Конспект открытого урока "Былины"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект данного урока был составлен и опробован на учащихся, обучающихся по системе Л.В.Занкова по программе В.А.Лазаревой "Литературное чтение". Конспект удобен для пользования тем, что составлен довольно подробно и соответствует требованиям ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byliny_urok.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел «Преданья старины глубокой»
Урок №1 тема: Былина как жанр литературного творчества.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
цель: а) - закрепить знания об особенностях народной
сказки;
- познакомить учащихся с жанром былины;
- учить сопоставлять фольклорное произведение и картину
художника на одну и ту же тему;
б) - развивать умение работать с текстом;
- совершенствовать умение работать со словарём;
в) - развивать умение оценивать поступки героев литератур-
ного произведения;
- воспитывать чувство патриотизма на материале народно-
го эпоса.
оборудование: 1. Учебник В.А.Лазарева «Литературное чтение»
1 часть.
2. Репродукция картины
В.М.Васнецова «Богатыри».
3. Предметные картинки «Илья Муромец»,
«Гусляры».
4. Книги с былинами разных изданий.
5. Мультфильм «Илья Муромец и Соловей-раз-
бойник».
Конспект открытого урока
по литературному чтению
по программе В.А.Лазаревой, 3 класс.
Тема : Былина как жанр литературного творчества.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Учитель начальной школы Высшей категории
Дуркина Наталья Николаевна
Ульяновск, МБОУ СОШ №82, октябрь 2012 г.
I Обобщение знаний об особенностях народных сказок.
(в форме беседы)
Учитель: - Как назывался раздел, который мы закончили изучать?
Уч-ся: - Мы изучали народные сказки.
Учитель: - Что теперь вы знаете об особенностях этого литературного жанра?
Уч-ся: - Это очень древний жанр устного народного творчества. Он имеет свои особенности построения, набора героев, языка. В сказках описывается борьба добра со злом, где всегда побеждает добро. Герои: и люди и животные, они делятся на положительных и отрицательных. В народных сказках часто встречается разновариантность, повтор. Героям помогают волшебные предметы-помощники (клубок, зеркальце, шапка-невидимка и
т. д.). Сказки бывают о животных, бытовые, волшебные, но все сказки учат нас жизни.
P.S. Все ответы учащимися обосновываются.
Учитель: - Вы много узнали о сказках, но для продолжения изучения других жанров литературного творчества, нам надо вспомнить некоторые понятия.
(на доске)
СЮЖЕТ |
Развитие действия, последовательность событий.
ПЕРСОНАЖИ |
Герои произведения.
ИДЕЯ |
Главная мысль.
II Определение темы, целей урока и прогнозирование знаний, которые получат учащиеся на уроке.
1). Определение темы.
Учитель: - Прочитайте название следующего раздела.
(на доске)
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ |
Учитель: - О чем можно прочитать между строк?
Уч-ся: - Мы будем изучать произведения, которые были созданы очень давно.
Учитель: - Это верно. Какие слова вам об этом подсказали?
Уч-ся: - Старина глубокая.
Учитель: - А как вы понимаете слово преданья?
(Учащиеся выдвигают свои предположения).
Учитель: - О значении этого слова нам расскажет Хайретдинова Диана, она нашла сведения об этом слове к уроку из толкового словаря.
2). Самостоятельная работа с книгой. (Учащиеся читают вступительный текст к разделу, стр. 62, учебник В.А. Лазарева «Литературное чтение» 1 часть)
3). Определение целей и прогнозирование знаний.
Учитель: - Как называется литературный жанр, который мы будем изучать?
Уч-ся: - Былины. Это связано со словом было.
Учитель: - Полистайте страницы раздела и ответьте «С какими былинами мы познакомимся?». (Учащиеся называют былины, помещенные в этом разделе).
Учитель: - Вернитесь на страницу 62. Что мы узнаем, читая былины? Зачитайте ответ.
Уч-ся: - Мы узнаем про богатырей, которые оберегали русскую землю от завоевателей. О жизни предков, о важных исторических событиях, о героях нашего народа.
Учитель: - Каким словом еще называли былины?
Уч-ся: - Их называли старины.
Учитель: - Как вы думаете, каким способом дошли тексты былин до нашего времени? (Учащиеся выдвигают свою версию).
Учитель: - Теперь тексты былин мы можем прочитать в книгах, узнать из фильмов. А раньше былины рассказывали сказители. Передавались тексты былин из уст в уста.
(на доске)
Изображение сказителей с гуслями. |
Учитель: - Посмотрите, как выглядели сказители. Сопровождало их рассказы о подвигах богатырей игра на гуслях. Найдите ответ на странице 62 почему нужен был при этом музыкальный инструмент?
Уч-ся: - Былины пели неторопливо и торжественно.
Учитель: - Итак, мы уже вооружились очень нужными знаниями и тем не менее, чему мы будем учиться сегодня? Что узнаем еще?
Уч-ся:
- Читать былины.
- Узнаем о подвигах богатырей.
