Развитие речи. Путешествие по дорогам сказок
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цель и задачи: актуализировать и систематизировать знания учащихся по разделу учебника «Там, на неведомых дорожках…»; совершенствовать навыки чтения учащихся (интонационная работа, смысловая работа); способствовать развитию познавательных психических процессов, развивать умения работать с книжкой; побуждать к чтению посредством формирования у учащихся типа правильной читательской деятельности.
Оборудование: план - карта путешествия, карточки с отрывками-подсказками, опросные листы, фрагменты из музыкальных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_strane_skazok.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира
"Средняя общеобразовательная школа №21"
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
(интегрированный урок)
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»
2 класс
Цель и задачи: актуализировать и систематизировать знания учащихся по разделу учебника «Там, на неведомых дорожках…»; совершенствовать навыки чтения учащихся (интонационная работа, смысловая работа); способствовать развитию познавательных психических процессов, развивать умения работать с книжкой; побуждать к чтению посредством формирования у учащихся типа правильной читательской деятельности.
Оборудование: план - карта путешествия, карточки с отрывками-подсказками, опросные листы, фрагменты из музыкальных произведений.
Провела:
Склянина Г. С.
учитель нач. классов
1 кв. категории
2012 уч. год
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение цели и темы урока.
- У меня в руках вы видите шкатулку - небольшой сундучок.
-Что хранили люди в старину в этом небольшом сундучке?
(Ответы детей)
-В этом небольшом сундучке в старину хранили дорогие для памяти письма, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. В нашей шкатулке - сказки. С давних времен сказки бережно хранились в людской памяти. Сказку любили. Ее любят и сегодня. В народном творчестве сказка- самое большое чудо. Сказки - драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.
-Сформулируйте тему урока.
-Сегодня мы вспомним сказки, с которыми вы знакомились на уроках, а может быть, слышали от мам, бабушек или читали сами.
III. Систематизация знаний по разделу 1 учебника.
-Сегодня утром я нашла на столе записку: «Ребята! Я в беде. Думал, что со мной ничего не случится. Попал на остров Сна и засыпаю здесь, как все. Ва…»
-Кто это Ва?
-Он оказался в беде. Поможем ему? Для этого надо пройти все препятствия, но как же найти этот остров Сна?
-Вот на обратной стороне какая-то карта. Может по ней и отправимся в путь? (Приложение 1.)
Звучит музыка (фрагмент из оперы И. А. Римского –Корсакова «Снегурочка» или из балета П, И. Чайковского «Щелкунчик»,или из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»).
- Куда это мы попали? ( На доске –табличка.)
Село Иваново |
Много Иванов в сказках живут.
Часто они дураками слывут.
Только добро всегда побеждает.
Умом, красотой их награждает.
-Каких Иванов вы знаете? Из каких они сказок?
-Вспомните, какие испытания выпали на долю Ивана из русской народной сказки «Сивка – Бурка»? (Надо было снять перстень с царевны.)
- А что приказывал царь Ивану в сказке П. Ершова «Конек – горбунок»? (Достать Жар-птицу, Царь-девицу, перстень Царь- девицы; искупаться в трех котлах.)
-А теперь хором позовите Сивку – Бурку. («Сивка – бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
-Прочитайте выразительно отрывок из сказки П. Ершова «Конек –горбунок», в котором Иван обращается к коньку.
Все ответили сполна,
Дальше путь держать пора.
Будет город впереди.
Надо вам в него войти.
Звучит музыка. К доске прикрепляется табличка.
Город Лодыринск |
Долго ль, коротко ль, случилось-
В Лодыринске очутился!
-Сколько здесь лентяев! Вы знаете их?
-Первый на печи лежит. ( Емеля.)
- Вторая мух считает. (Ленивца.)
-Третья в лесу замерзает. ( Старуха дочь из русской народной сказки «Морозко».)
-Скучно им! А давайте поиграем в скороговорки.
Проверка домашнего задания.
-Приглашаются три человека. По моему сигналу все трое начинают говорить одновременно свою скороговорку несколько раз. Ошибся – выбываешь из игры. Кто же у нас всех перескороговорит?
-Игра!
-Повеселили мы лентяев. А давайте словами пословицы пожелаем каждому избавится от лени. Каждому герою выберите подходящую пословицу.
Пословицы написаны на доске:
- Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Ленивца.)
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи. (Емеля.)
- Лучше в труде сгореть, чем замерзнуть от безделья. (Старухиной дочке из сказки «Морозко».)
