С.Васильев «Белая берёза».(3 класс)
материал по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: С.Васильев «Белая берёза».(3 класс)
- Цель: 1.познакомить детей с произведением Сергея Васильева «Белая берёза»,систематизировать знания учащихся о нашей Родине, её героическом прошлом, познакомить с символом России – берёзой, расширить знания об этом растении, совершенствовать навыки грамотного выразительного чтения;
- развивать внимание, память, речь, мышление, навыки выразительного чтения;
- воспитывать бережное отношение к природе ,любовь к Родине, уважение к её героическому прошлому.
Оборудование:презентация.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Проверка домашнего задания.
-С творчеством какого писателя мы знакомились на прошлом уроке?
*Борис Владимирович Заходер - известный писатель. В детстве был хорошим мальчиком, не дрался, не ссорился с товарищами, очень много читал, любил животных, не задумываясь бросался на защиту совершенно незнакомой кошки.
-Над каким произведением работали на прошлом уроке?
-Что было задано на дом?
*выразительное чтение стихотворения «Товарищам детям».
3.Речевая разминка.(слайд №1)Самоопределение к деятельности.
В платье белом девушка стоит,
И народ её благодарит
За её печальную красу,
За её зелёную косу.
- Прочитайте про себя.
- Что прочитали? (загадку)
-Так что это? (берёза)
-Прочитайте с вопросительной интонацией, сердито.
-Прочитайте выразительно.
-Что знаете о данном дереве?
*подготовленный ученик(слайд № 2 - берёза)
- В среднем берёза живёт около 150 лет, достигает высоты 20-25 метров. Кора молодой берёзы тёмная. Существуют виды с желтоватой, коричневой, чёрной корой. Всего насчитывают около 65 видов берёз. А карликовая берёза растёт даже на севере (высота её 60-70 см). Если в коробе из коры берёзы хранить сметану или масло, то эти продукты надолго останутся свежими.
*учитель
-Берёза испокон веков является символом нашей Родины. Когда великий русский композитор М. И. Глинка (слайд №3 - портгет Глинки)возвращался на Родину, то переехав границу он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился берёзе, как символу России. (слайд №4-берёза)
- Известно, что в жарких странах это дерево не растёт, ни в одной стране нет такого количества берёз, как у нас. Со времён глухой старины вошли они в нашу жизнь. Мила она русскому человеку: берёза и в песнях, ив загадках, ив сказках.
-Как вы думаете , о чём будет произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться?
-Откройте учебники на стр.122.
-Как называется произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться?(слайд № 5 – название произведения)
-Правильны наши предположения?
-Кто написал данное произведение?
(слайд №6-портрет Сергея Васильева)
4.Работа по теме.
1)О писателе.
*о писателе
Сергей Александрович Васильев родился 17 июля 1911 года в Кургане. После окончания школы-семилетки в 1927 году он переехал к сестре в Москву, где стал учиться актёрскому мастерству в Центральном Доме искусств имени Поленова. Одновременно работая санитаром, сторожем, истопником в больнице, а позднее рабочим на ситценабивной фабрике.
В 1931 году Сергей Александрович увлёкся литературой – сочинял стихи.. В газетах и журналах стали печататься его отдельные стихотворения.
В 1941 году Васильев ушёл добровольцем на фронт. Сначала бойцом народного ополчения, а затем в качестве армейского поэта и военного корреспондента он воевал в Подмосковье, участвовал в освобождении Украины и Крыма, вместе с частями 1-го Украинского фронта вошёл через Польшу в Германию.
Многие произведения поэта связаны с его малой родиной, с зауральской природой.
Умер Сергей Александрович 2 июля 1975 года в Москве.
*показ книг
-На стихотворение Сергея Васильева «Белая берёза» была написана музыка, получилась песня, которую мы сейчас и прослушаем.
2)Прослушивание песни.
*прослушивание песни «Белая берёза»
3)Первичное восприятие.
-Что прослушали?
-Кто написал слова к данной песне?
-О чём это произведение?
-Какие чувства вызывает данное произведение? Почему?
-Ребята, посмотрите на экран.(слайд № 7- появляется : 22 июня, 4 часа, 1941 год)
*звучит песня «Вставай страна огромная…»,под песню рассказываю
-Что это за дата?
-Что знаете о данной войне?
(слайды № 8 – 9-кадры военных событий)
- 22 июня , в 4 часа утра, 1941 года началась самая страшная война в истории человечества- ВОВ. Борьба против фашистских захватчиков длилась 1418 дней и закончилась победой советского народа, но унесла миллионы человеческих жизней…Горели деревни, города, леса, гибла природа. Фашисты не щадили никого.
4)Чтение хорошо читающими учащимися.
*работа в парах (на партах листы со значениями слов)
-В стихотворении встретятся слова, найдите их значения.(слайд № 10 – словарная работа)
осколок – отколовшийся кусок
заря – яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца
студёный – очень холодный
изувеченный – получивший сильную рану
грохотали –сильный шум с раскатами
порох – взрывчатое вещество для изготовления зарядов огнестрельного оружия
угроза –запугивание, обещание причинить кому-нибудь зло
5)Беседа по содержанию.
-От какого лица ведётся рассказ? Докажите.
-Что случилось с берёзой?
-С чем сравнивает сок автор? Почему?
-Когда это происходило?
-Погибла ли берёза? Докажите.
6)Чтение про себя.
7)Беседа с выборочным чтением.
-О чём рассказывает автор: о войне, о берёзе или о Родине?
- Берёза – олицетворение родной земли, отечества, Родины. Это любимое родное деревцо России и рассказ в стихах поэта Сергея Васильева о берёзе – это рассказ о судьбе нашей Родины, нашего народа.
- Как о человеке: ранило берёзу; сок, как слёзы; изувеченная кора; спасли берёзу. Спасли один из уголков Земли!
- Прочитайте последние 2 строчки стихотворения.
- «Родную русскую берёзу в обиду больше не дадим.» (Слайд № 11-берёза со словами…)
- Как понимаете эти слова?
-Так какова главная мысль данного стихотворения?
8)Работа над выразительным чтением.
9)Выразительное чтение.
5.Рефлексия._
-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
-За что вы похвалили бы себя?
-Что у вас особенно получилось?
6.Итог.
-С каким произведением вы сегодня познакомились?
-Кто автор?
-Что понравилось на уроке?
-Что не понравилось на уроке?
*оценивание детей
7.Домашнее задание.
-Стр.122, читать выразительно, по желанию наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-экологический праздник"Берёза, белая берёза"
Литературно-экологический праздник "Берёза, белая берёза" может быть проведен в 4 классе как внеклассное мероприятие по литературному чтению и окружающему миру....
Белая берёза С.Васильев
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс "Белая берёза" С.Васильев...
Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"
Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"...
Конспект урока литературного чтения с элементами театрализации во 2 классе "С. Васильев "Белая береза"
Конспект урока литературного чтения с элементами театрализации во 2 классе "С. Васильев "Белая береза"...
Конспект урока литературного чтения С. Васильев «Белая берёза» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением «Белая берёза»; совершенствование навыка осознанного и выразительного чтения; раз...
Рабочий лист "Белая берёза" С. Васильев
Рабочий лист по литературному чтению 2 класс....
Конспект урока литературного чтения С. Васильев «Белая берёза» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением «Белая берёза»; совершенствование навыка осознанного и выразительного чтения...