Здравствуй, Зимушка-зима!
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по литературному чтению. Мероприятие включает в себя чтение детьми стихотворений о зиме, игровые моменты, информацию из истории названия зимних месяцев, песни, сценку. Этот материал можно использовать в 1-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdravstvuy_zimushka_zima.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное мероприятие «Зимушка-зима!»
Цель : обобщить и расширить знания учащихся по теме «Зима»;
наблюдать красоту природы и её сезонные изменения;
развивать интерес к зимним явлениям неживой природы;
развивать мышление, воображение детей, артистические способности, совершенствовать навыки выразительности речи;
способствовать сплочению детского коллектива;
воспитывать любовь к родной природе, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Здравствуй, Зимушка-зима»; выставка рисунков «Здравствуй, Зимушка-зима»; костюмы Зимних месяцев.
Ход мероприятия
Учитель: В мягких беленьких сапожках
Подошла зима к окошку.
Постучала: "Вот и я!
Вы скучали без меня?
Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов и они писали о ней замечательные стихи. Каждый год, принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов.
На уроках окружающего мира мы говорили об основных приметах зимы: низкая температура, водоемы покрылись льдом, люди одеваются в зимнюю одежду. Но, самое главное, вместо скучного затяжного дождя, падает снег. Словно белые мушки падают с небесных высот на землю снежинки…
Ученик:
Н.Некрасов «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Учитель: Зима – это свежий морозный воздух и волшебное убранство природы. А еще это время веселых катаний с горки на санках, задорной игры в снежки, возможность слепить снеговика или снежную крепость,
Песня «Пришла зима»
Вот и промчалась осень золотая,
И мы о ней с улыбкой вспоминаем.
Уже висят на окнах домики-кормушки,
И смотрим мы в окно на птиц, как на игрушки.
Припев:
А снег летает, снег летает пухом белым,
Мы им любуемся таким совсем несмелым.
А снег на землю пухом медленно ложится,
И серебрится, серебрится, серебрится.
Опять кататься будем мы на санках,
В пуховиках ходить и в теплых шапках.
Играть в снежки с подружкой лучшею Аленкой,
И хоровод водить под новогодней елкой.
Припев.
Ученик:
Зимушка-зима
Снег ложится на дома,
Речка льдом покрылась.
Это зимушка-зима
В гости к нам явилась.
Как нам зиму не любить:
Выйдем на прогулку,
Бабу снежную лепить
Будем в переулке.
Будем мы играть в снежки
Там, где снег глубокий.
Побежим вперегонки,
Разгорятся щёки.
Как на санках да с горы
Полетим проворно,
Смех весёлой детворы
Зазвенит задорно.
(Ю.Никонова)
Учитель: Мы с вами каждый день гуляем на улице, помните, когда был липкий снег кого вы слепили? ( Ответ детей – Снеговика.
Одна из главных зимних забав, знакомая всем с детства, - это лепка снеговика. Откуда же пришла к нам эта традиция? По одной из версий, она была связана с верованиями древних славян о существовании духов, управляющих облаками, туманами и снегами - небесных девиц, живущих в воздухе. Именно в честь них наши предки стали лепить снежных баб. Шло время, и, изменив, но, не утратив вовсе первоначального смысла, снежные бабы превратились в мужчин - снеговиков, символизирующих духа зимы, к которому взывали о помощи, просили о том, чтоб отступили сильные морозы. А метла в руках снеговика - некий символ его власти, который также связывают с тем, что метлой снеговик разгонял злых духов, не давая им проникнуть в дом, возле которого его слепили. Однако есть и другая версия происхождения снеговика, по которой он ассоциировался с неким злым и могущественным существом, кем-то вроде снежного человека. В древности наши предки боялись его и лепили идолов-снеговиков и приносили им дары, чтобы он не украл их детей.
Сценка
Снежный дед
Мы скатали вчетвером
Кособокий снежный ком,
А потом второй слепили
И на первый посадили.
Третий ком сел на второй,
Стал он круглой головой.
Снежный дед стоит готовый
Всем ребятам напоказ.
Вдруг спросил трёхлетний Вова
— Почему же он без глаз?
Закричала звонко Ната:
— Надо дать ему лопату
И приделать красный нос,
Чтоб он стал, как Дед Мороз.
Вслед за ней сказала Света:
— Даже рук у дедки нету!
Как без рук — хочу я знать —
Сможет он лопату взять?
И помчались Ната с Вовой
За лопатой и морковкой,
А Светлана без числа
Угольков нам принесла:
— Выбирайте покрупнее,
Покруглей да почерней!