- Узнаем как развивается сюжетная линия в былине.
- Какие персонажи встречаются в былинах.
Учитель: - И какой жизненный опыт мы можем приобрести, изучая этот жанр?
III Работа по картине В.М. Васнецова «Богатыри» .
( и в учебниках и на доске репродукция картины)
Учитель: - Рассмотрите репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Кто уже знает их имена?
Уч-ся: - Слева - Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович, а в центре – Илья Муромец.
Учитель: - Расскажите, во что одеты богатыри?
(Учащиеся описывают одежду богатырей, используя слова, помещенные под репродукцией картины в учебнике, предварительно уточнив лексику данных слов в словаре учебника, стр. 138-141: палица, копье, кольчуга, шлем, щит, лук, колчан)
Учитель: - Что вы можете сказать об их позах?
(Учащиеся описывают позы богатырей)
Учитель: - Обратите внимание на коней. Соответствуют ли они хозяевам?
(Учащиеся отвечают на вопрос)
Учитель: - Своего коня Илья Муромец называл очень ласково: Бурушка- косматушка.
Учитель: - Какое настроение у вас создает картина?
(Учащиеся выражают свое мнение)
Физминутка.
Засиделись мы опять.
Пора косточки размять.
Встали, глубоко вздохнули,
Руки вверх все потянули.
Вправо, влево повернулись,
Наклонились и прогнулись.
Хорошо все то, что в срок.
Продолжаем мы урок.
IV Знакомство с былиной об Илье Муромце.
1). Знакомство с текстом былины.
(на доске)
ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГАТЫРЯ ИЛЬИ МУРОМЦА |
Учитель: - Посмотрите на главного героя былины.
Что необычного в нем?
(Учащиеся обращают внимание, что он очень сильный, красивый, настоящий богатырь)
Учитель: - Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
(Идет фрагмент мультфильма, продолжение действия былины читает учитель)
Учитель: - Похожа ли былина на сказку?
(Учитель обращает внимание на таблички на доске: сюжет, персонажи, идея, с которыми была работа в начале урока при закреплении знаний о народной сказке)
(Учащиеся выражают свое мнение)
2). Словарная работа.
(на доске написаны слова)
Учитель: - Все ли слова понятны?
(Объясняются слова: дородный, заколодела, лазоревы цветочки, разрывчатый, тетива, каленая стрела)
(Работа идет со словарем учебника стр. 138-141)
3). Чтение былины учащимися вслух с проговариванием вместе с учителем.
Учитель: - Обратите внимание на язык былины? Что вы заметили?
Уч-ся: - В былине много повторяющихся слов, много слов с уменьшительно-ласкательным значением.
Учитель: - Как вы думаете, для чего?
Уч-ся: - Народ любил своих богатырей.
4). Анализ прочитанного произведения.
Учитель: - Вернемся к поставленным целям урока. Что мы узнали?
Уч-ся:
- Мы познакомились с текстом былины.
- Узнали о подвиге богатыря Ильи Муромца.
- Узнали значение старинных слов.
Учитель: - Как же развивалась сюжетная линия в этой былине?
(на доске на предметных картинках составляется структура басни: зачин (куда и зачем поехал богатырь), бой у города Чернигова, битва с Соловьем-разбойником)
(Далее учитель рассказывает какова концовка былины, т. к. в учебнике былина дается в сокращении и концовки нет)
Учитель: - Найдите в тексте описание великой силы, с которой сразился Илья Муромец у города Чернигова. Найдите описание силы Соловья-разбойника.
(Учащиеся зачитывают отрывки из былины)
Учитель: - Что же помогло Илье Муромцу одержать победу?
(Учащиеся выражают свое мнение)
Учитель: - Да, только любовь к своей Родине дает человеку такие силы.
Учитель: - Какими же чертами характера обладал Илья Муромец?
(Учащиеся дают характеристику главного героя)
Учитель: - Какой жизненный опыт мальчики могут извлечь из этой былинной истории?
(В ответах учащихся должны выделиться слова: смелый, бесстрашный, отважный, человек любящий свою землю и в трудный час умеющий постоять за нее)
V Итог урока.
Учитель: - Сегодня мы только начали изучение жанра былины, но уже многое узнали. Попробуйте вставить слова в предложение.
(Предложение записано на доске)
В былине описываются события … , но идея ее и сегодня … .
Учитель: У каждого из вас на парте лежит листок с пословицами. Подберите наиболее подходящую к главной мысли былины.
Пословицы:
- Всякому мила родная сторона.
- Кто где родится, там и пригодится.
- Для отчизны не жаль и жизни.
- За Родину, за честь – хоть голову снесть.
- Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
VI Рефлексия.
На индивидуальных листочках вставьте слова, отражающие вашу деятельность на уроке.
Я хотел бы … Мне урок … , потому что … . |
СЮЖЕТ
ИДЕЯ
ПЕРСОНАЖИ
ПРЕДАНЬЯ
СТАРИНЫ
ГЛУБОКОЙ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий» ...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»
Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...