С.Васильев «Белая берёза».(3 класс)
материал по чтению (4 класс) на тему

Рогозина Ирина Викторовна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: С.Васильев «Белая берёза».(3 класс)

  1. Цель: 1.познакомить детей с произведением Сергея Васильева «Белая берёза»,систематизировать знания учащихся о нашей Родине, её героическом прошлом, познакомить с символом России – берёзой, расширить знания об этом растении, совершенствовать навыки грамотного выразительного чтения;
  2.  развивать внимание, память, речь, мышление, навыки выразительного чтения;
  3. воспитывать бережное отношение к природе ,любовь к Родине, уважение к её героическому прошлому.

Оборудование:презентация.

                                          Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Проверка домашнего задания.

-С творчеством какого писателя мы знакомились на прошлом уроке?

*Борис Владимирович Заходер  - известный писатель. В детстве был хорошим мальчиком, не дрался, не ссорился с товарищами, очень много читал, любил животных, не задумываясь бросался на защиту совершенно незнакомой кошки.

-Над каким произведением работали на прошлом уроке?

-Что было задано на дом?

*выразительное чтение стихотворения «Товарищам детям».

3.Речевая разминка.(слайд №1)Самоопределение к деятельности.

В платье белом девушка стоит,

И народ её благодарит

За её печальную красу,

За её зелёную косу.

- Прочитайте  про себя.

- Что прочитали? (загадку)

-Так что это? (берёза)

-Прочитайте с вопросительной интонацией, сердито.

-Прочитайте выразительно.

-Что знаете о данном дереве?

*подготовленный ученик(слайд № 2 - берёза)

- В среднем берёза живёт около 150 лет, достигает высоты 20-25 метров. Кора молодой берёзы тёмная. Существуют виды с желтоватой, коричневой, чёрной корой. Всего насчитывают около 65 видов берёз. А карликовая берёза растёт даже на севере (высота её 60-70 см). Если в коробе  из коры берёзы хранить сметану или масло, то эти продукты надолго останутся свежими.

*учитель

-Берёза испокон веков является символом нашей Родины. Когда великий русский композитор  М. И. Глинка (слайд №3 - портгет Глинки)возвращался на Родину, то переехав границу он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился берёзе, как символу России. (слайд №4-берёза)

- Известно, что в жарких странах это дерево не растёт, ни в одной стране нет такого количества берёз, как у нас. Со времён глухой старины вошли они в нашу жизнь. Мила она русскому человеку: берёза и в песнях, ив загадках, ив сказках.

-Как вы думаете , о чём будет произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться?

-Откройте учебники на стр.122.

-Как называется произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться?(слайд № 5 – название произведения)

-Правильны наши предположения?

-Кто написал данное произведение?

(слайд №6-портрет Сергея Васильева)

4.Работа по теме.

1)О писателе.

*о писателе

Сергей Александрович Васильев родился 17 июля 1911 года в Кургане. После окончания школы-семилетки в 1927 году он переехал к сестре в Москву, где стал учиться актёрскому мастерству в Центральном  Доме искусств имени Поленова.  Одновременно работая санитаром, сторожем, истопником в больнице, а позднее рабочим на ситценабивной фабрике.

В 1931 году Сергей Александрович увлёкся литературой – сочинял стихи.. В газетах и журналах стали печататься его отдельные стихотворения.

В 1941 году Васильев ушёл добровольцем на фронт. Сначала бойцом народного ополчения, а затем в качестве армейского поэта и военного корреспондента он воевал в Подмосковье, участвовал в освобождении Украины и Крыма, вместе с частями 1-го Украинского фронта вошёл через Польшу в Германию.

Многие произведения поэта связаны с его малой родиной, с зауральской природой.

Умер Сергей Александрович 2 июля 1975 года в Москве.

*показ книг

-На стихотворение Сергея Васильева «Белая берёза» была написана музыка, получилась песня, которую мы сейчас и прослушаем.

2)Прослушивание песни.

*прослушивание песни «Белая берёза»

3)Первичное восприятие.

-Что прослушали?

-Кто написал слова к данной песне?

-О чём это произведение?

-Какие чувства вызывает данное произведение? Почему?

-Ребята,  посмотрите на экран.(слайд № 7- появляется : 22 июня, 4 часа, 1941 год)

*звучит песня «Вставай страна огромная…»,под песню рассказываю

-Что это за дата?

-Что знаете о данной войне?

(слайды № 8 – 9-кадры военных событий)

- 22 июня , в 4 часа утра, 1941 года началась самая страшная война в истории человечества- ВОВ. Борьба против фашистских захватчиков длилась 1418 дней и закончилась победой советского народа, но унесла миллионы человеческих жизней…Горели деревни, города, леса, гибла природа. Фашисты не щадили никого.

4)Чтение хорошо читающими учащимися.

*работа в парах (на партах листы со значениями слов)

-В стихотворении встретятся слова, найдите их значения.(слайд № 10 – словарная работа)

осколок – отколовшийся кусок

заря – яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца

студёный – очень холодный

изувеченный – получивший сильную рану

грохотали –сильный шум с раскатами

порох – взрывчатое вещество для изготовления зарядов огнестрельного оружия

угроза –запугивание, обещание причинить кому-нибудь зло

5)Беседа по содержанию.

-От какого лица ведётся рассказ? Докажите.

-Что случилось с берёзой?

-С чем сравнивает сок автор? Почему?

-Когда это происходило?

-Погибла ли берёза? Докажите.

6)Чтение про себя.

7)Беседа с выборочным чтением.

-О чём рассказывает автор: о войне, о берёзе или о Родине?

- Берёза – олицетворение родной земли, отечества, Родины. Это любимое родное деревцо России и рассказ в стихах поэта Сергея Васильева о берёзе – это рассказ о судьбе нашей Родины, нашего народа.

- Как о человеке: ранило берёзу; сок, как слёзы; изувеченная кора; спасли берёзу. Спасли один из уголков Земли!

- Прочитайте последние 2 строчки стихотворения.

- «Родную русскую берёзу в обиду больше не дадим.» (Слайд № 11-берёза со словами…)

- Как понимаете эти слова?

-Так какова главная мысль данного стихотворения?

8)Работа над выразительным чтением.

9)Выразительное чтение.

5.Рефлексия._

-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось?

6.Итог.

-С каким произведением вы сегодня познакомились?

-Кто автор?

-Что понравилось на уроке?

-Что не понравилось на уроке?

*оценивание детей

7.Домашнее задание.

-Стр.122, читать выразительно, по желанию наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-экологический праздник"Берёза, белая берёза"

Литературно-экологический праздник "Берёза, белая берёза" может быть проведен в 4 классе как внеклассное мероприятие по литературному чтению и окружающему миру....

Белая берёза С.Васильев

Презентация к уроку литературного чтения  2 класс "Белая берёза" С.Васильев...

Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"

Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"...

Конспект урока литературного чтения с элементами театрализации во 2 классе "С. Васильев "Белая береза"

Конспект урока литературного чтения с элементами театрализации во 2 классе "С. Васильев "Белая береза"...

Конспект урока литературного чтения С. Васильев «Белая берёза» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением «Белая берёза»; совершенствование навыка осознанного и выразительного чтения; раз...

Рабочий лист "Белая берёза" С. Васильев

Рабочий лист по литературному чтению 2 класс....

Конспект урока литературного чтения С. Васильев «Белая берёза» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением «Белая берёза»; совершенствование навыка осознанного и выразительного чтения...