Бойко глянул дед глазастый.
И кричим ему мы:
— Здравствуй! Не беда, что ты кривой,
Ты теперь совсем живой!
(Ю.Никонова)
Ученик:
Полярники
Снежок пушистый кружится,
Сверкает льдом ручей,
И стала наша улица
Нарядней и светлей.
Глядят свежо и весело
Берёзки и дома.
Пушистый мех развесила
На ёлочке зима.
С утра мы горку полили
Студёною водой,
Два домика построили
И полюс ледяной.
Придёт сюда медведица
И увалень-медведь,
И станет зло метелица
Над полюсом реветь.
А мы не испугаемся
Ни ветра, ни зимы:
Не зря ведь называемся
Полярниками мы.
(А.Марков)
Ученик:
Солнце, не спеши!
До чего же мне салазки
Сделал скользкие
Мой дед!
В них с горы лечу, как в сказке,
И меня быстрее нет.
Удержать меня попробуй!..
Путь-дорога далека,
С лёта я беру сугробы,
Словно крепости врага.
Эй, тачанка,
Все преграды
Ты сегодня взять должна!
Сторонитесь-ка, ребята, —
Не сдержать мне скакуна.
Солнце, погоди садиться,
Не скрывайся за леском!
Хочешь тоже прокатиться?
Сядь со мной — быстрее птицы
Мы помчимся с ветерком.
Только не смотри так строго,
Не спеши за край земли
И ещё хоть на немного
Мой счастливый день продли!
Учитель: А сейчас мы с вами исполним песню Из к/ф «Чародеи» «Три белых коня»
Остыли реки, и земля остыла,
И чуть нахохлились дома.
Это в городе тепло и сыро,
Это в городе тепло и сыро,
А за городом - зима, зима, зима
Припев:
И уносят меня, и уносят меня
В звенящую светлую даль
Три белых коня, три белых коня -
Декабрь, и январь, и февраль.
Зима раскрыла снежные объятья
И до весны все дремлет тут.
Только елки в треугольных платьях,
Только елки в треугольных платьях,
Мне навстречу все бегут, бегут, бегут.
Припев.
Остыли реки, и земля остыла,
Но я замерзнуть не боюсь.
Это в городе мне грустно было,
Это в городе мне грустно было,
А за городом - смесь, смеюсь, смеюсь.
Припев.
Учитель: -Да, зима к нам пришла и вместе с ней пришли к нам три ее брата – три зимних месяца.
Ученик:
Первый месяц зимы – декабрь.
В древнеримском календаре декабрь по счету был десятым, за что и получил название december, происходящее от латинского числительного десять. Этот месяц во многом примечателен. День зимнего солнцестояния, приходящийся на 22 декабря, – самый короткий день в году. Природа в этом месяце завершала свое постепенное замирание, начатое еще в начале осени. У наших пращуров он назывался "студень", или "студный" - от стужи и морозов, обыкновенных в ту пору.
Ученик:
Второй месяц зимы - январь.
В старину на Руси январь называли "сечень", так как он рассекает или делит зиму на две половины, древние римляне назвали этот месяц в честь Януса - бога Солнца и света - январем.
Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое - молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на пальцах левой - 65. Получилось 365 - это количество дней в году.
Месяц январь - зиме государь.
Ученик:
Третий месяц зимы – февраль Он же - второй месяц в году.
Латинское название «февруарий» пришло к нам из Византии. Самый короткий месяц года - 28 дней, в високосный год - 29. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
«Лютень» — древнерусское название февраля. Этот завершающий месяц зимы в некоторые годы бывает очень суровым и по лютости не уступает даже месяцу январю. «Февраль днями обижен, потому и злой» — гласит поговорка. За обилие снегопадов и метелей его называли также ветродуй, «снежень».
Не даром говориться Мороз и метели под февраль налетели.
А для второй половины февраля больше всего подходит еще одно его прозвище — «бокогрей» говорит о скором конце зимы: скотина выходит на теплое солнце погреть бока.
Месяц февраль — канун весны. Как февраль, ни злись, как ты, март, не хмурься, а весною пахнет.
Учитель: Порою за красотой зимней природы в эти холодные зимние дни мы забываем о маленьких жителях города…
Ученик:
А. Яшин «Покормите птиц зимой…»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Учитель: Очень важно, друзья. В зимнюю пору подкармливать наших птичек – наших помощников в борьбе с вредителями растений. С нашими прекрасными носителями природных чистых звуков музыки, пения.