Звучит музыка. На доске – табличка:
Дремучий лес |
Куда мы попали? Не видно небес.
Как страшно здесь! Это же сказочный лес.
Все тайны, загадки надо открыть,
Чтоб злых колдунов их чар лишить.
-Прочитайте отрывки- подсказки. Угадайте, кто они и в каких сказках мы их встретили. (Ученики каждого ряда получают карточки. Работа в группах.)
-Представьте ответ в виде рисунка.
1.Лес темный, дремучий, болотистый. Живет здесь в избушке старушка вздорная и непредсказуемая. Летает она к лысой горе. Кроме кота «живут с ней еще совы, филины, вороны. Гостей не любит, не жалует, непрошеного часто попросту съедает. При вежливом обращении может помочь советом. (Баба-яга.)
2.В полночь камыши раздвинулись, показалась из воды лохматая губастая голова в колпаке. Вылез на берег толстый и важный дед. Усами водит. Редко он выбирается из воды. Плавает, проверяет: не утонул ли кто. А вообще-то нрав у него обидчивый и мстительный. ( Водяной.)
3.Лесная тропинка манит вглубь. Выбралось из дупла чудище, захлопало в деревянные ладоши, захохотало. Владыка он здесь. Любит лесной хозяин заводить путников в чащу, пугать, кричать страшными голосами. Чаще всего появляется в облике древнего старика с длинной белой бородой.( Леший.)
-И еще одно препятствие - впереди.
На доске – табличка:
Заколдованная долина |
-Ответив на вопросы – задания, мы сможем ее пересечь.
(Приложение 2.)
Звучит музыка.
-Все загадки отгадали – к морю Желаний попали.
Море желаний |
-Это море необыкновенное. Около него сбываются желания. Представьте, что около него очутилась старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С Пушкина. Что бы она попросила? Найдите ответ в сказке. ( Выборочное чтение.)
-Что хотел иметь в саду Золотой Хохолок? Нарисуйте эти предметы на доске.
-Коль мы попали к морю Желаний, давайте пожелаем, чтобы Ваня очнулся ото сна и вместе скажем:
Ваня, приходи!
К новой сказке нас веди!
Звучит голос Вани:
Все испытания прошли,
И мне, друзья, вы помогли.
Спасибо вам!
- Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие, понравилось ли оно вам?
Домашнее задание.
-Перечитать полюбившиеся сказки первого раздела.
На выполнение работы отводится 10 минут урока. Каждый ученик получает карточку- индивидуальный печатный вариант.
Р а з д е л I.
Фамилия, имя ученика
Дата
1.Кому принадлежат слова взятые в название раздела?
2.Обведите в кружок название русской народной сказки;
- «Царь – девица»;
- «Мороз Иванович»;
- «Серебряное копытце»;
3. Соедините линией название сказки и ее автора.
А.Пушкин «Серебряное копытце»
П.Бажов «Конек - горбунок»
П.Ершов «Сказка о рыбаке и рыбке».
4.Что такое зачин? Обведите значение слова в кружок.
- конец сказки;
- главная мысль сказки;
- начало сказки.
5.Объясните значения устаревших слов.
Очи -…
Кликать -…
Балаган -…
Соглядать-…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некрылова Оксана Витальевна, учитель начальных классов. Конспект урока по математике во 2 кл. Название урока: «Путешествие по дорогам сказок» Тема: Сложение и вычитание чисел от 1 до 100
К разработке урока прилагается презентация. Это урок в нетрадиционной форе: урок-путешествие. Дети, совершая путешествие по сказкам знакомятся с нумерацией в пределах 100, совершают вычисления, решают...
"Путешествие по дорогам сказок"
Разработка урока по математике для 1 класса. Тема "Числа от 1 до 8"...
Викторина с ответами для младших школьников "Путешествие по дорогам сказок".
Данное занятие может быть полезна учителям младших классов, воспитателям группы продленного дня, педагогам дополнительного образования при изучении сказок и сказочных героев....
Игра-путешествие:" По дорогам сказок"
Обобщить знания по теме "Сказки", научить любить сказки,вызвать у детей положительные эмоции, развивать фантазию....
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной устной и письменной речи Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина.
В разработке представлен материал по творчеству и биографии А.С. Пушкина.Задания предназначены для учащихся 3 класса общеобразовательной школы,после прохождения по литературе темы- "Творчес...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» план конспект по развитию речи
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»...
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну Красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну Красивой речи"...