до 8"...

Викторина с ответами для младших школьников "Путешествие по дорогам сказок".

Данное занятие может быть полезна учителям младших классов, воспитателям группы продленного дня, педагогам дополнительного образования при изучении сказок и сказочных героев....

Игра-путешествие:" По дорогам сказок"

Обобщить знания по теме "Сказки", научить любить сказки,вызвать у детей положительные эмоции, развивать фантазию....

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной устной и письменной речи Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина.

В разработке представлен материал по творчеству и биографии А.С. Пушкина.Задания предназначены для учащихся 3 класса общеобразовательной школы,после прохождения  по литературе темы- "Творчес...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» план конспект по развитию речи

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну Красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну Красивой речи"...