Учитель: Игра «Доскажи словечко»
Не только стихов и песен много о зиме. Известно много пословиц и поговорок, загадок. Я буду читать пословицы, а вы должны отгадать окончание.
Береги нос в большой... (мороз).
В зимний холод всякий... (молод).
Зима без снега, лето без... (хлеба).
Мороз невелик, да стоять... (не велит)
Много снега, много (хлеба)
Учитель: Жаль, что так быстро летит зима! Посудите сами – в декабре мы готовимся встречать Новый Год и, встретив его, празднуем до Крещенья. После 19 января мы долго вспоминаем рождественские каникулы и начинаем понемногу включаться в работу, а там и проводы Зимы – Масленица.
Спасибо зиме за то, что она у нас есть. Трудно представить «Кабы не было зимы»
Песня из м/ф «Зима в Простоквашино»
Слова Успенский Э.
Музыка Крылатов Е.
Кабы не было зимы
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Этих дней веселых.
Не кружила б малышня
Возле снежной бабы,
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы...
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы не было зимы,
В этом нет секрета -
От жары б увяли мы,
Надоело б лето.
Не пришла бы к нам метель
На денек хотя бы.
И снегирь не сел на ель,
Кабы, кабы, кабы...
И снегирь не сел на ель,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы не было зимы,
А все время лето,
Мы б не знали кутерьмы
Новогодней этой.
Не спешил бы Дед Мороз
К нам через ухабы,
Лед на речке не замерз,
Кабы, кабы, кабы...
Лед на речке не замерз,
Кабы, кабы, кабы...
Учитель: А теперь проверим, как вы отгадываете загадки.
Загадки:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима)
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый... (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)
Подышал он на окно —
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берез
Инеем укрыл... (мороз)
Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы... (вьюга)
Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние... (метели)
Жарким летом на плоту
По волнам я проплыву.
А зимой не нужен плот —
Превратились волны в... (лед)
Зимой на ветках яблоки.
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки:
Ведь это - ... (снегири)
Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны... (снежки)
Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мерзли ручки.
Сохранят тепло сестрички —
Шерстяные... (рукавички)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец... (сосулька)
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает... (снеговик)
Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется... (кормушка)
Два стальных блестящих братца
По катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки.
Что за братики? (Коньки)
Песня
ПРИШЛА ВЕСЕЛАЯ ЗИМА Слова В. Коркина.
Пришла веселая зима!
Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!
Примерзло солнышко ко льду,
Я на каток с утра иду.
И щиплет больно нос
Сердитый Дед Мороз. -
Примерзло солнышко ко льду,
Снежки стремительно летят -
Никто не трусит из ребят.
И вспыхнул жаркий бой,
Хоть мы друзья с тобой.
Снежки стремительно летят.
Пришла веселая зима -
Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань.
Коньки скорей достань.
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!
Вот и подошёл к концу наш литературный вечер!. Зимушка-зима порадует вас на детской площадке, на горке. Она еще долго будет радовать нас лыжами, коньками, новогодними подарками, зимними забавами. Вот и подошёл к концу наш праздничный вечер! Я желаю вам, ребята, удачи во всех делах и исполнения ваших самых заветных желаний! До новых встреч!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здравствуй, зимушка-зима!
На утреннике дети читают стихи о зиме, поют песни, частушки, играют в игы, отгадывают загадки, вырезают снежинки, радуются приходу зимы....
Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"
Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....
мероприятие Здравствуй Зимушка-зима!
Цель:формировать навыки поведения при выступление на сцене,навыки выразительного чтения,развивать внимание,память,мышление,координацию движения....
внекласное мероприятие" здравствуй, зимушка, зима"
Мероприятие проходит в игровой увлекательной форме. Много познавательного и интересного материала. Ученики приобщаются к музыке,к чтению книг, к бережному отношению к природе....
Внеклассное мероприятие " Здравствуй, Зимушка- зима!"
Мероприятие проводится с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальныхспособностей обучающихся. Возбуждает у ученика стремление к новым знаниям, любопытно...
Презентация к внеклассному мероприятию " Здравствуй, Зимушка-зима"
Использование ИКТ позволяет провести мероприятие более красочно и интересно....
Внеклассное мероприятие в 3 классе «Час поэзии. Здравствуй, Зимушка - зима»
Цели и задачи: познакомить учащихся с творчеством русских поэтов, научить чувствовать и понимать поэтические образы, наблюдать красоту природы и её сезонные изменения, воспитывать чувство ...