Формирование интереса к чтению
статья по чтению (1 класс) на тему
Формирование интереса к чтению, потребности в нем – едва ли не главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы.
Ведь познавательное чтение – это способность, которая в дальнейшем процессе познавательного развития, личностного становления трудовой и творческой деятельности человека играет исключительную роль. Она становится личностным приобретением, имеет свой мотивационный источник.
Познавательное чтение помогает человеку проявлять выборочный интерес к печатной информации, уметь извлекать из нее нужные знания, решать жизненные, деловые, познавательные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование чтения | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ратушняк Лариса Александровна
(учитель начальных классов
МКУ СОШ № 9
Г. Нижнеудинск
Иркутская область)
Одним из самых важных и трудных моментов в процессе стимуляции ребёнка к учёбе является формирование мотива.
Ш.А. Амонашвили говорил: «Мотивация – великая сила, способная превратить самого безнадёжного двоечника в круглого отличника».
Организуя свои уроки, стремлюсь так управлять деятельностью учеников, чтобы обязательно каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Ведь успех в учебе – это самое главное условие становления личности человека.
Я хочу рассказать о познавательном чтении.
Формирование интереса к чтению, потребности в нем – едва ли не главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы.
Ведь познавательное чтение – это способность, которая в дальнейшем процессе познавательного развития, личностного становления трудовой и творческой деятельности человека играет исключительную роль. Она становится личностным приобретением, имеет свой мотивационный источник.
Познавательное чтение помогает человеку проявлять выборочный интерес к печатной информации, уметь извлекать из нее нужные знания, решать жизненные, деловые, познавательные задачи.
Я по-новому стала проводить уроки литературного чтения.
На каждом уроке я провожу минутку свободного чтения. Дети приносят в класс свои любимые книги, которые читают. Каждый раскрывает свою книгу и погружается в чтение. А на перемене часто обмениваются мнением о прочитанном.
Ребята любят читать «на время», подсчитывать свои результаты, затем записывать в читательский дневник.
Обучаю детей искусству слушать литературное произведение. Раз в неделю провожу уроки-слушания. Ведь умение слушать позволит ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях (добре и зле). Начинаю урок с того, что читаю выразительно произведение. Далее работаем с произведением: определяем тему, называем автора и название, обсуждаем содержание произведения. Моделируем обложку произведения. Выполняем самостоятельную работу: находим прослушанное произведение в книге; представляем события и героев в игровой форме; рисуем иллюстрацию; делимся впечатлениями; упражняемся в чтении.
Дети очень любят уроки-сказки.
Они требуют большой подготовительной работы. Учебный материал сливается в воображении учеников со сказочным образом, оставаясь надолго в их памяти. Такие уроки позволяют ребенку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, страстно желают победы добра над злом, учатся различать разницу «что такое хорошо и что такое плохо».
Сказка – это жанр художественного творчества, на ее примере дети учатся анализировать художественное произведение; познают то, что хотел сказать нашим читателям автор.
Как же я строю такие уроки. Подбираю сказочный сюжет. Прежде всего, стараюсь создать атмосферу праздника. К уроку готовятся яркие картинки, несложные костюмы, осуществляется тесная связь с фольклорным наследием народа, используется музыкальное сопровождение, придумываю развивающие задания творческого характера, дети помогают герою преодолевать препятствия. Обязательно делаю сюрприз детям, в гости приходит герой сказки, обычно эту роль играют родители. Это придает особый шарм, снимает усталость. Ведь в классе сидит настоящий герой сказки, он интересуется всем, что происходит в классе, задает вопросы и заставляет задумываться о самом себе, о своем отношении к людям, действительности.
Провожу уроки-утренники художественного произведения. Каждый ребенок учит какое-нибудь понравившееся ему стихотворение или отрывок из художественного произведения, переписывает его к себе в читательскую тетрадь, рядом рисует рисунок к этому произведению. Затем на таком уроке ребята выходят по порядку, объясняют, кто написал это произведение, почему оно ему понравилось и читают выразительно.
Особое место занимают уроки-проекты. Такие уроки я посвящаю чтению эмоциональных и философских произведений, которые оказывают сильное впечатление на детей, так как впечатление – это очень серьезное дело в воспитании детей. Это воспитание чувства сопереживания, сорадости, гордости. Для этого я беру такие произведения как Морис Метерлинг «Синяя птица», Аркадий Гайдар «Тимур и его команда» и т.д.
Лучше всего получаются комплексные коллективные работы, направленные на решение конкретных проблем с участием учеников всего класса. Например, уроки-проекты «Кто такая Баба Яга?», «Девица- Загадушка», «В поисках Птицы Счастья», «Беру пример с героев сказок» и т.д.
Как я провожу такие уроки:
Ребята четко формулируют цель своего исследования, указывают проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, распределение заданий. Все ученики читают одну и ту же книгу. Или подбирают материал по определенной теме.
Пишут о своих впечатлениях прочитанного. Кто хочет – пишет продолжение сказки или рассказа.
Дети и их родители рисуют картинки по содержанию произведения, плакаты с мудрыми изречениями из произведений.
Пишем сочинения по произведению; сочиняем свои сказки, рассказы, басни, стихи.
Несколько человек готовят доклады.
Итогом работы над проектом является урок. Выбирается ученик, который руководит уроком-проектом, на котором подводятся итоги проделанной нами работы. Руководитель урока предоставляет слово докладчикам, проводится инсценирование и чтение отрывков, предоставляет слово желающим высказаться, следит за регламентом.
Мы участвуем в работе авторского коллектива класса по созданию «учебников»: «Задачник-первоклассник» ( дети сочиняли задачки по математике); «Басни собственного сочинения» ( после прохождения темы «Басни Эзопа» ребята сочиняли свои басни); «Хокку о природе» ( после изучения японских лирических стихотворений-трехстиший дети сочинили свои и оформили книжечку-учебник.) Создание этих сборников является конечным результатом проекта.
Мои ребята очень любят творческие пересказы: от главного лица, от имени какого-то героя, пересказы-описания героев; пересказы с цитатами из текста; пересказывание по ролям.
Свое выступление я хочу закончить словами Ш. Амонашвили : «Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни». Чтобы дети полюбили читать, им надо говорить о книге, как о человеке, умном, добром, умеющем дружить, помогать, радовать. Старайтесь поощрять поисковую, исследовательскую деятельность, практиковать на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов. Учите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, стихами. Предлагайте детям стать художниками своих книжек. Почаще предлагайте детям помогать вам в проведении уроков, они очень любят выступать в роли «маленьких» учителей.
Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение в гору познания для меня очень важно. Ситуация успеха особенно была важна в работе с детьми, поведение которых осложнено рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяла снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>
В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...
Педагогический проект «Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »
СодержаниеОбоснование необходимости проекта Цель и задачи проекта Основное содержание проекта Принципы, лежащие в основе педагогического проекта Основные формы и методы реализации ...
«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»
«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»...
Работа по самообразованию "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"
Работа по самообразованию воспитателя гпд "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"...
« Формирование интереса к чтению у школьников с ДЦП»
Литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формир...
Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.
Формирование интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием и способами деятельности; формирование цен...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНУЮ ИГРУ И ТВОРЧЕСТВО
Г. Н. КОЗЛОВАФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНУЮ ИГРУ И ТВОРЧЕСТВОВ знаменитой книге В.А.Сухомлинского: «Сердце отдаю детям» есть глава, в которой великий педагог пишет: «Уче...